Прочитал тут письмо секретаря Общественной палаты РФ
Валерия Фадеева коллегам из региональных общественных палат. Им
предлагается в 2019 году в своей работе особенно обратить внимание на
проблему социального неравенства, имущественного расслоения и бедности.
«Ключевым фактором неравенства, - говорится в письме, - является
неравенство в доходах, бедность, которая концентрируется в семьях с
детьми. 78,8% всех бедных домохозяйств - домохозяйства с детьми. Риски
бедности семей растут с увеличением числа детей и достигают максимума в
многодетных семьях - выше 70%». Показана и география бедности: «В
сельской местности проживает 52,2% всех бедных домохозяйств, в малых
городах с численностью населения до 50 тыс. человек - 17,2% (совокупно
почти 70%)».
При этом «проблемы имущественного расслоения, бедности, неравного
доступа к медицине, образованию и рабочим местам изучены недостаточно» -
если эту обтекаемую формулировку перевести на простой русский язык:
государству фактически наплевать на несправедливую разницу в уровнях
жизни. «Сегодня в России, пожалуй, нет ни одной общественной
организации, которая бы систематически изучала эту важнейшую для нашей
страны тему, продвигая её в общественной дискуссии, собирала
эмпирический материал, разрабатывала и публично озвучивала решения».
С последним утверждением я бы поспорил. Как это никто не ищет решений? А
фриганы? На днях СМИ облетела новость: «В Москве появилась карта
помоек, из которых можно поесть». Три года организация фриганов - людей,
по идейным соображениям питающихся отбросами, - составляла список мест,
куда супермаркеты выбрасывают еду с истёкшим сроком годности, и вот она
завершена! Для меня это горькая шутка, но СМИ серьёзно обсуждают
проблему: всё бы хорошо, но некоторые магазины отравляют свою
«просрочку», перед тем как выбросить в мусорные баки, - «чтобы не брали
бесплатно». Фриганы - люди подкованные, сразу определяют порченое, а вот
обычная беднота, бывает, травится. Тут же даются дельные советы:
«Главный помощник - ваш чуткий нос. Не стоит исступлённо копаться в
глубине контейнеров - вся свежая еда лежит сверху, а ниже, скорее всего,
испортилась. Желательно включать фонарик, чтобы отпугнуть крыс».
Спрашивается, а зачем вообще еду выкидывать, почему бы не отвезти в
пункты бесплатного питания? Фриганы, составившие карту, утверждают:
«Выброшенной магазинами едой можно накормить всех бездомных в Москве и
ещё останется для того, чтобы раздать нуждающимся. Одна из "элитных"
сетей регулярно выбрасывает целые упаковки деликатесов, которых наши
пенсионеры в жизни не пробовали». И тут мне вспомнилось... Лет пять назад
подрабатывал я охранником в большом круглосуточном магазине. Там было
как заведено? Продукты списываются, и пока их не выкинули, работники
магазина могли выбрать себе подходящее. Иная «просрочка» была даже
свежее некоторых дорогих продуктов на полках - тех, что с переклеенными
ярлычками. Для кассирш и продавщиц, получавших мизерную по городским
меркам зарплату, хоть какое-то подспорье. Спустя время администрация
ввела небольшую, но плату. Работница из овощного отдела (самого нижнего
ранга, терять ей было нечего) возмутилась: «Зачем "со своих" деньги
брать, если всё на выкид?» Заведующая популярно объяснила: «Халявы не
будет, тут дело принципа».
Какого принципа? Подозреваю, что сама заведующая этого не понимала, а
транслировала указание сверху - от руководства торговой сети, у которого
имелось доморощенное представление о «халяве», бедных и богатых. И эта
идеологема побеждает - её повсюду принимают как данность. Мол, у нас же
капитализм! Ну и что? Дело не в социализме или капитализме, а в том, как
мы очеловечиваем экономическую механику. С социализмом не получилось,
так давайте строить нормальную жизнь при нынешнем укладе!
Социальный регресс зашёл у нас слишком далеко. Святейший Патриарх
постоянно указывает на пугающую пропасть между бедными и богатыми,
недавно, например, высказался в поддержку льгот по выходу на пенсию для
многодетных матерей. Но роль Церкви, конечно, в другом...
В последние месяцы СМИ обращали внимание на некорректные, а то и
абсурдные высказывания чиновников. Огромное возмущение в обществе
вызвали слова руководителя департамента молодёжной политики Свердловской
области Ольги Глацких: «Вам государство вообще в принципе ничего не
должно. Вам должны ваши родители, которые вас родили. Государство их не
просило вас рожать». Эксперты в комментарии объясняют абсурдность тем,
что чиновники подчас не образованны и «далеки от народа». Да, Глацких -
бывшая гимнастка. Какой вроде бы со спортсменов спрос? Но ведь у неё
куча всяких «образований» - в МГУ получила специальность политолога, в
Финакадемии при Правительстве РФ стала менеджером, стажировалась в
Управделами Президента... А как быть с министром занятости, труда и
миграции Саратовской области Н. Соколовой? Когда ей сказали, что на 3500
рублей (размер потребительской корзины, за которую чиновница ратовала)
не прожить, она ответила: «Жить можно! Вы станете моложе, красивее и
стройнее! Макарошки всегда стоят одинаково!» Министр достаточно
образованна - 14 лет преподавала в педколледже. А в чиновниках с
зарплатой 200 тыс. руб. ходила всего несколько лет. Не могла она просто
так в одночасье «оторваться от народа»...
Нет, тут всё глубже. Пришёл человек во власть и увидел, что мир-то
устроен по-другому. Беды - с бедными, а бог - с богатыми. И принял это,
войдя в число «избранных». Ему джек-пот выпал, ну а проигравшие пусть не
вякают, у них планида такая.
Самое страшное, что у нас в стране формируется квазирелигия богатства.
Это путь в никуда. Обществу нужны ориентиры - и для нас важно, что здесь
предложит Церковь. Сообщают, что скоро у нас может появиться «первый
канонизированный миллионер». 29 декабря Синод принял решение вынести
вопрос о канонизации схимонаха Иннокентия (Сибирякова) на рассмотрение
ближайшего Архиерейского Собора. В миру богатейший иркутский
золотопромышленник, он тайно жертвовал огромные суммы на создание
учебных заведений, научные экспедиции, издание литературы и т.д. В 1894
году градоначальник фон Валь даже приказал опечатать имущество
Сибирякова и признать его недееспособным. Поводом послужило то, что он
пожертвовал на Угличский женский монастырь всю свободную наличность -
147 тыс. рублей. Однако губернское собрание признало миллионера
дееспособным, вовсе не безумным.
Это было в XIX веке. Сейчас-то сама история о миллионере, пошедшем за
Христом, покажется большинству безумием. Но кого-то она, может быть, и
отрезвит?