Из белых кирпичей

Михаил Сизов 
0
12.05.2016 351
ИС_Протоиерей-Евгений-Панин

Протоиерей Евгений Панин

Фото в ноутбуке

Отца Евгения Панина я приметил ещё на Финляндском вокзале Петербурга, когда проводилась посадка на миссионерский поезд, отправлявшийся на родину Иоанна Кронштадтского. В огромной толпе на перроне он выделялся осанкой и большой белой бородой. Солидный такой протоиерей. Подумал: «Подойти бы, спросить, откуда он. Наверное, много бы интересного рассказал...» В Суре определили меня в одну из комнат детского садика, временно переоборудованную под гостиницу. Захожу. Все койки заняты, только одна свободна - моя. А на соседней сидит... тот батюшка, седобородый.

Над другой койкой склонился молодой парень в кожаной куртке, разбирает какие-то бумаги, вынутые из чемодана. Наверное, помощник священника.

Вечером перед «отбоем» Володя Ларин (так зовут помощника) достал ноутбук из того же объёмного чемодана и взялся просматривать фотографии.

- Всё-таки трудно на снимке масштаб отобразить, - пожаловался он своему настоятелю. - Вот снимал я Андреевский собор, а всей его громадности так и не передал.

Подхожу посмотреть. На экране - собор в Кронштадте, где у нас было богослужение перед отправкой в путь.

Володя листает изображения, на одном из снимков вижу одноэтажную церковку из белого силикатного кирпича - за деревянным штакетником, на фоне шестиэтажного жилого дома.

ИС_храм-св.-прав

 

- А здесь масштаб вполне передан, - говорю. - Такой маленький храм.

- Ну не такой уж маленький, - вмешивается в разговор отец Евгений. - Вместе с колокольней - 270 квадратных метров полезной площади.

- Ваш храм? Где он находится?

- В городе Волжске. Есть такой райцентр в Республике Марий Эл. Поначалу-то мы собирались построить большой, но это были 90-е годы, и я подумал: «Ну выроем котлован и станем сидеть на его краю». Никак бы его не потянули.

- Храм у вас освящён во имя Иоанна Кронштадтского? - предполагаю я.

- Да, меня постоянно спрашивают, почему у нас в таком месте, никому не ведомом райцентре, появилась церковь кронштадтского праведника. Отвечаю, что в нашем городке в советское время жили монахини из Ленинграда - то ли сосланные, то ли эвакуированные. И вот они были почитателями и свидетелями служения Иоанна Кронштадтского, молились вместе с ним. Рассказывали о Батюшке местным жителям. Наверное, по молитвам этих монахинь, которые уже давно отошли ко Господу, мы и решили так назвать свой храм.

- А почему «наверное»?

- Да я сам не знаю. Помнится, говорит мне мой помощник, будущий иеромонах Никандр: «Давай храм будет в честь Иоанна Кронштадтского». Я: «Давай». Религиозных книг в то время никаких не было, а в советских книгах о кронштадтском пастыре только в отрицательном ключе писали. Но вот решили. Сказал владыке, и он благословил без всяких разговоров.

- Ваш помощник был у вас дьяконом? - уточняю.

- Он был шофёром, возил меня. А я тогда работал в городском отделе образования. И вот мы хорошо друг с другом сладили. Пьяный ищет пьяниц, блудник ищет блудников, а верующий - верующего, - смеётся отец Евгений. - Однажды, в конце 90-х годов, мы прикинули: а что мы бы хотели в нашем городе иметь? У нас тогда был только деревянный храм Николая Угодника, его во время войны открыли. Маленький домик такой. Стали рассуждать: «Хорошо бы иметь храм в районной больнице. На кладбище тоже. И в районе Машиностроитель...» Подумали так, и я написал заметку в районную газету «Волжская правда» со своими предположениями. Как ни странно, её приняли. И вот через некоторое время люди откликнулись.

- В вашем городе много верующих?

- Как сказать... В основном это приезжие, оторванные от корней. Прежде на месте Волжска была деревня Лопатино, названная так по имени хозяина лесопилки Лопатина. А перед войной там построили целлюлозно-бумажный комбинат, вырабатывающий техническую бумагу. Все артиллерийские снаряды в Советском Союзе были завёрнуты в нашу промасленную обёртку. Тогда же образовался и город, второй по величине в Марийской республике. Но всё равно он небольшой, около 60 тысяч жителей. Между тем в нём уже четыре храма...

- А в этом Лопатино Иоанн Кронштадтский случайно не бывал? - спрашиваю машинально, по уже сложившемуся опроснику. Ведь по тому, откуда приехали священники на праздник в Суру, можно изучать и географию пастырских поездок Всероссийского Батюшки.

- Как же! Не раз проплывал по Волге мимо Лопатинского затона, - удостоверяет волжский священник. - Местные подходили к нему под благословение, и в некоторых семьях память о нём сохранилась. Он благословил построить в нашем районе церковь во имя святителя Гурия Казанского. Наверное, Батюшке святитель был чем-то близок. Владыка жил в первой половине XVI века и открыл несколько монастырей, при которых были училища для обучения христиан и язычников-марийцев. Обратил в православие и многих магометан. Сам же архиепископ Гурий был человеком очень скромным, жил по-монашески. И обогащение монастырей не приветствовал, часто повторял: «Не добро монастыри богатити чрез потребу, они бо сим более пустуют». Питал нищих, заступался за бедных - народ его любил.

- Этот храм, благословлённый Иоанном Кронштадтским, далеко от вас?

- Он стоит между марийскими деревнями Петъял и Азъял - на высоком холме, в тихом лесу. Место очень красивое. В советское время храм закрывали на десять лет, с 36-го по 46-й годы, но не разграбили - иконы, церковная утварь остались внутри нетронутыми. Хоть среди местных и было много язычников, никто не позволил коммунистам учинить святотатство.

- Язычников?

- Да они и сейчас есть. Когда поднимаешься на холм к храму, кругом видишь разноцветные ленточки на дубах и вязах. Там же их священная роща, и храм-то построен, как сказывают, на месте капища, уничтоженного в XVIII веке. Христианизация марийцев шла тогда очень трудно, целые деревни пустели - люди прятались в лесах от миссионеров. А в советское время храм Святителя Гурия почитался даже язычниками - они же видели, как православные его берегли. В 20-е годы со всей округи в него несли иконы. Даже из Казанской Седмиозерной пустыни сюда на хранение был доставлен чудотворный образ Смоленской Божией Матери. Как только его внесли в церковь, поблизости на холме забил святой источник, названный именем Серафима Саровского. Многие в нём получили исцеления.

Что интересно, тогда же, в 1925 году, дети из села Исаково выловили крест, плывший с верховьев Волги. В 64-м году храм, где он хранился, сгорел. Крест перенесли всё в ту же Гурьевскую церковь - как в самую надёжную, которую никто не трогает. Вот так благословение Иоанна Кронштадтского действует! Крест оказался чудотворным, и к нему люди издалека приезжают.

Родительское благословение

ИС_4_Храм-святителя-Гурия-Казанского-на-месте-капища

Храм Святителя Гурия Казанского на месте капища

Володя закрыл ноутбук и, взяв полотенце, пошёл чистить зубы на ночь. За ним последовал и батюшка. Удобства сельского детсада находятся во дворе. Там я и застал их, когда, погремев железным пестиком в навесном умывальнике и ополоснувшись, направлялся к крыльцу. Отец Евгений со своим помощником сидели у поленницы на чурбаках и о чём-то беседовали, отмахиваясь от комаров берёзовыми веточками. Священник махнул мне рукой:

- Присоединяйтесь. В комнате душно, а здесь свежо.

- Да, хороший вечер, - соглашаюсь. - У вас там, в Волжске, белых ночей-то не бывает?

- Нет. Хотя считаем себя северянами.

- Вы там и родились? В верующей семье?

- Нет, родился я в Казани, где мама работала. Мама моя деревенская, верующей была. Отчим тоже деревенский, с Рязанщины. Но в храм не ходил. Юность его, которую провёл в Москве, выпала на 20-е годы. Рассказывал мне: по улицам ходили комсомольцы-безбожники и пели песни против Бога. Вот с этим и жил. Когда умер, то «отпели» его, как он и завещал: «Хоронить только с музыкой».

Батюшка помолчал, вслушиваясь в мирные вечерние звуки отходящего ко сну села. Идти в душную комнату ему явно не хотелось, и он продолжил рассказ:

- Вообще-то, у отчима трудная жизнь была. В Москве он учился и подрабатывал курьером в Министерстве бумажной промышленности. И так выпало, что в соседней комнате коммуналки жил секретарь Троцкого. Когда Сталин стал сажать троцкистов, то под раздачу попал и он. Допрашивали: «О чём разговаривал с соседом? Кто приходил в гости?» Осудили его. А спустя годы снова арестовали как бывшего сидельца. И отправили в ссылку в Красноярский край. Поехали и мы вслед за ним. Обратно вернулись, лишь когда Сталин умер. Отчима реабилитировали, в Волжске дали должность на бумкомбинате.

- А ваш путь в Церковь как начался?

- За то, что в церковь ходил, в школе пеняли. Её я окончил в 1960 году. Сказал маме: «Хочу в семинарию поступать». Она: «Сынок, давай подождём». И это «подождём» продлилось почти сорок лет, пока мне не стукнуло 54 года. Да и то получилось не так просто. Духовник мне предложил: «Давай я тебя рекомендую во священники». Я снова к маме за благословением, она отказала. «Ладно, - думаю, - надо молиться». И вот где-то через полгода она благословила. И перед смертью, когда я уже стал священником, сказала слова, которые очень дороги мне: «Я за тебя спокойна».

- А эти сорок лет до принятия сана чем занимались? - спрашиваю.

- Окончил Казанский университет, механико-математический факультет. После армии читал лекции в Йошкар-Олинском политехе. Написал несколько работ, связанных с управлением производственными процессами на основании теории вероятности и математической статистики. Но в 90-е никому это было уже не нужно. Тогда я ушёл в гороно. Там познакомился с водителем Николаем Рыбкиным, будущим моим приходским старостой. Из гороно он уволился вместе со мной в 1995-м. Но старостой пробыл недолго. У нас ведь постоянная стройка - надо договариваться с подрядчиками и рабочими, что-то достать, привезти, иной раз обходными путями, кому-то «проставить». А он хотел спасаться. Ушёл в Седмиозерную Богородицкую пустынь, стал иеромонахом.

Место под храм мы выбрали в жилом микрорайоне. 2000-й год. Ни копейки денег. Собралась инициативная группа, говорю: «Ну что? Как собирать будем?» Говорят: «А как Бог даст». И бабушки, и женщины ходили по домам, по квартирам. Кто-то даст, а кто-то не даст. Затем по милости Божией нам пожертвовали... линолеум. Один предприниматель сказал: «Вот вам линолеум, а как распорядитесь, ваше дело». Мы и «толкнули» его, а на вырученное купили кирпичи. Появились кирпичи - тут уж нам поверили: в долг составили проект и строить начали. Вот сказать - не поверит никто, что храм строили в долг. Позже мы со строителями смогли рассчитаться, никто в обиде не остался.

Храм получился небольшим, но вместительным, на 450 человек. Нам достаточно. Со временем построили и церковный дом - с жильём для священника, воскресной школой, просфорней, трапезной. И продолжаем расширяться. Думаем создать социальную службу - чтобы немощных прихожан можно было поселить, успокоить как-то, пока они поживут у нас.

«Зелёные святки»

ИС_Полуязыческая-часовенка-Миколо-Юмо-в-священной-роще-близ-деревни-Исменцы

Полуязыческая часовенка Миколо-Юмо в священной роще близ деревни Исменцы

- Известно, что Иоанн Кронштадтский был открыт для всех, - перевожу на «дежурную» тему. - А есть какая-то грань: вот здесь можно общаться, а здесь - нельзя? Например, пьяные...

- Понимаешь, некоторые мужики по трезвянке стесняются к священнику обращаться. И вот выпьют, осмелеют и стучатся ко мне, даже ночью, бывает. Гнать? Обычно их что беспокоит - работа, семья. И вот начинаешь беседовать, успокаивать, говорить, что человек должен держаться за свою семью - ведь когда он её теряет, то падает на долгие годы, нередко навсегда.

Я так же и со школьниками разговариваю, без обиняков. Меня в школы часто приглашают, памятуя, что я сам педагог и что даже в гороно работал. Говорим на разные темы. Например, такая: «Дружба, любовь, супружество». Спрашиваю: «Какую вы хотите иметь будущую супругу? Чистую и непорочную?» Они: «Конечно!» Говорю: «Так и вы будьте чистыми и непорочными». Вот в чём вопрос. Для себя ищут лучшее, а сами туда-сюда, направо и налево. Но это тема для старшеклассников. А в детский сад для больных церебральным параличом приходим, чтобы просто обласкать детей. Конечно, читаем и детские православные книжки, рассказываем о святых, но не это главное. Чего они ждут? Любви.

Ещё мы ездим по марийским деревням. Часто бываем в санатории «Кичиер», на территории национального парка «Марий Чодра», что переводится как «Марийский лес». Там и вправду реликтовый лес. Мы обратились с просьбой выделить нам землю под церковь, поговорили с жителями Кичиера. Дали 15 соток. И вот теперь в этом парке планируем возвести небольшой храм в честь великомученика Пантелеимона Целителя.

- В парке есть языческие священные рощи?

- Возможно, были. Не знаю. Ближайшая к нам крупная роща Пистер - на границе со Звениговским районом, у деревни Исменцы, в 20 километрах от нас. Мы туда тоже наведываемся, служим - не в роще Пистер, конечно, а в самом селении, в пожертвованном нам деревенском домике, который мы перестроили в часовню.

- А что, в этой роще и капища есть? - удивляюсь.

- Ну они это не так называют. Там у них что-то вроде двух часовен, площадки для молений и есть отдельные деревья «онапу», перед которыми варят жертвенное в трёх котлах. Обычно марийцы поклоняются липе, дубу и берёзе. Свои праздники называют «зелёными святками». Есть ещё Кугече - «марийская пасха». Помню, однажды в Исменцы на такую «пасху» приехали глава района и руководитель отдела культуры администрации. Почтили, так сказать...

- А какие у марийцев боги?

- Да разные - боги огня, дождя, солнца и света, небосвода, молний. В той роще, насколько знаю, два жертвенника - богу вселенной Туня-Юмо и богу Миколо-Юмо, то есть Николаю Чудотворцу. У них всё так спуталось с христианством. Часто в рощах можно увидеть наши кресты, иконы, к деревьям прилепляют свечки.

- Там, в Исменцах, с язычниками вам довелось общаться?

- А как же! Это же наши прихожане - они ведь и в наш храм ходят, двоеверы. Пытаюсь что-то им втолковать. Даже в школу местную ходил с детьми пообщаться, пусть хоть они настоящими православными вырастут. И выяснилось, что директор школы - сын карта, языческого священнослужителя.

Молчавший доселе помощник батюшки, Владимир Ларин, вдруг произнёс:

- Я так думаю. Священная роща - она у нас в душе. Её растить надо и ухаживать за ней, чтобы наши чувства и помыслы были чистые и свежие, как молодые листья на ветках. А язычники совершают только внешний обряд, себя никак изнутри не меняя, забыв о душе. Кто-то заболел: ой, давайте то или то сделаем. А причина болезни ведь в душе может прятаться.

Отец Евгений вздохнул:

- И всё же не стоит нам превозноситься над этими язычниками с их «зелёными святками». На себя надо оборотиться. Как-то ходил я в дневной стационар, с больными общался. И вот ко мне обратился мужчина: «Батюшка, как вот это понимать? Сам я нецерковный, а жена моя постоянно ходит в церковь, заказывает обедни, ставит свечки. А придёт домой - и никакого сладу нет, одни споры, упрёки, скандалы». Вот так и живём. Богу кланяемся, а чуть что коснись - пыль до потолка.

Сидим молчим. В воздухе тонко ноют комары-кровопийцы. Где-то на краю села мычит корова. Заблудшая - что-то поздно её гонят в стойло. Вроде бы и нам спать пора, да не все галочки проставлены в моём «опроснике».

Вектор жизни

Спрашиваю священника:

- Иоанн Кронштадтский в вашей жизни присутствует?

- Мы ему на приходе каждую неделю акафист читаем, служим молебны, - отвечает настоятель. - Иоанновская семья, центр которой находится в Петербурге, постоянно даёт нам информацию: вот помолитесь о таком-то усопшем батюшке, который из нашей Иоанновской семьи. За здравие тоже молимся, читая акафисты по согласованию, в определённые числа. Синодик у нас большой. Многое для своей общинной жизни мы черпаем из примеров служения Иоанновского братства, какое было в Петербурге до революции. Например, собираем к Рождеству подарки для престарелых людей. Ну и расширили эту практику - ещё одариваем ветеранов на 9 Мая.

ИС_Владимир-Ларин

Владимир Ларин

- А были чудесные случаи, когда Иоанн Кронштадтский помогал?

- Господи, какие там чудесные... Ну-ка вспомни, - батюшка обратился к своему молодому помощнику. Володя призадумался:

 храме было печное отопление, газ ещё не подвели, случилось ЧП: печка перегрелась, и храм от дыма пострадал, особенно сильно потемнела одна икона, большая, в рост человека. Отдали её на реставрацию в больничный храм «Всех скорбящих Радость», где священником служил бывший профессиональный художник. Усилиями прихожан и просто местных жителей храм отмыли от копоти, тут же нашлись жертвователи на новый иконостас, и всё стало даже благолепнее, чем прежде. Настал момент забрать икону - и тут не заводится техника...

Отец Евгений смущённо засмеялся себе в бороду, а Володя продолжал:

- Так это всё правда! Ни одна машина не заводилась. Уже и люди собрались, ждут икону. И тут один из священников говорит: «Давайте акафист отслужим Иоанну Кронштадтскому». Как только отслужили, всё стало везде работать. И икона вернулась. Этот случай наши прихожане за чаепитием часто вспоминают.

- Батюшка, вы математик по образованию, учёный, - обращаюсь к настоятелю. - Как с наукой согласуются чудеса?

- Он, кстати, тоже математик, мы один факультет закончили, - священник кивнул на Володю. - И думаю, он со мной согласится. Есть естественные науки, а есть неестественные - марксистско-ленинская философия, например. Так вот, естественные науки просто кричат о существовании Бога. Потому что сама природа говорит об этом.

Володя, взяв прутик, что-то начал чертить на земле:

- Вот смотрите, вектор... Про академика Раушенбаха слыхали? Он как-то поспорил с другим академиком, что сможет доказать неслиянность и нераздельность Бога Троицы с помощью математики. Нарисовал ему вот такой вектор и дополнил чертёж: вектор, да, один, но лежит-то он на трёх пространственных осях, являя три разных образа.

Отец Евгений, глянув на чертёж помощника, заметил:

- Это, конечно, всё умозрительно. В реальной жизни куда интереснее. Вот представь: семья полностью неверующая - ни мать, ни отец. Живут в маленьком частном домике. Сына запирают. А он вскрывает окна и убегает в церковь.

- Да-а... Это в наше время, что ли?

- Так на моём приходе. Или вот как Иоанн Кронштадтский привёл Володю в наш храм, тоже ведь необычная история.

- Владимир, расскажите, - прошу старосту.

- Начну с того, что я закончил тот же самый факультет, что и отец Евгений, только с разницей в сорок лет, - начал Володя. - Преподавателями моими были сокурсники батюшки. Только я этого не знал. Постоянно видел батюшку на автобусной остановке: с большой белой бородой - не заметить его я не мог. Даже здороваться начали. Но под благословение я стеснялся подходить. В 2004-м забрали в армию. Там в штабе женщины из гражданского персонала мне на день рождения подарили книгу «Всероссийский Батюшка Иоанн Кронштадтский», обещал им прочитать. И знаете, прочитал... Тогда и думать не думал, что стану старостой храма, да ещё во имя Иоанна Кронштадтского.

После армии я некоторое время жил и работал в Санкт-Петербурге. Так получилось, что стал ходить на службы в Иоанновский монастырь на Карповке. Там ещё больше узнал об Иоанне Кронштадтском. Когда вернулся в Волжск, то два месяца не мог устроиться на работу. Однажды забрёл на территорию храма Иоанна Кронштадтского. Батюшка меня увидел и принял на работу. Вот и вся история.

- А почему из Питера уехали?

- Предки мои, Ларины, вообще-то, коренные петербуржцы... Не знаю, мне Волжск ближе.

Отец Евгений потрогал краешек своей бороды:

- А чего непонятного? Мой отчим после реабилитации тоже мог в Москву вернуться, у него там и жильё было. Но остался в Волжске, о чём мы в семье нисколько не сожалели.

- Хорошо на Волге жить? - спрашиваю уже просто так, для поддержки разговора.

- Выше нас - Чебоксарское водохранилище, ниже - Куйбышевское. Это искусственные моря. А мы посередине, и Волга такая, какой была во все времена. А жить... всегда хорошо. Даже сейчас, в преклонных годах. Я ведь теперь такой человек, который не связан ни с чем. Все родные мои отошли, и теперь просто живу на земле, Богу молюсь. Вот взял Володю за шофёра, и поехали в одну деревню, в другую - послужить, с народом побыть. Переехали Волгу - и уже в гостях у знакомого батюшки, в городке Козловка. Там вместе послужим. Хорошо.

Спрашиваю Володю: сам-то он не собирается священнический сан принимать? Отвечает односложно:

- Можно быть плохим священником и хорошим мирянином. Пока что я думаю, смогу ли. Да и кому тогда старостой на приходе быть? Там работы полно, стройка с утра до вечера.

- Он у нас и за ночного сторожа, - улыбается отец Евгений.

- И как вы успеваете? - удивляюсь.

- Батюшка шутит, - отмахивается Володя. - Просто мой дом находится напротив храма, а живу я на четвёртом этаже. По ночам выхожу на лоджию посмотреть, всё ли в порядке. Специально-то не просыпаюсь, малая дочка будит, ей сейчас девять месяцев.

- А знаешь, как он поселился напротив храма? Тоже ведь удивительное совпадение, - поясняет батюшка. - Володя был уже старостой. Женился. И тут бабушка почила, оставив ему эту квартиру. Вот так Господь устраивает... Ну что, братья, комары вас не заели? Пора молиться и спать.

* * *

Засыпая, представил, как молодой староста ночью из лоджии смотрит на свой храм, белеющий под зелёной крышей силикатным кирпичом. Сверху он такой маленький... Но масштабность святыни не меряется квадратными метрами. Велик Господь и угодники Его.

http://vera-eskom.ru/2016/05/iz-belyh-kirpichej/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Сизов
Все статьи Михаил Сизов
Последние комментарии
Пасха Христова принадлежит всем
Новый комментарий от В.Весенин
01.05.2021 23:19
Не падайте духом, сыны и дочери православные!
Новый комментарий от В.Весенин
01.05.2021 23:15
О смыслах Русской цивилизации
Новый комментарий от Игорь Бондарев
01.05.2021 08:15
Почему православные против «православного социализма»?
Новый комментарий от Николай Чуев
01.05.2021 08:02
Доколе терпеть кощунство?
Новый комментарий от Елена
30.04.2021 17:13
Деление России нынче «курирует» Хуснуллин?
Новый комментарий от Тюменец
30.04.2021 10:42