Политик этот, Василий Волга, человек искренний и верующий, хотя возглавляет Союз Левых Сил. Судя по опросам, он единственный из лидеров украинских партий, у кого личный рейтинг выше, чем рейтинг его партии. То есть прежде всего ему доверяют как человеку, поэтому каждое сказанное им слово может поставить крест на всей политической карьере. И вдруг этот рассудительный, спокойный человек «выдал на публику»:
«Православные, пора приготовиться. Мы не вечные и зря ходим в Храмы, если за Веру Христову у нас не станет сил положить свои души на пороге Киево-Печерской Лавры... И не надо бояться, православные. Что может нацист, убивающий тело? Ничего. Душ наших, православные, он не убьёт. Но с каждым будет по слову Христову: "а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным". Пора приготовиться. Сатанисты в силу вошли. Дрожат. Беснуются. Готовятся. Пора, православные, Христос зовёт. Наше время скоро. Не бойтесь умереть за Веру Христову. Не бойтесь умереть за Христа».
Многие из его «электората» только повертели пальцем у виска и «откоментили»: «Вася, тя чо, удар хватил?»; «Н-нда-а-а, оптимистичненько... Тебе, Василий, попом надо было стать». Реакция ожидаемая. От Украины - с тем, что в ней творится, - устали даже сами украинцы. Но значит ли это, что мы можем злорадно отойти в сторону?
Накануне 9 Мая позвонил я старшему брату: «Наши деды в Великую Отечественную не воевали, старые были. Портрет какого родственника взять на марш Бессмертного полка?» Брат подумал и ответил: «А чем наш отец плох? Он сразу после войны на срочной службе с бандеровцами воевал. Ранение получил». Удивляюсь: «Там хоть и стреляли, но война была не Великая и не Отечественная». Брат у меня энциклопедист, и стал он нудно объяснять: «Что значит "Отечественная"? Это когда приходят не просто поработить, а уничтожить твою нацию. А что есть нация? Язык, история, религия. Именно это сейчас и уничтожают на Украине идейные продолжатели Бандеры. Значит, война с ними была изначально Отечественной?»
Не скажу, что брат меня убедил. Но поразил, сообщив: «У отца и медаль была. Мать говорила, что видела её». А ведь отец ни про медаль, ни про ту войну ничего нам не рассказывал! Запрещено это было. Мол, у нас в Союзе дружба народов и на Украине нет никакого разлома между русскими и теми, кто перестал ими быть. Реальность замазывали. И в этом была не только политика, но и равнодушие к русским, оставшимся на западе Руси. Так было, когда много веков назад русины боролись против окатоличевания в унии и становились мучениками. Так было, когда трижды делили Речь Посполитую, и все три раза галицийских и волынских русинов оставляли под владычеством католической Польши - из соображений политической целесообразности. И ныне, видно, тоже есть политический расчёт: не будем вмешиваться, они от плохой жизни сами к нам запросятся. Кто запросится? Униаты? Ведь процесс, запущенный века назад, продолжается. Сейчас русских перетягивают в так называемый Киевский Патриархат, никем канонически не признанный. Когда же «филаретовцев» станет больше, чем православных, то встанет вопрос о легитимности конфессии. Православные Церкви вряд ли признают раскольников, а Папа Римский - почему бы нет? И произойдёт «историческое объединение нации» - западных униатов с восточными «филаретовцами». Под сурдинку «Украина цэ Европа». Главное, людей оторвать от исторической реальности, а там делай что хочешь.
Василий Волга написал про «умереть за Христа», когда в Верховной Раде пытались протолкнуть закон, по которому конфессиональную принадлежность приходов могли бы определять жители тех территорий, где храмы стоят. Что это значит? «Жители» - это местная власть. На западе Украины автоматически исчезли бы все приходы УПЦ (МП), а на востоке «активисты» стали бы продавливать власть. Как это делается, они показали в те самые дни, когда закон дебатировался. В Одесской области, в городе Белгород-Днестровский, 18 мая сорок «гастролёров» ворвались на заседание исполкома горсовета, облили зелёнкой одного из депутатов, вытащили его на улицу и попытались запихать в мусорный бак. Человек получил ожог глаз. «Вина» его была в том, что он проголосовал против строительства в центре города храма Киевского Патриархата.
Что последовало затем, в личной переписке рассказала мне местная жительница Елена (фамилию не буду называть). Эти же самые люди попытались ворваться и в храм Святого Иоанна Нового, куда она ходит на службы. Угрожали сжечь его, если приход не откажется от принадлежности к «москальскому» Патриархату. Надо сказать, что в городке несколько православных храмов, а этот, возможно, привлёк тем, что св. Иоанн - признанный покровитель бизнеса, поскольку сам был купцом. Близ храма есть источник, из которого он брал воду. Место «доходное». Но также св. Иоанн - мученик. В 1330 году из города Трапезунда он приплыл в Аккерман (древнее название Белгорода-Днестровского), и капитан судна, с которым в пути вышел спор о вере, сдал его градоначальнику-иноверцу. Иоанна пытали, затем убили, но он не отступил от православия.
Захватить храм «филаретовцам» не удалось. Настоятель прот. Рустик Выходцев благословил звонить в колокола. Тут же тревожный набат подхватили и другие храмы города. Прибежало множество жителей. Нападавшие отступили, пообещав в другой раз расправиться с прихожанами.
Попросил я Елену описать в деталях, как всё происходило. Она лишь ответила: «Мы живём, как в страшном сне, к сожалению; только один у нас лучик - вера святая православная, ея же не одолеют врата адова! Слава Богу за всё!» Чуть позже приписала: «Всё будет хорошо! Только бы в Храмы можно было ходить!»
А террор продолжается. Если посмотреть некоторые украинские телепередачи, то волосы встанут дыбом. Предстоятеля УПЦ (МП) обвиняют в том, что он благословляет сепаратистов воевать против Украины, что УПЦ напрямую подчиняется Кремлю и Путину и т.д. Чудовищная ложь и разжигание ненависти. И прав Василий Волга: всё идёт к тому, что верных чад Церкви ждут испытания. А нам что остаётся делать? «Святый, славный и всехвальный великомучениче Христов Иоанне, моли Бога о нас».