Левые Мощи

Вера в марксизм была в России больше, чем просто преданность одной из версий социал-демократии, но была именно исповеданием веры

Владимир Ильич Ленин  100-летие революции 
1 Человек 
836
Время на чтение 5 минут

Я прекрасно понимаю, что эта публикация обидит людей, которые любят В.И.Ленина, для которых дорого всё, связанное с этой личностью. Причём среди этих ленинцев будет немало людей, которые лично мне - как люди - вполне симпатичны. Но "Платон мне друг, но Истина дороже". С какой бы симпатией я не относился к некоторым большевикам, к "вождю мирового пролетариата" отношусь непримиримо, и скрывать это не собираюсь.

Потому что мы, похоже, уже доигрались со своими играми в примирение. Которое почему-то превратилось в "игру в одни ворота".

Статью эту я написал 20 с небольшим лет назад для известного антисоветского журнала "Посев", но сейчас она сохранилась только лишь в ПДФ-архиве издания, т.к. после кончины бывшего редактора журнала, А.Ю.Штамма меня вычеркнули из истории, удалив материалы из эл.базы. Причина - моё непримиримое отношение к необандеровщине и декларируемый тогда "православный сталинизм" - восприятие И.В.Сталина в качестве Красного Бонапарта, осуществившего реакцию.

К сожалению, как для идейных большевиков, так и для идейных антибольшевиков, такая постановка вопроса тогда была совершенно неприемлема, как она неприемлема для этих групп наших соотечественников и сегодня.

Форум РНЛ - тому яркое подтверждение.

Несмотря на то, что мои тогашние товарищи, обчитавшиеся Г.Климова, тут же записали меня в дегенераты, я ничего плохого про покойного А.Ю.Штамма не говорил тогда, не скажу и сегодня. ("Ты что: не знаешь, кто работает в Посеве?!" (С) и т.д.).

Да, "Посев" - это не моё. Но люди там вполне достойные, имеющие право на своё мнение.

А теперь - собственно текст.

***

Левые Мощи

Давно уже стало общим местом утверждение того, что "вера в марксизм была в России больше, чем просто преданность одной из версий социал-демократии, но была именно исповеданием веры". Останавливаться особо на этом мы сейчас не станем.

Отметим лишь то, что вышесказанное заключение трактуется обычно в том смысле, что для тех, кто почитал себя атеистом, "отрицание религии переросло в религию отрицания"; а для тех, кто был мистиком, разрушение православного уклада понималось как "сокрушение идолов".

В предложенном же Вашему вниманию материале речь пойдёт не столько о нигилистах из интеллигентских салонов, и не о каббалистах из масонских лож египетского обряда, и даже не об экзальтированных народниках, вынырнувших из глубин харизматических сект.

Предметом разговора станет народная вера в мужицкого царя и упование на Царство Божие на земле. Даже не утопия сама по себе - как некая академическая данность, - а то, как идеологический аппарат большевицкой России эксплуатировал эту веру. Точнее, эти суеверия.

Всякий кризис, потрясающий основы образа мышления, сопровождается навязыванием нового образа поведения. Но "шоковая терапия" "сексуальной революции" не может длиться до бесконечности - и тогда мастера манипуляции наполняют старые формы новым содержанием.

Обязательные собрания партячеек с непременным распеванием "революционных стихир" имитировали сектантские служения; уличные шествия с красными знамёнами и портретами вождей были пародией на крестные ходы. И даже в "красных углах" появились псевдоиконостасы с образами "революционных святых", которые вытеснили оттуда так и не прижившиеся в наших широтах каббалистические "чёрные квадраты".

В иконографии наиболее почитаемых святых принято отражать их земное служение. Лик окружается клеймами, иллюстрирующими различные эпизоды жития. Исследователь агитплакатов Д.Алексеев пишет: "В Москве издательство "Новая Деревня" тиражом 50 тысяч экз. выпустило плакат "В.И.Ульянов-Ленин". Вокруг портрета вождя даны фотографии, изображающие Ленина в различные периоды его жизни. Внизу плаката был помещен текст биографии Ильича".

Итак, красный угол с иконами попытались подменить "ленинским уголком" точно так же, как вместо крестин навязывали "октябрины". Но главной и труднейшей проблемой было ритуальное оформление похорон. Лихорадочные поиски новых обрядовых форм ни к чему не привели. Не выручили "новых людей" ни братские могилы, ни кремации.

С особой остротой этот вопрос стал накануне похорон Ленина.

Меньшевик-эмигрант Н.Валентинов (Вольский) упоминает в своих мемуарах о заседании Политбюро, которое состоялось осенью 1923. Троцкий, Бухарин, Каменев, Калинин, Сталин и Рыков обсуждали тему похорон вождя загодя.

После пафосного выступления председателя ЦИК Калинина, слово взял Сталин: "Этот вопрос, как мне стало известно, очень волнует и некоторых наших товарищей в провинции. Они говорят, что Ленин русский человек и соответственно тому и должен быть похоронен. Они, например, категорически против кремации, сжигания тела Ленина. По их мнению, сожжение тела совершенно не согласуется с русским пониманием любви и преклонения перед усопшим. Оно может даже показаться оскорбительным для памяти его. В сожжении, уничтожении, рассеянии праха русская мысль всегда видела как бы последний, высший суд над теми, кто подлежит казни. Некоторые товарищи полагают, что современная наука имеет возможность с помощью бальзамирования надолго сохранить тело усопшего, во всяком случае достаточно долгое время, чтобы позволить нашему сознанию привыкнуть к мысли, что Ленина среди нас всё-таки нет" .

Бывшему семинаристу резко возразил Троцкий: "Когда тов. Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин - русский человек и его нужно хоронить по-русски. По-русски, по канонам Русской Православной Церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону - сохранить тело Ленина. Прежде были мощи Сергия Радонежского и Серафима Саровского, теперь хотят их заменить мощами Владимира Ильича. Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина, создавать из них мощи?"

Трудно утверждать точно: что именно в этой идее раздражало Троцкого? Мотив ли "каббалистический" или же "хилиастический"?

В первом случае речт идёт о том, чтобы превратить мумию в магичесий "терафим". "Терафим" - это предмет, который одновременно и аккумулирует психическую энергию людей, находящихся в духовном контакте с магическим объектом; и, в то же самое время, согласно каббалистическим верованиям, "терафим" является генератором энерго-информационного поля, которое настраивает "на одну волну" души тех, кто с ним соприкасается.

А.Панченко в очерке "Осьмое чудо света" приводит цитату из газеты "Рабочая Москва" за 25 января 1924 года, где вышеизложенная схема преподносится в стиле персонажей Зощенко: "Надо сохранить тело Ильича. Ударишься в оппозицию, подойдёшь к телу Ильича и станешь опять на правильный путь!" Оппозиция - это искажение восприятия реальности. А чтобы вернуться в матрицу, надлежит если не приложиться, то хотя бы то приобщиться к "чудотворным мощам".

Таков "каббалистический мотив". А мотив "хилиастический" заключается в том, что покойник, почивающий вне освященной земли (в данном случае - за Кремлевской стеной) в простонародном сознании воспринимается как мощи, способные к воскрешению.

Троцкого бесило "богоискательство" и "богостроительство", исповедуемое частью революционеров - Луначарским, Красиным, Горьким. Большевики-хилиасты трактовали, впрочем, Апокалипсис весьма аллегорически. Их упования на то, что "новые человеки" смогут "ожить и царствовать тысячу лет", связывались не с верой во Христа, но с надеждой на прогресс генной инженерии.

Можно предположить, что изначально Сталин вовсе не собирался фальсифицировать "мощи", но лишь ориентировался на практику императорского церемониала, которая предполагала временное бальзамирование тела усопшего самодержца - дабы имелась возможность растянуть прощание народа с телом на несколько дней. А Троцкий, услышавший в речи Сталина то, чего там могло и не быть, натолкнул последнего на идею с "мощами".

Интересно, знали ли члены ЦИК, пытавшиеся попользовать народную веру и народные же предрассудки, о том, что нетление тела (согласно русскому суеверию) характерно не только для чудотворца, но и для нечистого покойника, доживающего за гробом срок жизни, отпущенный при рождении?

Когда св. патриарху Тихону рассказали о том, что в Москве прорвало канализацию и содержимое подтопило "марзалей" (тогда ещё деревянный), святой произнёс фразу, ставшую нарицательной: "По мощам и елей".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

25.

Страшное посмертие. Пусть лежит истлевает не погребённый. Заслужил. Хотя уже жалко Владимира Ильича, но пусть Бог решает.
поп Андрей / 04.02.2024, 17:22

24. Ответ на 22, Сергей:

Наверное, об этом следует спросить у десятков, даже сотен миллионов людей, побывавших в Мавзолее Ильича.

Отец Александр, Вы - как православный человек и священник - неужто не находите что-то языческое в таком искусственном, имитационном нетлении тела?


Не нахожу.

23. Ответ на 1, Потомок подданных Императора Николая II:

Вы не людей обижаете, а подрываете мощь России, которая в настоящий момент основывается и на союзе со странами, благодарными Ленину за их освобождение от колониальной зависимости. Больше миллиарда человек населения тех стран, которые прямо, через официальные документы чтят память Ленина, в том числе через упоминание его в своих конституциях. Так что уничижая Ленина, Вы подрываете позиции России в противостоянии Западу, работаете на него.

Лучше быть в меньшинстве но с правдой. Один человек с Богом - уже большинство. к 1975 году у нас союзников было ещё больше чем сейчас, но нас это не спасло, ибо дом был построен на лжи. Результат известен. Ложь эту не устранили до сих пор. Печально...
РомКа / 04.02.2024, 10:57

22. Ответ на 21, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Наверное, об этом следует спросить у десятков, даже сотен миллионов людей, побывавших в Мавзолее Ильича.

Отец Александр, Вы - как православный человек и священник - неужто не находите что-то языческое в таком искусственном, имитационном нетлении тела?
Сергей / 25.01.2024, 15:00

21. Ответ на 16, Сергей:

Дорогой Павел Вячеславович!
Мы с моей возлюбленной супругой, Ольгой Тимофеевной, была дважды у тела Ильича. Оба православные.

Так если б не в мавзолее, а просто у его могилки на кладбище побывали - что бы изменилось?


Наверное, об этом следует спросить у десятков, даже сотен миллионов людей, побывавших в Мавзолее Ильича.

20. На 19 комментарий

Как и Москва 1611 года, Москва 1571 года, Москва 1382 года, Москва 1238 года...

19. Ответ на 18, Потомок подданных Императора Николая II:

) Это другое.

Как и Москва 1812 года занятая французом, но свободная от "лжемощей" )

18. Ответ на 17, Советский недобиток:

Говорят и то, что мы отстояли Москву в ВОВ не только благодаря морозу, талантливым полководцам и героизму солдат, но и потому, что лжемощи вождя были вывезены из неё.

А город, куда были вывезены "лжемощи", был взят врагом?


) Это другое.

17. Ответ на 11, Vladislav:

Говорят и то, что мы отстояли Москву в ВОВ не только благодаря морозу, талантливым полководцам и героизму солдат, но и потому, что лжемощи вождя были вывезены из неё.

А город, куда были вывезены "лжемощи", был взят врагом?

16. Ответ на 12, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Дорогой Павел Вячеславович!
Мы с моей возлюбленной супругой, Ольгой Тимофеевной, была дважды у тела Ильича. Оба православные.

Так если б не в мавзолее, а просто у его могилки на кладбище побывали - что бы изменилось?
Сергей / 23.01.2024, 10:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
Смертная казнь: опровержение вздора и обывательские доводы против
Спор о применении высшей меры наказания неизменно сочетает в себе здравый смысл и нелепые суждения
04.04.2024
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Сторонники Трампа призывают Байдена извиниться за объявление Пасхи «Днём видимости трансгендеров»
Американское общество выбирает: либо новое пуританство, либо откровенный Содом.
01.04.2024
Молчать нельзя осаживать
Трагедия в «Крокусе» вызвала настоящую смуту в головах православных людей
27.03.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Владимир Ильич Ленин
Укрорейх перешел к жёсткой политике уничтожения Православия в преддверие срока окончания полномочий Зеленского
Выступление на Круглом Столе движения «Русская весна» 13 марта 2024 го года
16.03.2024
Осмысление истории требует времени
Изменение взгляда на период СССР продиктовано уроками новейшей истории
14.03.2024
«Пермия – земля дальняя»: «В поезде за Лениным»
Программа посвящена революционеру-большевику М. П. Туркину
11.03.2024
Почему торжествует жидобандеровский режим?
На Украине давят Православие, бьют архиереев, а мы там флаги красные ставим, памятники Ленину восстанавливаем
08.02.2024
Все статьи темы
100-летие революции
Все статьи темы
Последние комментарии
Гумпомощь бойцам СВО – на помойке
Новый комментарий от Апографъ
11.04.2024 15:33
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от учитель
11.04.2024 14:25
«Доброе имя нельзя "выкупить" у общества»
Новый комментарий от Владимир С.М.
11.04.2024 14:21
Не исповедник, но мученик?
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 14:01
Беда дочерей о. Даниила Сысоева
Новый комментарий от Владимир Петрович
11.04.2024 13:29