Дело малое, но… святое 

Волонтерская деятельность должна превращать обывателей в граждан

Освободительный поход Русской армии на Украину 
0
690
Время на чтение 8 минут

Источник: Русский Вестник

На днях мне довелось принять участие в доставке груза в одну из частей, дислоцированных на Херсонщине. Но о воинах, обороняющих ворота Тавриды, писать не стану, поскольку в материалах такого рода принято согласовывать каждую запятую, дабы не просочилось нечто, подпадающее «под статью». Потому скажу кратко: если не касаться темы «снарядного скандала» с «Вагнером», то у наших бойцов все в порядке.

Не все в порядке с настроениями в среде «гуманитарщиков», а также новых/старых сограждан. Об этом мы и говорили на протяжении почти 70 часов пути туда и обратно.

Вот конкретный случай. Однажды в седьмом часу утра мне приходит сообщение от руководителя одной из волонтерских групп, который попросил посмотреть фрагмент телепередачи, ссылку на которую переслал. В передаче речь шла о волонтерах. Собеседница ведущей – известная в нашей области активистка, отвечала на вопрос ведущей «Как отличить настоящего волонтера от самозванца?» Поначалу проговаривались вещи бесспорные. Надобно посмотреть: как отображается деятельность, что пишут военкоры, как отзываются бойцы на передовой. Все верно. Но потом, после некоторой паузы, собеседница ведущей возьми да и добавь: «Но знайте: в N-ске есть только мы!» К каким последствиям может привести эта фраза, сказанная с экрана телевизора?

Люди, так или иначе связанные с волонтерской темой, хорошо друг друга знают. Знают их и жертвователи. Знают «своих гуманитарщиков» и ребята из тех частей, с которыми постепенно устанавливаются более или менее устойчивые связи.

Исходя из этого, нужно понимать, что позиционирование лишь одной группы в качества «канонических волонтеров» не просто будет восприниматься как неосторожное словцо, высказанное человеком, не свободным от страсти тщеславия (а кто из нас свободен?), но как элемент некой информационной кампании с далеко идущими целями.

К тому же для людей, пожелавших было поделиться пожертвованием, но которые не в курсе всех этих передряг, представители «неформальных» волонтерских групп будут восприниматься чуть ли не в качестве «самозванцев, греющих руки на пожертвованиях».

Вопрос, как мне видится, может решиться посредством формализации деятельности всех волонтерских групп и создания некоего подобия Земгора, существовавшего во время Первой мировой войны.

Напомню, Земгор (главный по снабжению Армии Комитет Всероссийских земского и городского союзов) – созданная в 1915 году на основе городских дум и земств посредническая структура, регулирующая государственные оборонные заказы.

Сегодня деятельность волонтерских групп складывается из нескольких компонентов:
1) сбор информации о необходимых вещах от представителей конкретных в/ч, находящихся на фронте;
2) сбор пожертвований. Закупка на полученные средства необходимых предметов; если возможно – кооперация с группами, осуществляющими изготовление (пошив) необходимых вещей;
3) доставка гуманитарных грузов по назначению;
4) подробные фотоотчеты о поступающих материальных средствах и о передаче их из рук в руки бойцам.

Как видим, налицо существенное отличие деятельности современных волонтеров от деятельности Земгора. В числе прочего Земгор занимался тем, что представители местных комитетов распределяли часть оборонных заказов среди местных производителей. Увы, это приводило к печально известному всем нам «распилу» средств и самым разным коррупционным махинациям, о которых писать не станем, поскольку примерно все в курсе этих схем.

Я не буду говорить о китайских беспилотниках, скажу о швейной продукции. Цены могут завышать в четыре раза.

Кроме того, волонтеры опасаются того, что, влившись в систему, будет утрачена возможность оперативно реагировать на срочные заказы, поступающие от опекаемых подразделений. Например, когда речь идет не о макаронах и трусах/носках, а, к примеру, о «медицине».

Опасаются представители «неформальных» групп и того, что, лишившись своего автономного склада, оперативная работа вообще станет невозможна, ибо регулировать распределение гуманитарных грузов будут некие чиновники от местного комитета.

Представители кустарных швейных производств опасаются того, что в обмен на профессиональные швейные машинки и теплые помещения, они вынуждены будут перейти от своей по большому счету монастырской деятельности (когда люди сами добровольно отрывают время от иных дел и работают, вкладывая душу) к некоему подобию колхоза. Хотя приличное оборудование – это, конечно же, расширение «линейки» выпускаемой продукции, вплоть до возможности пошива «разгрузок». (Одна из российских парламентских политических партий, к примеру, готова предоставить швеям и помещения, и оборудование, но требования просты – «работать 24/7».)

Другой проблемой является доставка грузов на передовую. Приобретая для нужд группы некое транспортное средство, тоже не обходится без искушений. Но, опять же, все понимают: «хочешь ехать, будь добр учитывать пожелание спонсора».

В общем, несмотря на то что люди, занимающиеся сбором пожертвований от граждан, приобретением и доставкой всего необходимого на фронт, сетуют на множество проблем, к возможной формализации темы, как правило, относятся с недоверием.

Не думаю, что наши политические технологи тоже, в свою очередь, позабыли о том, что Земгор стал в свое время структурой, координирующей оппозиционную активность, которая в числе прочих и привела в конечном итоге к февралю 1917 года.

Хотя, быть может, некая структура все-таки будет сформирована, ибо нужно же будет что-то делать с оппозиционными настроениями «рассерженных патриотов». Это ведь не «офисные хомячки», не «навальнята».

Сейчас – во время беды – по умолчанию не может и речи быть об оппозиционной деятельности. Но СВО рано или поздно закончится, и вернутся десятки и даже сотни тысяч людей, которые, по меткому выражению Бориса Земцова, прошли через Смерть и которым особо терять будет нечего. Эти люди будут ногами открывать кабинеты, и за ними будет стоять не некая бутафорская «патриотическая» партия, а реальные граждане, объединенные общим делом.

И как должны поступать в этом случае политические технологи, поднаторевшие в деятельности в стиле «казаться, а не быть»?
На мой взгляд, тут есть как минимум два варианта действий.

Либо создать эту самую структуру и попытаться контролировать «лидеров мнений» и сформировавшиеся естественным образом сплоченные группы граждан. То есть, по сути, возглавить и направить в нужное русло. Ведь изначально было ясно, что низовая активность людей сделает этих разрозненных обывателей именно гражданами, которые и смогут – в числе прочих общественно активных групп населения – стать неким костяком «политической нации». На Украине это сработало, сработало бы и у нас.

Но может и не сработать. Поскольку в нашей истории нередко государственный механизм спасался вовсе не за счет сильного каркаса. Но за счет мощной скорлупы. Иными словами, наша бюрократическая система исполняет роль своего рода панциря у членистоногих. Убери панцирь, и существо, лишенное скелета, обратится в желеобразную биомассу. Следовательно, залог выживания подобного рода государственных образований – это мощь скорлупы. Стало быть, низовая активность может быть небезопасна для системы.

Таким образом, самым логичным становится просто оставить все, как есть, не забывая о древнем политтехнологическом принципе про «разделение». И тогда вот это нервное интриганство, процветающее в волонтерской среде – как раз залог того, что небольшие сплоченные группки никогда не сольются в большую сплоченную группу граждан, способную исполнить функцию «ступени ракеты-носителя», выводящей на орбиту тех, кто сможет использовать втемную от самих «рассерженных патриотов» эту их энергию.

Я не тороплюсь осуждать специалистов, трудящихся на поприще манипулирования общественными движениями. Они мотивированы задачей сохранения целостности механизмов государственной системы.

И все же я не прихожу в состояние уныния, осознавая тот факт, что граждане нашей страны, совершая общее дело, теоретически могли бы постепенно превратиться из населения в народ, но, скорее всего, не превратятся.

Служить бы, конечно, рад, но… и свое «прислуживание» ведь можно истолковать не в общественном смысле, а в духовном.

Если мы пытаемся с Божией помощью быть христианами, то мы должны не забывать заповедованное прп. Исааком Сириным в своем Подвижническом Слове: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые (добродетель и труд ради нее) будут напрасны».

Так что буду продолжать делать свое малое дело, а дальше – как Бог даст.

Павел ТИХОМИРОВ, специально для «Русского Вестника», февраль 2023

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
«Десантный батюшка»
О новой книге нашего постоянного автора
12.04.2024
Смертная казнь: опровержение вздора и обывательские доводы против
Спор о применении высшей меры наказания неизменно сочетает в себе здравый смысл и нелепые суждения
04.04.2024
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Освободительный поход Русской армии на Украину
Большая перемена
Большая Россия возвращается к себе и всему миру
13.04.2024
Счастье
Повесть. Часть 3
12.04.2024
Через пять лет Евросоюза не будет: О конфискации
российских активов и вторичных санкциях
12.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.04.2024 18:26
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
13.04.2024 18:17
Заказ на разврат выполняется успешно
Новый комментарий от АБС
13.04.2024 16:32
«Червь приполз в Россию и точит её, как яблоко»
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.04.2024 16:05
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от Советский недобиток
13.04.2024 15:21
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Советский недобиток
13.04.2024 13:39