itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Новый худрук «Гоголь-центра»: «Мне не довелось сыграть отрицательную роль»

Режиссер рассказал, как возродит театр им. Гоголя

Закон О культуре в России 
0
457
Время на чтение 4 минуты

Режиссер рассказал, как возродит театр им. ГоголяИсточник: МК

В «Гоголь-Центр» пришёл новый худрук — Антон Яковлев, перед которым поставлена задача — провести полный апгрейд театра. И ему уже возвращено прежнее название — театр им. Гоголя. О прежнем пространстве из красного кирпича, труппе, новом формате ещё два месяца назад радикального центра современного искусства обозреватель «МК» поговорил с Антоном Яковлевым.

 

— Ты пришёл в «Гоголь-Центр» в первый раз после назначения: первое впечатление; на интуитивном уровне — твоё/не твоё пространство? Хорошо в нем тебе или не очень?

— Первый раз после назначения я пришел в театр, когда там практически никого не было. Все только ушли в отпуск после последнего сезона. Оставались лишь несколько человек, которые с настороженными лицами встретили нас с директором.

У меня было странное ощущение, что это пустое, гулкое, неприветливое пространство угрюмо наблюдает за мной, проверяет меня «на слабо», как отель изучал героя в фильме Кубрика «Сияние». Я отвечал ему тем же, мрачно и саркастически исследуя его коридоры, отбитые до кирпича стены и отдаленные помещения.

Но вот парадокс. С каждым днем, с каждым моим новым приходом в это пространство, взаимное напряжение уходило. Мы с ним начали привыкать к друг другу. Сейчас у нас пока еще нет дружбы, но есть взаимное уважение. Мне кажется, мы дали друг другу шанс. И теперь с нетерпением ждем оба, что мы можем предложить.

— Возникла мысль сразу что- то переделать под себя или для тебя не имеет значения?

— Конечно, возникла. Я и буду переделывать. Но с уважением ко всем предыдущим версиям. Ведь в этом пространстве мистическим образом соединились разные театральные пласты, и не только тот, что был последние 10 лет. Пробуем сделать интересную компиляцию, и, в то же время, абсолютно новое, свое.

— Произошло знакомство с коллективом? Как тебя встретили? Или встреча впереди?

— Да. Я встретился с каждым артистом труппы. Поговорил практически со всеми из более чем 50 человек. Большей частью все были приветливы и готовы к общению, хотя некоторые, конечно, пришли напряженными. Их можно понять, в их дом пришел «чужой». Но я был искренним со всеми, был абсолютно открыт, рассказывая, как я вижу ситуацию и будущее. И мне показалось, что абсолютное большинство меня поняли. В любом случае, дальше только в работе мы сможем оценить, насколько мы интересны друг другу и с кем, в итоге, можем создавать театр вместе. Со службами продолжаю знакомиться.

— Прежде ты бывал в этом театре? Сначала им. Гоголя, а потом «Гоголь-Центре»?

— Да, я редко, но бывал в театре им. Гоголя еще в 90-х. Потом видел несколько спектаклей в «Гоголь-Центре». А сейчас отсмотрел все основные «программные» спектакли, которые были.

— Это правда, что прежний директор всех артистов перевёл со срочных на бессрочные контракты? Если да, то это может обернуться сильной головной болью для тебя. Если неправда, то намерен как-то обновлять труппу? Приглашать артистов и кого например?

— Да. Он сделал это еще в мае. Видимо, он уже готовился к тому, что произойдет в итоге. Но, честно говоря, никакой головной болью это не стало. По сути, это ничего не меняет. Ведь и от старой труппы, которая была до Центра, осталось немало актеров, которые уже были на бессрочных контрактах.

Я принципиально не собирался идти логикой предыдущего руководства, хотел разорвать этот порочный круг и не предлагал никому увольняться. Те, кто хотел уйти, ушли, кто решил остаться – остались. Независимо от срока контракта. Я попытаюсь все же объединять, а не делить, ну, а там, как получится. Тем более, что сейчас нет необходимости брать артистов в штат, всегда можно позвать кого-то на конкретную роль, когда сочту нужным.

Что касается новых молодых, то я уже сейчас начал набор стажеров – профессиональных актеров до 30 лет. Они сразу войдут в работу над новыми спектаклями вместе с постоянными артистами театра и по результатам уже могут войти в труппу полноценно.

— Возвращение театру имени Гоголя — решённый вопрос?

— Собственно, формально меня и позвали возглавить именно новый театр имени Гоголя, а не Гоголь-Центр. Там был свой яркий путь, свой успех, свой лидер и мне кажется правильным, что так в истории этого театра и должно оставаться. Кроме того, по документам, театр официально был с прежним названием. Центр его не мог поменять, только придумал свое, временное, чтобы дистанцироваться от логики прежнего театра.

— Ты, оказывается, не робкого десятка, раз согласился войти в театр, который строил репутацию на протестных, радикальных высказываниях, что слабо монтируется с твоими человеческими и художественными позициями. И это - почва для внутреннего конфликта. Ты отдаёшь себе в этом отчёт? Может, не надо было соглашаться?

— Ну, «горя бояться — счастья не видать». Так получилось, и этот факт не имеет ко мне никакого отношения, что этот театральный проект в этом здании завершил свою историю. Мне предложили изначально строить здесь новое пространство таким, как я его представляю, поэтому я и согласился. Здесь будет место для самых разных высказываний и направлений и почвы для будущих конфликтов я не вижу. Уверен, кому будет интересно, останутся, кому нет — спокойно и достойно уйдут без всяких скандалов.

— Сначала будешь расчищать «поляну», а потом строить своё или параллельно — и расчищать, и  своё? С чего начнёшь? 

— Расчищать особо нечего. Центр функционировал так, что главные роли в большинстве спектаклей репертуара играли всего несколько человек. Ушли немногие, но среди них, прежде всего, именно они. Я понимаю и принимаю их решение, у них свой путь.

Стало быть, если мне и хотелось оставить некоторые спектакли из текущего репертуара, это почти нереально. Так что мне не довелось сыграть отрицательную роль «палача свободы», они сделали все сами. Но, честно говоря, в логике этой ситуации я так и представлял развитие событий с самого начала. В сентябре я расскажу, какие названия и режиссеры будут дальше. Буду создавать с нуля новый репертуар, создавать нового зрителя, создавать новое пространство. Да, это очень непросто, это дикий объём работы. Но какой вменяемый режиссер от этого крутого вызова откажется?!
 

Беседовала МАРИНА РАЙКИНА

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Марина Райкина
«Верните уволенных!»
Доронина поговорила с главой МХАТа Кехманом
17.11.2021
«Не знаю, сколько мне осталось»
Татьяна Доронина написала письмо Путину. Народная артистка попросила за МХАТ
01.07.2021
В период эпидемии во МХАТе им. Горького начали увольнять артистов
Дмитрий Корепин: «Татьяна Доронина в шоке от того, что происходит в театре»
30.03.2020
Бунт во МХАТе: артисты потребовали вернуть уволенную Татьяну Доронину
Отставку худрука назвали местью Минкульта
25.06.2019
Все статьи Марина Райкина
Антон Яковлев
«Осторожно! Здесь думают и переживают»
Режиссер Антон Яковлев о своих постановках, русской классике и о своем отце
07.03.2013
Все статьи Антон Яковлев
Закон О культуре в России
Все статьи темы
Последние комментарии
Стрелков сегодня
Новый комментарий от С. Югов
29.09.2022 17:55
Что сказал бы Вася Тёркин, заглянув в наши экраны?
Новый комментарий от наталья чистякова
29.09.2022 17:46
Пора вернуть смертную казнь!
Новый комментарий от Валерий
29.09.2022 16:24
Новая Атлантида против Великой России и Святой Руси
Новый комментарий от Советский недобиток
29.09.2022 15:47
В подрыве газопровода виноват режим Зеленского
Новый комментарий от Тюменец
29.09.2022 15:14
О «гнилом мясе» на «Потемкине»
Новый комментарий от Тюменец
29.09.2022 12:03
Ювенальный гнойник на теле Новосибирска
Новый комментарий от наталья чистякова
29.09.2022 10:01