210 лет назад в российские пределы вторглась армия Наполеона. Для России началась Отечественная война. Спустя 129 лет история повторилась: в Россию снова вторглась иноземная армия, а начавшаяся война была названа Отечественной.
И в том и в другом случае захватчики в случае своей победы ставили целью расчленение России и создание на её территории нескольких государств. Германия, как известно, преподносила дело так, будто она пришла помочь народам СССР сбросить гнёт большевиков. Получилось как всегда: сначала придумаем о России что-нибудь ужасное, потом сами в это поверим, потом на основании придуманного начнём войну, но поскольку представления о противнике изначально выдуманы, войну мы проиграем, а через несколько лет скажем, что это была такая гибридная победа, сами в это уверуем и начнём всё сначала.
Естественно, на призывы сбросить большевиков народы СССР откликались неохотно. Однако идейных коллаборантов хватает всегда и везде. Плюс те, кто по самым разнообразным соображениям оказываются в стане врага и начинают действовать против своей страны и своего народа. Такова, например, была РОА, таков был генерал Власов – человек талантливый, но порочный и, видимо, запутавшийся в своих пороках. Сдавшись в плен, генерал мало-помалу превратился в куклу бибабо, вертевшуюся на руке немецкого командования. В этом качестве он совершил немало постыдного, и среди прочего – оглашение манифеста Комитета освобождения народов России (КОНР).
Деятельность Комитета стала образцовой с точки зрения манипуляции сознанием. Вторую мировую войну в Комитете обозвали борьбой свободолюбивых народов с силами империализма (Англия, США) и интернационализма (СССР). «Нет преступления большего, – провозглашал манифест КОНР, – чем разорять, как это делает Сталин, страны и подавлять народы, которые стремятся сохранить землю своих предков и собственным трудом создать на ней своё счастье». В манифесте утверждалось, что первые два года Сталин ещё мог обманывать и морочить народы россказнями об отечественном, освободительном характере войны, но стоило Красной армии перейти границы СССР и ворваться «в Румынию, Болгарию, Сербию, Хорватию, Венгрию», залить кровью чужие земли, как «истинный характер продолжаемой большевиками войны» стал очевиден. «Цель её – ещё больше укрепить господство сталинской тирании над народами СССР, установить это господство во всём мире. Народы России более четверти века испытывали на себе тяжесть большевистской тирании…» Далее очень подробно описывалась эта самая тирания, а в итоге предлагалось бороться за «равенство всех народов России и действительное их право на национальное развитие, самоопределение и государственную самостоятельность».
Естественно, все разговоры о мифической свободе свелись к расчленению России на несколько или даже множество государств – благо площади позволяют, а число народов только в РСФСР приближалось к двум сотням.
Но вот война закончилась. Награды нашли своих героев; все, включая генерала Власова, получили по заслугам. Один только призрак освобождения народов России бродит по белу свету, не зная приюта и покоя. И время от времени какая-нибудь очередная сверхдержава в приступе беспримерной любви, в пароксизме сердобольности рвётся освобождать народы России. Притом что никакие народы об этом не просят. Пока был жив Советский Союз, жалельщики народов России вели себя скромнее и не давали волю чувствам. Но стоило Союзу исчезнуть, как отовсюду полезли освободители.
К слову, заметим, что вымышленная жизнь в наше время всё больше подменяет настоящую. Вдруг выяснилось, что существует не два пола – мужской и женский, а множество полов. И тотчас пространство вокруг наполнилось сказочными существами. Примерно так же обстоит дело с этнографией. Мы уже молчим об украх-ариях, подсказавших арабам секреты компаса, а китайцам рецепт фарфора. Но вот, например, в 2005 г. в Архангельске вышел «Краткий словарь поморского языка». В предисловии к изданию можно найти следующие пассажи: «С детства в государственных школах нас учили говорить, писать и мыслить исключительно на русском языке <…> Нас учили, что русский язык – это якобы и есть наш родной язык <…> Никто не объяснял нам, что литературный русский язык – это искусственный государственный язык…» «Поморское этническое сознание традиционно подразумевает отдельный этнический статус независимого поморского народа <…> Ассимиляция в великорусской этнической культуре означает для поморов собственную этническую деградацию».
И это ещё не всё. Дальше начинается географическая дичь, достойная Джейн Псаки. Потому что, с одной стороны, поморы, как выяснилось, это финно-угорский народ. С другой стороны, «Поморский словарь», «Поморскую энциклопедию», «Поморские сказки» на поморском же языке помогает издавать Норвегия, где тоже внезапно отыскались какие-то местные и коренные поморы. Создание «поморского языка» и «поморской идентичности» финансировали Фонд Форда (США) и Баренц-секретариат (Норвегия). Эти добрые люди, вероятно, очень любят народы России, раз решили вложиться в их освобождение. А на Русском Севере то и дело обсуждаются границы «Поморской республики».
И сколько таких примеров! В 2006 г. в Ростовском государственном университете прошла международная конференция, организованная Американским советом научных сообществ и Международной гуманитарной школой. Конференция была посвящена проблеме формирования «южнорусской идентичности». В 2008 г. в качестве средства борьбы с коррупцией нижне-кубанские казаки предложили выйти Ставрополью из состава Российской Федерации. Время от времени раздаются голоса за отделение Сибири, каких-то уральских и поволжских королевств, алтайских княжеств, ингерманландских республик и прочих сказочных государств… Если бы этим занимались местные хоббиты, можно было бы и не обращать на них внимания – в конце концов, есть статья 280.1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». Пусть прокуратура или следственный комитет занимаются. Однако когда этим сказочникам откровенно помогают заморские гости, тут уже другое. Впрочем, речь идёт не о помощи. Скорее о политическом курсе.
23 июня с. г. участники правительственной Комиссии Соединённых Штатов Америки по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкская комиссия) провели онлайн-брифинг на тему «Деколонизация России: нравственный и стратегический императив». Сама дата брифинга – уже заявка, тем более что в комиссии есть выходцы из СНГ. Как, например, Фатима Тлисова, бывшая некогда шеф-редактором ИА REGNUM по Северному Кавказу, или уроженка Казахстана, а ныне научный сотрудник Ливерпульского университета имени Джона Мурса Ботакоз Касымбекова. О брифинге сообщил американский обозреватель Никколо Сольдо, получивший приглашение к участию в мероприятии. При этом Сольдо не поддерживает не то что «деколонизацию», но и саму идею собраться и поговорить о разделе суверенной страны. «Это ваши типичные “болотные твари”, – отозвался он об участниках комиссии, – которые наживаются на страданиях очередных жертв США. Их взгляды всегда совпадают с политикой Госдепартамента США, как бы они ни формулировали свои слова. Чистое совпадение, конечно». С этой оценкой сложно не согласиться. Сольдо считает, что идеи, подобные «деколонизации», продвигают неоконсерваторы. Они же втягивают Запад в конфликт с Россией, то усиливая военную поддержку Украины, то провоцируя Россию на ответ Литве по поводу блокады Калининграда.
США рассчитывают, что Россия быстро надорвётся в конфликте с Украиной, а санкции вынудят граждан протестовать и требовать отставки правительства и президента. «Ведь России нужна демократия, а россиян нужно освободить от диктатора Путина, чтобы они могли пользоваться её плодами, как и остальные страны Свободного мира, которые нравятся США». Но этого мало. Нужно помочь россиянам стать свободными. Например, как Украина, которая борется с путинской агрессией за свою свободу. Для этого огромную территорию страны необходимо разделить примерно на полтора десятка государств. Чтобы получить не одну Украину, а пятнадцать-шестнадцать.
Сольдо употребляет термин «пробуждение» применительно к желанию «деколонизировать» Россию. Термин был введён З. Бжезинским и означает политические процессы, связанные с «цветными революциями» и «мироустроительными войнами». В более узком смысле – это массовый протест, ведущий к разрушению политической системы государства. Сольдо считает, что США стремятся к гегемонии в многополярном мире, используя «пробуждение». Впрочем, для нас всё это – словесная эквилибристика. США могут пробуждаться, засыпать, впадать в летаргический сон. Но чего они точно не могут – во всяком случае, нельзя оставлять подобное безнаказанным – так это претендовать на вмешательство в дела других государств. И тем более призывать нарушать территориальную целостность Российской Федерации.
Правда, иногда возникают серьёзные сомнения, что американские и вообще западные политики понимают, о чём говорят, рассуждая о Сибири, Кавказе или Башкирии. Про Джейн Псаки, чьё имя стало нарицательным, символизируя невежество и дремучесть, говорить не будем – о ней всё сказано. Возможно, это такой хитрый ход – дремучий пресс-секретарь. Но если министр иностранных дел бывшей европейской империи не знает городов-миллионников страны, в которую приезжает с официальным визитом; если американский сенатор осуждает Россию за свержение Бармалея и назначение Айболита президентом Лимпопо, не исключено, что и российские регионы они ищут где-то в районе мыса Горн. Хотя Россия слишком велика, чтобы не заметить её.
Фото: cint.ws
10. Ответ на 3, Алексей Строев:
В дополнение к тому, что я сказал выше. Подавлять аутентичные черты не нужно. Но искусственно поддерживать всякую "этнографию" неразумно. Ассимиляция народов может быть естественным процессом. Например, древние народы Сибири угасали задолго до прихода русских и замещались тюркским населением. А взять ту же Украину. Если бы не политика украинизации разных периодов и не позиция местной интеллигенции, то малороссы давным-давно вернулись бы в лоно общерусской культуры, залечив раны, полученные "за польским часом".
Кроме того, из-за движений огромных масс населения по стране в советские годы говорить о какой-то местной идентичности - например, внутри русского народа, - затруднительно.
Нужно возрождать общую идентичность народов России - имперскую. А уж кто будет носить картуз, кто башлык, кто тюбетейку - это надо оставить простым людям. Интеллигентам нечего сюда и мешаться.
9. Ответ на 8, Полтораки:
8. Ответ на 7, Константин В.:
В 1654 г. нежинский протопоп Максим говорил, что русский царь "расточенных сынов русских... воедино собрал", "во едино тело Великого Русского княжения совокупил". Бедный! Он ничего не знал о европейской теории строительства наций и не подозревал, что обладает особой идентичностью...
Уменьшительно-ласкательный национализм. С которым мы боролись еще в 2010-м, когда нацдемшиза была особенно сильна. От Кургиняна тогда услышал стихотворение Леонида Мартынова:Не осуждай сибиряка,
что он угрюм и носит нож.
Ведь он на русского похож,
как барс похож на барсука.
На Урале до сих пор есть такие тенденции. ЕСМ с ними борется.
7. Ответ на 3, Алексей Строев:
Если пристально смотреть, много что можно найти. Сперва "поморская идентичность", а затем какая? Новгородская, тверская... можайская? Может быть, лучше искать общее?
В 1654 г. нежинский протопоп Максим говорил, что русский царь "расточенных сынов русских... воедино собрал", "во едино тело Великого Русского княжения совокупил". Бедный! Он ничего не знал о европейской теории строительства наций и не подозревал, что обладает особой идентичностью...
6. Ответ на 3, Алексей Строев:
За это, конечно, нельзя. Но там речь идёт о том. что "мы- де, и не русские вовсе". Субэтнос не может означать разрыва с этносом. разные вещи.
5. Ответ на 3, Алексей Строев:
Пока идёт формирование новой искусственной идентичности речь об отделении от России действительно не идёт. Она зайдёт тогда, когда эта самая идентичность будет полностью сформирована и отделение от России станет следующим непременным шагом самоутверждения новой искусственно созданной нации. Процесс аналогичный тому, который происходил на Украине. Проживавших там русских людей стали разными способами убеждать в том, что их местные особенности это атрибуты отдельной нации - украинской, а раз есть такая нация, значит у неё должно быть и отдельное государство. Всё то же самое. Только не на юге, а на севере.Те же самые приёмы и те же самые бенефициары - наши извечные враги.
Поэтому я и призываю давать сроки отдельным отщепенцам и пресекать на корню. Потому что бездействие сейчас приведёт к большой крови потом, когда без контр-террористической операции по подавлению сепаратизма будет уже не обойтись.
4. На 2 комментарий
3. Ответ на 2, Алекс. Алёшин:
Да, и что делается для сохранения поморской идентичности в составе русского народа? То есть поморам предлагают стать абстрактно русскими, а точнее постсоветскими, т.к. другой формы русской идентичности на данный момент просто нет. Может лучше возрождать среднерусскую этнографию в Средней полосе, а не навязывать ее казакам и поморам? Как-то странно получается: в Средней полосе русская идентичность глубоко безразлична (хотя бы по отношению к СВО), но зато надо всеми силами препятствовать казакам и поморам иметь свою субэтническую идентичность, то есть казаки и поморы ОБЯЗАНЫ быть любителями косовороток и картузов больше чем сами жители Средней полосы?
Не кажется ли вам, что смешивание этнической и политической идентичности - мина замедленного действия, которая обязательно взорвется. Ведь чеченцам разрешили иметь свою идентичность - они даже памятники ставят СВОИМ героям Кавказской войны, который против России воевали - и они теперь преданно служат России. Надо понимать, что Россия уже никогда не будет моноэтничным государством, а только полиэтничной Империей. И что казаки и поморы совсем не виноваты в том, что жителям Средней полосы глубоко плевать на собственную идентичность, они не обязаны принимать эту идентичность на себя.
А русский литературный язык - это конечно не искусственный язык, но это и не народный разговорный язык. Он появился в результате естественного смешения церковнославянского языка с великорусской разговорной речью благодаря литературной деятельности начиная со времен Греко-Славяно-Латинской академии, традиции которой продолжил Ломоносов в своем университете, и продолжая великой русской литературой 19 - начала 20 веков. Учитывая, что среди великих русских литераторов были и малороссы как, например, первые преподаватели Славяно-Греко-Латинской академии, или же Гоголь (строго говоря вообще поляк по фамилии Яновский), то при тщательном лингвистическом анализе в русском литературном языке можно найти и следы малороссийского влияния. Царское правительство запретило издание литературы на малороссийском наречии и украинское национальное движение родилось именно из борьбы с этим запретом.
И всякое уничижение внутрирусской субэтничности не вызовет ничего, кроме противодействия. Кстати, Украина сейчас горит именно на том, что всем ее жителям от Карпат до Днепра пытаются навязать некий общеукраинский стандарт, который раньше вызывал раздражение, а теперь уже отторжение. Вам очень хочется повторить ее путь?
2.
За такие вещи надо давать реальные сроки, пресекать на корню. Сядут отдельные, проплаченные оттуда личности. Это будет бескровно и дёшево. Если же спускать с рук и закрывать глаза, то потом, когда этой дрянью пропитается большинство населения, придётся пролить много крови и затратить немеряно денег, только на то, чтобы сохранить за собой свою же территорию. Плохо, очень плохо, что сейчас можно заниматься подобной деятельностью совершенно безнаказанно. Это просто в голове не укладывается.
1. Для начала надо деколонизировать Америку.