Фильм «Первоклассница» как образец сталинской парадигмы

Советский мир плавно разворачивался в сторону имперского величия

Бывший СССР  Иосиф Сталин 
3 Liudmila SPB   Потомок подданных Императора Николая II  Русский Сталинист 
1318
Время на чтение 3 минуты

«Я вырос в сердцевине Красной Империи».

Александр Проханов.

Несмотря на то, что фильм "Первоклассница" (1948) – это дидактический рассказ о неидеальной девочке Марусе, которая к финалу исправляется, это, прежде всего, дивный образец послевоенной сталинской эстетики. Впрочем, не только эстетики, но и парадигмы. С первых же кадров мы попадаем в залы с колоннами, ампирные рекреации, кабинеты с высоченными потолками. Маруся Орлова приходит записываться в школу и встречает потянутых …гимназических наставниц с дворянской выправкой. Орлова – знаковая фамилия – она могла бы принадлежать и крестьянке, и графине из рода царицыных фаворитов, а Мария – имя Богородицы, императрицы, княжны или - простолюдинки. Всеохватное и вечное имя. Сталинская цивилизация любила символы и знамения.

Что мы наблюдаем? Никакой «пролетарской культуры» в СССР не было – наигравшись после Революции с экспериментами и авангардными течениями (а их тоже выдумывала шляхта, вроде Казимира Малевича да купеческие сыновья – братья Веснины), советский мир плавно, как в менуэте, развернулся в сторону имперского величия. Уже в первой половине 1930-х искоренили все эти хитромудрые школы-коммуны, школы-лаборатории и всякие «бригадные методы обучения» с Дальтон-планами.

Дамы в строгих платьях – чаще всего «из бывших» - принялись учить по-старому, как при царе-батюшке да царице-матушке. В 1943 году вернули раздельное обучение – девочки налево / мальчики направо. Сделались популярны школьные балы, когда дирекция приглашала мальчиков из соседней школы, и девы-старшеклассницы умело вальсировали с кавалерами. После войны вся детвора переоделась в ту самую, ненавистную «прогрессивным гимназистам» форму – с фуражками и ремнями, фартуками и воротничками. Имперство тяготело к красивому единообразию, как завещал нам государь Николай Павлович. Некоторым штатским служащим – дипломатам, связистам, энергетикам, геологам вернули мундиры в духе романовских «присутствий», да наркоматы переименовались в министерства.

Конечно же, "Первоклассница" — это чуть идеализированный мир. В фильме нет коммуналок – у Маруси большая и главное - отдельная квартира. Показан шикарный дом с лепниной и парадной лестницей. Обязательная новогодняя ёлка – возвращённое Сталиным торжество. Девочки – все гладкие, хорошенькие, пухлые. Чинно-благородная учительница Анна Ивановна, сыгранная гранд-дамой советского кино Тамарой Макаровой, напоминает гимназическую madame из повестей Лидии Чарской.

Повествование – размеренное, как па контрданса. Деми-плие, батман-тандю. Пишем ровные буквы и становимся барышнями! Экшн появляется лишь к финалу, где первоклассницы попадают в лес, а вся Москва (такое чувство, что именно вся!) их ищет. Основной смысл этой небольшой, чуть более часа, киноленты – исправление и становление. Возникает вопрос: как выглядело в реале? Судя по тому, что я слышала от мамы и судя по её фотографиям, всё было примерно так же, кроме …жилплощади. Увы и ах - все «принцы - принцессы», даже многие дети начальников, обитали в коммунальных квартирах.

Те же отглаженные фартуки и ленты, педагоги с аристократическими манерами и длинными пальцами, нравоучения и чистописание, колонны и балюстрады. Когда я прочитала цикл Людмилы Улицкой "Девочки", я изумилась той …грязи, которая буквально сочилась из каждой строчки. То ли знаменитой писательнице не повезло в детстве, то ли …повезло моей маме. Или действительно все видят по-разному. И – разное.

Мне рассказывалось, как девочки затевали школьные спектакли, шили и вышивали на уроках домоводства, ходили в Лефортовский парк – собирать листья для гербария (похожий момент есть и в кинокартине), приглашали друг друга в гости – и танцевали под звуки фортепиано, ибо кто-нибудь непременно владел искусством музицирования, собирали открытки с актёрами, вели дневники и альбомы, ходили всем классом в театр – смотреть пьесы Шекспира и Кальдерона, прыгали со скакалкой. В общем, всё, как в тогдашних фильмах и книжках.

С мальчиками – у тех был Д`Артаньян, пираты и голуби - слегка общались, чтобы потом, в середине 1950-х – стать одноклассниками. Уже после смерти вождя возникла идея совместного обучения, и весь этот имперский дух был постепенно утрачен. Однако эпоха Оттепели породила не менее чудесные тенденции – романтику, дружбу, дорогу, открытость. Но это уже совсем другая история.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. Сшит колпак. да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать. перевыколпаковать. "Сегодня день был без числа".

У Маруси была большая отдельная квартира

Такие квартиры давали партийным работникам за отличную службу. Их отбирали у многодетных семей священников. Священника забирали в лагерь или на расстрел, его матушку -в ссылку, ну а детей - в детские макаринские дома для воспитания людей нового типа -атеистов и с классовой ненавистью, во всём верных заветам Ильича.в том же году,в котором вышел фильм-сказка "Первоклассница", мою маму погнали на лесоповал под названием ЛЕСОСПЛАВ или СПЛАВ ЛЕСА-это когда брёвна сплавляют по реке весной.Добиралась своим ходом.За несколько вёрст от дома.А это половодье,а это холодрыга,,а это когда нет одежды,нет еды,а это дикая полноводная река на которую согнали рабов со всех концов страны.Сначала по детски пряталась,как принято было у деревенских детей,которые прятались,под отцовскую кровать.Кому же охота мёрзнуть и батрачить безплатно на холоде под дождём.Дедушка сказал-ЕЗЖАЙ,ИНАЧЕ ПОСАДЯТ!Добиралась не одна,ещё одну девичью душу председатель колхоза погнал на погибель.Контраст на фоне фильма разительный.Противоположный совершенно от того,красочного варианта для одурачивания людей.КСТАТИ!ДЕТСКОГО ТРУДА ВРЕМЁН СССР,НЕ БЫЛО!НИКОГДА!Только русские дети не были элитой,элита была и жила на Арбате.
С. Югов / 30.06.2022, 08:08

13. У Маруси была большая отдельная квартира

Такие квартиры давали партийным работникам за отличную службу. Их отбирали у многодетных семей священников. Священника забирали в лагерь или на расстрел, его матушку -в ссылку, ну а детей - в детские макаринские дома для воспитания людей нового типа -атеистов и с классовой ненавистью, во всём верных заветам Ильича.
Vladislav / 29.06.2022, 21:17

12. На 10 комментарий:Человек-фонтан

Да уж, эк его, бедолагу, пучит... Никак не может последовать совету Козьмы Пруткова и заткнуть свой фонтан.

11. Примерно

в том же году,в котором вышел фильм-сказка "Первоклассница", мою маму погнали на лесоповал под названием ЛЕСОСПЛАВ или СПЛАВ ЛЕСА-это когда брёвна сплавляют по реке весной.Добиралась своим ходом.За несколько вёрст от дома.А это половодье,а это холодрыга,,а это когда нет одежды,нет еды,а это дикая полноводная река на которую согнали рабов со всех концов страны.Сначала по детски пряталась,как принято было у деревенских детей,которые прятались,под отцовскую кровать.Кому же охота мёрзнуть и батрачить безплатно на холоде под дождём.Дедушка сказал-ЕЗЖАЙ,ИНАЧЕ ПОСАДЯТ!Добиралась не одна,ещё одну девичью душу председатель колхоза погнал на погибель.Контраст на фоне фильма разительный.Противоположный совершенно от того,красочного варианта для одурачивания людей.КСТАТИ!ДЕТСКОГО ТРУДА ВРЕМЁН СССР,НЕ БЫЛО!НИКОГДА!Только русские дети не были элитой,элита была и жила на Арбате.
Русский Иван / 29.06.2022, 19:34

10.

Выхожу один я на дорогу... Хрена с два - и тут Иван блюстит...

9. Частный индивидуальный завод по изготовлению бело-коричневых кирпичей

Кирпичи производятся под каждым материалом о Сталине в режиме 24/7.

8. что в СССР была элита – это дети.

Так эксперимент в виде СССР был и рассчитан на эту "элиту",то есть на глупых из-за возраста детей.Все советские фильмы были направлены только на одну целевую аудиторию-детей.Тот же культовый советский фильм "Чапаев" сколько обманул детей?Десятки миллионов,если не всех.Освещать по детски всё в советском кино,главная задача.Все в советских фильмах добренькие,культурные,вежливые,аккуратные.Да так,что мне однажды,захотелось уехать в детстве в "Добрую" Москву,что просто до жути,захотелось.Ибо творилось вокруг и везде хамство,бегали и дрались постоянно зэка,менты избивали подростков просто потому,что были садистами.В советском аду показывали фильмы из "советского рая".Предприимчивые,дурили людей,одним словом.
Русский Иван / 29.06.2022, 13:20

7. Важно не забывать, что имперская культура была предложена всему народу и никак не противоречила тем новым качествам

Предложил от безысходности,как своего рода НЭП при Ленине.Сталин-великолепный филигранный интриган,если смог переиграть своих много-умных сподвижников с которыми они свалили Великую Русь.Затем предложил,естественно,популярно так-обезглавленному народу прогрессивные подвижки в виде возвращения на тот исторический круг с которого и столкнули Русь все вместе,но предложил уже лично от себя.Фальшивыми пропагандистскими методами.Предложил старую жизнь,которую клеймили все от Добролюбова до Льва Толстого.Что тогда,что сейчас показывают столичную "голливудскую",обработанную "мосфильмом" красивую,прэлэстную жизнь,замызганными и затёртыми репертуарчиками.С заранее всем известным исходом.Исключительно позитивным.
Русский Иван / 29.06.2022, 13:06

6. Сталинская парадигма? (часть 2)

Конечно же, "Первоклассница" — это чуть идеализированный мир. В фильме нет коммуналок – у Маруси большая и главное - отдельная квартира. Показан шикарный дом с лепниной и парадной лестницей. Обязательная новогодняя ёлка – возвращённое Сталиным торжество. Девочки – все гладкие, хорошенькие, пухлые.

Так сказка же! Чернуха в этом жанре неуместна. Можно еще вспомнить «Кубанские казаки». Сказка? Сказка. Которая воодушевляла.
Вот и в сказке «Первоклассница» мы видим, прежде всего, «дугу», становление из капризной девчонки верного товарища, не бросающего подруг в беде.
Экшн появляется лишь к финалу, где первоклассницы попадают в лес, а вся Москва (такое чувство, что именно вся!) их ищет.

К сожалению, я не помню, кто из авторов РНЛ выдвинул блестящий тезис, что в СССР была элита – это дети. С ними в фильме не могло случиться ничего плохого. Они всегда были под защитой, под сенью «старших», даже когда были на войне, в оккупации, в блокадном Ленинграде или партизанском отряде.
Первоклашек искала вся Москва – потому что как иначе? Кто в Советской стране может бросить человека в беде, особенно ребенка? Это не столько миф, сколько социальный идеал, к которому кино исподволь приучало своих зрителей. Пока само кино однажды не скурвилось, и не стало демонстрировать лишь фигу и «невостребованных гениев».
Однако эпоха Оттепели породила не менее чудесные тенденции – романтику, дружбу, дорогу, открытость.

Это было и в сталинскую эпоху (автору напомнить фильмы 30-х годов?). Оттепель же открыла дорогу самым чудовищным явлениям: мещанству, преклонению перед Западом, пропаганду либеральных ценностей через «главнейшее из искусств»…
Полтораки / 29.06.2022, 12:35

5. Сталинская парадигма? (часть 1)

Я очень люблю фильм «Первоклассница», видел его бессчетное число раз и позволю порассуждать, немного поспорив с автором, точку зрению которого я уважаю и принимаю во внимание.
Но давайте обратимся к ключевым тезисам автора.
это, прежде всего, дивный образец послевоенной сталинской эстетики

Это присутствует, и наверное, это важный момент. Сталинский ампир – это важнейший элемент советской культуры, на которой, в частности, вырос Ваш покорный слуга (начиная от детского санатория в Евпатории, помпезном доме с колоннами, лестницами с ковровыми дорожками и балюстрадами, и кончая не менее помпезной высоткой МГУ). Но это, во-вторых.
Во-первых, фильм – это добрая сказка. Несомненно, дидактическая, как и всякая сказка. Но в ней, прежде всего, как и во всякой сказке, дано назидание подрастающему поколению (и родителям), как надо поступать, а как настоятельно не рекомендуется.
Впрочем, не только эстетики, но и парадигмы.

Вопрос, что уважаемый автор понимает под «сталинской парадигмой», так и остался нераскрытым.
Никакой «пролетарской культуры» в СССР не было

А она, тем не менее, была. Она снесла муть декаданса Серебряного века, без чего не смог бы утвердиться советский неоклассицизм. Пролеткульт – это детские шаги несмысленыша: «Я сам!», – показавшие как опасность, так и отважность новаторства. Отрицать значение и сам факт существование пролетарской культуры – это всё равно, что отрицать Хлебникова, Платонова, Маяковского, Есенина…
гимназических наставниц с дворянской выправкой

На дворе послевоенное время – многие учителя имели не дворянскую, а военную выправку. Возможно, не напрямую, но этот образ жизни, служение, был лейтмотивом. Можно искать в этом аристократические корни – а можно понять, что это был послевоенный стиль. Молодые учительницы, вчерашние колхозницы, полагаю, были такими же строгими и безукоризненными классными дамами, как персонаж Тамары Макаровой.
Пиетет перед дореволюционным аристократизмом в советский кинематограф просочится гораздо позже, в 70-х. Он поначалу будет незаметным (и даже симпатичным – как в «Днях Турбиных» или в «Дворянском гнезде»), но постепенно коррозирует советские общественные отношения, что задолго до случившегося описано в бессмертной комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Автор совершает вполне объяснимый анахронизм, на который мы обращаем внимание – мы склонны смотреть на события некоторой эпохи через призму последующего времени.
Полтораки / 29.06.2022, 12:34
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
Спецэффекты без эффектов
О фильме «Сто лет тому вперёд»
04.05.2024
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды
Все советские детективы повествовали о человечности
01.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Все статьи Галина Иванкина
Бывший СССР
День памяти русского первопечатника диакона Ивана Фёдорова
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Михаила Николаевича и героя-танкиста Дмитрия Лавриненко
18.12.2024
Со святыми упокой
3. Записки о поминовении старших братьев
17.12.2024
День памяти святителя Геннадия Новгородского
Сегодня мы также вспоминаем графа А.Р.Воронцова и графа С.Д.Шереметева
17.12.2024
«Мы бежим на геополитическое кладбище»
Демографию нужно сделать вопросом номер один в жизни Российского государства
16.12.2024
Все статьи темы
Иосиф Сталин
О совместимости поэзии и власти
Из архивов поэта
18.12.2024
Окно в Россию. Интервью с директором телекомпании 
«Сезони» Николозом Мжаванадзе
11.12.2024
Кощунство будет продолжаться?!
Оказывается, уродливо-издевательский бюст И.В. Сталина никто не может убрать
06.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Константин В.
18.12.2024 13:27
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Сергей из НН
18.12.2024 13:24
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 13:20
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Рабочий
18.12.2024 12:38
Восстанет народ на народ и царство на царство
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 11:03