«Я вырос в сердцевине Красной Империи».
Александр Проханов.
Несмотря на то, что фильм "Первоклассница" (1948) – это дидактический рассказ о неидеальной девочке Марусе, которая к финалу исправляется, это, прежде всего, дивный образец послевоенной сталинской эстетики. Впрочем, не только эстетики, но и парадигмы. С первых же кадров мы попадаем в залы с колоннами, ампирные рекреации, кабинеты с высоченными потолками. Маруся Орлова приходит записываться в школу и встречает потянутых …гимназических наставниц с дворянской выправкой. Орлова – знаковая фамилия – она могла бы принадлежать и крестьянке, и графине из рода царицыных фаворитов, а Мария – имя Богородицы, императрицы, княжны или - простолюдинки. Всеохватное и вечное имя. Сталинская цивилизация любила символы и знамения.
Что мы наблюдаем? Никакой «пролетарской культуры» в СССР не было – наигравшись после Революции с экспериментами и авангардными течениями (а их тоже выдумывала шляхта, вроде Казимира Малевича да купеческие сыновья – братья Веснины), советский мир плавно, как в менуэте, развернулся в сторону имперского величия. Уже в первой половине 1930-х искоренили все эти хитромудрые школы-коммуны, школы-лаборатории и всякие «бригадные методы обучения» с Дальтон-планами.
Дамы в строгих платьях – чаще всего «из бывших» - принялись учить по-старому, как при царе-батюшке да царице-матушке. В 1943 году вернули раздельное обучение – девочки налево / мальчики направо. Сделались популярны школьные балы, когда дирекция приглашала мальчиков из соседней школы, и девы-старшеклассницы умело вальсировали с кавалерами. После войны вся детвора переоделась в ту самую, ненавистную «прогрессивным гимназистам» форму – с фуражками и ремнями, фартуками и воротничками. Имперство тяготело к красивому единообразию, как завещал нам государь Николай Павлович. Некоторым штатским служащим – дипломатам, связистам, энергетикам, геологам вернули мундиры в духе романовских «присутствий», да наркоматы переименовались в министерства.
Конечно же, "Первоклассница" — это чуть идеализированный мир. В фильме нет коммуналок – у Маруси большая и главное - отдельная квартира. Показан шикарный дом с лепниной и парадной лестницей. Обязательная новогодняя ёлка – возвращённое Сталиным торжество. Девочки – все гладкие, хорошенькие, пухлые. Чинно-благородная учительница Анна Ивановна, сыгранная гранд-дамой советского кино Тамарой Макаровой, напоминает гимназическую madame из повестей Лидии Чарской.
Повествование – размеренное, как па контрданса. Деми-плие, батман-тандю. Пишем ровные буквы и становимся барышнями! Экшн появляется лишь к финалу, где первоклассницы попадают в лес, а вся Москва (такое чувство, что именно вся!) их ищет. Основной смысл этой небольшой, чуть более часа, киноленты – исправление и становление. Возникает вопрос: как выглядело в реале? Судя по тому, что я слышала от мамы и судя по её фотографиям, всё было примерно так же, кроме …жилплощади. Увы и ах - все «принцы - принцессы», даже многие дети начальников, обитали в коммунальных квартирах.
Те же отглаженные фартуки и ленты, педагоги с аристократическими манерами и длинными пальцами, нравоучения и чистописание, колонны и балюстрады. Когда я прочитала цикл Людмилы Улицкой "Девочки", я изумилась той …грязи, которая буквально сочилась из каждой строчки. То ли знаменитой писательнице не повезло в детстве, то ли …повезло моей маме. Или действительно все видят по-разному. И – разное.
Мне рассказывалось, как девочки затевали школьные спектакли, шили и вышивали на уроках домоводства, ходили в Лефортовский парк – собирать листья для гербария (похожий момент есть и в кинокартине), приглашали друг друга в гости – и танцевали под звуки фортепиано, ибо кто-нибудь непременно владел искусством музицирования, собирали открытки с актёрами, вели дневники и альбомы, ходили всем классом в театр – смотреть пьесы Шекспира и Кальдерона, прыгали со скакалкой. В общем, всё, как в тогдашних фильмах и книжках.
С мальчиками – у тех был Д`Артаньян, пираты и голуби - слегка общались, чтобы потом, в середине 1950-х – стать одноклассниками. Уже после смерти вождя возникла идея совместного обучения, и весь этот имперский дух был постепенно утрачен. Однако эпоха Оттепели породила не менее чудесные тенденции – романтику, дружбу, дорогу, открытость. Но это уже совсем другая история.
14. Сшит колпак. да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать. перевыколпаковать. "Сегодня день был без числа".
Такие квартиры давали партийным работникам за отличную службу. Их отбирали у многодетных семей священников. Священника забирали в лагерь или на расстрел, его матушку -в ссылку, ну а детей - в детские макаринские дома для воспитания людей нового типа -атеистов и с классовой ненавистью, во всём верных заветам Ильича.в том же году,в котором вышел фильм-сказка "Первоклассница", мою маму погнали на лесоповал под названием ЛЕСОСПЛАВ или СПЛАВ ЛЕСА-это когда брёвна сплавляют по реке весной.Добиралась своим ходом.За несколько вёрст от дома.А это половодье,а это холодрыга,,а это когда нет одежды,нет еды,а это дикая полноводная река на которую согнали рабов со всех концов страны.Сначала по детски пряталась,как принято было у деревенских детей,которые прятались,под отцовскую кровать.Кому же охота мёрзнуть и батрачить безплатно на холоде под дождём.Дедушка сказал-ЕЗЖАЙ,ИНАЧЕ ПОСАДЯТ!Добиралась не одна,ещё одну девичью душу председатель колхоза погнал на погибель.Контраст на фоне фильма разительный.Противоположный совершенно от того,красочного варианта для одурачивания людей.КСТАТИ!ДЕТСКОГО ТРУДА ВРЕМЁН СССР,НЕ БЫЛО!НИКОГДА!Только русские дети не были элитой,элита была и жила на Арбате.
13. У Маруси была большая отдельная квартира
12. На 10 комментарий:Человек-фонтан
11. Примерно
10.
9. Частный индивидуальный завод по изготовлению бело-коричневых кирпичей
8. что в СССР была элита – это дети.
7. Важно не забывать, что имперская культура была предложена всему народу и никак не противоречила тем новым качествам
6. Сталинская парадигма? (часть 2)
Вот и в сказке «Первоклассница» мы видим, прежде всего, «дугу», становление из капризной девчонки верного товарища, не бросающего подруг в беде.
Экшн появляется лишь к финалу, где первоклассницы попадают в лес, а вся Москва (такое чувство, что именно вся!) их ищет. К сожалению, я не помню, кто из авторов РНЛ выдвинул блестящий тезис, что в СССР была элита – это дети. С ними в фильме не могло случиться ничего плохого. Они всегда были под защитой, под сенью «старших», даже когда были на войне, в оккупации, в блокадном Ленинграде или партизанском отряде.
Первоклашек искала вся Москва – потому что как иначе? Кто в Советской стране может бросить человека в беде, особенно ребенка? Это не столько миф, сколько социальный идеал, к которому кино исподволь приучало своих зрителей. Пока само кино однажды не скурвилось, и не стало демонстрировать лишь фигу и «невостребованных гениев».
Однако эпоха Оттепели породила не менее чудесные тенденции – романтику, дружбу, дорогу, открытость. Это было и в сталинскую эпоху (автору напомнить фильмы 30-х годов?). Оттепель же открыла дорогу самым чудовищным явлениям: мещанству, преклонению перед Западом, пропаганду либеральных ценностей через «главнейшее из искусств»…
5. Сталинская парадигма? (часть 1)
Но давайте обратимся к ключевым тезисам автора.
это, прежде всего, дивный образец послевоенной сталинской эстетики Это присутствует, и наверное, это важный момент. Сталинский ампир – это важнейший элемент советской культуры, на которой, в частности, вырос Ваш покорный слуга (начиная от детского санатория в Евпатории, помпезном доме с колоннами, лестницами с ковровыми дорожками и балюстрадами, и кончая не менее помпезной высоткой МГУ). Но это, во-вторых.
Во-первых, фильм – это добрая сказка. Несомненно, дидактическая, как и всякая сказка. Но в ней, прежде всего, как и во всякой сказке, дано назидание подрастающему поколению (и родителям), как надо поступать, а как настоятельно не рекомендуется.
Впрочем, не только эстетики, но и парадигмы. Вопрос, что уважаемый автор понимает под «сталинской парадигмой», так и остался нераскрытым.
Никакой «пролетарской культуры» в СССР не былоА она, тем не менее, была. Она снесла муть декаданса Серебряного века, без чего не смог бы утвердиться советский неоклассицизм. Пролеткульт – это детские шаги несмысленыша: «Я сам!», – показавшие как опасность, так и отважность новаторства. Отрицать значение и сам факт существование пролетарской культуры – это всё равно, что отрицать Хлебникова, Платонова, Маяковского, Есенина…
гимназических наставниц с дворянской выправкойНа дворе послевоенное время – многие учителя имели не дворянскую, а военную выправку. Возможно, не напрямую, но этот образ жизни, служение, был лейтмотивом. Можно искать в этом аристократические корни – а можно понять, что это был послевоенный стиль. Молодые учительницы, вчерашние колхозницы, полагаю, были такими же строгими и безукоризненными классными дамами, как персонаж Тамары Макаровой.
Пиетет перед дореволюционным аристократизмом в советский кинематограф просочится гораздо позже, в 70-х. Он поначалу будет незаметным (и даже симпатичным – как в «Днях Турбиных» или в «Дворянском гнезде»), но постепенно коррозирует советские общественные отношения, что задолго до случившегося описано в бессмертной комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Автор совершает вполне объяснимый анахронизм, на который мы обращаем внимание – мы склонны смотреть на события некоторой эпохи через призму последующего времени.