Спецэффекты без эффектов

О фильме «Сто лет тому вперёд»

0
272
Время на чтение 6 минут

 

Источник: газета ЗАВТРА

Этот фильм начали ругать задолго до того, как он вышел на экраны кинотеатров, а попытка проехаться на чужой известности была не самым ядовитым из обвинений. Писалось, что авторы в своём стремлении заработать денежку, подняли руку на дивную легенду, на миф целого поколения. И этом есть доля правды. О чём речь? О блокбастере «Сто лет тому вперёд» (2024), снятом Александром Андрющенко по мотивам одноимённой повести Кира Булычёва. Сие даже не по мотивам, а по намёткам - от булычёвских «Ста лет тому…» оставили так мало, что проще говорить о «фантике», fan fiction, творческом (или анти-творческом?) переосмыслении канвы. Эта же книжка была основой для мини-сериала «Гостья из будущего» (1984), на котором хотелось бы остановиться поподробнее, чтобы разъяснить основную претензию к новой адаптации повести.

Скажу напрямки! «Гостья из будущего» - не самый лучший детский проект, созданный в СССР, а декорации там простецки-картонные, бедноватые. Никаких футуро-зданий, кроме Института Времени, а флипы, те вообще – кабинки аттракциона. Однако то Будущее понравилось, как нравится до сих пор. Сейчас тот 2084 год восторгает ещё больше, чем в детстве. Проект Павла Арсенова с Наташей Гусевой в главной роли сделался, как ныне говорят, «культовым».

Что же всех изумило в том фантастическом социуме конца XXI столетия? Думаете, полёты и космический зоопарк с инопланетными крокодилами? Нет. Социальный прогресс! Это понятие уже не употребляется в официальной прессе, а тогда все плакаты буквально кричали: «За мир во всём мире и социальный прогресс!» Считалось, что не только машины и техника должны развиваться, но и люди - их мозги, сердца и души.

Пришелица из 2084 года Алиса Селёзнёва резко отличалась от подростков-1984. Она была сильной, ловкой, смелой, умственно-развитой. Казалась скромной и дерзкой одновременно, при том, что «не самой талантливой», по её же собственному определению. Пройдёт совсем немного лет – по меркам Вселенной - и народятся сплошные вундеркинды. В монологе Селезнёвой из книги есть броская фраза: «В будущем не станет обыкновенных людей. На Земле будет жить пять миллиардов исключительных, знаменитых, одарённых людей».

Ко всему прочему, Алиса - добра и отзывчива, готова прийти на помощь. В неё совершенно отсутствовали пороки! Как мыслили юные зрители, слушавшие финальную песню о прекрасном далёко? Дивное – рядом. Пути – открыты. Хочешь быть гением – будь им. В общем, фон и декорации Москвы-2084 могли быть любыми – не это произвело впечатление, но возможность быть такой Алисой. Не нам, так потомкам.

В киноверсии 2024 года, несмотря на эффектную картинку, нет остро-привлекательного будущего. Начнём с того, что Алиса …никакая. Да, она миленькая девочка, умеющая высоко прыгать и долго, неутомимо сражаться, но и только. Нам показывают, что на уроках она чуть ли не дрыхнет, а интеллектуальная деятельность её не волнует, как таковая. Она – симпатичный киборг с затверженным набором задач. Плюс – розовые волосы и тема «экологичности» в каждой фразе. Да, в том Прекрасном Далёко не едят мяса, а питаются его заменителями. В повести Булычёва мясо есть. Вот фрагмент из диалога Коли Герасимова со стариком из 2084 года: «— Нет. Я из Москвы, а питаюсь я большей частью кефиром и очень люблю бараньи отбивные. Ты любишь бараньи отбивные? — Обожаю, — признался Коля».

А тут – отбивные не из барана, а, видимо, из модной сои с добавлением силоса. Лично мне такой расклад показался фальшивым, как разглагольствования о толерантности, зоо-защите (а вернее – зоо-шизе) и раздельном сборе мусора в современной Европе. Но и в этом – затык. В нашей «Гостье…»-2084 было много пейзажных сцен, а парки да зоопарки перетекали друг в друга, а тут – искусственные леса с подогревом и «пластмассовая» натура.

В сериале о «Гостье…» одна из центральных и волнующих сцен – это полёт Герасимова над Москвой – явлена панорама столицы, и сохранённая Москва. В новой версии той Белокаменной практически нет – милостиво оставили здание МГУ на Воробьёвых горах. И на том гран-мерси! Остальное – какой-то гигантский парк «Зарядье», раскинувшийся на весь город. Агрессивный футуризм сожрал всё – от ампира до конструктивизма. Зато – экологичненько.

Робот Вертер здесь не человекообразен, а нечто, вроде летающего робота-пылесоса (sic!), имеющего мощные когнитивные способности. Заметно, что этот герой интереснее Алисы, Коли и пиратов, хотя того, нашего Вертера очень не хватает.

Миелофона – портативного уловителя мыслей также нет. На его месте – космион, прибор, позволяющий перемещаться на сто лет туда-сюда. Поэтому отсутствует и машина времени, а с ней и в книге, и сериале-1984 связана вся интрига. Сколь увлекательно и страшно было наблюдать за Колей и Фимой, пробравшихся в то заброшенное здание, где в подвале обнаруживался портал в иные эпохи! Тем лестницам, переходам и перекрытиям, косым теням и жутким просветам позавидовал бы любой мастер хоррора. В новом фильме – интриги нуль.

В аутентичном сюжете Алиса и Коля – подростки, а тут они – старшеклассники, и между ними возникает нечто, похожее на влюблённость, а мега-печаль состоит в том, что герои никогда не смогут быть вместе. Она вернётся в свои экологически-выверенные соты, а Коля – в родное ему Чертаново. Эта локация - Северное Чертаново когда-то уже прославилась в другом фантастическом блокбастере – «Притяжение» (2017), вызвавшем волну жёсткой критики из-за того, что земляне, то есть жители Чертаново, были показаны питекантропами рядом с душевным и порядочным пришельцем. О том «Притяжении» давно все забыли и вряд ли вспомнят.

Кинохиты, которые вовсе не хиты, а проходные картинки, исчезают из памяти быстрее, чем сходят с прокатных афиш. Фаина Раневская считала, что сняться в плохом кино – то же самое, что плюнуть в вечность. Сейчас это не работает – вечности нет, есть сей момент и киношки – или в духе комиксов, или в манере комп-игр, как обсуждаемые «Сто лет…».

В нашем сериале-1984 был потрясающий дуэт космических пиратов - Весельчак У и Крыс в исполнении Вячеслава Невинного и Михаила Кононова. Филигранная работа, достойная советской школы актёрского мастерства! Тут вместо Крыса почему-то действует Глот, также персонаж Кира Булычёва, знакомый нам по мультфильму «Тайна Третьей планеты» (1981). Наверное, в типовом блокбастере нельзя без усреднённого супер-злодея, желающего подчинить себе Галактику. Он скучноват и невыразителен – бледный мутант с выпирающим позвоночником. Ни Воланда, ни Волан-де-Морта у создателей не получилось.

Оба варианта будущего – и уныло-вегетарианское болотце мадемуазель Селезнёвой, и адский мир Глота с его базой пиратского альянса - едино ужасающи. Скорее, обе ипостаси – в духе «Матрицы», разве что первая условно «хорошая», а вторая – конкретно чёрная. Больше того – Грядущее-1 и Грядущее-2 – это не плод деятельности землян, а нечто привнесённое. Либо «добрым» космо-содружеством, нашедшим Землю и включившим её в свой круг, либо – пиратским синдикатом Глота. Сами же – нигде и никто. Фантастика всегда программирует, а когда ни в одном из послезавтра не хочется жить, это навевает самые безрадостные мысли.

Что касается игры, то и она малопримечательна несмотря на то, что Александр Петров в роли Весельчака У постоянно хохмит и пытается подражать Джонни Деппу, точнее, конечно же, его капитану Джеку Воробью. Коллектив собрали звёздный – помимо Александра Петрова, здесь и Константин Хабенский, и Виктория Исакова и наше всё - Фёдор Бондарчук, озвучивший робота Вертера.

Огромный плюс заключается в том, что авторы не стали переносить действие в 1980-е, потому что в этом случае мы бы получили ещё одну горе-агитку с манифестированной злобой насчёт «проклятого Совка». Или, как вариант, выдуманную реальность со сплошными анахронизмами и непопаданием в даты – фильмы и сериалы «про СССР» этим гнусно грешат. Исключений – мало. Итак, всё происходит в 2024 году, а потому славное грядущее тоже отодвинули в 2124-й. Коля учится в современной школе, а в качестве хобби «читает» рэп и записывает ролики. Его друг Фима – игроман и все свободные часы рубится в какие-то компьютерные игры, забывая обо всём и вся.

Аллюзии! Куда же без них? Тут не лишь вышеупомянутая «Матрица», но и первая часть шедевра «Назад в будущее». В классе Алисы учится иноземный персонаж, смахивающий на героев «Аватара». Много реверансов в сторону «Пиратов Карибского моря» - раз речь о пиратах, так почему бы не обыграть? Прибор космион по своему воздействию на человека напоминает… кольцо всевластия из «Властелина колец». В общем, авторы, как Остап Бендер «вывалили всё, что знали о мехах», в смысле об узнаваемых трафаретах.

В сериале 1984 года не было современных спецэффектов, но в версии-2024 их полным-полно. И они – на уровне! Голливуд остался позади и плетётся, размазывая сопли. Безусловно, наши компьютерные технологии продвинулись, но полностью утрачено что-то более ценное. Умение делать кино? Игра? Режиссура? Чувствование? Самоцензура автора? Ответов много, и все они правильные.

И вот – основной вопрос и, наверное, он риторический. На кого рассчитан фильм? Кто его целевая аудитория? Подростков, то бишь тинейджеров в зале не было – сплошь мы, «деточки» 45-55 лет, пришедшие глянуть, как испохабили грёзу светлого прошлого, так и не ставшего будущим. Для юнцов этот сюжет ровным счётом ничего не значит – какая-то Алиса с каким-то Колей, что-то мутят с перемещениями во времени. Любая фабула имеет свой бэкграунд, а если его нет, тогда - зачем? Сплошные спецэффекты без эффектов.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Галина, спасибо огромное. Вы всё замечательно разложили по полочкам. К сожалению, разрушительная тенденция изгаживать замечательные советские фильмы набирает обороты. Вспомним современные изуродованные с "Легким паром", "А зори здесь тихие"и другие фильмы. А что твориться с фильмами про героев Отечественной войны. Одна только современная "Зоя" чего стоит. Вспомните какую рекламу устроил этому киноубожеству тогдашний министр культуры. Кстати, ныне бывший министр культуры объявил себя историком и такую ахинею иногда несёт. А чего стоит нынешний школьный учебник истории, к которому он руку приложил. Вот его единомышленники и единоверцы и уничтожают в российскойкультуре
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды
Все советские детективы повествовали о человечности
01.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Главная ошибка на примере «Интердевочки»
«Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад...»
28.11.2023
Все статьи Галина Иванкина
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
21.11.2024 20:59
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:57
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07