Спецэффекты без эффектов

О фильме «Сто лет тому вперёд»

0
273
Время на чтение 6 минут

 

Источник: газета ЗАВТРА

Этот фильм начали ругать задолго до того, как он вышел на экраны кинотеатров, а попытка проехаться на чужой известности была не самым ядовитым из обвинений. Писалось, что авторы в своём стремлении заработать денежку, подняли руку на дивную легенду, на миф целого поколения. И этом есть доля правды. О чём речь? О блокбастере «Сто лет тому вперёд» (2024), снятом Александром Андрющенко по мотивам одноимённой повести Кира Булычёва. Сие даже не по мотивам, а по намёткам - от булычёвских «Ста лет тому…» оставили так мало, что проще говорить о «фантике», fan fiction, творческом (или анти-творческом?) переосмыслении канвы. Эта же книжка была основой для мини-сериала «Гостья из будущего» (1984), на котором хотелось бы остановиться поподробнее, чтобы разъяснить основную претензию к новой адаптации повести.

Скажу напрямки! «Гостья из будущего» - не самый лучший детский проект, созданный в СССР, а декорации там простецки-картонные, бедноватые. Никаких футуро-зданий, кроме Института Времени, а флипы, те вообще – кабинки аттракциона. Однако то Будущее понравилось, как нравится до сих пор. Сейчас тот 2084 год восторгает ещё больше, чем в детстве. Проект Павла Арсенова с Наташей Гусевой в главной роли сделался, как ныне говорят, «культовым».

Что же всех изумило в том фантастическом социуме конца XXI столетия? Думаете, полёты и космический зоопарк с инопланетными крокодилами? Нет. Социальный прогресс! Это понятие уже не употребляется в официальной прессе, а тогда все плакаты буквально кричали: «За мир во всём мире и социальный прогресс!» Считалось, что не только машины и техника должны развиваться, но и люди - их мозги, сердца и души.

Пришелица из 2084 года Алиса Селёзнёва резко отличалась от подростков-1984. Она была сильной, ловкой, смелой, умственно-развитой. Казалась скромной и дерзкой одновременно, при том, что «не самой талантливой», по её же собственному определению. Пройдёт совсем немного лет – по меркам Вселенной - и народятся сплошные вундеркинды. В монологе Селезнёвой из книги есть броская фраза: «В будущем не станет обыкновенных людей. На Земле будет жить пять миллиардов исключительных, знаменитых, одарённых людей».

Ко всему прочему, Алиса - добра и отзывчива, готова прийти на помощь. В неё совершенно отсутствовали пороки! Как мыслили юные зрители, слушавшие финальную песню о прекрасном далёко? Дивное – рядом. Пути – открыты. Хочешь быть гением – будь им. В общем, фон и декорации Москвы-2084 могли быть любыми – не это произвело впечатление, но возможность быть такой Алисой. Не нам, так потомкам.

В киноверсии 2024 года, несмотря на эффектную картинку, нет остро-привлекательного будущего. Начнём с того, что Алиса …никакая. Да, она миленькая девочка, умеющая высоко прыгать и долго, неутомимо сражаться, но и только. Нам показывают, что на уроках она чуть ли не дрыхнет, а интеллектуальная деятельность её не волнует, как таковая. Она – симпатичный киборг с затверженным набором задач. Плюс – розовые волосы и тема «экологичности» в каждой фразе. Да, в том Прекрасном Далёко не едят мяса, а питаются его заменителями. В повести Булычёва мясо есть. Вот фрагмент из диалога Коли Герасимова со стариком из 2084 года: «— Нет. Я из Москвы, а питаюсь я большей частью кефиром и очень люблю бараньи отбивные. Ты любишь бараньи отбивные? — Обожаю, — признался Коля».

А тут – отбивные не из барана, а, видимо, из модной сои с добавлением силоса. Лично мне такой расклад показался фальшивым, как разглагольствования о толерантности, зоо-защите (а вернее – зоо-шизе) и раздельном сборе мусора в современной Европе. Но и в этом – затык. В нашей «Гостье…»-2084 было много пейзажных сцен, а парки да зоопарки перетекали друг в друга, а тут – искусственные леса с подогревом и «пластмассовая» натура.

В сериале о «Гостье…» одна из центральных и волнующих сцен – это полёт Герасимова над Москвой – явлена панорама столицы, и сохранённая Москва. В новой версии той Белокаменной практически нет – милостиво оставили здание МГУ на Воробьёвых горах. И на том гран-мерси! Остальное – какой-то гигантский парк «Зарядье», раскинувшийся на весь город. Агрессивный футуризм сожрал всё – от ампира до конструктивизма. Зато – экологичненько.

Робот Вертер здесь не человекообразен, а нечто, вроде летающего робота-пылесоса (sic!), имеющего мощные когнитивные способности. Заметно, что этот герой интереснее Алисы, Коли и пиратов, хотя того, нашего Вертера очень не хватает.

Миелофона – портативного уловителя мыслей также нет. На его месте – космион, прибор, позволяющий перемещаться на сто лет туда-сюда. Поэтому отсутствует и машина времени, а с ней и в книге, и сериале-1984 связана вся интрига. Сколь увлекательно и страшно было наблюдать за Колей и Фимой, пробравшихся в то заброшенное здание, где в подвале обнаруживался портал в иные эпохи! Тем лестницам, переходам и перекрытиям, косым теням и жутким просветам позавидовал бы любой мастер хоррора. В новом фильме – интриги нуль.

В аутентичном сюжете Алиса и Коля – подростки, а тут они – старшеклассники, и между ними возникает нечто, похожее на влюблённость, а мега-печаль состоит в том, что герои никогда не смогут быть вместе. Она вернётся в свои экологически-выверенные соты, а Коля – в родное ему Чертаново. Эта локация - Северное Чертаново когда-то уже прославилась в другом фантастическом блокбастере – «Притяжение» (2017), вызвавшем волну жёсткой критики из-за того, что земляне, то есть жители Чертаново, были показаны питекантропами рядом с душевным и порядочным пришельцем. О том «Притяжении» давно все забыли и вряд ли вспомнят.

Кинохиты, которые вовсе не хиты, а проходные картинки, исчезают из памяти быстрее, чем сходят с прокатных афиш. Фаина Раневская считала, что сняться в плохом кино – то же самое, что плюнуть в вечность. Сейчас это не работает – вечности нет, есть сей момент и киношки – или в духе комиксов, или в манере комп-игр, как обсуждаемые «Сто лет…».

В нашем сериале-1984 был потрясающий дуэт космических пиратов - Весельчак У и Крыс в исполнении Вячеслава Невинного и Михаила Кононова. Филигранная работа, достойная советской школы актёрского мастерства! Тут вместо Крыса почему-то действует Глот, также персонаж Кира Булычёва, знакомый нам по мультфильму «Тайна Третьей планеты» (1981). Наверное, в типовом блокбастере нельзя без усреднённого супер-злодея, желающего подчинить себе Галактику. Он скучноват и невыразителен – бледный мутант с выпирающим позвоночником. Ни Воланда, ни Волан-де-Морта у создателей не получилось.

Оба варианта будущего – и уныло-вегетарианское болотце мадемуазель Селезнёвой, и адский мир Глота с его базой пиратского альянса - едино ужасающи. Скорее, обе ипостаси – в духе «Матрицы», разве что первая условно «хорошая», а вторая – конкретно чёрная. Больше того – Грядущее-1 и Грядущее-2 – это не плод деятельности землян, а нечто привнесённое. Либо «добрым» космо-содружеством, нашедшим Землю и включившим её в свой круг, либо – пиратским синдикатом Глота. Сами же – нигде и никто. Фантастика всегда программирует, а когда ни в одном из послезавтра не хочется жить, это навевает самые безрадостные мысли.

Что касается игры, то и она малопримечательна несмотря на то, что Александр Петров в роли Весельчака У постоянно хохмит и пытается подражать Джонни Деппу, точнее, конечно же, его капитану Джеку Воробью. Коллектив собрали звёздный – помимо Александра Петрова, здесь и Константин Хабенский, и Виктория Исакова и наше всё - Фёдор Бондарчук, озвучивший робота Вертера.

Огромный плюс заключается в том, что авторы не стали переносить действие в 1980-е, потому что в этом случае мы бы получили ещё одну горе-агитку с манифестированной злобой насчёт «проклятого Совка». Или, как вариант, выдуманную реальность со сплошными анахронизмами и непопаданием в даты – фильмы и сериалы «про СССР» этим гнусно грешат. Исключений – мало. Итак, всё происходит в 2024 году, а потому славное грядущее тоже отодвинули в 2124-й. Коля учится в современной школе, а в качестве хобби «читает» рэп и записывает ролики. Его друг Фима – игроман и все свободные часы рубится в какие-то компьютерные игры, забывая обо всём и вся.

Аллюзии! Куда же без них? Тут не лишь вышеупомянутая «Матрица», но и первая часть шедевра «Назад в будущее». В классе Алисы учится иноземный персонаж, смахивающий на героев «Аватара». Много реверансов в сторону «Пиратов Карибского моря» - раз речь о пиратах, так почему бы не обыграть? Прибор космион по своему воздействию на человека напоминает… кольцо всевластия из «Властелина колец». В общем, авторы, как Остап Бендер «вывалили всё, что знали о мехах», в смысле об узнаваемых трафаретах.

В сериале 1984 года не было современных спецэффектов, но в версии-2024 их полным-полно. И они – на уровне! Голливуд остался позади и плетётся, размазывая сопли. Безусловно, наши компьютерные технологии продвинулись, но полностью утрачено что-то более ценное. Умение делать кино? Игра? Режиссура? Чувствование? Самоцензура автора? Ответов много, и все они правильные.

И вот – основной вопрос и, наверное, он риторический. На кого рассчитан фильм? Кто его целевая аудитория? Подростков, то бишь тинейджеров в зале не было – сплошь мы, «деточки» 45-55 лет, пришедшие глянуть, как испохабили грёзу светлого прошлого, так и не ставшего будущим. Для юнцов этот сюжет ровным счётом ничего не значит – какая-то Алиса с каким-то Колей, что-то мутят с перемещениями во времени. Любая фабула имеет свой бэкграунд, а если его нет, тогда - зачем? Сплошные спецэффекты без эффектов.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Галина, спасибо огромное. Вы всё замечательно разложили по полочкам. К сожалению, разрушительная тенденция изгаживать замечательные советские фильмы набирает обороты. Вспомним современные изуродованные с "Легким паром", "А зори здесь тихие"и другие фильмы. А что твориться с фильмами про героев Отечественной войны. Одна только современная "Зоя" чего стоит. Вспомните какую рекламу устроил этому киноубожеству тогдашний министр культуры. Кстати, ныне бывший министр культуры объявил себя историком и такую ахинею иногда несёт. А чего стоит нынешний школьный учебник истории, к которому он руку приложил. Вот его единомышленники и единоверцы и уничтожают в российскойкультуре
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды
Все советские детективы повествовали о человечности
01.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Главная ошибка на примере «Интердевочки»
«Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад...»
28.11.2023
Все статьи Галина Иванкина
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.12.2024 21:23
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
19.12.2024 20:40
Славный город Чебоксары
Новый комментарий от Владимир С.М.
19.12.2024 20:22
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Русский Иван
19.12.2024 20:11
«На фронтах Украины сражается вся Русь»
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 20:03
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Владимир С.М.
19.12.2024 19:51
«Русские моряки первое, что сделали – пропели "Отче наш"»
Новый комментарий от Дмитриев
19.12.2024 19:31