Нежно-стальная лирика

О книге Максима Шмырёва «Посреди великого января»

0
2
Время на чтение 5 минут

Источник: газета ЗАВТРА

Шмырёв М. Посреди великого января. М.: Тотенбург, 2025. - 130 с.

«Много-много лет назад, на заре нашей юности, когда солнце показывалось алым краем из-за горизонта, воздух был свеж, снег хрусток, а летние травы шумели ветром, что веял от заснеженных гор и таинственных островов в далях Океана...», - проза Максима Шмырёва одновременно похожа на тексты Александра Грина, Владислава Крапивина и Василия Аксёнова (если бы последний не был пижоном). И, тем не менее, есть свой стиль, изюминка, сущность. Шмырёв – изысканный лирик. Его слог – стальной и нежный одновременно. Сейчас в литературной моде грубые выражения, приправленные пацанским пафосом. Шмырёв как бы в стороне, его невозможно спутать ни с кем иным. Для него литература – не только поле битвы, но и колыбель благорастворения. Выпускник Литературного вуза, Шмырёв играет словом, балансируя на грани тончайшей иронии. Эта ирония столь тонка, что кажется вуалью. При этом он предельно серьёзен. Так возникает стилевая феерия. Итак, передо мной – сборник «Посреди великого января».

Шмырёв много и с удовольствием пишет о девяностых. Они для него не «святые» и не «провальные». О, даже не «лихие». Это – время выбора, политических игр – часто кровавых, борьбы и дружбы, красивых девушек и рок-музыки. Обычно об этом десятилетии пишут тенденциозно – и неважно, с какой стороны баррикад колотятся авторы, здесь же – особая аура: «Бывало, идёшь по московской улице начала девяностых, шурша листвой, её не убирают дворники, дворники будто сами потянулись за перелётными птицами на мётлах, воздух пахнет дымом дешёвых американских сигарет и ещё тлеющими, не разгоревшимися кострами гражданской войны...».

Это – узнаваемо. Тот, кто жил в те годы, вспоминают всё до мельчайших подробностей. Что же далее? «И вдруг видишь удивительно яркую клумбу, с цветами всех оттенков, на которые будто бы сели не менее яркие радужные бабочки. Подходишь ближе и понимаешь: это не клумба, а лоток с новейшими, только что выпущенными книгами», - в кроваво-красочных девяностых был книжный бум. Как по мановению волшебной палочки явились лотки - стало издаваться всё, массово, кучно – и умные труды академиков, и броская западная фантастика, и Михаил Булгаков, и Барбара Картленд, и Шарль Бодлер, и Роберт Желязны. Шедевры и шлак, для ума и для развлечения. Обложки – сияли. Иной раз они были образцами безвкусицы. «Нынешние обложки скучноваты и респектабельны, как господин в сером пальто, присевший отдохнуть на скамейке в парке», - подытоживает Шмырёв.

Читая, кажется, что он – человек из той параллельной реальности, где случилась другая Россия. Перестав быть советской, она не попала в жернова криминала 1990-х и нечистоплотного гламура 2000-х, а сделалась чем-то, вроде Большой Русской Мечты, о которой постоянно говорит Александр Проханов. Но эта грёза словно бы затерялась в московских переулках пыльного лета: «Мне дорог тот ветер. Он раздувал паруса свободы, он обещал нечто грядущее — не то, что последующие сквознячки. Когда бьют колокола, я слышу его дыхание».

Вселенская грусть по не случившемуся: «Это время самой тщетной и самой дерзкой надежды». В принципе, Шмырёв даёт прямой ответ на вопрос: «Почему мы проиграли наши девяностые?» Потому что думали о книгах, пока те, с простецко-хитрыми лицами, набивали карманы и брали всё, что можно. И особенно то, что – нельзя. Мы были идеалистами, нам нравилось ходить с флагами и утверждать свой стиль – романтическое милитари: «Они [знамёна – Г.И.] парили над головами, перелетали туда-сюда над головами людей, перекрёстно опыляя их идеями, и какие только идеи не взращивали в головах их алые, чёрные, жёлтые и белые крылья! Эти люди хотели не власти, нет, власть была где-то сбоку припёку, идеи вели в иные пространства». Люди со знамёнами не хотели власти, и случилось то, что должно было случиться – место флагов заняли денежные знаки, а мы оказались …сбоку припёка.

Шмырёв воскрешает в памяти людей 1990-х, например, знаменитую Тимофеевну, бабульку, торговавшую патриотической прессой в самом центре Москвы, недалеко от Кремля: «Я никогда не видел, как она приходит или уходит от музея Ленина: просто появлялась утром и исчезала вечером. Можно было представить, что тайные патриотические силы поднимают её, вместе со всем товаром, наружу из реликтового бункера, а вечером, когда становится тихо и закат окрашивает облака в цвета национальной революции, опускают обратно — в потаённое подземелье, соединённое туннелями с Землёй Королевы Мод, с подземными царствами: Золотым, Серебряным и Медным. В их кованые сундуки она опускала заработанную наличность, а утром поднималась снова: в мир энтропии, реальности, тонкой, как покров Майи над хаосом».

Вспоминаются забытые бойцы – РНЕ* и ФНРД. Те, кому хотелось не власти, а знамён и хоругвей.

Шмырёв пишет не лишь о своей юности-1990, но и обо всём и сразу – о фильме «АССА» и - продавщице мороженого, о причинах популярности оперетты в брежневские времена и - портрете Есенина, о раскопках и - выпивке и даже о мадам Дюбарри, несчастной фаворитке Людовика XV, которую зачем-то казнили санкюлоты. Каждое высказывание – словно картина импрессиониста. Важно впечатление, отпечаток в сознании. И всё это – с флёром и живым дыханием.

В сборник также включены стихотворения, не менее выразительные, чем проза. Собственно, Шмырёв в большей степени поэт, ибо вся его проза – поэтична. И тут прослеживается романтическая линия сражений, шествий, знамён и символов: «Весна-война, весна-война. / И, шествуя повдоль пассажа, / Что пребывает и доднесь, / В ремнях, значках и камуфляжах». Неважно, какой ты – левый или правый, ты – в строю, за шагом – шаг. В стихотворении «Белый дом» - мемуарный росчерк: «Вспоминаю короб / Дома, белый-белый. / Был я очень молод, Год тогда расстрельный… / Шёл, но мы не знали. / Поднимали знамя / Против серой стали — / Рыщущее пламя». То была не свершившаяся революция юных – коммунистов, баркашовцев, казаков, короче белых или красных. Бунт мальчиков и девочек в камуфляже против жирной плутократии Бориса Ельцина. Восстание «книжного» поколения – у Белого Дома стояла неоперившаяся интеллигенция.

От политики – к эстетике: «Я увидел звукослово, / К звукослову я пришёл. / Звукослово было ново — / Летний полдень, белый стол». Ритм и вкус Серебряного века. Не то Велимир Хлебников, не то Игорь Северянин. Сплетение звуков в фантастическую вязь.

Темы – самые разные. От флибустьеров до Ледяного Похода, от мужеубийства, свершённого Екатериной – до Маяковского и окон РОСТа. Во всём – утончённость: «Нарисовано, — в общем, расплывчатым чем-то. / Окна стеклят темноту в дремотных болотах без света».

Сейчас преизрядно затаскали определение «атмосферный», однако вещи Максима Шмырёва именно атмосферные. Вслушайтесь в стук колёс возвращающегося в Москву поезда: «И просыпаешься, когда впереди огромным заревом, занимающим полнеба, фонарями, широкими проспектами появляется Москва, и всё, кроме неё, кажется сказочным, приснившимся, несуществующим — как звёзды в свете прожекторов». И всё становится ясно.

 

*ряд подразделений РНЕ признаны экстремистскими структурами.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
«Каникулы Кроша» как дорогое воспоминание детства
Эстетский подростковый детектив, настоящее творение 1970-х
02.06.2025
Пётр Оссовский. Суровый романтик
В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «ЧелоВек сурового стиля», обращённая к Петру Оссовскому
27.05.2025
Спецэффекты без эффектов
О фильме «Сто лет тому вперёд»
04.05.2024
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
Все статьи Галина Иванкина
Последние комментарии
Проект «Мумия» потерпел фиаско
Новый комментарий от Константин В.
20.07.2025 21:36
Брак под ударом из засады
Новый комментарий от Константин В.
20.07.2025 21:28
Мы горды, что являемся Вашими современниками
Новый комментарий от Рабочий
20.07.2025 17:02
Коммунизм и революция – вовсе не слова-синонимы
Новый комментарий от Советский недобиток
20.07.2025 16:33
Это – диверсия под госуправление, это – госизмена
Новый комментарий от Бузина Олесь
20.07.2025 14:20