Ай да Пушкин?

Очень странный фильм "Учёности плоды"

Галина Иванкина 
Русофобия 
1 Русский Сталинист 
01.11.2021 642

Источник: газета ЗАВТРА

Фото: скриншот

Я посмотрела очень странный фильм. То ли это стёб – то ли это плач. Это постмодерн, причём на грани. Какая-то глубинная и нарочитая пошлость (в широкой, чеховско-набоковской трактовке этого ёмкого слова) попыталась перейти в свою противоположность - в утончённый пафос, но эстетический катарсис - по Выготскому! - не случился.

Застряла пошлость. Завязла в глине бездорожья. Устала натыкаться на препоны. Всюду натыканы смысло-символы. Банальные. Вроде тех, что «любовь побеждает на войне», а если говорят музы - умолкают пушки. Точнее, когда говорит Пушкин, а он с музами - на ты, особливо в Михайловском. Снимать о Нашем Всём нужно или супер-гениально, или - никак.

Однако военная драма "Учёности плоды" (2021) интересна хотя бы тем, что сварганил её Игорь Угольников, а главную роль дал аж Сергею Безрукову. Нет-нет. На этот раз он не в роли поэта и уже это немало интригует. Изначальная заявка на успех - россыпь звёзд, но у меня почему-то есть предположение, что его не будет — успеха и вовсе не потому, что нынешнее российское кино всё ещё (вот уже тридцать лет!) вызывает недоуменные вопросы. Смещение акцентов в теме войны - это провал.

По сюжету в оккупированное Михайловское прибывает немецкая дама-филолог, чтобы спасти Пушкина от «славянского хаоса», но постепенно влюбляется в эту землю и, разумеется, в этих людей. Нет - в одного их них - в разухабистого мужчичка и местного умельца - Сергея Трофимова. Это и есть безруковская роль.

Перенасыщенность аллюзиями - немку зовут Мария Шиллер и она верит в домашнюю легенду, что её предок - великий поэт-философ-драматург, который "Буря-и-натиск"; фамилия одного из офицеров Вермахта - ни много ни мало Дантес и он тоже - потомок сами понимаете - чей; персонаж Безрукова, примеряя посмертную маску Пушкина, игриво сообщает, что всегда мечтал это сделать, и в зале раздаётся понимающий смешок - речь-то уже не о герое, но о самом артисте.

Партизаны, добивая фрицев, устраивают перформансы - каждый раз из леса выходит сын полка и выбрав самый живописный труп, ножом прикалывает к фашистскому сердцу листок со стихами Пушкина. Вертелась в голове одна фразочка из Довлатова, ставшая крылатой, не имея к тому никаких оснований: «Широко жил партизан Боснюк!» Тут партизаны именно «широко живут», а их командира лениво изображает Фёдор Бондарчук. Широко жил партизан Бондарчук-младший.

Всё это смахивает на передачу 1990-х "Маски-шоу" с её гротескными шутками и преизбыточной буффонадой. Помнится, были там и немцы с моноклями, и партизаны в ушанках - примерно такие же, как в фильме Угольникова. Разве что в "Масках" - беспримесный и туповатый фарс, а в "Учёности плодах" - попытка трагедии. Для постмодернизма характерен трагифарс. Но уместен ли он в данном случае?

Такое ощущение, что авторы застряли в «лихих-девяностых» и никак не могут сбросить маски со своего шоу. Игорь Угольников - крутой шоумен и его проект "Оба-на!" смотрелся лучше, нежели грубо сколоченные "Маски". Но тут автора куда-то понесло. Или, быть может, я не готова принять многообразие правд, заложенных в сценарий? Авторы фильма с пониманием отнеслись к коллаборационисту Антипову и его ласковой жене Людмиле. Он и она - сотрудники музея, тихие и толстые интеллигенты, для которых… как в той песне из 1990-х: «Важней всего - погода в доме». В музее то бишь.

Они постоянно трясутся и угодничают, якобы ради сохранения экспонатов. Но выглядит сие, как предательство. И эта ежедневная кашка для фрау-наци! Я воспитана в иной системе ценностей, и постоянно ждала, как распрямившаяся Людмила сыпанёт яда в ту кашку. Но - нет. Два постаревших голубка - о, как трогательна их супружеская любовь, пронесённая сквозь годы! - лишь плачут и ховаются. И - служат, служат, служат!

Не меньше вопросов - к образам главгероев. Мария Шиллер не просто учёная интеллектуалка - она фашистка, член НСДАП - на ней узнаваемый партийный значок. Мадам - идейная. Свято верит в торжество арийской души и прусского разума. «Он из Германии туманной привёз учёности плоды», - это сам Пушкин выдал, как известно. Увы, я не склонна к романтическому переосмыслению нацизма и - хороших девушек в этой форме.

В одной рецензии я прочитала буквально следующее: где, мол, авторы нашли пушкинистов в Третьем Рейхе?! Потом шла заунывная муть о «колбасниках и лавочниках», жгущих книги на площадях. Вот здесь - ошибка. Гитлеровская Германия славилась филологами, а также музыкантами, искусствоведами, антикварами. Более того - основной бенефициар гитлеризма - не лавочник, пострадавший от введения централизованных госзаказов, а та самая образованщина, что начиталась Гёте, но поняла его превратно. Расовые теории - финал интеллектуального брожения, а не топорные выводы пресловутого колбасника.

В Третьем Рейхе очень любили классическую музыку и не только Вагнера - их кумирами были Моцарт, Бетховен, Гайдн, Гендель. И вальсы Шуберта. И хруст костей в гестапо. И доктор Менгеле слыл чуть не поэтом, а Гейдрих пиликал на скрипке с виртуозностью профессионала. Нацисты не отрицали Пушкина - они его даже экранизировали! Есть очаровательная «клюква» под названием "Postmeister" - по мотивам "Станционного смотрителя". Знали они и Достоевского, и Толстого, и Чехова, а родственница русского драматурга - Olga Konstantinowna Tschechowa снималась в дорогостоящих костюмных фильмах.

Это как-то остановило Drang nach Osten, Блокаду, Хатынь? Какой-то всеобщий баг - считать образованных людей человечными априори. Поэтому наци-пушкинистов найти было можно, а вот где откопали неграмотного мужика в 1940-х годах – это загадка. Герой Сергея Безрукова многократно подчёркивает, что не умеет читать и писать. При этом он - и швец, и жнец, и на электро-изоляторах игрец. Он подвизается в Михайловском в качестве ...электрика! Я опущу рассуждения о том, что электротехника - это наука; мне интересно другое - зачем авторам понадобилась эта деталь - безграмотность?

Вообще русские показаны, как весьма неказистые людишки. Одно только противопоставление рыхловатой секс-бомбы Анисьи - сожительницы Трофимова - с худой, опрятной фрау Шиллер чего стоит! Анисья сжираема похотью и у неё толстые ноги. Немка - строга, но сентиментальна. Влюбляется, но рыдает в подушку. И - у неё тонкие ноги, что подчеркивается столь же часто, как и неграмотность мужиков. Аборигены - расхристанны и гутарят на каком-то убогом диалекте. Мелькают несвежие ватники и серые лица. Наверное, хотелось явить «внутреннюю, зато подлинную красоту», каковую не видно под унылыми сермяжками. А вышло как-то иначе.

Фашисты (реальные, а не из кино-вселенных постмодерна) отмечали, что рассчитывали увидеть в России вонючее быдло, а столкнулись с грамотным и чистоплотным населением, понимавшим немецкий язык. В войне победил не «ёкарный бабай» в телогрейке, а выпускник советской школы, затянутый в имперский мундир с погонами.

Расстрел цыганского табора - одна из самых жёстких и качественно сделанных сцен этой кинокартины. Однако нам дают понять, что это совершали всё те же русские. То есть полицаи. Тогда как тевтоны - воюют, теоретизируют и поют романсы на стихи Пушкина.

И вот - главное. Если бы это сняли в Америке с её вуди-алленовской Mother Russia или во Франции, где коллаборационизм давно стал предметом искусства - оно было бы нормально. Их нравы, так сказать. Однако наблюдать мелодраму из разряда nazi-exploitation на фоне Пушкина - это выше моих скромных возможностей. К тому же, всем памятно, что сотворили немцы с Михайловским… А тут - сплошной ай-да Пушкин! «Без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви» - один сплошной бес.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1, Русский Сталинист:

Ждём очередного великого кина, разумеется, "основанного строго на исторических документах и архивах", о том, как взвод бойцов РККА и взвод солдат вермахта в 1942 году в руинах Сталинграда...

Так было уже что-то подобное. "Сталинград" Бондарчука-младшего, который в народе давно переименован в "Они сражались за Катю". Русофобская развесистая клюква..
Полтораки / 02.12.2021 14:42

1. Однако прогресс...

Раньше в современных псевдоисторических мылодрамах о Великой Отечественной войне советские дЭвушки в исполнении Арнтгольц ложились под немецких мачо ("Снайперы. Любовь под прицелом", "Когда растаял снег"). А теперь цивилизованные немецкие фрау отдаются советским варварам. Прогресс налицо! Ждём очередного великого кина, разумеется, "основанного строго на исторических документах и архивах", о том, как взвод бойцов РККА и взвод солдат вермахта в 1942 году в руинах Сталинграда отбрасывают в сторону винтовки, "шмайсеры" и ППШ, и начинают целоваться в дëсна, хором провозглашая на русском и немецком языках мир во всём мире. А в финале приходят злобные НКВДэшники и вместе с ССовцами сообща убивают бедолаг. И звучит траурная музыка и диктор вещает что-нибудь трогательное и душещипательное о "невинных жертвах двух кровавых усатых тиранов". Так победимЪ!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Галина Иванкина
Все статьи Галина Иванкина
Русофобия
Переяславская Рада как необратимость и неизбежность
Активист «нацбатов» Друзенко понял факт неминуемости нового объединения великороссов, малороссов и белорусов
21.01.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Не хватает слова Правды
Новый комментарий от Олег В.
23.01.2022 01:55
Как трупами расчищался путь Горбачёву
Новый комментарий от Кирилл Д.
23.01.2022 00:34
Социальные функции Церкви
Новый комментарий от Кирилл Д.
22.01.2022 23:56
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2022 22:57
О чем же говорил старец Паисий?
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:21
«Кровавое воскресенье»: правда и вымысел
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:16
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Василий З.
22.01.2022 22:15