Западная Русь – исторический памятник разгильдяйству русской элиты 

Бывший СССР  Белорусский национализм 
0
1060
Время на чтение 19 минут

Источник: Русский Путь

Иллюстрации из открытых источников

Понятие и многовековая история Западной Руси в сознании русских патриотов, как правило, связаны с трагической судьбой западной части русского народа – малороссов и белорусов – претерпеванием ими длительных страданий от инородного и иноверного угнетения, а также упорного ему сопротивления и борьбы за свою православность и русскость. Однако за этой историей, тянущейся вплоть до наших дней, кроется и не менее красноречивое повествование о регулярно возобновлявшемся разгильдяйстве собственно русской элиты – правящего сословия русского народа. Происходящие ныне скорбные события и имеющееся ныне скорбное положение дел вполне обусловлены как наследием предыдущих проявлений этого разгильдяйства, так и его нынешним засильем. Но в истории это разгильдяйство и преодолевалось духовными средствами! Необходимо это преодоление и теперь.

Особенно подчеркнем: не какие-то моменты истории Западной Руси (ныне представленной землями государств Беларуси и большей части Украины), а сама эта история, сам феномен Западной Руси является памятником того, что можно было бы резко назвать «глупостью или предательством» русского правящего сословия. Западной Руси – как не географического, но исторического политико-культурного понятия. То есть, как тех обширнейших земель, обжитых восточными славянами, собранными в единый русский народ Крещением Руси и объединенными в единое русское государство, которые в результате татаро-монгольского нашествия и сопутствующих внешнеполитических событий отделились от Руси Восточной и вначале вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского, а потом – Речи Посполитой двух народов (польского и литовского), попав под власть на порядок более слабых народов. Разумеется, для христиан очевидно, всё это являлось и является наказанием Божьим за отступление, в частности, правящего сословия в его политической жизнедеятельности от Божьих заповедей.

Собственно, само по себе татаро-монгольское иго, разделившее Русь на Западную и Восточную, стало таковым наказанием. Более того, – уже даже и татаро-монгольское нашествие: для церковной мудрости всегда было очевидным, что «пассионарная вспышка» среди кочевнических монгольских племен, объединившая их в монолитную и целеустремленную военную силу, поведшую их на запад, было не чем иным, как Божьим Промыслом, использовавшим иноземцев как бич для проучения и вразумления русских удельных князей со знатью, не прекращавших кровавые удельные войны со времен спора детей Ярослава Мудрого. За власть и славу бились православные князья, совершенно забыв о призвании христианской власти на земле. Немногие из них, как правило, люди святой жизни, изначально отвергали междоусобную войну как способ «выяснения Божьей воли» и решения «вопроса о столах».

Отсутствие у многих князей должного христианского самосознания, распространяющегося с одного лишь внешнего благочестия на самую суть жизненных поступков, в частности, в политической деятельности, во всей полноте проявилось и в период татаро-монгольского ига. Князья и бояре Западной Руси – уже во время Батыева нашествия продолжили с упоением сражаться за «отчины», а после разгрома хилого союза русских княжеств, вместо того, чтобы опомниться, объединиться и пойти единым строем под общее иго в надежде потом единым же строем из-под него и выйти, стали искать спасения у западных покровителей. Дальше всех пошел галицко-волынский князь Даниил и его потомки: если князья будущей белорусской земли согласились на условиях «не трогать старины, не вводить новизны» пойти под языческих правителей со знатью, выказывавших склонность к перенятию русскости и, постепенно, Православия, то данная ветвь Рюриковичей со всеядными боярами прильнули к католическим правителям и самому папе Римскому, еще и приняв от него королевскую корону. Папа Римский вскоре предал своего незадачливого доверителя, а расплатой за это якшание с врагами Православия, незадолго до этого коварно захвативших и разграбивших Константинополь, стало многовековое отпадение Галицкой Руси от русской государственности с притеснением православной веры и, в конце концов, превращение Галиции в очаг раковой опухоли для всей Православной Руси, терзающий ее вплоть до сего самого дня.

 

Но не стоит думать, что коренным образом отличалась самоотверженной добродетелью и знать Северной Руси. Только подвиг святого благоверного князя Александра Невского, вынужденного применять даже казни, удержал новгородцев от того же самого внутрирусского штрейкбрехерства с преклонением перед католическими «доброхотами».

 

Под стать новгородским вельможам оказались и удельные князья Руси Восточной: находясь под тяжким игом, они и не думали смиряться и вместо того, чтобы сплачиваться воедино под окормлением православных митрополитов (тем более что ханские ярлыки не мешали, а даже способствовали такому единению), еще долгое время продолжали хвататься за свои уделы и карабкаться по спинам друг друга, тянясь за вожделенным ярлыком, интригуя против православных собратьев, прибегая к вспоможению языческих благоволений.

 

Сами же князья и бояре Западной Руси имели все возможности принять благое иго Христово с восточными собратьями – на тот момент татаро-монгольское в облегченной добровольностью версии – и сплотиться против притязаний сильных только на поле брани и, к пристыжению русских, своим единством литовцев. Однако они продолжали устраивать свой мелкий вотчинный комфорт, забыв о том, для чего Богом им даны власть и богатство преимущественно перед остальным русским народом, и расхлябанно смотрели, как на протяжении полутора столетий инородные языческие князья собирали западнорусские земли и правили ими из своих балтских лесов. Апогея эта бесхребетность достигла, конечно, к концу XIV века, когда соблазнившийся польской короной и подло переметнувшийся к католическому Костелу, на ¾ русский по крови «православный» язычник и лукавый интриган Ягайло-Иаков-Владислав заключил в 1385 году от лица преимущественно русского православного народа Кревскую унию, по которой попросту передавал Польше и католическому Костелу обширную русскую землю с населением в составе Великого княжества Литовского и Русского во власть католическому Костелу и польских панов. Впервые за 4 века в русской стране стали нагло строиться католические костелы.

Уж на этом-то этапе все православные русские люди, и особенно князья и бояре, должны были срочно отбросить все свои мелкие мечты и дрязги и сплотиться для еще тогда даже не отвоевания, а отгораживания русских земель от Польши и Литвы, даже пойдя на любые даннические условия со стороны татарских ханов. В свете непрекращающихся внутрилитовских разборок русская знать еще до 1385 года и после вплоть до оккупационной Люблинской унии 1569 года имела уйму времени и массу возможностей, чтобы освободиться от еще хрупкого польско-католического ига и пойти на соединение с уже поднимавшимся после победы на Куликовом поле Московским княжеством. Стоит заметить, что за эти 2 века находилась часть западнорусского боярства, которая мужественно и героически вставала за православную веру и русскую землю. Однако бόльшая часть проявляла незаурядную «абыякавасць и хатаскрайнасць», а немалая доля шла и на прямую коллаборацию с отречением от православной веры и даже русского имени за посулы спокойной панской жизни и привилегий, причитавшихся принимающим католицизм и польский язык и устои.

За всё это время западнорусская знать ни разу не удосужилась выдвинуть из своих кругов русского православного князя (или союза князей) с призывом к прочим сословиям по образу легендарных Минина и Пожарского, но всегда наивно и тщетно связывала свои надежды с тем или иным литовским католическим князем – с Витовтом во в.п. XIV – п.п. XV вв., со Свидригайло в период религиозно-национальной освободительной гражданской войны с созданием Великого княжества Русского в 1431-1435 гг., с «милостивыми» великими князьями литовскими XV в., «даже» позволявшими на русских землях строить православные храмы и, «главное», – до времени сохранять (нередко формально) имущественно-правовые привилегии православной знати. Почти всегда, когда возникала угроза польско-литовской власти над Западной Русью, католики весьма задешево покупали лояльность православной знати малозначительными и притом временными уступками.

В битвах на Ворскле в 1399 году и под Грюнвальдом в 1410 году русские вельможи проявили еще и дюжую недальновидность: они, соответственно, погубили огромные русские силы в угоду личным амбициям католика Витовта, а вместо использования угрозы Польше со стороны Тевтонского ордена для достижения свободы стали ценой крови воинов добывать для той победу. В том же духе «таскателей каштанов из огня» действовали они и в иных войнах XV–XVI вв., в том числе с единоверным и единокровным Московским княжеством. Нельзя не добавить, что не нашлось истинных поборников Святой Руси среди западнорусского архиерейства, которое бы вразумило и вдохновило аристократию на подвиг ради спасения Отечества и Церкви: апостольских преемников гораздо больше занимало «попечение о столах» (Деян.6:2) – те же самые вопросы финансовой и частной безопасности. Впрочем, за таким состоянием западнорусского епископства зорко следили польско-литовские католические короли и посланники Ватикана (особенно иезуиты), взявшие их поставление под свой контроль.

Здесь мы расстаемся с западнорусской элитой, которая постепенно окатоличиваясь и целенаправленно ослабляясь королевской и папской властью, имела всё меньше возможности для противостояния и, в конце концов, исчезнула из истории уже во второй половине XVII века. И сосредотачиваемся на исторических несуразностях элиты восточнорусской. В целом, следует признать, что, как и их западным собратьям, ей за столетия пребывания в Православной Церкви в большинстве своем (в отличие от царей) не удалось вполне перенести христианское умонастроение из бытовой сферы в сословно-политическую и выработать в себе русско-православное ответственное геополитическое мышление. В те же самые десятилетия и столетия с конца XIV века по конец XVI века, в том числе в периоды открывающих возможности внутренних обострений в Великом княжестве Литовском, восточнорусское боярство чаще всего отнюдь не проявляло должной ревности об освобождении угнетенных русских земель и Православия на них, предпочитая по-прежнему печься о собственных приземленных интересах, а зачастую – и непосредственно идя на коллаборацию с польско-литовским панским государством, исходя из корыстных соображений, в том числе вставляя палки в колеса московским великим князьям и царям.

Когда в конце XIV века татаро-монгольское иго стало ослабевать, у Восточной Руси, ее князей и боярства появились все возможности, чтобы сосредоточиться и при первой же возможности начать освобождение западнорусских земель, тем более что населявший те народ не только жаждал этого, но и готов был поддержать всеми силами и понести жертвы. Вместо этого продолжались бесконечные прения о престолонаследии и, по сути, междоусобные противостояния восточнорусских удельных княжеств – прежде всего, Московского, Новгородского, Тверского, Рязанского и Суздальского. Поддержка Василием I-м Витовта в критических для него условиях не была сопровождена требованием принятия тем Православия (уже повторного для него) и защиты русских земель от польско-католической экспансии. Во время судьбоносной русской освободительной войны в ВКЛ в 1432-1438 гг. русская знать умудрилась устроить многолетнюю междоусобицу, парализовавшую русские силы и ко всему прочему вынудившую великого князя Василия II заключить в 1449 году с польско-литовским королем Казимиром «Вечный мир», на полвека развязавший руки польской короне и Костелу для окатоличивания и ополячивания Западной Руси.

Однако самые большие несуразности начались именно тогда, когда Восточная Русь полностью встала с колен, объединилась, окрепла и возымела все необходимые силы для освобождения и защиты западнорусских земель с проживавшим на них русским народом. Именно тогда, со второй половины XVI века, выявилась особо опасная и трудноисцелимая духовная болезнь русского боярства, весьма часто ставившего свои интересы выше долга перед Богом и Отечеством. В исполнении этого долга боярство регулярно препятствовало русским государям. При этом главным вдохновителем и радетелем собирания русских земель, в том числе военным путем, были даже не русские цари, а русские архиереи и монахи и притом, что особенно важно, в первую очередь, святой и подвижнической жизни, – ясно показывая этим, что освобождение русских земель из-под католической Речи Посполитой является не временным, светским и корыстным, но божественным, церковным и священным делом.

Уже само решение о начале Ливонской войны (как альтернативы прямого похода на окатоличиваемую Литву) было во многом ошибочным и обусловливалось как раз благим желанием молодого царя Иоанна Грозного действовать во всем в согласии с боярами. Ливония только касалась древних русских земель и была интересна главным образом с точки зрения скорейшего выхода на Балтийское море ради свободной торговли с Ганзейским союзом и прочим Западом. При этом в войну неизбежно втягивались окружающие крепкие державы, включая ту же Литву. Война с последней вскоре и началась: только одолеть ее, одновременно противостоя Ливонии, Швеции и Крымскому ханству, было делом почти немыслимым, а в итоге еще и привело к окончательному поглощению Литвы и Литовской Руси Польшей в 1569 году. Впрочем, пышущее духовными и физическими силами Русское государство под водительством великого царя почти смогло справиться и с этим вызовом: если бы снова не вмешательство и интриги московского боярства, не желавшего: а) жертвовать слишком много средств на войну; б) слишком долго воевать; в) слишком большого возвеличивания царя с ослаблением их вольностей; г) разрывать налаженные связи с польско-литовской квазимонархической республикой, которой многие из них еще и симпатизировали; д) откладывать свои местнические споры.

Апогеем боярского самодурства, лишь подтвердившим справедливость введенной ранее царем Иоанном IV опричнины, стала раздутая на пустом месте до невероятных пределов Великая Смута, закончившаяся в свете рассматриваемого вопроса значительным откладыванием дела освобождения Западной Руси, усилением там польско-католического гнета, приправленного введением Брестской унии в 1596 году. Не смогла собраться русская элита и для поддержки весьма перспективного восстания казачьего атамана Северина Наливайко, тем более что введение в это время той самой Брестской унии окончательно превратило освобождение Западной Руси в священный долг Русского царства и его знати. С событий этого же восстания берет свой отсчет и еще одна многовековая темная былина русской элиты – предательства Руси и Православия со стороны казаческой старшины (малороссийской знати) за католические посулы.

И вот, наконец, спустя несколько десятилетий зализывания ран и укрепления государства, к середине XVII века, к началу восстания Богдана Хмельницкого всё было готово к освобождению западнорусских земель. Попутно заметим, что несмотря на многовековое иго со стороны католической Польши, особенно усилившегося Люблинской и Брестской униями, заселением западнорусских городов евреями, на землях Белой и Малой Руси в это время преобладало русское православное население даже с остатками православной аристократии. Одновременно происходило наращивание польско-католического гнета, плавно переходящего в террор. То есть, и со стороны возможностей, и со стороны справедливости возвращение русских границ на Западный Буг и бассейну Вислы было полностью оправданным.

Пусть поход Российского царства на польскую Речь Посполитую был и несколько затянутым на несколько лет, за один только год с лета 1654-го по лето 1655-го русское и союзное казаческое войско освободили всю Белоруссию и Малороссию (за исключением нескольких окруженных городов) и вышли даже за их пределы – до Люблина и Каунаса. Традиционно воспользовавшись жертвами и победами русского войска, в войну вступил и Запад в лице Швеции, захватив исконно польские земли вплоть до соприкосновения с русскими. Здесь бы и закрепить победу, справедливо разделив Польшу: вернув русские земли в Россию, а польские отправив туда, куда они стремились веками – под романо-германскую власть. Ради этого можно было пойти и на временный союз почти на любых условиях с крымскими татарами. Но за 5 лет сделать всё это русские бояре так и не удосужились, в итоге дотянув до войны с самой Швецией, в союзе с польской частью Речи Посполитой. Дополнительно силы подточило очередное позорное предательство части старшины малороссийского казачества во главе с гетманом Выговским. Не сохранила верности братьям и вконец утратившая принципы западнорусская шляхта, с легкостью переприсягавшая то России, то Польше. Наконец, не проявила себя с лучшей, христианской стороны по отношению к местному населению и взявшее новые земли под управление русское боярство. Ко всему прочему мятежным боярам удалось клеветой рассорить царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, бывшего главным вдохновителем священной освободительной миссии.

Итогом всех этих разгильдяйств стал маловразумительный Андрусовский мир 1667 года, который еще более чем на век оставил всю Белоруссию и правобережную Малороссию под тираническим господством исконного врага Православия и Руси. Однако этот мир был еще сам по себе в краткосрочной перспективе оправдан для русского правящего класса истощением от длинной и тяжелой войны. Главные трагические нелепости начались позднее. После воин середины XVII века Польша была предельно ослаблена и, в общем-то, никогда более в ранг великой державы не вернулась. Более того, даже после всех неудач ослабление государственной власти при усилении магнатско-шляхетской вольницы с постоянной борьбой за свои классовые привилегии и персональные интересы только нарастало. Возвышавшаяся Россия была просто обязана «возвращать отторженное», исполняя свою священную и благородную миссию, причем без особых усилий. Однако в души русского правящего слоя пришла новая и дополнительная болезнь – европейничанье.

Первое женское правление романовской эпохи в лице Софьи Алексеевны принесло Руси еще один ущербный «Вечный мир» с Речью Посполитой 1686 года, по которой Россия ничего фактически не получала, зато многое теряла и, прежде всего, признавала за раздираемой изнутри Польшей права над Западной Русью. Единственное положительное достижение – обязательство польской короны предоставить православным свободу вероисповедания – как раз полностью игнорировалось. Более того, парадокс заключается в том, что именно в этот период агонии польско-шляхетской республики – последних десятилетий XVIIXVIII вв., период бурной секуляризации Европы и роста в ней религиозной толерантности, – осуществлялся самый жесткий религиозно-национальный геноцид западнорусского народа. При почти молчаливом созерцании со стороны «поднявшейся с колен» имперской России (подобно, забегая вперед, нынешнему Минскому процессу на Донбассе).

Проникнувшийся пиететом к континентальному Западу Петр I направлял мощь пышущей духом России на чужих для нее землях против Шведского королевства, против Османской Империи, но только не против лежащей перед самым носом и истязающей братьев Речи Посполитой. Совершенно забыв о подлинной священной миссии собирания русских земель и сплочения русского православного народа, Петр I со своим «прогрессивным» окружением бросились прорубать «окно в Европу» (в итоге оказавшееся окном из европейской бездны) – в духе балтийского торгового пути старых времен Ливонской войны. Комичным образом в Северной войне Польша впервые за многие столетия истории оказалась в числе «союзников» России, не переставая при этом вести сепаратные переговоры со Швецией, переходя при необходимости на ее сторону и после окончания войны заключая против России тайные союзы. При этом российская армия ходила по белорусским землям Речи Посполитой как у себя дома, что не мешало последней под руководством протестантского курфюрста из Саксонии Августа творить небывалые репрессии против православных русичей.

Та же история продолжалась и в унылую послетровскую эпоху «женского правления», когда главным делом в Петербурге были балы, а Российская Империя за счет тяжкого угнетения своего крестьянства собственной армией защищала шкурные интересы своих союзников, обольщаясь «участием в европейской политике». При Августе II и Станиславе II Речь Посполитая всё больше погружалась в дальнейший хаос при растущих безвластии короля и всевластии магнатских группировок и Костела, Россия всё чаще ходила взад-вперед по ее территории, и пропорционально этому нарастало угнетение западнорусского населения Белой и Малой Руси. Дело дошло до форменного предательства: вначале Анна Иоанновна просто отвернулась от религиозно- и национально-освободительного восстания против польской державы малороссийских гайдамаков, а Екатерина II самым жестоким образом сама же подавила таковое, возглавляемое Максимом Железняком, Игорем Стрелковым той эпохи! Удивительно, но именно в ту секулярную пору на западнорусских землях было настроено больше всего костелов.

Даже освобождение Западной Руси в результате трех разделов Речи Посполитой произошло во многом под нажимом Австрии и Пруссии поверх планов императрицы и ее окружения, несмотря на то, что о нем буквально молили из-за западной границы все, кто мог, во главе со святителем Георгием Могилевским. Но и это политическое освобождение не смогло скрыть то ослепление, в котором к тому времени пребывала высшая российская аристократия. Еще долгое время уже в составе Российской Империи западнорусский народ пребывал под гнетом польско-католической шляхты и духовенства: более того, по свидетельству историков этот гнет даже усиливался, включив в себя и ускоренный перевод части греко-католического населения в римское католичество. Лишь вразумляющие польские восстания, царская воля и усилия священнослужителей и находившихся в меньшинстве государственников типа графа М.Н.Муравьева привели к полноценному восстановлению православно-русского мира на Западной Руси во второй половине XIX в., – спустя почти 4 столетия необоснованных мучений, причем под неодобрительный гул либеральной части российской знати.

Начало XIX века, впрочем, принесло еще одну историю в западнорусскую копилку разгильдяйств русской элиты – с Галицией. Несмотря на самое раннее попадание под польско-католический гнет и максимальную близость к польскому ядру, русско-православное самосознание держалось на Галицкой Руси весьма стойко. У Екатерины II почти не было возможностей вернуть эти земли, отошедшие к Австрийской империи еще по первому разделу Речи Посполитой. Зато такая возможность появилась у Александра I, и не одна. Однако таковые были упущены во многом в силу самой истории с восхождением царя на трон, которому предшествовало убийство его благочестивого и народолюбивого отца императора Павла I. Находясь еще в 1810-е под сильным влиянием своего масонского окружения, Александр I проводил политику по западным лекалам и, в частности, благодушно отказался от предложения Наполеона Бонапарта поделить Европу – самым естественным образом: на славянскую под Россией и романо-германскую под Францией. А уже позже, во время Венского конгресса после победы над Наполеоном и превращения в сильнейшую державу Европы, ведомая Александром I и его масонским окружением Российская империя вместо возвращения в свой состав родной Галицкой Руси предпочла земли Царства Польского, превратившиеся с тех пор в источник постоянных бед для России. Сама же Галиция с тех пор стала объектом для жуткого религиозно-националистического эксперимента со стороны иезуитского Ватикана и ее конгруэнтной ему неблагодарной Австрийской империи. Неблагодарность эта лишь заострилась Крымской войной после спасения ее Российской империей от уничтожения во время революции 1848 года, когда Россия Николая I вполне могла (и даже должна была) выдвинуть условием не только передачу ей Галицкой и Закарпатской Руси, но и освобождение славян.

Последним историческим аккордом «глупости и/или предательства» российской элиты своей западнорусской миссии вполне следует считать саму революцию 1917 года. Тогда, когда вопрос окончательного возвращения русских земель (а вместе с ними и восстановления югославянского государства, а также полноценной Греции с Константинополем) уже был практически предрешен благодаря подвигу русского воинства, серия предательских ударов в спину со стороны в большинстве своем расхристианной русской аристократии и смешавшейся с ней интеллигенции разодрала уже, казалось бы, затянутую рану русского раскола. Притом уже февральское Временное правительство взяло курс на «национальное самоопределение окраин» (в том числе русских), а уж большевики вообще поставили этот вопрос на пик своей «народной» идеологии: борьба с «великоросским шовинизмом» вылилась в доктрину искусственного создания «украинской» и «беларуской наций» (украинизации и «беларусизации»), используя весь накопленный столетиями груз противоречий в истории Западной Руси и ее борьбы за религиозно-национальное возрождение и воссоединение.

Конечно, мы не можем относить дела большевиков-революционеров к разгильдяйству русской элиты: таковые были врагом самой исторической православной Руси. Однако сменившая их перед и во время Великой Отечественной войны советско-русская номенклатура вполне может считаться преемницей таковой. И она не смогла преодолеть язвы, созданные большевиками по западнорусскому вопросу, но стала повторять все ошибки своей дореволюционной предшественницы: мелкотемья и своеугодия, европейничанья и заискивания перед «прогрессивным человечеством». В итоге – распад Триединой Руси в составе СССР и невиданное доселе нарастание на ее обломках антирусского окраинного национализма в Белоруссии и особенно на Украине – причем впервые на базе уже простого западнорусского народа – при бесхребетной политике на данном направлении руководства Российской Федерации, олицетворенной многолетней деятельностью послов, соответственно, А.Сурикова и В.Черомырдина-М.Зурабова. Данная политика привела на Украине к победе Евромайдана в 2014 году с переходом из латентной в открытую стадию процесса создания из малороссов антирусской нации, а Белоруссию подвела к краю пропасти в году 2020-м.

И ныне на повестке дня у триединого русского народа стоит жизненный вопрос: сможет ли восточнорусская и западнорусская элита – духовенство, гуманитарная интеллигенция, общественные деятели, чиновничество – победить внутри себя мелкого и теплохладного обывателя, соблазняющегося приземленными приманками и целями, и совершить необходимые усилия для сплочения и объединения русского народа, русских земель и государств перед лицом критической угрозы!

Дмитрий Куницкий

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Валерьевич Куницкий
Пять месяцев каганата Трампа. Часть 2
«Не надейтеся на князи...»
27.06.2025
Пять месяцев каганата Трампа: что и требовалось доказать
Часть 1. Обманутые ожидания от консервативного симулякра
25.06.2025
Царствование преткновения. Часть 2 (завершение).
Религиозного осмысления правления святого Царя так и не произошло
24.06.2025
Триединая Русь как национал-патриотический очаг сопротивления Новому Вавилону
Христианский национал-патриотизм против неоязыческих национализма и интернационализма. Ч.6
18.06.2025
Все статьи Дмитрий Валерьевич Куницкий
Бывший СССР
Мариупольский парадокс
Кто нам дороже: Куинджи или «товарищ Артём»?
02.12.2025
День памяти святителя Филарета
Сегодня мы также вспоминаем Царевича Ивана Ивановича и Императора Александра I
02.12.2025
Пора возвращать в школу подлинную дисциплину
Размышления, навеянные леденящим душу убийством 13-летней девочкой своей матери
01.12.2025
Переговорный цугцванг в культурно-стратегической проекции
Стратегия Русской Победы требует тотального идейно-культурного очищения
01.12.2025
Война и культура, или Война с Культурой
Заметки о последнем фильме Кончаловского
01.12.2025
Все статьи темы
Белорусский национализм
Русское воссоединение при императрице Екатерине и Президенте Путине
Выступление на конференции «К 230-летию воссоединения Белой Руси с Российской державой. Уроки истории и современность» на площадках «Спутника» и Института стран СНГ
31.10.2025
Западники и русофобы в Белоруссии наглеют
Закрыта патриотическая газета «Вечерний Могилёв»
07.10.2025
Наши славные предки жили в едином Русском государстве
Что является для русских и белорусов общим и объединяющим
21.07.2025
Проблема Русского триединства
Необходимо хорошо знать и помнить историю Отечества для понимания современности
26.06.2025
Серпом против шерсти: США удаляют с поля команду противников белорусского Батьки
Усилия беглых заговорщиков по демонтажу действующих белорусских порядков не посчитали интересными для Америки
24.04.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Первый русский идеологический форум. Что это было?
Новый комментарий от Советский недобиток
02.12.2025 07:53
Пора возвращать в школу подлинную дисциплину
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.12.2025 07:41
Какой мир на Украине нам нужен?
Новый комментарий от Валерий
02.12.2025 07:29
Искусственный интеллект – недооцененная угроза цивилизации
Новый комментарий от Антон Головин
02.12.2025 04:06
Семья и семя – не просто однокоренные слова
Новый комментарий от Тюменец
02.12.2025 03:28
А был ли мальчик?
Новый комментарий от С. Югов
01.12.2025 20:37
Захар Прилепин путает «Божий дар с яичницей»
Новый комментарий от Василий В.В.
01.12.2025 20:22