Театральную общественность вновь сотрясает вихрь новостей и слухов, брожение среди зрителей и актёров, подковёрные схватки в коридорах власти, письма протеста, адресованные на самый верх. То есть лично главе государства или в Администрацию президента. Едва успело забыться почти революционное по накалу благородства, но в конечном итоге оказавшееся просто уголовным, дело светоча либерализма и нетрадиционной ориентации Серебренникова, как грянул новый скандал. На сей раз в театре на Тверском бульваре.
Проведённая там с полгода назад проверка финансово-организационной деятельности выявила массу нарушений, которые успел произвести на свет свежеиспечённый (с декабря 2018 года) худрук Э. Бояков. Вот слова из текста комиссии Минкульта, будничные, но суровые: «…Выявлены серьёзные нарушения в использовании федерального имущества, расходовании средств на оплату труда, использовании гранта Президента РФ при выполнении госзадания, осуществлении госзакупок, проведении ремонтных работ». Простор для выводов большой — от «Указать» до «Уголовного дела о…».
В мозолистые продюсерские руки Боякова два с половиной года назад свалилась вся полнота театральной власти над гигантским коллективом в полтысячи человек, огромные ассигнования в сотни миллионов рублей, гранты, пожертвования и т.д. Посыпались нововведения, которые Бояков поставлял с демоническим исступлением неофита. Новый худрук набирал новых сотрудников и чуть ли не тут же их увольнял, десятками рвал контракты с прежними любимцами публики. Возвышал и низвергал, казнил и миловал. «Первый год, не буду скрывать, — мило прозвучало впоследствии его признание, — мне очень много пришлось заниматься вывозом мусора». Это о ком же он — неужто о людях?
Кромсал репертуар, ставил пьесы с гастролёрами и тут же их снимал, сдавал площадки театра под лекции, семинары, арт-кафе (сейчас на одной из сцен театра резвится Ленком). В репертуаре пьесы бывшего замгенпрокурора А. Звягинцева, лекции эзотерика-философа А. Дугина с привлекательными названиями: «Введение» (курс «Онтология и антропология театра») и «Апофатический театр». А далее везде: Андрон Кончаловский с женой, Домогаров без жены, Прилепин с Есениным и т.д. И список «творческих исканий» нескончаем. «Вальпургиева ночь!» —
ужаснулся по схожему поводу И. Бунин. Типичный пример усердия не по уму, скромно добавим мы…
Под высокоумные восторги о чуде «работы со смыслами» желающим поступить в театр предлагалось заполнить анкету и рассказать о своём отношении к религии, курению, алкоголю, здоровому питанию, сообщить о своих отношениях к родителям и родственникам, а также к «русской корневой культуре, орнаменту, укладу, фольклору». Словом, глубоко копают, позавидовало бы и НКВД 1937 года…
Народная артистка СССР Татьяна Доронина, создатель МХАТ им. Горького и в бессменный его худрук в течение 30 лет, в конце 2018 года получила церемониальную должность президента МХАТ без каких-либо руководящих полномочий. Десятки тысяч зрителей, значительная часть труппы встретили это решение с негодованием. Начавшаяся тогда же и не прекращающаяся до сих пор борьба коллектива за возвращение Татьяны Васильевны Дорониной в театр — славная и ещё не написанная страница истории русской сцены.
Сохранявшим здравый смысл и веру в справедливость на фоне улюлюканья и шабаша приходилось нелегко. Их отлучали от ролей, пьесы, в которых они были заняты, снимали с репертуара, им сокращали зарплаты и тарифные ставки. «Мне видеть невтерпёж, достоинство, что просит подаянья, над простотой глумящуюся ложь», — эти слова шекспировского героя полностью отвечали настроениям сторонников Дорониной.
Невыносимо было видеть издевательств над достоинством и духом классического русского театра. Иски, поданные уволенными в суды, письма наверх о притеснениях, пикеты в знак протеста против ущемления прав и нарушений трудового законодательства — всё было пройдено, всё испытано коллективом. «Ночь длинных ножей» растянулась в МХАТе на два с половиной года. И, наконец, состоялось нынешнее решение Минкульта о новом Уставе, который наделяет Татьяну Васильевну Доронину реальными полномочиями по руководству МХАТ и которое появилось в результате отчета проверочной комиссии Минкульта.
Вряд ли стоит ожидать, что при оставлении Боякова в театре в него согласится вернуться прославленная народная артистка. Да, новая редакция Устава, как с надеждой и воодушевлением сообщают читателям СМИ, означает, что отныне президент (т.е. Т.В. Доронина, она же руководитель Художественного совета) и директор (врио О. Михайлов) получат всю полноту полномочий по руководству театром.
Всё это так. Но, как известно, гладко бывает на бумаге. Принятие нового Устава вроде бы должно устранить очевидные недомолвки прошлого решения Минкульта (от декабря 2018 г.) о назначении Т.В. Дорониной президентом и председателем Художественного совета. Ибо тогда полномочия президента никак не были прописаны, что оставило реальную власть в театре в руках нового худрука Э. Боякова.
А звезда русской сцены, бывшая в течение трёх десятилетий не просто руководителем, а, по сути, создателем и спасителем старого классического МХАТа, была изгнана из здания на Тверском бульваре. Её кабинет был вскрыт, фотографии в коридорах были сорваны, декорации с задниками стоимостью в сотни тысяч рублей нашли своё место на свалке.
Доронинский МХАТ вместе с Малым театром оставался олицетворением всего того, что подразумевается под словами «русский национальный театр», — вечно живая традиция, уважение к авторам, к их текстам и к русскому языку, высокая нравственная планка.
В декабре 2018-го Минкультуры под водительством Мединского нанёс сильнейший удар по русскому театральному искусству, когда на роль художественного руководителя, «на ловлю счастья и чинов», был внедрён неведомый миру гастролёр и баловень судьбы по фамилии Бояков. Человек без роду и племени, Хлестаков с лёгкостью в мыслях необыкновенной, он развил бурную деятельность по развалу театра.
Гигантская разность творческих потенциалов двух фигур — ДОРОНИНОЙ и боякова — начальство, похоже, не смущала. Сегодня такое наплевательство при назначениях на самые ответственные посты в порядке вещей. Дескать, «не Боги горшки обжигают», ужо справимся, напрасно «вольтерьянцы» против этого говорят. А уж о таких «мелочах», как театральная традиция, судьба русского искусства, будущее отечественного театра и воспитание нового поколения мастеров речи, как правило, вообще не заходит.
Не хочется думать, что при назначениях на должность (и далеко не только в творческих профессиях!) последние десятилетия руководствуются совсем другими умениями. Помните, как появились в российском словаре хлёсткие слова — «система роз»? «Распил, Откат и Занос». Народ-словотворец мгновенно запечатлел в языке реальности нового времени. Кадры, как известно, решают всё, и новые кадры хорошо преуспели в своей разрушительной деятельности на многих направлениях, ключевых для выживания нации: в образовании, здравоохранении, экономики, культуре. Президент не зря вспомнил недавно об учебниках по истории, где в рассказе о Великой Отечественной войне едва упоминается Сталинград.
В Европе есть площади и улицы, названные в честь Сталинграда, а у нас не осталось даже названия города, давшего имя величайшей битве в истории человечества. Кстати, соотечественники обратили внимание на то, что само слово «Сталинград» чуть ли не впервые прозвучало в речи В. Путина 9 мая 2021 года.
Новые «эффективные менеджеры» за последние годы хорошо усвоили, что полагаться надо не на благодеяния олигархов, не на прерывистую щедрость таинственных меценатов — это всё временно, зыбко и ненадёжно. Подключение к государственной кормушке — вот наш «шёлковый путь»! Он не подведёт, он вовек не иссякнет. Всё это будет цвести и процветать, покуда не рухнет страна!
Действуют теперь не люди, а «проекты», не планы развития, а «оптимизация». Под проекты собирают команды. И для вторжения во МХАТ набрали группу, которая должна была придать захвату православно-патриотический камуфляж. Кондотьеры (кондотьер — предводитель наёмной дружины в старой Италии — Ред.) в лице Боякова и Прилепина — люди чуть ли не с верительными грамотами от системной оппозиции. Упитанный Захар Прилепин (он же Евгений Лавлинский), бывший национал-большевик, пришёл на роль заместителя Боякова по литературной части. В театре, судя по отзывам, он бывает редко, но жалованьем не обижен — 400 тысяч в месяц! На ВГТРК только что начался показ нового фильма «Обитель» по его роману, так что реклама его объединённой партии с С. Мироновым и Г. Семигиным должна дать плоды к сентябрьским выборам.
А что будет с театром, занимающим особое место в российской культуре? Театральный бомонд поначалу полнился недоумением, а затем и возмущением развязностью нового назначенца в МХАТе. С декабря 2018 года прославленная труппа бьётся в тисках жесточайшего кризиса.
Значительная часть коллектива не поняла и не приняла решения начальства. А новое руководство в лице Боякова, словно предчувствуя недолгий период владения чужой подмандатной территорией, в авральном порядке принялось кромсать живое тело и душу одного из лучших театров великой России.
Проверка, осуществлённая в театре по инициативе энергичного и волевого нового министра культуры Ольги Любимовой, выявила массу нарушений за время краткой, но ослепительной по разрушительным последствиям деятельности нового худрука МХАТа.
Биография неведомого до недавнего времени Боякова давала его влиятельным покровителям веские основания рассчитывать на него как на признанного авторитета в деле «освоения» денежных знаков. Не раз бывал он схвачен за руку. Но оставался не бит. Врождённая изворотливость плюс навыки шаманизма позволяли ему выскакивать из финансовых злоключений неповреждённым. Без потерь. Наподобие того старичка из русских сказок, который на выходе всегда успевал ещё и закусить молодильными яблочками.
Приключения Боякова в годы его руководства Воронежской Академией искусств запомнились многим. По своему обыкновению, он подбирал кого-нибудь из представительниц слабого пола для исполнения неких функций, неизбежных при осуществлении инвестиционных проектов. Околдованные могучим творческим потенциалом Боякова, дамы соглашались помочь творцу: брали на себя право подписи финансовых документов, составляли «правильную» отчётность и т.д. Сам худрук всячески избегал подписывать финансовые бумаги, никогда не делал этого без крайней необходимости. В случае появления ревизоров тут же переводил стрелки на своих заместительниц. А сам оставался безупречен, как «голубенький, чистый подснежник цветок», погружённый в высокое искусство.
Так он вёл себя, будучи привлечён к ответственности за нарушения финансовой дисциплины в Академии искусств Воронежа. Все прегрешения были записаны на заместительницу г-жу Баженову. Позже, уже в Москве, он ровно так же повёл себя с г-жой Татьяной Ярошевской из Екатеринбурга, назначенной им на должность исполнительного директора МХАТ им. Горького. Стоило подуть холодным ветрам минкультовских проверок, как все упущения, ошибки и нарушения, кадровые гонения и растраты были отнесены на её счёт. Она была уволена или сама написала заявление об уходе по собственному желанию. Сегодня в качестве таких же агнцев на заклание готовят новых заместителей директора — Марию Кубланову и Анжелу Тушинскую.
В марте 2020 года Татьяна Доронина пожаловалась на созданную в коллективе невыносимую обстановку президенту Владимиру Путину во время церемонии награждения (Татьяна Васильевна получила орден «За заслуги перед Отечеством» I степени, став полным кавалером). После церемонии Татьяна Васильевна удостоилась личной аудиенции у главы государства. В итоге уже к декабрю прошлого года Министерство культуры обнародовало результаты сенсационной проверки деятельности нового руководства театра. В Минкульте были поражены: как можно было успеть наворотить так много и столь бездарно за такое короткое время? Во избежание подобного в будущем, согласно уставу, власть во МХАТе имени Горького будет принадлежать двум людям — директору и президенту театра.
Это означает, что нынешний художественный руководитель театра Эдуард Бояков будет заключать контракт не напрямую с учредителем театра, а лишь с назначенным Министерством культуры директором.
Сейчас во МХАТе им. Горького обязанности директора временно исполняет заведующий труппой Олег Михайлов. Сделанные в уставе изменения означают, что он станет руководить театром вместе с Татьяной Дорониной. Пока же ближайшее будущее не обещает солнечных дней защитникам доронинского МХАТа. Согласиться с выводами комиссии означает для Боякова и Ко признать своё поражение. Поэтому они будут сопротивляться до последнего. Они натворили так много и столь нагло-безрассудно, что масштабы деяний просто вопиют о возмездии. Пока что выиграно сражение, но не война. Борьба за новую жизнь театра, за то, чтобы прописанное в Уставе стало живой практикой, эта борьба будет продолжена. И русская культура, русский театр всё равно возьмёт верх.
Актёр МХАТ им. Горького А. Титоренко рассказал «Газете.Ru», что в театре ждут возвращения Татьяны Дорониной. «Все мы в радостном предощущении. Пока испытываем сдержанную радость. Но официально пока не подтверждено, что Татьяна Васильевна будет руководить театром. Мы же ждём этого давно. Давайте пока наберёмся терпения», —
сообщил Александр Титоренко.
Что ж, подождём подробностей расследования минкультовской комиссии. Нас почти наверняка ожидает увлекательное, а, возможно, даже детективное чтение!
Автор: Виктор Линник
Источник: газета Слово № 9, 2021
5. Ответ на 3, Русский Сталинист:
4.
3. Ответ на 1, Советский недобиток:
2. Комментарий
1.