Татьяна Васильевна Доронина
Свои поздравления с Днём рождения шлёт Вам Союз писателей России — самое крупное писательское объединение страны!
Ваше имя вписано в золотые страницы истории русского театра и кино! Возглавив прославленный МХАТ, Вы отстояли лучшие традиции отечественного театра, его преданность ПРАВДЕ и человечности. Во всём ВЫСОКОМ есть Ваш громадный вклад!
Вы — национальное достояние страны, честь и слава русской культуры!
Писателям России особенно отраден тот факт, что Вы не только любимая народом Великая Актриса театра и кино, Вы — автор прекрасной книги «Путь актрисы», в которой рассказывается о русском искусстве, о замечательных коллегах по сцене и экрану.
Сил и здоровья Вам в Вашем служении России.
Николай ИВАНОВ,
Председатель Правления Союза писателей России.
Татьяна Васильевна Доронина – чудо, озарившее русскую сцену и русскую жизнь. Некого поставить рядом с ней. Она – единственная и неповторимая в истории российской Мельпомены. Великая актриса, как-то сказал о ней в одной радиопередаче режиссёр Роман Виктюк. «Величайшая», — поправил его Александр Калягин. Бриллиантом в созвездии звёздных кадров БДТ называл её сам Товстоногов, который был от неё в восторге. Особенно широко раскрылся её не только актёрский, но и режиссёрский талант на мхатовской сцене, в театре, которому она щедро отдала три десятилетия своей жизни.
Несмотря на все удары судьбы Татьяна Доронина остаётся не просто идейным лидером дела сохранения и умножения завоеваний русского национального искусства. Она являет собой потрясающий пример самоотверженного и жертвенного служения русскому реалистическому театру.
В эти дни любимая актриса отмечает свой день рождения. Редакция и Общественный совет газеты «Слово» не только сердечно поздравляют великую дочь России и желают ей здоровья, мужества и душевной крепости – мы почтительно благодарим её за всё, что она сделала для русской культуры и отечественного театра. Для воспитания Гражданина в нашем Отечестве Доронина не просто символ России – она и есть сама Россия.
С любовью и восхищением Общественный совет и коллектив редакции газеты «Слово»
Я рад, что несколько раз снимался вместе с Татьяной Васильевной Дорониной: в 1965 году в фильме «Перекличка», в 1980 году в «Бенефисе Татьяны Дорониной» на Центральном телевидении, где она играла Золушку, а я Принца.
Она не просто большая актриса, она — актёрская ЛИЧНОСТЬ!
То, что после раздела МХАТа, она взяла управление на себя, делает ей честь!
По моему восприятию, Доронина ценит и хранит традиции русского театра, русской театральной школы.
Самые добрые слова ей в день юбилея! Здоровья, плодотворной творческой жизни!
Евгений СТЕБЛОВ, народный артист РФ, Первый заместитель председателя Союза театральных деятелей России.
Татьяна Васильевна Доронина — актриса, которая может быть разной — полной королевского достоинства, понятной и трогательной, зажигательной или просто красивой.
Актриса, героиням которой веришь, что бы они ни произнесли или ни спели, будь то полное затаённой грусти «Опустела без тебя Земля» или шутливое «Не линяет только солнечный зайчик».
С юбилеем Вас!!!
Забайкальская краевая научная библиотека им. А.С. Пушкина.
И это всё о ней
Есть люди, душа которых чувствует живую связь с родной землёй, стремится к прекрасному, готова к высоким свершениям. Этим людям доверены тайны созидания, они умеют творить добро, способное обогатить тебя, научить, как стать человечнее, выше, лучше.
Таким творцом в наш век, в годы расцвета Советской власти стала Татьяна Васильевна Доронина, рождённая в Ленинграде, в раннем детстве узнавшая тяжёлый хлеб Великой Отечественной войны, в эвакуации, в северной русской деревне, понявшая, что означает труд крестьянский с его тяготами и благородством.
Она очень рано почувствовала магию искусства, полюбила стихи, и уже первоклассницей, закутанная в мамин платок, читала со сцены деревенского клуба усталым, измученным людям, в промороженном, пропахшем махоркой зале, стихи Константина Симонова из поэмы «Сын артиллериста»: «Держись, мой мальчик…».
Она отважилась поступать в театральное училище, ещё учась в 8 классе, и поступила! Конечно, её отправили доучиваться в школе, но через два года она снова поступала во все театральные ВУЗы страны, и снова — победа! А вскоре актриса, воспитанная Школой-студией МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко, вышла в большую жизнь!
Сегодня картина становления мастера перед нами: какой ни возьми кинофильм, где играет Татьяна Васильевна Доронина — «Старшая сестра», «Ещё раз про любовь», «Мачеха», «Три тополя на Плющихе», «Ольга Сергеевна», «Живи и помни» — всюду мы встречаемся с женскими образами удивительной нравственной высоты и богатства. Проходят годы, но сила воздействия этих образов на новых и новых зрителей не ослабевает.
По правде сказать, перечень фильмов с Дорониной — невелик, есть масса артистов вокруг нас, у которых киносудьба — 100 и больше ролей, да и вообще, по большому счёту, Доронина — театральная актриса, кино — не главная часть её жизни. Всё, что делает Татьяна Доронина в сфере искусства — работы высочайшей пробы, во-вторых, в какой бы ки-нокартине она ни играла, за её спиной высится массив русского театра с его глубинами и пониманием жизни в искусстве. А здесь народная артистка СССР Татьяна Доронина – Ас! Сегодня каждая роль, созданная актрисой на театральных подмостках, — достояние учебников по искусству театра, настолько они уникальны, так глубоко наполнение их мастерством и силой эмоционального воздействия.
Уже первая работа актрисы — роль Женьки Шульженко в ленинградском Театре им. Ленинского комсомола выдвинула её в число выдающихся молодых художников. А творческий союз с Георгием Александровичем Товстоноговым в БДТ, где мастером была создана уникальная театральная труппа, — явление редчайшее даже в русской театральной классической школе. Каждая работа Татьяны Дорониной на сцене БДТ — шедевр, вошедший в анналы мирового театра.
60-е годы ХХ века покорили мир взлётом театрального искусства в России, блистательно показали своё мастерство многие театральные художники, Гастроли в Москве, к примеру, театральных коллективов Ленинграда, конкретно, БДТ, воспринимались публикой как торжество высочайших достижений. Бывало, что театральные спектакли шли под охраной конной милиции — настолько велик был наплыв публики! Её привлекала Татьяна Доронина, актриса неземной красоты и обаяния. В эту пору она кружила головы зрителей, играя на сцене Театра имени В. Маяковского.
Такого проявления могущества дарования драматической актрисы, как это было с Дорониной, и поныне не показал никто: её Мария Стюарт параллельно с Елизаветой в одном спектакле А. Гончарова «Да, здравствует королева, виват!» или Альдонса в постановке А. Гончарова «Человек из Ламанчи» — эти спектакли сводили публику с ума. Торжество красоты и грации, невероятный темперамент, совершенное артистическое мастерство — Татьяна Доронина была безукоризненно прекрасной.
Она металась между театрами: МХАТ СССР сменила на Маяковку, затем снова вернулась во МХАТ, который к этому времени возглавил народный артист СССР О.Н. Ефремов. Творческая атмосфера, сложившаяся при нём в театре, не удовлетворяла Доронину. Как мастер высоких художественных и нравственных запросов, она ждала серьёзной интел-лектуальной работы. Её не было. Сторонник революционных обновлений театра, Ефремов тасовал репертуар, наводняя его пьесами сомнительного свойства. Тягучая волна пошлости заливала сценические площадки МХАТа, чего многие, казалось, не замечали. Она страдала. Ефремов требовал категорического сокращения разросшейся мхатовской труппы, видя в этом прорыв к обновлению. А это означало гибель многих и многих актёров, как потом и случилось. Театр со-трясали нервные собрания, как выяснилось — бесполезные, и когда на вопрос: «куда пойдут остальные мхатовские ак-тёры, которых он не берёт на историческую сцену в Камергерский переулок?» Ефремов ответил: «Не знаю! Да, хоть в клуб «Каучук»!», Доронина приняла для себя окончательное решение: она остаётся с отвергнутыми.
1 октября 1987 года Министерством культуры СССР решение о разделении МХАТ СССР им. М. Горького на две половины, было осуществлено, одной половиной продолжал руководить О.Н. Ефремов, другую, куда вошли старейшие актёры, отвергнутые Ефремовым, возглавила Художественный руководитель – директор, народная артистка СССР Т.В. Доронина, накануне избранная единогласно лидером этой частью труппы. Она начала борьбу за русский реалистич-ский театр.
Театр — великое изобретение человечества по степени и силе воздействия на человека. Соединение драмы, музыки, живописи, силе могучего слова, что заключено в понятии театр, производят исключительное впечатление, театр много может сделать хорошего. Но есть и другая его сторона — в руках зла театр может разрушать человека. Как опытный, умный, много думающий о природе искусства художник Доронина понимала это. Как человек-созидатель — не могла допустить злой воли театра. И, исходя из природы своего дарования, чувствовала: ей Богом назначено отстоять русский реалистический театр, его культуру, его духовную высоту! В личности Татьяны Дорониной счастливо соединились си-лы ума и ясность, высота души. И сила большой и преданной любви к Отчизне, характер стойкий и волевой.
Без опоры на мудрую гуманистическую идею никакое нужное людям здание не построишь, это тоже знала Доронина. Тем более, здание театра. Вот почему она избрала, как в своё время К.С. Станиславский А.М. Горького, писателя Валентина Распутина идейным поводырём МХАТ им. М. Горького. Ей очень помогало его надёжное плечо, его поддержка.
Татьяна Доронина — не просто идейный лидер большого, государственной важности, дела сохранения и умножения завоеваний русского национального искусства. Она как большой художник даёт потрясающий пример высокого слу-жения русскому реалистическому театру, самоотверженности и жертвенности служения.
Посвящение Татьяне Дорониной, народной артистке СССР
Во славу русского искусства
Ты посвятила жизнь свою
Татьяна, русская душою,
Сегодня славим мы судьбу твою:
Прими же наше приношенье
Восторга, верности,
признанья совершенства!
Ты сотворила мир
высокого звучанья,
Пришла в наш дом
на зов народа о мечте.
Явилась, как радетель
правды выраженья.
В твоих твореньях —
чудо красоты!
Духовной жаждою наполнен
каждый образ твой,
Приметами народной жизни.
Ты рассказала миру о Руси,
Ты создала портрет
людей Отчизны.
Твоё искусство —
в образах живых,
В них — отраженье
правды бытованья,
В них — постиженье
мирозданья,
И ярких чувств игра
в ролях твоих.
О, красота, что ты
дарила миру!
В ранг тяжкого труда ты вывела
сценический свой путь
Твой труд
в служении театру истов,
История оценит этот труд.
Прекрасен мир твоих созданий.
Духовной щедростью
в них дышит доброта.
Какие тайны откровений
Дарует человеку красота?
Красота Дорониной Татьяны.
Что она?
Овал прекрасного лица?
Иль глаз небесное сияние?
Их бездонная, без края глубина?
В них сверкает ум,
душа, прозрение.
В них кипит, играет и смеётся
Та стихия,
что народной мудростью зовётся —
Воплощение народной чистоты!
Прекрасная, высокая, родная,
Великая!
Богиня русской сцены!
Доронина Татьяна —
наша слава!
Народная актриса,
гордость и краса!
Ты — мастер,
ты — творец, ты —
Высота прозрения любви,
Высоких истин правды бытия.
Так будь же ты
вовек благословенна,
Наш идеал, душа земли родной!
Галина ОРЕХАНОВА.
Величайшая, единственная и неповторимая
Тяжело в мире русскому человеку. Тяжело русским и в самой России. А тяжелее того русским женщинам. Они спасают Россию, они её созидают и защищают. Все эти слова легко доказать явлением Татьяны Дорониной.
Что главное в настоящей женщине? Любовь и жертвенность. Именно женщин, наделённых такими качествами характера, созидала в кино и на сценах театров Татьяна Васильевна. Этих образов хватило бы, чтобы вписать её в пантеон великих деятелей русской, а, значит, и мировой культуры, но обязательно надо приплюсовать к актёрским победам главное, может быть, дело жизни актрисы в последние десятилетия. Это спасение и существование московского театра МХАТ на Тверском. Театра русской драматургии. Русской. Вот что было красной тряпкой для либералов российской демократии, разгулявшихся в конце 80-х, особенно в 90-х и далее годах. Тогда разврат, пошлость, опошление Отечества, всего русского перехлёстывало через рампы театров.
Фактическим спасением МХАТа был уход большой части актёров с Дорониной из Камергерского переулка на Тверской. Здесь выросла, развилась и окрепла новая труппа нового театра. Знаменитости хороши сами по себе, но они же и заслоняют собой вслед идущих. А МХАТ Дорониной дал дотоле неизвестным талантам новое дыхание, новые роли в новых постановках. В Москве возникла крепость, спасавшая русскую культуру, русского зрителя, Россию.
Хорошо помню одну из первых постановок доронинской труппы, это Виктор Розов «Её друзья». Уж, казалось бы, куда проще по сюжету: ослепла старшеклассница и одноклассники помогают ей готовиться к экзаменам. Так почему же зрители повалили на этот спектакль? Потому что это было воспевание святости любви и дружбы, вот почему. И эти чувства были главными, которые останавливали падение России в бездну безнравственности.
Последующий путь театра известен. Дочь России Татьяна, из русских русская ярославская красавица, она вынесла на своих плечах ношу, которая была бы непосильна и мужским плечам — не дала пасть русскому театру.
Владимир КРУПИН, председатель Высшего творческого Совета Союза писателей.
Жизненное кредо Дорониной
«В чём состояла основная задача при создании Художественного театра? Чему учит храм? Нравственности, доброте, глубине познания, жажде познания, способности любования Божьим миром. Для того, чтобы увидеть красоту мира, нужно научить видеть, научить людей слышать, понимать интонации, понимать язык, а понимать – это значит, прежде всего, воспринимать в сердце своём», – размышляла она. «Воспитание человека и есть основная цель театра, воспитание в людях нравственности, снисхождения и восторга по отношению к миру. То величие духа, то воспитание, которое делает из существа хаотичного и непонятного то, что можно воспринимать и называть понятием «человек».
Художественный руководитель-директор театра в подробностях поведала о спектаклях, ведущих артистах и режиссёрах МХАТ. Не обошла она и трагическую историю раскола 1987 года, когда О. Ефремов объявил о разделе труппы и на отчаянный вопрос «А как же остальные?» ответил «Пусть идут куда хотят, хоть в «Клуб Каучук». Доронину упросили возглавить выведенных за штат актёров, но новый коллектив остался, как король Лир, без царства, без репертуара и с декорациями всего для двух спектаклей.
Иными словами, воссоздавать театр пришлось фактически с нуля. Тем величественнее смотрится деяние Дорониной и её сподвижников за три прошедших десятилетия - десятки поставленных пьес, восстановление лучших работ отцов-основателей МХАТ, обращение к немеркнущей классике и к звёздным именам российской драматургии. Сцена театра отдана в безраздельное владение Шекспиру, Шоу, Шеридану, Гольдони, Кальдерону, Гюго, А. Островскому, Булгакову, Шварцу, Горькому, Розову, Радзинскому, Симонову, Полякову. Театр привлёк первоклассных постановщиков в лице Беляковича, Бейлиса, Виктюка, А. Дмитриева, Данченко, Лотяну, Иванова и др.
* * *
Ослепительной гранью засверкал талант самой Татьяны Васильевны как режиссёра-постановщика, вдохнувшей в Театр на Тверском бульваре основательность классики, новизну и свежесть творческого поиска, уверенность флагмана российской драматической сцены.
Кажется, самой Дорониной посвящено известное стихотворение:
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной ищу ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.
Она – Императрица русского театра, хранитель традиций, жрица высокого искусства, неоспоримая законодательница сценического вкуса и преемственности русской театральной школы, школы Станиславского и Немировича-Данченко.
Сегодня воскресни эти двое великих, открой глаза хоть на минуту, что предстало бы перед их взором? Они увидели бы, свою продолжательницу, свою наследницу, свою истинную и законную дочь – Татьяну Васильевну Доронину. Которую отныне по праву можно поставить рядом с ними.
Двое породили явления под названием МХАТ, Доронина его спасла. И эти деяния во славу России теперь стоят рядом на нашей шкале ценностей.
Виктор ЛИННИК