Как не вырастить мутантов, заточенных на ЕГЭ

Ещё раз о «неправильном» учебнике

Бывший СССР  Новые учебники истории в России  ЕГЭ 
0
701
Время на чтение 9 минут

Источник: ЦЭРС ИНЭС


Недоумение Владимира Путина по поводу содержания учебников по истории, как, впрочем, и любое публично выраженное недовольство президента, вызвало переполох среди ответственных чиновников. Задачу, как водится, решили моментально. Однако, как нам кажется, проблема далеко не в конкретном авторе и не в конкретном учебнике. Подробнее – в материале profiok.com.

Как не вырастить мутантов. Ещё раз о «неправильном» учебникеНапомним предысторию. Выступая 21 апреля с Посланием к Федеральному Собранию, глава государства упомянул некий учебник, недавно попавший ему в руки. В этой книге, по словам президента, никак не объясняется место России в историческом контексте. Более того, события Второй мировой войны описаны так, что Сталинградская битва то ли не упоминается вообще, то ли описывается несколькими предложениями, а её роль в мировой истории никак не отмечена.

«Написано как будто не про нас! – искренне возмутился президент. – Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Просто удивительно!»

Виноватого, естественно, нашли буквально на следующий день. Ещё удивительнее, что его пришлось искать: вряд ли Путин намеренно устроил чиновникам квест. Как бы то ни было, события развивались стремительно: сначала глава Минпросвещения Сергей Кравцов пообещал провести полный анализ всех учебников истории в стране, затем появились сообщения об обнаруженном учебнике для колледжей, в котором роль Сталинградской битвы отражена «крайне слабо». Сразу после этого в министерстве просвещения объявили о подготовленном (уже?) законопроекте с поправками в закон «Об образовании», согласно которому учебники для колледжей должны входить в утверждённый федеральный перечень учебников. Странно, но этот федеральный перечень, оказывается, до сегодняшнего дня был обязательным только для школ. Вопрос о том, кто принимает подобные решения, пожалуй, оставим за рамками данной публикации.

Как не вырастить мутантов. Ещё раз о «неправильном» учебникеА виноватыми во всём оказались авторы учебника «История. Россия и мир» под редакцией профессора Олега Волобуева. Авторы начали оправдываться: мол, объём издания ограничен, а книга описывает события Второй мировой войны в целом. К тому же учебник предназначен для повторения, а не первичного изучения курса истории, который, как предполагается, учащиеся колледжей уже освоили в средней школе.

Как пишет РБК, Сталинградской битве в этом учебнике отведено не так уж мало места: есть упоминания в двух параграфах, есть таблица военных действий и даже «цветная вклейка». Наконец, как пояснил РБК сам Олег Волобуев, учебник задумывался для подготовки к ЕГЭ.

Что ж, виноватые найдены, план действий в виде изъятия волобуевского учебника из учебного процесса принят и реализуется, а в ближайшей перспективе учащихся колледжей, наконец, уравняют со школьниками старших классов. Вопрос исчерпан? Отнюдь. Даже если не брать во внимание наличие двух мощных конкурентов в сфере издания учебников – издательств «Просвещение» и «Дрофа» (учебник Волобуева выпущен «Дрофой»), очевидно: проблема гораздо шире, чем качество конкретного учебника, выпущенного в далёком 2013 году.

Как не вырастить мутантов. Ещё раз о «неправильном» учебникеВ студии Владимира Соловьёва («Вечер с Владимиром Соловьёвым» от 27.04.2021) дискуссия шла не столько об учебниках, сколько о государственной идеологии. Точнее, о её отсутствии: согласно действующей Конституции, никакая идеология в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Тем не менее, даже Владимир Путин в недавнем Послании признал, что необходимо оберегать и отстаивать «ценности, которые делают нас сильнее». Патриотический настрой народа, по словам президента, во все времена помогал нашей стране преодолевать беды и трудности. Именно поэтому важно передать эти ценности молодёжи, научить новое поколение любить Родину и чувствовать себя неотъемлемой частью её истории.

Участники дискуссии пришли к выводу, что учебник под редакцией Волобуева органично вписывается в доктрину, сложившуюся в начале 1990-х годов. По мнению режиссёра Карена Шахназарова, именно тогда в обществе, пусть и неофициально, укрепилась идеология, отражающая интересы класса, который в тот момент пришёл к власти. Этот класс – либеральная буржуазия. А смысл выгодной ему идеологии предельно прост: отменить и обесценить всё советское. Иначе было бы невозможно проводить приватизацию и распродавать за гроши гигантские промышленные предприятия.

Как не вырастить мутантов. Ещё раз о «неправильном» учебнике«Всё советское, в том числе отношение к Великой Отечественной войне, пустили под нож, – заявил Шахназаров. – Эта идеология де факто существует и сегодня. Её проводят журналисты, историки, деятели культуры, ею пронизаны газеты, журналы, интернет, телевидение и кино. Неудивительно, что в таких условиях вырастают люди с определёнными взглядами».

Лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян отметил, что представленный учебник плох даже не тем, что о Сталинградской битве в нём написано мало. По мнению Кургиняна, проблема в том, что написанное таким образом – несколько сухих цифр и фраз ни о чём – совершенно невозможно запомнить: «ни боли, ни крови, ни великого подвига». Как считает эксперт, стоит сконцентрировать усилия не на увеличении объёма безликого текста о Сталинградской битве, а на поиске форматов, которые помогли бы передать молодым людям героическую суть этого трагического и великого события.

«Там творилось что-то запредельное! – напомнил Кургинян. – Уровень сопротивления и героизма был такой, что его нельзя передать в категориях обычного нормального военного подвига». По мнению эксперта, нужно понять, в каком виде это всё нужно подавать, чтобы оно отложилось в сознании человека, привыкшего бегло читать заголовки в интернете. «Нужно рассказывать так, чтобы люди плакали и одновременно восторгались, чтобы они гордились своими предками», – убеждён Кургинян.

После развала СССР западные идеологи направили усилия на дегероизацию российской истории и, надо признать, преуспели. Была поставлена под сомнение ценность подвигов Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Николая Гастелло.

Именно поэтому, как считает обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец, среди молодёжи появляются «Коли из Уренгоя» (школьник, выступивший в Бундестаге с докладом о жалости к немецким солдатам – прим. profiok.com) или подростки, которые способны поджарить сосиски на Вечном огне.

Как не вырастить мутантов. Ещё раз о «неправильном» учебнике«Мы растим мутантов, – заключил Виктор Баранец. – России нужен федеральный орган, который занимался бы идеологическими установками».

К сожалению, многочисленные поправки к законам, вводящие запреты на глумление над святыми для каждого российского гражданина ценностями, не решают проблему глобально. Да и наказание за их нарушение, судя по всему, никого не пугает.

Конечно, учебник, на который теперь долго будут пытаться списывать все огрехи в историческом образовании, производит унылое впечатление. Но любовь к своей стране, желание трудиться на её благо и защищать её от чьих-либо посягательств формируют не только школьные учебники. Увы, современная молодёжь совсем не знает свою страну: как ни удивительно, о существовании Ростова Великого в трёхстах километрах от столицы знает далеко не каждый москвич. Многие ли были на Байкале или на Камчатке? Или, раз речь идёт о Сталинградской битве, на Мамаевом кургане? Как может молодой человек почувствовать любовь к Родине, если он не понимает, что именно можно или нужно любить?

Карен Шахназаров убеждён, что остатки государственной идеологии, опирающейся на истинные ценности, сохранились только в семьях и в советском кинематографе. Кстати, на одном из недавних заседаний президентского Совета по культуре режиссёр предложил показывать в школах хорошие советские фильмы. Президент идею одобрил, а у чиновников из Минпросвещения она поддержки не нашла (а идея замечательная! – прим. profiok.com). Видимо, и правда неофициальная, но доминирующая идеология распространилась на всех уровнях и не собирается сдавать позиции.

«Образование – вопрос национальной безопасности, – подвёл итог Карен Шахназаров. – Надо проанализировать и понять, насколько современное образование отвечает задачам, стоящим перед страной. И дело здесь не только в учебниках по истории».

В целом передача Владимира Соловьёва вышла грустной: в голосах экспертов, озвучивавших важные тезисы, было мало уверенности в возможности что-то изменить.

«История, рассказанная народом»: в проекте приняли участие школьники ПодмосковьяМы же вернёмся к словам Карена Шахназарова о семье как хранилище ценностей, на которых держится – пока держится! – наше общество. На наш взгляд, ощущение причастности человека к истории страны формируется именно в семье. Да и история Родины познаётся прежде всего через историю семьи. Это не просто громкие слова. Выпустив более десятка томов книги «История, рассказанная народом», мы можем говорить об этом уверенно. На страницах этой многотомной народной книги о Великой Отечественной войне опубликованы воспоминания ветеранов и другие документы из семейных архивов. Мы абсолютно убеждены, что школьники, которые вместе со своими родителями готовили материалы для книги, разбирали семейные архивы, сканировали фотографии, письма и наградные листы, испытали в точности те чувства, о которых говорит Сергей Кургинян: «плакали и восторгались».

«Ребёнок или подросток, вместе со всей семьёй принимающий участие в подобных проектах, начинает ощущать себя частью великого народа, победившего фашизм, – пояснил порталу profiok.com директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Благодаря нашим партнёрам мы направляем книги «История, рассказанная народом» в детские библиотеки и школы. Понимая, какой ценой досталась Победа их прабабушкам и прадедушкам, молодые люди никогда не станут жалеть немецких солдат или глумиться над памятью героев. Даже если во время учёбы им придётся прочитать учебник под редакцией Олега Волобуева».

И ещё одна мысль. Большая трагедия российской школы состоит в том, что вся жизнь учителей, учеников и даже авторов злополучных учебников вращается вокруг подготовки к ЕГЭ. Может быть, Владимиру Путину доложили неправильно: речь не об учебнике, а о пособии для подготовки к ЕГЭ. А из таких пособий любой здравомыслящий школьник выберет то, что покороче. Так что прав Карен Шахназаров: в вопросах воспитания вся надежда на семью. От себя добавим: а также на книги и фильмы, которые читаются и смотрятся для души.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Все статьи темы
Новые учебники истории в России
«Учит ли российская школа быть членом русской нации?»
Анализ школьного учебника истории В. Мединского и А.Коркунова
20.01.2024
Все статьи темы
ЕГЭ
«Заменить человека “железками” и технологиями невозможно»
Государству и обществу нужны твердые знания, а не только умение пользоваться интернетом
05.04.2024
«Блюдите убо, како опасно ходите…»
Писательница М.Юденич подняла волну возмущения против Рособрнадзора в связи с использованием в ЕГЭ текста русофобки Алексиевич. А это правда?
01.04.2024
Непонимание, саботаж или откровенное издевательство?
Рособрнадзор разрешил использовать в сочинениях в рамках ЕГЭ содержание фильмов, аниме и комиксов
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29