– Максим Иванович, знаю, что вы можете рассказывать о духовном стихе как педагог, рассказывать, когда он зародился, для чего он был нужен тогда. Но нам важно, для чего он нужен сейчас и что для вас значит духовный стих?
– Духовный стих – это молитва простого человека, который простым языком рассказывает о своей судьбе Богу. Когда православная вера из Византии пришла на Русь, русские люди не могли молиться на греческом языке и стали создавать духовные стихи. Я не этнограф, но я практик, потому что много духовной музыки изучил и записал. А теперь ее пою.
Когда Виктор Гаврилович Захарченко впервые приехал в Академию Гнесиных и мы с ним познакомились, он попросил меня спеть духовный стих.
– Виктор Захарченко – мастер высшего пилотажа, он как по камертону определяет уровень духовной культуры музыканта. Если сможет спеть духовный стих, значит, сможет и народное, и классику.
– Я спел «Грешный человече». «Что тебе надо, грешный человече? Злата, иль серебра, или золотого одеяния?» Ничего ему не надо. Надо только один сажень земли и четыре доски. Все. А многие ведь, студенты к примеру, у меня спрашивают, почему четыре доски, почему именно сажень. Люди не хотят видеть суть, их интересуют какие-то практические вещи.
…Как Ты был ведо́м да на Лобное, приговаривал:
Детушки, детки Мои, что ж вы делаете?
Гвозди черныя в ручки Мои забиваете…
Какая-то парадоксальная простота, но в этой простоте глубина непомерная, глубина такая, что можно упасть и раствориться в ней! Духовный стих – это зеркало православного человека. Смотришься в него и задумываешься: а уж такой ли ты православный, такой ли ты верующий? И молитвы ты знаешь, и литургии посещаешь. А тут тебе говорится в трех словах вся суть веры.
Несказанно рад своему знакомству с минским Свято-Елисаветинским хором и матушкой Иулианией (Денисовой). Она композитор, блестящий музыкант, была педагогом в Республиканском колледже при Белорусской академии музыки, где я учился.
– Песни «Вьюн над водой», «Всего-то навсего» (около 15 млн просмотров в Инете) после исполнения хора матушки Иулиании стали петь многие музыкальные коллективы и простой народ в России, Белоруссии, на Украине.
– Судьба привела ее в монастырь. Она много возит свой хор с исполнениями собственных песен, вместе с ней мы исполняли песню «Красное село», «Дни мои».
Однажды она мне позвонила и сказала, что у нее есть духовный стих, который она преобразила удивительным образом, получилась сложная музыка, где нет ни тактов, ни размеров. Обработка этого духовного стиха – феноменальной красоты. Когда я услышал слова, мне стало как-то не по себе. Как можно после исполнения этого стиха снова выходить на сцену и петь? Это можно исполнить только как в последний раз. Этот духовный стих – о внезапной смерти.
Человек живе, яко цвет цвете,
А ум у человека гуляет.
Дальше ничего не надо говорить. Это же про сегодняшний день.
Вчера человече во беседе сидел,
А сегодня преставился.
Вот так в жизни – вчера жил, а сегодня нет человека.
Он ясные очи зажал и устнами замолчал.
Он белы руки приложил к ретиву сердцу и спрашивает:
«Вы на что свечи ко гробу приставляете?
Не молился я Господу вашему.
Вы на что срачицей меня облекаете?
Не певал я песен ангельских.
Вы не плачьте о том, что плоть покрывается землей,
А вы плачьте о том, что душа покрывается тьмой».
Какая тяжесть! Я пою этот куплет, а у меня на сердце камень – «а душа покрывается тьмой».
– Страшно умирать без покаяния.
– Что может быть еще правдивее? Вот тебе рассказ о твоей жизни.
Пусть на меня не обижаются композиторы (я сам композитор), но самый гениальный композитор – это народ. Потому что он знал жизнь и в ней черпал свое музыкальное дарование. И народ никогда не писал для сцены, а писал для себя, чтобы выжить и чтобы обратиться к Богу.
Я восхищаюсь этим, увы, умирающим жанром.
Кому повем печаль свою
И кого призову ко рыданию.
Задайте себе этот вопрос!
Кто бы мне дал источник слез
С быстрой реки этой…
Плакал бы я и день, и ночь.
Рыдал бы я грехом своим.
Рассказ человека о себе. Кто со мною поплачется? Через кого я могу прощения попросить? Разве это не молитва? Молитва.
А вот совершенно потрясающие белорусские духовные стихи:
Шли-прыйшли да тры Ангелы.
Куды они идуть?
Даже само построение духовного стиха алгоритмически сделано так, что ты идешь вместе с этой песней по куплетам. Это такая сказка, былина!
Почему сегодня эти духовные стихи не использовать как сказки для детей? Разве могут они научить плохому? Их стали забывать, потому что не выгодно рассказывать о правде жизни.
Процитирую вам стихи Иосифа Джугашвили, то есть Сталина, написанные им в 16 лет:
Шел он от дома к дому,
В двери чужие стучал.
Под старый дубовый пандури
Нехитрый напев звучал.
В напеве его и в песне,
Как солнечный луч чиста,
Жила великая правда –
Божественная мечта.
Сердца, превращенные в камень,
Будил одинокий напев.
Дремавший в потемках пламень
Взметался выше дерев.
Но люди, забывшие Бога,
Хранящие в сердце тьму,
Вместо вина отраву
Налили в чашу ему.
Сказали ему: «Будь проклят!
Чашу испей до дна!..
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна!»
Правда не нужна! Она режет, она колет. Это духовный стих? Да. Виктор Гаврилович Захарченко написал на эти слова музыку. Нельзя отрицать, говоря о сложной фигуре Сталина, его поэтического таланта. У меня дедушка и бабушка пострадали в сталинские время. И в это время наш народ победил в самой страшной войне и поднял страну из разрухи. Споры тут бесполезны, они только унижают человека. Истина ведь всегда одна – Христос.
– Мы не знаем, через кого и как Господь вершит историю.
– Настоящие верующие люди и в советское время все равно крестили детей. Без веры, как Достоевский сказал, русский человек дрянь. У нас не принято было садится за стол, не покрестившись. Если женщина печет хлеб, она его крестит.
Мама всегда молилась не выученными из книг молитвами, а так, как ей подсказывала крестьянская жизнь. Самая сильная молитва ведь не та, которая из книги, а та, которая от сердца. И еще молитва человека – это его поступки. Когда моя мама выходит сажать огород, крестится и говорит: «Земелька, земелька, породи на мене да еще на кого-нибудь». Крестьянское мышление – это не взять, а отдать. В этом смысл жизни крестьянина.
– Какие духовные стихи, какие сказки звучали у вас в доме, в вашей семье?
– Любая народная песня, на которых мы воспитывались, имела духовную основу. У нас в Гомельской области в ходу белорусско-русский язык – тросянка. Мама мне говорила в детстве: «Вот, сыночек, як вырастешь, гляди, я тебе расскажу: шануй свои годы». Цени – значит. Уважай молодость. «А то будя як у той песни». А в какой, мама, песне? «А я ж тебе пела». Так в крестьянской семье говорили присказками, учили детей думать. И вот мама что-то делает и поет:
Запрягу я свои кони, кони вороные.
Да и поеду догонять я годы молодые.
Як догнау я свои годы на кляновом мосте:
– Вярнитеся, вярнитеся до мене у гости.
– Не вярнемся, не вярнемся до тебе мы у гости.
Трэба было шанувати нас у молодости.
– «Береги мундир с нову, а честь смолоду» – как точно Пушкин берет русскую пословицу эпиграфом к «Капитанской дочке».
– И заметьте, сколько в русских песнях обращений к Богу. От мамы я слышал в детстве:
Бедная птичка в клетке сидит.
Ищет свободу своим крылам. <…>
Как полечу я в темны кусты,
Там я напьюся Божьей росы.
Полечу я в темны леса,
Там я увижу Иисуса Христа.
Иногда жестко духовные стихи попадают в сердце:
Душа моя прегрешная, что не плачешься?
Ты плачь, душа, рыдай всегда, тем очистишься.
А не будешь плакать – тогда смерть придет.
А по смерти грехи твои обличат тебя.
Как сказано: обличат тебя! А чем душа может рыдать? Молитвами, стихами, песнями.
Мне трудно ответить на вопрос, какие стихи в какой праздник пели. Я – деревенский человек и уверяю вас, так не было в жизни. Понравилась какая-то песня, выучили ее и поют. Даже в храме после литургии у нас в селе поют духовные стихи.
– Как сохранить сегодня духовный стих?
– Духовный стих на сегодня – единственное спасение духовной музыки. К сожалению, очень мало кто этим занимается. Есть сборники, которые издавала Марина Васильевна Медведева. Позднякова Елена Михайловна выпустила сборник духовных стихов за свои деньги.
Сохранить духовный стих очень просто. Нужно его выносить на сцену в обработках. Да, кто-то скажет, что это нельзя выносить на сцену. Но, дорогие мои, как вы иначе сохраните?
– Это вынужденные меры. Потому что люди, за редким исключением, не поют уже дома, в семьях древнерусскую музыку. Вы не услышите ее в московских квартирах, она живет на просторе, в русской избе.
– Нет ни одного концерта, на котором бы я не спел духовный стих. Виктор Захарченко написал песню на стихи Николая Зиновьева «Я русский», которую я исполняю с Кубанским казачьим хором. Это тоже современный духовный стих.
Скажу еще про канты. Слава Богу, что хотя бы из кантов есть хоровое творчество. Наши народные коллективы сегодня поют все-таки больше авторскую музыку, поют то, что зритель принимает. Кубанский казачий хор – единственный хор, который исполняет духовную музыку в Кремлевском дворце.
– Максим Иванович, сегодня посредством любых информационных средств нам пытаются навязать восточную музыку как способ релаксации. Это используется даже в детских садах. Также популярной становится психоделическая музыка, которая воздействует на подсознание. Разве может это все заменить нашу духовную музыку?
– Не раз я бывал в восточных странах, в Индии. Видел, как музыка вводит людей в транс. В нашей русской музыке есть свои мистические законы. Взять даже колыбельную. Эта уколыхивающая мелодия по-своему вводит в сон. Поется: придет серенький волчок… Это ведь нечистую силу отгоняют от ребенка.
Мы все очень любим слово «модно». Модно быть нестандартным, модно заимствовать что-то у кого-то, модно все красочное. Но ведь это предлагают нам люди, которые на этом зарабатывают.
Мы можем показать свои обряды, которые не менее праздничны и красивы, чем индийские или китайские. Инородное понимание мы никогда не переймем, это как чужой орган в организме. Парадокс в том, что пока мы восторгаемся оболочкой их культуры, они забирают у нас суть нашей культуры и пользуются ею. Я был в Америке и посмотрел, какая там система образования. Она – наша, советская.
Я уважаю культуру любого народа. Но мне моя музыка роднее. Меня так учили с пеленок. Русская культура выстрадана нашим народом.
– Как ваши студенты в Гнесинке, юное поколение, воспринимают материал о духовной музыке?
– У меня на курсе есть одна девочка – мусульманка. И она поет русские духовные стихи. Мы были со студентами в храме, она слушала то, что говорил батюшка. Когда мы вышли, она сказала гениальную фразу: «Максим Иванович, у вас в храме все то же, что и у нас в мечети, только другими словами и другими обрядами». После того как эта девочка побыла в нашем храме, она спела духовный стих лучше всех и получила самую высшую оценку.
– Это, увы, как раз говорит о том, что русская молодежь оторвана от традиции и мало духовна…
– Вспомните – иеромонах Роман (Матюшин):
Матушка Добрынюшке наказывала,
Государыня Добрынюшке наговаривала: <…>
Ты бы взял в свои ручки белые
Гусли звонкие, сладкогласные… <…>
Не поется мне, не играется. <…>
Видел я на Руси оскудение,
Видел мерзость кругом запустения…
Эти строки нам надо напечатать и повесить над кроватью.
– Да, надо понимать, что мы защищаем и почему. Вы сами пишете русскую духовную музыку?
– У меня есть хоровой спектакль «Былины» про Соловья-разбойника. Я вложил несколько былин в одну. Если рассказывать об этих былинах, можно бесконечно пояснять каждую фразу. Мы в детстве так и слушали былины, с открытыми ртами – а что же там дальше.
В одном городе перед концертом организаторы сказали мне: «Только не пойте духовное, это нудятина».
– Конечно, людям страшно, что духовный стих обнажит их души.
– В Германии, в Штутгарте я пел на клиросе в русской диаспоре в храме Святителя Николая. Мне позволили сделать концерт духовной музыки в храме. Пел и в некоторых наших городах в храмах. Знаю больше ста духовных стихов. Люди стоя слушают их и крестятся. Пел и в духовной академии в Лавре, кто-то из семинаристов подпевал. Молодых людей это трогает, они через духовную музыку отвечают на свои духовные вопросы.
Беседовала Ирина Ушакова
Справка
Максим Павлов – молодой исполнитель народных и авторских песен, духовных стихов, композитор, преподаватель Академии музыки имени Гнесиных. Родом он из села Гомельской области. Лауреат многочисленных наград, в том числе золотой медали Международных Дельфийских игр. Трижды обладатель Гран-при фонда Президента Республики Беларусь. В качестве солиста и хормейстера выступает с Государственным академическим Кубанским казачьим хором. Составитель нотных сборников авторских песен.