Образ кротости

Константин Долгов 
0
25.01.2021 557

Легче всего стать непримиримыми врагами, проще всего поссориться. О добродетелях кротости и терпения в современной политике, дипломатии, культуре, литературе, общественной и личной жизни рассуждает доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки России Константин Михайлович Долгов.

Терпение и труд все перетрут

В современном обществе как-то забыли о добродетелях кротости и терпения: они как будто не существуют или игнорируются. И это поразительно! А в России, как известно, на протяжении многих веков люди обращали особое внимание на эти качества, о которых в Нагорной проповеди, во всем Евангелии говорит Иисус Христос, а далее – Его ученики, в том числе первоверховные апостолы Петр и Павел. По словам Спасителя, люди кроткие, скромные, милостивые, миролюбивые – блаженны, им принадлежит Царство Небесное, они «наследуют землю». И далее:

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (Исх. 21:24).А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

М.В. Нестеров. Эскиз росписи для собора Святого Владимира в Киеве. 1892 г.

М.В. Нестеров. Эскиз росписи для собора Святого Владимира в Киеве. 1892 г.

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего (Лев. 19:18).А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Мф. 5:38–45).

Спаситель резко осуждает страсть гнева, призывает к терпению, прощению, миру: «…Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним…»(Мф. 5:22–25).

Неслучайно появилась поговорка, народная мудрость: «Христос терпел и нам велел». Или другая: «Терпение и труд все перетрут», то есть все преодолеют.

Сейчас все заняты политикой, ситуация очень тревожная, многие готовятся к войне, особенно Соединенные Штаты как самая агрессивная держава, которая пытается подчинить себе весь мир. США разместили во многих государствах, граничащих с Россией, свои военные базы. А ведь многие из американцев считают себя верующими – в том числе конгрессмены, представители администрации президента, военно-промышленного комплекса, финансисты, деловые люди, те, кто занимаются экономикой, промышленностью и т.д.

М.В. Васнецов. Преподобный Сергий Радонежский

М.В. Васнецов. Преподобный Сергий Радонежский

Но почему такая нетерпимость проявляется сегодня во внешней политике США? А Россия названа врагом номер один? Можно было понять, когда американцы объявляли своим врагом социалистическое государство – Советский Союз с его идеологией коммунизма, антагонистичной капитализму, империализму. Но Советский Союз давно уже не существует. Россия стала такой же капиталистической страной, как и Америка, Франция, Великобритания, Германия и др. В чем же дело? На какой почве возникла нетерпимость, русофобия?

А все дело в элементарном лицемерии: когда в неспособности решить внутренние политические, экономические и социальные проблемы пытаются обвинить не себя, а других – Россию, Китай, Иран и другие страны.

В Нагорной проповеди Иисуса Христа все сказано: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»(Мф. 7:1–3).

Много лет я преподавал в Дипломатической академии МИД РФ, возглавлял кафедру философии, политики и культуры, читал соответствующие курсы, включая специальный курс мировых религий и мировой культуры, и могу сказать, что дипломатия основана, по существу, на кротости, скромности любого народа, державы, страны, в каждой из которых всегда можно найти и достоинства, и слабости.

Кадры из фильма «Война и мир». Сергей Бондарчук в роли Пьера, Антонина Шуранова в роли Марьи Болконской и Вячеслав Тихонов в роли князя Андрея

Кадры из фильма «Война и мир». Сергей Бондарчук в роли Пьера, Антонина Шуранова в роли Марьи Болконской и Вячеслав Тихонов в роли князя Андрея

И если тебе указывают на какие-то недостатки, то надо внимательно к этому отнестись, попытаться их преодолеть, договориться со своими партнерами, оппонентами и даже противниками. При этом переговоры должны носить дружественный, а не враждебный характер. Нельзя вести диалог, подходя к партнеру как к врагу. Наоборот, необходимо рассматривать его как соработника, коллегу, страну или народ, с которым необходимо иметь добрые отношения. Но для этого необходимо действительно обладать добродетелями кротости, скромности, уметь видеть недостатки у себя, а потом уже у своих партнеров или противников. А далее общими усилиями постепенно изживать то, что противопоставляет один народ другому, что мешает им сближаться, дружить, необходимо вместе проводить какие-то серьезные мероприятия и в области политики, и в сфере экономики, культуры и т.д.

Добродетель кротости имеет универсальное значение, как и добродетель терпения. Почему? Некоторые проблемы можно преодолеть быстро и успешно, а другие решаются годами, десятилетиями, если не столетиями, то есть надо набраться терпения.

Кротость, терпение, способность к компромиссам много раз спасали народы, весь мир от катастроф. Давайте вспомним самые яркие моменты истории, например, Карибский кризис 1962 г., когда Соединенные Штаты и Советский Союз стояли на грани третьей мировой войны. Малейшая неосторожность могла привести к необратимым последствиям. Тем не менее руководители двух стран – Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущев – смогли договориться в самый критический момент, кризис был благополучно разрешен.

Легче всего стать непримиримыми врагами, проще всего поссориться. Настоящая дипломатия, политика предполагают серьезные, иногда довольно длительные и мучительные переговоры, консультации в самые острые, кризисные моменты отношений. Только таким, мирным, путем можно решить сложные, порой кажущиеся неразрешимыми, проблемы.

Дева. М.В. Нестеров. Эскиз росписи для собора Святого Владимира в Киеве

Дева. М.В. Нестеров. Эскиз росписи для собора Святого Владимира в Киеве

Яркий пример этому – заключение мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, которое было достигнуто в ноябре 2020 г. при активном посредничестве России. Ясно, что здесь еще предстоит договариваться по целому комплексу вопросов, на что уйдет немало времени, но главное – наступил долгожданный мир, страшное кровопролитие прекращено.

Я много раз бывал в Армении, в Азербайджане. Карабах – просто изумительное место, с которым невозможно сравнить даже Швейцарию, – до того там красиво, прекрасно в любое время года. Помню, в советское время я был в Союзе композиторов Армении, представительство которого располагалось в Нагорном Карабахе. Рядом жили азербайджанцы. Все тихо, мирно, нормально, никаких военных действий не предвиделось. Хотя, думаю, что проблемы всегда были, есть и будут, но главное состоит в том, чтобы их умело разрешать, а не доводить до вооруженного конфликта.

Кротость – это то, что противоположно гневу, злобе. Это не любовь, конечно, но все-таки дружественное отношение к другому человеку или народу. Давайте зададимся вопросом: почему из славянских народов только русскому народу тысячу лет назад удалось создать великое государство? При всех исторических перипетиях государство – огромное, мощное, сильное, способное дать отпор кому угодно, – существует. А ведь были моменты, когда все буквально висело на волоске: можно вспомнить и нашествие тевтонских рыцарей, и татаро-монгольское иго, и кампанию Наполеона, и Первую и Вторую мировые войны, и распад Советского Союза и т.д. В чем причина нашей устойчивости и выживания в самых сложных обстоятельствах? А дело в том, что наше государство никогда не стремилось поработить другие народы и страны, напротив, оно всегда пыталось установить добрые и равноправные отношения с другими народами. В настоящее время Россия постоянно предлагает то же самое: установление взаимовыгодных, равноправных, добрых отношений со всеми странами.

В Нагорной проповеди сказано: кроткие наследуют землю. Не те, кто бряцают оружием, грозят всем уничтожением, а мирные, терпеливые. Потому что злоба, озлобление по отношению к другим людям и народам – бумеранг, который возвращается и уничтожает тех, кто его запустил.

Американцы сегодня выдают свою государственную систему за наиболее демократичную и совершенную. Но система эта давно переродилась, стала, по существу, античеловеческой, многие называют ее просто фашистской и расистской. Причем злоба и ненависть по отношению к другим народам возвращается к своему первоисточнику. Многие сегодня опасаются, что протестные движения в США могут перерасти в гражданскую войну, потому что человек или общество, государство, нетерпимое к другим, несущее зло, выливающее свой гнев на окружающих, в итоге получает все это обратно. Все оборачивается против носителей этих страстей и оказывается – буквально – внутри этого человека, общества или государства. На примере США мы видим это очень хорошо, а до этого аналогичные исторические процессы происходили в Германии, других государствах.

Элита США традиционно считала и считает себя высшей расой. Но на каком основании? Индийцы, китайцы, арабы имеют древнюю многотысячелетнюю культуру – как и Россия. На каком основании американцы, которые сами себя называли ковбоями, считают себя превосходящими всех остальных и культивируют при этом ненависть одного народа к другому?

Во всех сферах деятельности следует всегда проводить такую политику, которая бы сближала народы, устанавливала между ними отношения уважения и дружбы, равноправия и справедливости, чтобы они могли помогать друг другу, а не враждовать и не уничтожать один другого.

Для того чтобы успешно развивать эти отношения, следует иметь скромность, смирение и терпение независимо от того – велик народ или мал, потому что все это – род человеческий, Божии люди.

Кротость, терпение, другие добродетели – то, что проявляется в человеке как образ Божий, подобие Божие, эти качества несут в себе Божественные мысли и чувства, Божественную истину.

Сейчас происходит стремительная цифровизация глобального мира. Жизнь политическая, общественная, экономическая требует от молодежи хорошего знания современных цифровых технологий, владения компьютерной техникой. Тем не менее и родителям, и людям старшего поколения, и особенно молодым не следует забывать о том, что без человеческих контактов, непосредственного общения человека с человеком, учителя с учеником, старшего и младшего поколений, наконец, молитвенного общения человека с Богом невозможно прожить. Если это теряется – человек начинает расчеловечиваться.

К сожалению, в последнее время мы видим, что общество постепенно доходит до обесценения личности, индивидуальности, вообще человеческой жизни. А ведь жизнь каждого человека – грамотного, неграмотного, высококультурного, великого, простого – неповторима и дана Богом. И ее надо ценить независимо от того, какое положение человек занимает в обществе, не говоря уже о пресловутом материальном богатстве или бедности, которые вообще не имеют никакого отношения к человеческой личности. А богатство очень часто идет во вред, потому что сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»(Мф. 6:19–22).

Если бы меня спросили, в чем состоит главное отличие женщины от «сильной половины», то есть от мужчины, можно было бы сказать, что женщина нежнее, ранимее, красивее, она более верная, самоотверженная, – можно долго перечислять разные добродетели. Но, может быть, главные отличительные качества женщины – величайшее терпение и безграничная любовь. Какое нужно иметь терпение, чтобы носить плод, будущего ребенка, в течение девяти месяцев в своем чреве? И после – всю свою жизнь посвятить детям, лишая себя многих радостей, удовольствий, наслаждений. Дети растут, болеют, хулиганят, чего только они не делают! И мать все сносит, воспитывая их своим терпением и своей любовью, не говоря уже о том, что, когда им угрожает опасность, она готова отдать жизнь ради их спасения. Апостол Павел абсолютно прав, когда первым составным качеством любви называет долготерпение. Сам Спаситель говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). О каком законе идет речь? Этот закон и есть закон любви: человека к Богу, Бога к человеку, человека к человеку.

В древней трагедии Софокла прекрасная Антигона спорит с царем Креонтом, который, руководствуясь действующим законом, запрещает похоронить с обычными почестями ее брата, считающегося предателем. Но она, отвечая Креонту, восклицает: «Я рождена любить, не ненавидеть!» Ибо закон любви выше любых юридических законов.

Однако любовь к человеку неотделима от любви к Богу. Татьяна Ларина у А.С. Пушкина говорит Евгению Онегину: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна». Обстоятельства сложились так, что ее выдали замуж за другого человека. Что ей делать? Все бросить, махнуть рукой на мужа, родных и осуществить свою мечту? Нет, она остается верной долгу. Если родители решили выдать ее замуж за достойного человека, то она считает необходимым подчиниться их воле, пойти с этим человеком под венец, а далее – выдержать, претерпеть все искушения и быть ему верной супругой до конца дней.

Или взять образ княжны Марьи в «Войне и мире». Л.Н. Толстой дает героине характеристику внешне некрасивой женщины, однако наделенной исключительными духовными качествами: кротостью, скромностью, жертвенной любовью и умом. И она так же, как и Татьяна, готова терпеть свое положение до конца дней. Но ее душевная цельность, глубина духа, красота этой души привлекает Николая Ростова, который сумел искренне полюбить Марью. Из героини получается преданная, мудрая жена и замечательная мать.

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения режиссера и народного артиста СССР Сергея Федоровича Бондарчука (1920–1994). Я был хорошо с ним знаком, в частности, мы были членами Комитета по Ленинским и Государственным премиям. И я помню, как С.Ф. Бондарчук вспоминал о съемках фильма «Война и мир»: «Шесть лет я снимал этот фильм. Были отпущены бешеные деньги, куплены за государственный счет костюмы, задействованы войска, тысячи людей. Какая же это ответственность! Я даже не знаю, как я остался жив после съемок этого фильма!» У него, действительно, на почве всех волнений случился инфаркт, и его чудом спасли. Длительная, порой мучительная работа над этим фильмом вернула его к Православной вере. Сергей Федорович рассказывал мне о том, что в детстве был крещен и верил в Бога, но потом постепенно, под влиянием окружающей жизни, отошел от веры и стал атеистом, как многие советские люди того времени. Однако после экранизации «Войны и мира» он вернулся к вере, умер христианином, его исповедовал и причастил иеромонах Тихон (Шевкунов), ныне глава Псковской митрополии.

Сергей Бондарчук создал картину, которая останется навсегда лучшим фильмом-экранизацией романа Л.Н. Толстого «Война и мир», концентрированным выражением общечеловеческих, христианских добродетелей.

Добродетели воспитываются личным примером. В первую очередь, характером отношений друг к другу родителей, матери и отца. Детей в нашей в семье было четверо, даже пятеро: один ребенок умер в младенчестве. И никогда в семье отец не ругался. Вообще родители никогда не ссорились между собой, говорили ровно, спокойно. Обсуждая какую-то проблему, отец спрашивал маму: «Ну, что ты, мать, надумала, к какому решению пришла?» Мама что-то отвечала, а потом в свою очередь интересовалась: «А как ты, Михаил, считаешь?» Она его звала Михаилом, он ее – Марией. «Я думаю – так», – отвечал отец. «Пожалуй, ты прав, но надо еще обсудить, может быть, уточнить». И точно так же воспитывали нас: прежде всего заботой, лаской, любовью. Мы нахулиганим – три богатыря, что мы только не вытворяли, переменка между уроками 5–10 минут, и мы за это время успевали подраться, наставить друг другу синяков. Домой приходим с «фонарями» – мама говорит: «Ну-ка иди сюда». Прижмет к себе, гладит по голове и говорит: «Ну что ж ты, мой дорогой, умница ты моя, любимый ты мой… В другой раз ты так все-таки не делай, потому что ты уже взрослый, ты уже все понимаешь». Поцелует, приголубит, погладит, все – иди. Вот так они нас воспитывали. И мы так же старались воспитывать своих детей.

А если хорошее что-то сделаешь, то говорят: «Да ты просто молодец!» Или: «Ну надо же, как это тебе удалось? Как же ты смог – расскажи». И ты начинаешь рассказывать, а пока говоришь – глубже понимаешь, что все нужно делать хорошо, как можно лучше. Или наоборот, спрашивают: «Расскажи, как ты дошел до этого?» И начинаешь размышлять, анализировать свой проступок.

Кротость воспитывали также на своем примере. Отец был могучим физически, мог одним ударом свалить кого угодно. Но старался обойтись без рукоприкладства, говорил: «Мужики, я вам не советую этого делать. Я вам не советую со мной связываться». И так же вели себя их родители, наши дедушки и бабушки.

Помню, в деревне жил один пьяница: напился в очередной раз, нахулиганил и заперся в сарае. А сарай крепкий, каменный, двери деревянные, дубовые. Дед по линии матери – огромный, могучий мужчина, к нему пришли, просят помочь. Он говорит: хорошо, я с ним поговорю. Приходит, обращается к пьянице, закрывшемуся в сарае, через дверь: «Ты долго будешь хулиганить? Людям гадости делать?» Тот выругался. Тогда дед потянул на себя дверь, вырвал ее вместе со стенкой сарая, схватил этого мужика, поднял над головой и швырнул на несколько метров. Не убил, конечно, но тот долго лежал, болел. Но пить, хулиганить с этих пор перестал, потому что понял, что в следующий раз его просто убьют.

Поэтому кротость не исключает того, что к тем, кто не соблюдает человеческие нормы, могут быть применены жесткие меры. Я слышал, что в России в 1930-х гг. в наших краях забивали насмерть конокрадов – без всякого суда и следствия. Так было принято у крестьян. И поэтому конокрадство было редчайшим явлением. Воры и разбойники понимали: если их поймают – конец.

Все эти «воспитательные» меры нужно рассматривать в комплексе. Нам, конечно, подчас недостает постоянной в хорошем смысле этого слова пропаганды, доброго примера, задушевного разговора о становлении добродетелей. Но о них надо говорить. Спокойно, без напора, не заставлять, а воодушевлять: «Ты почитай, послушай». И на каком-то хорошем примере показывать, что это за качества, в чем они проявляются, какие плоды приносят.

Добродетели кротости, терпения многие считают устаревшими, вышедшими из моды. Но на самом деле кротость – великое и всегда современное слово, а главное – очень красивое. «Будь кроток» – означает пожелание быть добрым, скромным, любезным, послушным. Много прекрасных качеств вмещает феномен кротости. Терпение – понятие более однозначное, но такое же емкое и великое, потому что без терпения нельзя обойтись ни одному человеку, ни одному обществу, ни одному народу – ни сделать, ни достигнуть чего-то. Кротость и терпение необходимы везде, всем и всегда, это великие добродетели.

Константин Долгов

Справка
Константин Михайлович Долгов – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Константин Долгов
Все статьи Константин Долгов
Последние комментарии
Не стоит слепо перенимать западный опыт
Новый комментарий от Константин В.
26.11.2021 15:16
«Общество наше почти безнадежно расколото»
Новый комментарий от Константин В.
26.11.2021 15:10
Образ Победы, Филадельфийская церковь и Валдайская речь Путина
Новый комментарий от Советский недобиток
26.11.2021 15:08
«В России разум начал побеждать маразм»
Новый комментарий от учитель
26.11.2021 15:00
«Жёсткие меры уже приводят к ещё большему разделению»
Новый комментарий от Владимир (пенсионер)
26.11.2021 14:58
Выстраивается «электронный концлагерь»
Новый комментарий от Владимир (пенсионер)
26.11.2021 14:51
Пора реабилитировать Императора Петра Великого
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.11.2021 14:50