Легче всего стать непримиримыми врагами, проще всего поссориться. О добродетелях кротости и терпения в современной политике, дипломатии, культуре, литературе, общественной и личной жизни рассуждает доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки России Константин Михайлович Долгов.
Терпение и труд все перетрут
В современном обществе как-то забыли о добродетелях кротости и терпения: они как будто не существуют или игнорируются. И это поразительно! А в России, как известно, на протяжении многих веков люди обращали особое внимание на эти качества, о которых в Нагорной проповеди, во всем Евангелии говорит Иисус Христос, а далее – Его ученики, в том числе первоверховные апостолы Петр и Павел. По словам Спасителя, люди кроткие, скромные, милостивые, миролюбивые – блаженны, им принадлежит Царство Небесное, они «наследуют землю». И далее:
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (Исх. 21:24).А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего (Лев. 19:18).А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Мф. 5:38–45).
Спаситель резко осуждает страсть гнева, призывает к терпению, прощению, миру: «…Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним…»(Мф. 5:22–25).
Неслучайно появилась поговорка, народная мудрость: «Христос терпел и нам велел». Или другая: «Терпение и труд все перетрут», то есть все преодолеют.
Сейчас все заняты политикой, ситуация очень тревожная, многие готовятся к войне, особенно Соединенные Штаты как самая агрессивная держава, которая пытается подчинить себе весь мир. США разместили во многих государствах, граничащих с Россией, свои военные базы. А ведь многие из американцев считают себя верующими – в том числе конгрессмены, представители администрации президента, военно-промышленного комплекса, финансисты, деловые люди, те, кто занимаются экономикой, промышленностью и т.д.
Но почему такая нетерпимость проявляется сегодня во внешней политике США? А Россия названа врагом номер один? Можно было понять, когда американцы объявляли своим врагом социалистическое государство – Советский Союз с его идеологией коммунизма, антагонистичной капитализму, империализму. Но Советский Союз давно уже не существует. Россия стала такой же капиталистической страной, как и Америка, Франция, Великобритания, Германия и др. В чем же дело? На какой почве возникла нетерпимость, русофобия?
А все дело в элементарном лицемерии: когда в неспособности решить внутренние политические, экономические и социальные проблемы пытаются обвинить не себя, а других – Россию, Китай, Иран и другие страны.
В Нагорной проповеди Иисуса Христа все сказано: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»(Мф. 7:1–3).
Много лет я преподавал в Дипломатической академии МИД РФ, возглавлял кафедру философии, политики и культуры, читал соответствующие курсы, включая специальный курс мировых религий и мировой культуры, и могу сказать, что дипломатия основана, по существу, на кротости, скромности любого народа, державы, страны, в каждой из которых всегда можно найти и достоинства, и слабости.
И если тебе указывают на какие-то недостатки, то надо внимательно к этому отнестись, попытаться их преодолеть, договориться со своими партнерами, оппонентами и даже противниками. При этом переговоры должны носить дружественный, а не враждебный характер. Нельзя вести диалог, подходя к партнеру как к врагу. Наоборот, необходимо рассматривать его как соработника, коллегу, страну или народ, с которым необходимо иметь добрые отношения. Но для этого необходимо действительно обладать добродетелями кротости, скромности, уметь видеть недостатки у себя, а потом уже у своих партнеров или противников. А далее общими усилиями постепенно изживать то, что противопоставляет один народ другому, что мешает им сближаться, дружить, необходимо вместе проводить какие-то серьезные мероприятия и в области политики, и в сфере экономики, культуры и т.д.
Добродетель кротости имеет универсальное значение, как и добродетель терпения. Почему? Некоторые проблемы можно преодолеть быстро и успешно, а другие решаются годами, десятилетиями, если не столетиями, то есть надо набраться терпения.
Кротость, терпение, способность к компромиссам много раз спасали народы, весь мир от катастроф. Давайте вспомним самые яркие моменты истории, например, Карибский кризис 1962 г., когда Соединенные Штаты и Советский Союз стояли на грани третьей мировой войны. Малейшая неосторожность могла привести к необратимым последствиям. Тем не менее руководители двух стран – Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущев – смогли договориться в самый критический момент, кризис был благополучно разрешен.
Легче всего стать непримиримыми врагами, проще всего поссориться. Настоящая дипломатия, политика предполагают серьезные, иногда довольно длительные и мучительные переговоры, консультации в самые острые, кризисные моменты отношений. Только таким, мирным, путем можно решить сложные, порой кажущиеся неразрешимыми, проблемы.
Яркий пример этому – заключение мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, которое было достигнуто в ноябре 2020 г. при активном посредничестве России. Ясно, что здесь еще предстоит договариваться по целому комплексу вопросов, на что уйдет немало времени, но главное – наступил долгожданный мир, страшное кровопролитие прекращено.
Я много раз бывал в Армении, в Азербайджане. Карабах – просто изумительное место, с которым невозможно сравнить даже Швейцарию, – до того там красиво, прекрасно в любое время года. Помню, в советское время я был в Союзе композиторов Армении, представительство которого располагалось в Нагорном Карабахе. Рядом жили азербайджанцы. Все тихо, мирно, нормально, никаких военных действий не предвиделось. Хотя, думаю, что проблемы всегда были, есть и будут, но главное состоит в том, чтобы их умело разрешать, а не доводить до вооруженного конфликта.
Кротость – это то, что противоположно гневу, злобе. Это не любовь, конечно, но все-таки дружественное отношение к другому человеку или народу. Давайте зададимся вопросом: почему из славянских народов только русскому народу тысячу лет назад удалось создать великое государство? При всех исторических перипетиях государство – огромное, мощное, сильное, способное дать отпор кому угодно, – существует. А ведь были моменты, когда все буквально висело на волоске: можно вспомнить и нашествие тевтонских рыцарей, и татаро-монгольское иго, и кампанию Наполеона, и Первую и Вторую мировые войны, и распад Советского Союза и т.д. В чем причина нашей устойчивости и выживания в самых сложных обстоятельствах? А дело в том, что наше государство никогда не стремилось поработить другие народы и страны, напротив, оно всегда пыталось установить добрые и равноправные отношения с другими народами. В настоящее время Россия постоянно предлагает то же самое: установление взаимовыгодных, равноправных, добрых отношений со всеми странами.
В Нагорной проповеди сказано: кроткие наследуют землю. Не те, кто бряцают оружием, грозят всем уничтожением, а мирные, терпеливые. Потому что злоба, озлобление по отношению к другим людям и народам – бумеранг, который возвращается и уничтожает тех, кто его запустил.
Американцы сегодня выдают свою государственную систему за наиболее демократичную и совершенную. Но система эта давно переродилась, стала, по существу, античеловеческой, многие называют ее просто фашистской и расистской. Причем злоба и ненависть по отношению к другим народам возвращается к своему первоисточнику. Многие сегодня опасаются, что протестные движения в США могут перерасти в гражданскую войну, потому что человек или общество, государство, нетерпимое к другим, несущее зло, выливающее свой гнев на окружающих, в итоге получает все это обратно. Все оборачивается против носителей этих страстей и оказывается – буквально – внутри этого человека, общества или государства. На примере США мы видим это очень хорошо, а до этого аналогичные исторические процессы происходили в Германии, других государствах.
Элита США традиционно считала и считает себя высшей расой. Но на каком основании? Индийцы, китайцы, арабы имеют древнюю многотысячелетнюю культуру – как и Россия. На каком основании американцы, которые сами себя называли ковбоями, считают себя превосходящими всех остальных и культивируют при этом ненависть одного народа к другому?
Во всех сферах деятельности следует всегда проводить такую политику, которая бы сближала народы, устанавливала между ними отношения уважения и дружбы, равноправия и справедливости, чтобы они могли помогать друг другу, а не враждовать и не уничтожать один другого.
Для того чтобы успешно развивать эти отношения, следует иметь скромность, смирение и терпение независимо от того – велик народ или мал, потому что все это – род человеческий, Божии люди.
Кротость, терпение, другие добродетели – то, что проявляется в человеке как образ Божий, подобие Божие, эти качества несут в себе Божественные мысли и чувства, Божественную истину.
Сейчас происходит стремительная цифровизация глобального мира. Жизнь политическая, общественная, экономическая требует от молодежи хорошего знания современных цифровых технологий, владения компьютерной техникой. Тем не менее и родителям, и людям старшего поколения, и особенно молодым не следует забывать о том, что без человеческих контактов, непосредственного общения человека с человеком, учителя с учеником, старшего и младшего поколений, наконец, молитвенного общения человека с Богом невозможно прожить. Если это теряется – человек начинает расчеловечиваться.
К сожалению, в последнее время мы видим, что общество постепенно доходит до обесценения личности, индивидуальности, вообще человеческой жизни. А ведь жизнь каждого человека – грамотного, неграмотного, высококультурного, великого, простого – неповторима и дана Богом. И ее надо ценить независимо от того, какое положение человек занимает в обществе, не говоря уже о пресловутом материальном богатстве или бедности, которые вообще не имеют никакого отношения к человеческой личности. А богатство очень часто идет во вред, потому что сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»(Мф. 6:19–22).
Если бы меня спросили, в чем состоит главное отличие женщины от «сильной половины», то есть от мужчины, можно было бы сказать, что женщина нежнее, ранимее, красивее, она более верная, самоотверженная, – можно долго перечислять разные добродетели. Но, может быть, главные отличительные качества женщины – величайшее терпение и безграничная любовь. Какое нужно иметь терпение, чтобы носить плод, будущего ребенка, в течение девяти месяцев в своем чреве? И после – всю свою жизнь посвятить детям, лишая себя многих радостей, удовольствий, наслаждений. Дети растут, болеют, хулиганят, чего только они не делают! И мать все сносит, воспитывая их своим терпением и своей любовью, не говоря уже о том, что, когда им угрожает опасность, она готова отдать жизнь ради их спасения. Апостол Павел абсолютно прав, когда первым составным качеством любви называет долготерпение. Сам Спаситель говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). О каком законе идет речь? Этот закон и есть закон любви: человека к Богу, Бога к человеку, человека к человеку.
В древней трагедии Софокла прекрасная Антигона спорит с царем Креонтом, который, руководствуясь действующим законом, запрещает похоронить с обычными почестями ее брата, считающегося предателем. Но она, отвечая Креонту, восклицает: «Я рождена любить, не ненавидеть!» Ибо закон любви выше любых юридических законов.
Однако любовь к человеку неотделима от любви к Богу. Татьяна Ларина у А.С. Пушкина говорит Евгению Онегину: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна». Обстоятельства сложились так, что ее выдали замуж за другого человека. Что ей делать? Все бросить, махнуть рукой на мужа, родных и осуществить свою мечту? Нет, она остается верной долгу. Если родители решили выдать ее замуж за достойного человека, то она считает необходимым подчиниться их воле, пойти с этим человеком под венец, а далее – выдержать, претерпеть все искушения и быть ему верной супругой до конца дней.
Или взять образ княжны Марьи в «Войне и мире». Л.Н. Толстой дает героине характеристику внешне некрасивой женщины, однако наделенной исключительными духовными качествами: кротостью, скромностью, жертвенной любовью и умом. И она так же, как и Татьяна, готова терпеть свое положение до конца дней. Но ее душевная цельность, глубина духа, красота этой души привлекает Николая Ростова, который сумел искренне полюбить Марью. Из героини получается преданная, мудрая жена и замечательная мать.
В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения режиссера и народного артиста СССР Сергея Федоровича Бондарчука (1920–1994). Я был хорошо с ним знаком, в частности, мы были членами Комитета по Ленинским и Государственным премиям. И я помню, как С.Ф. Бондарчук вспоминал о съемках фильма «Война и мир»: «Шесть лет я снимал этот фильм. Были отпущены бешеные деньги, куплены за государственный счет костюмы, задействованы войска, тысячи людей. Какая же это ответственность! Я даже не знаю, как я остался жив после съемок этого фильма!» У него, действительно, на почве всех волнений случился инфаркт, и его чудом спасли. Длительная, порой мучительная работа над этим фильмом вернула его к Православной вере. Сергей Федорович рассказывал мне о том, что в детстве был крещен и верил в Бога, но потом постепенно, под влиянием окружающей жизни, отошел от веры и стал атеистом, как многие советские люди того времени. Однако после экранизации «Войны и мира» он вернулся к вере, умер христианином, его исповедовал и причастил иеромонах Тихон (Шевкунов), ныне глава Псковской митрополии.
Сергей Бондарчук создал картину, которая останется навсегда лучшим фильмом-экранизацией романа Л.Н. Толстого «Война и мир», концентрированным выражением общечеловеческих, христианских добродетелей.
Добродетели воспитываются личным примером. В первую очередь, характером отношений друг к другу родителей, матери и отца. Детей в нашей в семье было четверо, даже пятеро: один ребенок умер в младенчестве. И никогда в семье отец не ругался. Вообще родители никогда не ссорились между собой, говорили ровно, спокойно. Обсуждая какую-то проблему, отец спрашивал маму: «Ну, что ты, мать, надумала, к какому решению пришла?» Мама что-то отвечала, а потом в свою очередь интересовалась: «А как ты, Михаил, считаешь?» Она его звала Михаилом, он ее – Марией. «Я думаю – так», – отвечал отец. «Пожалуй, ты прав, но надо еще обсудить, может быть, уточнить». И точно так же воспитывали нас: прежде всего заботой, лаской, любовью. Мы нахулиганим – три богатыря, что мы только не вытворяли, переменка между уроками 5–10 минут, и мы за это время успевали подраться, наставить друг другу синяков. Домой приходим с «фонарями» – мама говорит: «Ну-ка иди сюда». Прижмет к себе, гладит по голове и говорит: «Ну что ж ты, мой дорогой, умница ты моя, любимый ты мой… В другой раз ты так все-таки не делай, потому что ты уже взрослый, ты уже все понимаешь». Поцелует, приголубит, погладит, все – иди. Вот так они нас воспитывали. И мы так же старались воспитывать своих детей.
А если хорошее что-то сделаешь, то говорят: «Да ты просто молодец!» Или: «Ну надо же, как это тебе удалось? Как же ты смог – расскажи». И ты начинаешь рассказывать, а пока говоришь – глубже понимаешь, что все нужно делать хорошо, как можно лучше. Или наоборот, спрашивают: «Расскажи, как ты дошел до этого?» И начинаешь размышлять, анализировать свой проступок.
Кротость воспитывали также на своем примере. Отец был могучим физически, мог одним ударом свалить кого угодно. Но старался обойтись без рукоприкладства, говорил: «Мужики, я вам не советую этого делать. Я вам не советую со мной связываться». И так же вели себя их родители, наши дедушки и бабушки.
Помню, в деревне жил один пьяница: напился в очередной раз, нахулиганил и заперся в сарае. А сарай крепкий, каменный, двери деревянные, дубовые. Дед по линии матери – огромный, могучий мужчина, к нему пришли, просят помочь. Он говорит: хорошо, я с ним поговорю. Приходит, обращается к пьянице, закрывшемуся в сарае, через дверь: «Ты долго будешь хулиганить? Людям гадости делать?» Тот выругался. Тогда дед потянул на себя дверь, вырвал ее вместе со стенкой сарая, схватил этого мужика, поднял над головой и швырнул на несколько метров. Не убил, конечно, но тот долго лежал, болел. Но пить, хулиганить с этих пор перестал, потому что понял, что в следующий раз его просто убьют.
Поэтому кротость не исключает того, что к тем, кто не соблюдает человеческие нормы, могут быть применены жесткие меры. Я слышал, что в России в 1930-х гг. в наших краях забивали насмерть конокрадов – без всякого суда и следствия. Так было принято у крестьян. И поэтому конокрадство было редчайшим явлением. Воры и разбойники понимали: если их поймают – конец.
Все эти «воспитательные» меры нужно рассматривать в комплексе. Нам, конечно, подчас недостает постоянной в хорошем смысле этого слова пропаганды, доброго примера, задушевного разговора о становлении добродетелей. Но о них надо говорить. Спокойно, без напора, не заставлять, а воодушевлять: «Ты почитай, послушай». И на каком-то хорошем примере показывать, что это за качества, в чем они проявляются, какие плоды приносят.
Добродетели кротости, терпения многие считают устаревшими, вышедшими из моды. Но на самом деле кротость – великое и всегда современное слово, а главное – очень красивое. «Будь кроток» – означает пожелание быть добрым, скромным, любезным, послушным. Много прекрасных качеств вмещает феномен кротости. Терпение – понятие более однозначное, но такое же емкое и великое, потому что без терпения нельзя обойтись ни одному человеку, ни одному обществу, ни одному народу – ни сделать, ни достигнуть чего-то. Кротость и терпение необходимы везде, всем и всегда, это великие добродетели.
Константин Долгов
Справка
Константин Михайлович Долгов – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации