Образ кротости

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
845
Время на чтение 14 минут

Легче всего стать непримиримыми врагами, проще всего поссориться. О добродетелях кротости и терпения в современной политике, дипломатии, культуре, литературе, общественной и личной жизни рассуждает доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки России Константин Михайлович Долгов.

Терпение и труд все перетрут

В современном обществе как-то забыли о добродетелях кротости и терпения: они как будто не существуют или игнорируются. И это поразительно! А в России, как известно, на протяжении многих веков люди обращали особое внимание на эти качества, о которых в Нагорной проповеди, во всем Евангелии говорит Иисус Христос, а далее – Его ученики, в том числе первоверховные апостолы Петр и Павел. По словам Спасителя, люди кроткие, скромные, милостивые, миролюбивые – блаженны, им принадлежит Царство Небесное, они «наследуют землю». И далее:

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (Исх. 21:24).А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

М.В. Нестеров. Эскиз росписи для собора Святого Владимира в Киеве. 1892 г.

М.В. Нестеров. Эскиз росписи для собора Святого Владимира в Киеве. 1892 г.

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего (Лев. 19:18).А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Мф. 5:38–45).

Спаситель резко осуждает страсть гнева, призывает к терпению, прощению, миру: «…Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним…»(Мф. 5:22–25).

Неслучайно появилась поговорка, народная мудрость: «Христос терпел и нам велел». Или другая: «Терпение и труд все перетрут», то есть все преодолеют.

Сейчас все заняты политикой, ситуация очень тревожная, многие готовятся к войне, особенно Соединенные Штаты как самая агрессивная держава, которая пытается подчинить себе весь мир. США разместили во многих государствах, граничащих с Россией, свои военные базы. А ведь многие из американцев считают себя верующими – в том числе конгрессмены, представители администрации президента, военно-промышленного комплекса, финансисты, деловые люди, те, кто занимаются экономикой, промышленностью и т.д.

М.В. Васнецов. Преподобный Сергий Радонежский

М.В. Васнецов. Преподобный Сергий Радонежский

Но почему такая нетерпимость проявляется сегодня во внешней политике США? А Россия названа врагом номер один? Можно было понять, когда американцы объявляли своим врагом социалистическое государство – Советский Союз с его идеологией коммунизма, антагонистичной капитализму, империализму. Но Советский Союз давно уже не существует. Россия стала такой же капиталистической страной, как и Америка, Франция, Великобритания, Германия и др. В чем же дело? На какой почве возникла нетерпимость, русофобия?

А все дело в элементарном лицемерии: когда в неспособности решить внутренние политические, экономические и социальные проблемы пытаются обвинить не себя, а других – Россию, Китай, Иран и другие страны.

В Нагорной проповеди Иисуса Христа все сказано: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»(Мф. 7:1–3).

Много лет я преподавал в Дипломатической академии МИД РФ, возглавлял кафедру философии, политики и культуры, читал соответствующие курсы, включая специальный курс мировых религий и мировой культуры, и могу сказать, что дипломатия основана, по существу, на кротости, скромности любого народа, державы, страны, в каждой из которых всегда можно найти и достоинства, и слабости.

Кадры из фильма «Война и мир». Сергей Бондарчук в роли Пьера, Антонина Шуранова в роли Марьи Болконской и Вячеслав Тихонов в роли князя Андрея

Кадры из фильма «Война и мир». Сергей Бондарчук в роли Пьера, Антонина Шуранова в роли Марьи Болконской и Вячеслав Тихонов в роли князя Андрея

И если тебе указывают на какие-то недостатки, то надо внимательно к этому отнестись, попытаться их преодолеть, договориться со своими партнерами, оппонентами и даже противниками. При этом переговоры должны носить дружественный, а не враждебный характер. Нельзя вести диалог, подходя к партнеру как к врагу. Наоборот, необходимо рассматривать его как соработника, коллегу, страну или народ, с которым необходимо иметь добрые отношения. Но для этого необходимо действительно обладать добродетелями кротости, скромности, уметь видеть недостатки у себя, а потом уже у своих партнеров или противников. А далее общими усилиями постепенно изживать то, что противопоставляет один народ другому, что мешает им сближаться, дружить, необходимо вместе проводить какие-то серьезные мероприятия и в области политики, и в сфере экономики, культуры и т.д.

Добродетель кротости имеет универсальное значение, как и добродетель терпения. Почему? Некоторые проблемы можно преодолеть быстро и успешно, а другие решаются годами, десятилетиями, если не столетиями, то есть надо набраться терпения.

Кротость, терпение, способность к компромиссам много раз спасали народы, весь мир от катастроф. Давайте вспомним самые яркие моменты истории, например, Карибский кризис 1962 г., когда Соединенные Штаты и Советский Союз стояли на грани третьей мировой войны. Малейшая неосторожность могла привести к необратимым последствиям. Тем не менее руководители двух стран – Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущев – смогли договориться в самый критический момент, кризис был благополучно разрешен.

Легче всего стать непримиримыми врагами, проще всего поссориться. Настоящая дипломатия, политика предполагают серьезные, иногда довольно длительные и мучительные переговоры, консультации в самые острые, кризисные моменты отношений. Только таким, мирным, путем можно решить сложные, порой кажущиеся неразрешимыми, проблемы.

Дева. М.В. Нестеров. Эскиз росписи для собора Святого Владимира в Киеве

Дева. М.В. Нестеров. Эскиз росписи для собора Святого Владимира в Киеве

Яркий пример этому – заключение мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, которое было достигнуто в ноябре 2020 г. при активном посредничестве России. Ясно, что здесь еще предстоит договариваться по целому комплексу вопросов, на что уйдет немало времени, но главное – наступил долгожданный мир, страшное кровопролитие прекращено.

Я много раз бывал в Армении, в Азербайджане. Карабах – просто изумительное место, с которым невозможно сравнить даже Швейцарию, – до того там красиво, прекрасно в любое время года. Помню, в советское время я был в Союзе композиторов Армении, представительство которого располагалось в Нагорном Карабахе. Рядом жили азербайджанцы. Все тихо, мирно, нормально, никаких военных действий не предвиделось. Хотя, думаю, что проблемы всегда были, есть и будут, но главное состоит в том, чтобы их умело разрешать, а не доводить до вооруженного конфликта.

Кротость – это то, что противоположно гневу, злобе. Это не любовь, конечно, но все-таки дружественное отношение к другому человеку или народу. Давайте зададимся вопросом: почему из славянских народов только русскому народу тысячу лет назад удалось создать великое государство? При всех исторических перипетиях государство – огромное, мощное, сильное, способное дать отпор кому угодно, – существует. А ведь были моменты, когда все буквально висело на волоске: можно вспомнить и нашествие тевтонских рыцарей, и татаро-монгольское иго, и кампанию Наполеона, и Первую и Вторую мировые войны, и распад Советского Союза и т.д. В чем причина нашей устойчивости и выживания в самых сложных обстоятельствах? А дело в том, что наше государство никогда не стремилось поработить другие народы и страны, напротив, оно всегда пыталось установить добрые и равноправные отношения с другими народами. В настоящее время Россия постоянно предлагает то же самое: установление взаимовыгодных, равноправных, добрых отношений со всеми странами.

В Нагорной проповеди сказано: кроткие наследуют землю. Не те, кто бряцают оружием, грозят всем уничтожением, а мирные, терпеливые. Потому что злоба, озлобление по отношению к другим людям и народам – бумеранг, который возвращается и уничтожает тех, кто его запустил.

Американцы сегодня выдают свою государственную систему за наиболее демократичную и совершенную. Но система эта давно переродилась, стала, по существу, античеловеческой, многие называют ее просто фашистской и расистской. Причем злоба и ненависть по отношению к другим народам возвращается к своему первоисточнику. Многие сегодня опасаются, что протестные движения в США могут перерасти в гражданскую войну, потому что человек или общество, государство, нетерпимое к другим, несущее зло, выливающее свой гнев на окружающих, в итоге получает все это обратно. Все оборачивается против носителей этих страстей и оказывается – буквально – внутри этого человека, общества или государства. На примере США мы видим это очень хорошо, а до этого аналогичные исторические процессы происходили в Германии, других государствах.

Элита США традиционно считала и считает себя высшей расой. Но на каком основании? Индийцы, китайцы, арабы имеют древнюю многотысячелетнюю культуру – как и Россия. На каком основании американцы, которые сами себя называли ковбоями, считают себя превосходящими всех остальных и культивируют при этом ненависть одного народа к другому?

Во всех сферах деятельности следует всегда проводить такую политику, которая бы сближала народы, устанавливала между ними отношения уважения и дружбы, равноправия и справедливости, чтобы они могли помогать друг другу, а не враждовать и не уничтожать один другого.

Для того чтобы успешно развивать эти отношения, следует иметь скромность, смирение и терпение независимо от того – велик народ или мал, потому что все это – род человеческий, Божии люди.

Кротость, терпение, другие добродетели – то, что проявляется в человеке как образ Божий, подобие Божие, эти качества несут в себе Божественные мысли и чувства, Божественную истину.

Сейчас происходит стремительная цифровизация глобального мира. Жизнь политическая, общественная, экономическая требует от молодежи хорошего знания современных цифровых технологий, владения компьютерной техникой. Тем не менее и родителям, и людям старшего поколения, и особенно молодым не следует забывать о том, что без человеческих контактов, непосредственного общения человека с человеком, учителя с учеником, старшего и младшего поколений, наконец, молитвенного общения человека с Богом невозможно прожить. Если это теряется – человек начинает расчеловечиваться.

К сожалению, в последнее время мы видим, что общество постепенно доходит до обесценения личности, индивидуальности, вообще человеческой жизни. А ведь жизнь каждого человека – грамотного, неграмотного, высококультурного, великого, простого – неповторима и дана Богом. И ее надо ценить независимо от того, какое положение человек занимает в обществе, не говоря уже о пресловутом материальном богатстве или бедности, которые вообще не имеют никакого отношения к человеческой личности. А богатство очень часто идет во вред, потому что сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»(Мф. 6:19–22).

Если бы меня спросили, в чем состоит главное отличие женщины от «сильной половины», то есть от мужчины, можно было бы сказать, что женщина нежнее, ранимее, красивее, она более верная, самоотверженная, – можно долго перечислять разные добродетели. Но, может быть, главные отличительные качества женщины – величайшее терпение и безграничная любовь. Какое нужно иметь терпение, чтобы носить плод, будущего ребенка, в течение девяти месяцев в своем чреве? И после – всю свою жизнь посвятить детям, лишая себя многих радостей, удовольствий, наслаждений. Дети растут, болеют, хулиганят, чего только они не делают! И мать все сносит, воспитывая их своим терпением и своей любовью, не говоря уже о том, что, когда им угрожает опасность, она готова отдать жизнь ради их спасения. Апостол Павел абсолютно прав, когда первым составным качеством любви называет долготерпение. Сам Спаситель говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). О каком законе идет речь? Этот закон и есть закон любви: человека к Богу, Бога к человеку, человека к человеку.

В древней трагедии Софокла прекрасная Антигона спорит с царем Креонтом, который, руководствуясь действующим законом, запрещает похоронить с обычными почестями ее брата, считающегося предателем. Но она, отвечая Креонту, восклицает: «Я рождена любить, не ненавидеть!» Ибо закон любви выше любых юридических законов.

Однако любовь к человеку неотделима от любви к Богу. Татьяна Ларина у А.С. Пушкина говорит Евгению Онегину: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна». Обстоятельства сложились так, что ее выдали замуж за другого человека. Что ей делать? Все бросить, махнуть рукой на мужа, родных и осуществить свою мечту? Нет, она остается верной долгу. Если родители решили выдать ее замуж за достойного человека, то она считает необходимым подчиниться их воле, пойти с этим человеком под венец, а далее – выдержать, претерпеть все искушения и быть ему верной супругой до конца дней.

Или взять образ княжны Марьи в «Войне и мире». Л.Н. Толстой дает героине характеристику внешне некрасивой женщины, однако наделенной исключительными духовными качествами: кротостью, скромностью, жертвенной любовью и умом. И она так же, как и Татьяна, готова терпеть свое положение до конца дней. Но ее душевная цельность, глубина духа, красота этой души привлекает Николая Ростова, который сумел искренне полюбить Марью. Из героини получается преданная, мудрая жена и замечательная мать.

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения режиссера и народного артиста СССР Сергея Федоровича Бондарчука (1920–1994). Я был хорошо с ним знаком, в частности, мы были членами Комитета по Ленинским и Государственным премиям. И я помню, как С.Ф. Бондарчук вспоминал о съемках фильма «Война и мир»: «Шесть лет я снимал этот фильм. Были отпущены бешеные деньги, куплены за государственный счет костюмы, задействованы войска, тысячи людей. Какая же это ответственность! Я даже не знаю, как я остался жив после съемок этого фильма!» У него, действительно, на почве всех волнений случился инфаркт, и его чудом спасли. Длительная, порой мучительная работа над этим фильмом вернула его к Православной вере. Сергей Федорович рассказывал мне о том, что в детстве был крещен и верил в Бога, но потом постепенно, под влиянием окружающей жизни, отошел от веры и стал атеистом, как многие советские люди того времени. Однако после экранизации «Войны и мира» он вернулся к вере, умер христианином, его исповедовал и причастил иеромонах Тихон (Шевкунов), ныне глава Псковской митрополии.

Сергей Бондарчук создал картину, которая останется навсегда лучшим фильмом-экранизацией романа Л.Н. Толстого «Война и мир», концентрированным выражением общечеловеческих, христианских добродетелей.

Добродетели воспитываются личным примером. В первую очередь, характером отношений друг к другу родителей, матери и отца. Детей в нашей в семье было четверо, даже пятеро: один ребенок умер в младенчестве. И никогда в семье отец не ругался. Вообще родители никогда не ссорились между собой, говорили ровно, спокойно. Обсуждая какую-то проблему, отец спрашивал маму: «Ну, что ты, мать, надумала, к какому решению пришла?» Мама что-то отвечала, а потом в свою очередь интересовалась: «А как ты, Михаил, считаешь?» Она его звала Михаилом, он ее – Марией. «Я думаю – так», – отвечал отец. «Пожалуй, ты прав, но надо еще обсудить, может быть, уточнить». И точно так же воспитывали нас: прежде всего заботой, лаской, любовью. Мы нахулиганим – три богатыря, что мы только не вытворяли, переменка между уроками 5–10 минут, и мы за это время успевали подраться, наставить друг другу синяков. Домой приходим с «фонарями» – мама говорит: «Ну-ка иди сюда». Прижмет к себе, гладит по голове и говорит: «Ну что ж ты, мой дорогой, умница ты моя, любимый ты мой… В другой раз ты так все-таки не делай, потому что ты уже взрослый, ты уже все понимаешь». Поцелует, приголубит, погладит, все – иди. Вот так они нас воспитывали. И мы так же старались воспитывать своих детей.

А если хорошее что-то сделаешь, то говорят: «Да ты просто молодец!» Или: «Ну надо же, как это тебе удалось? Как же ты смог – расскажи». И ты начинаешь рассказывать, а пока говоришь – глубже понимаешь, что все нужно делать хорошо, как можно лучше. Или наоборот, спрашивают: «Расскажи, как ты дошел до этого?» И начинаешь размышлять, анализировать свой проступок.

Кротость воспитывали также на своем примере. Отец был могучим физически, мог одним ударом свалить кого угодно. Но старался обойтись без рукоприкладства, говорил: «Мужики, я вам не советую этого делать. Я вам не советую со мной связываться». И так же вели себя их родители, наши дедушки и бабушки.

Помню, в деревне жил один пьяница: напился в очередной раз, нахулиганил и заперся в сарае. А сарай крепкий, каменный, двери деревянные, дубовые. Дед по линии матери – огромный, могучий мужчина, к нему пришли, просят помочь. Он говорит: хорошо, я с ним поговорю. Приходит, обращается к пьянице, закрывшемуся в сарае, через дверь: «Ты долго будешь хулиганить? Людям гадости делать?» Тот выругался. Тогда дед потянул на себя дверь, вырвал ее вместе со стенкой сарая, схватил этого мужика, поднял над головой и швырнул на несколько метров. Не убил, конечно, но тот долго лежал, болел. Но пить, хулиганить с этих пор перестал, потому что понял, что в следующий раз его просто убьют.

Поэтому кротость не исключает того, что к тем, кто не соблюдает человеческие нормы, могут быть применены жесткие меры. Я слышал, что в России в 1930-х гг. в наших краях забивали насмерть конокрадов – без всякого суда и следствия. Так было принято у крестьян. И поэтому конокрадство было редчайшим явлением. Воры и разбойники понимали: если их поймают – конец.

Все эти «воспитательные» меры нужно рассматривать в комплексе. Нам, конечно, подчас недостает постоянной в хорошем смысле этого слова пропаганды, доброго примера, задушевного разговора о становлении добродетелей. Но о них надо говорить. Спокойно, без напора, не заставлять, а воодушевлять: «Ты почитай, послушай». И на каком-то хорошем примере показывать, что это за качества, в чем они проявляются, какие плоды приносят.

Добродетели кротости, терпения многие считают устаревшими, вышедшими из моды. Но на самом деле кротость – великое и всегда современное слово, а главное – очень красивое. «Будь кроток» – означает пожелание быть добрым, скромным, любезным, послушным. Много прекрасных качеств вмещает феномен кротости. Терпение – понятие более однозначное, но такое же емкое и великое, потому что без терпения нельзя обойтись ни одному человеку, ни одному обществу, ни одному народу – ни сделать, ни достигнуть чего-то. Кротость и терпение необходимы везде, всем и всегда, это великие добродетели.

Константин Долгов

Справка
Константин Михайлович Долгов – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Долгов
Все статьи Константин Долгов
Бывший СССР
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59