«Вторым Голуновым» СМИ называют врача-нарколога и православного общественника из Краснодара Николая Каклюгина, в конце 2019 года получившего четыре года по крайне странному уголовному делу о хранении спайса. Сам осужденный и его защита уверены: за арестом стоит одно из нетрадиционных религиозных движений, имеющее высокопоставленных покровителей. В поддержку Каклюгина выступили многие известные персоны от депутата Госдумы Сергея Шаргунова до епископа Мефодия (Кондратьева) и московского протоиерея Алексея Уминского, последовательно об уголовном деле пишет «Русская народная линия», автором которой на протяжении многих лет был общественник.
“Да хоть Папа Римский, хоть Кирилл”
39-летний Николай Каклюгин окончил Ростовский медицинский университет, проходил повышение квалификации в Московском медицинском университете имени Сеченова и Российской медицинской академии последипломного образования. Автор более 200 научных работ и публикаций о борьбе с наркозависимостью и методах реабилитации, пагубном влиянии применяемых центрами неопятидесятников наркологических методик. В 2009-2011 годах входил в экспертно-консультативный совет при управлении Государственного антинаркотического комитета по ЦФО. После защиты кандидатской диссертации работал заместителем главврача по реабилитационной работе в наркологическом диспансере Краснодарского края, стоял у истоков волонтерского движения «Доброе сердце. Кубань», при поддержке Екатеринодарской епархии подготовил программу социальной реабилитации лиц в трудной жизненной ситуации.
Ключевая тема, поднимаемая в публицистических материалах Николая Каклюгина – политические цели работающих под видом реабилитационных центров сект. В частности, он расследовал связь групп неопятидесятников с событиями на Майдане в 2013-2014 годах. Речь идет о харизматиках из «Царства Бога» и ее ячейки «Церковь Новое Поколение».
– Каклюгин утверждает, что в его распоряжении есть внутренний документ объединения «Царство Бога». По словам нарколога, в совет этой организации входил Никита Вячеславович Лушников — позже основатель организации «Центр здоровой молодежи» (ЦЗМ), которая занимается реабилитацией алкоголиков и наркоманов в России, – писало издание Znak.com. – Лушников действительно был участником объединения «Царство Бога». Там он в 2004 году излечился от героиновой зависимости. Позже от лица этой организации выступал с проповедями. Тогда же Лушников организовал ЦЗМ. А в 2013 создал «Национальный антинаркотический союз» (НАС), который объединил десятки реабилитационных центров по всей стране, в том числе и ЦЗМ.
В качестве доказательства того, что Лушников до сих пор связан с харизматиками, приводились его фотографии с пастором украинского «Нового поколения» Антоном Тищенко, старшим пастором «Нового поколения» Дмитрием Макаренко (а также его братом, пастором и экс-депутатом из Харькова Валерием Макаренко), неопятидесятником из Южной Кореи Йонги Чо, сделанные на совместных религиозных собраниях. Примечательно, что Лушников ранее был помощника депутата Госдумы Николая Валуева, но после ознакомления с расследованием Каклюгина депутат распрощался с ним. В качестве помощника лидера «Центра здоровой молодежи» взял другой видный представитель “Единой России” Сергей Железняк.
– Одни и те же люди, в разных ипостасях появляются и в ЦЗМ и в «Царстве Бога». Например, Сергей Бритвенко (епископ «пятикратного служения» – прим.авт.), Лушников. Есть фотографии, на которых эти люди участвуют в различных «камланиях» харизматиков – так называемой «молитве в Духе», когда человек валяется на полу как в эпилептическом припадке. Не совсем такие откровенные фото, но их видно на начале подобного мероприятия, – заявил СМИ занимающийся изучением тоталитарных сект протоиерей Александр Новопашин из Новосибирска.
Никита Лушников с единороссом Сергеем Желзняком и украинским пастором, экс-депутатом из Харькова и участником Майдана Валерием Макаренко
livejournal.com
Вопросы о том, поддерживает ли видных функционеров «Единой России» и, в прошлом вице-спикер Госдумы Сергей Железняк неопятидесятников, остается открытым. Комментируя обвинения Каклюгина, сам Никита Лушников назвал православного общественника «нездоровым человеком». При этом не подтвердил и не опроверг свою вероятную связь с «Новым поколением».
25 сентября 2018 года психиатр-нарколог выпускает свою главную работу: фильм-расследование «Национальный антинаркотический союз — сектантская империя». А спустя три недели его задерживают в Ростове-на-Дону, «найдя» в кармане пакетик со спайсом. Николай Каклюгин и его защита настаивают – наркотики подбросили.
Экс-подполковник полиции Ростова-на-Дону Наталья Разумная заявила, что ее коллеги сфабриковали уголовное дело по заказу Лушникова, к этому помимо наркополицейских причастны сотрудники ФСБ. Сам Лушников, естественно, причастность к делу отрицает. Но у экспертов возникло множество вопросов: оперативная разработка Николая Каклюгина не велась, его задержали лишь по наводке секретного осведомителя, на пакетике с наркотиками нет отпечатков пальцев краснодарского врача.
В защиту подсудимого выступили десятки священнослужителей Русской православной Церкви, общественники и депутаты Госдумы, но прокуратура была непреклонна. «Да хоть Папа Римский, хоть Кирилл» – отмахнулся на одном из судебных заседаний сотрудник в синем мундире.
«Обзору» через посетившего Николая Каклюгина в исправительной колонии члена Общественной наблюдательной комиссии удалось задать несколько вопросов о почти двух годах заключения. Приводим полученные ответы:
Об отношении сотрудников
Конечно, главное отличие – резкий переход из мира одних человеческих отношений в мир жестокой реальности, где к тебе сразу относятся как к преступнику, хотя вина еще не доказана. Это очень давит. Приходится общаться с людьми, которые тебе неприятны – во внешнем мире можно отойти в сторону, хлопнуть дверью, а в камере ты заперт в четырех стенах. Речь идет больше о сотрудниках, чем о других арестованных. Именно о руководящем составе из отдела режима и режима воспитательной работы, если говорить о СИЗО-3 в Новочеркасске. Есть такой американский триллер «Эксперимент», там добровольцы выполняют роли охранников и заключенных, в процессе «игры» все превращается в настоящий садистский кошмар. Абсолютная власть над человеком делает обладающего ею монстром.
В первые дни после лишения свободы трудно поверить в происходящее, постоянно думаешь о воле, самые яркие моменты жизни, воспоминания прокручиваются во снах.
Постовые и конвоиры, низовой состав, общались по-человечески, средний и высший состав вел себя иначе. Но в январе 2020 года узнал, что эти же приветливые и добрые постовые подали на меня рапорты о десятках нарушений, про которые я даже не знал. Везде указывалось – отказался подписывать, хотя ко мне не подходили, никто не говорил о нарушениях. Эти люди просто выполняли волю начальства. Потом мы обратились к депутату Наталье Поклонской, она направила запрос в Генпрокуратуру, после проверки из 72 нарушений 10 сняли. Естественно, за фиктивные рапорты никого наказывать не стали.
Когда у меня начались боли из-за камня в паху, не мог стоять, катался по полу. Сотрудник все это видит, но засовывает видеорегистратор в карман и монотонно так говорит: вы нарушаете режим, вы не имеете права лежать. Врач пришел только через несколько часов.
Спрашиваю сотрудников: сколько получаете? В районе 20-25 тысяч в месяц. Льготы убрали, единственная мотивация работать в системе – раньше выйти на пенсию. Но этого мало, сотрудников не хватает. Например, на четвертом этаже шестого корпуса было по одному-два постовых всего.
Камера Савченко
Зданию следственного изолятора в Новочеркасске больше ста лет, первые арестанты появились здесь еще до революции. В разные годы здесь содержались создатель советской ракетно-космической техники академик Королев, генерал вермахта Вальтер фон Зайдлиц-Курцбах, маньяк Чикатило, украинская военная и экс-депутат Верховной Рады Надежда Савченко.
Корпус № 6 в СИЗО новый, построен несколько лет назад, но поразился в каком он состоянии – пол сгнивший, камеры страшные. В январе по стене стекает каплями вода, такая влажность невозможная, вентиляция отсутствует. В пять утра подходит дежурный, пристегивает нары замком к стене, до девяти вечера не можешь прилечь. Вечером приходит сотрудник, идешь за матрасом, отстегивают нары. Не знаю, намеренно или случайно, но нары пристегиваются к единственной внешней стене камеры, зимой спишь, прижавшись к промерзшей стене.
Потом перевели в одиночную камеру № 398 в корпусе № 6, где сидела украинка Савченко. Как смеялись сами сотрудники, здесь она стала русской патриоткой. Камера в более приличном состоянии – стены покрашены, наверное, единственная камера, где есть унитаз и сливной бачок, а не просто дырка в полу. Когда сидела Савченко был еще индикатор движения, если долго находишься в туалете сотрудник подходит, спрашивает почему. При мне он уже не работал.
О начальнике СИЗО Новочеркасска полковнике Колганове Александре Юрьевиче что-то хорошее мне сказать сложно. Говорят, в интернете есть видео, на котором он еще обычным сотрудником избивает арестанта. Также мне рассказывали о его семейном бизнесе, но доказательств сейчас нет.
Вечный бигос
Люди вынуждены резать вены и объявлять голодовки, чтобы достучаться до прокуратуры, иначе на тебя никто не обращает внимание. Я, как православный человек, резать вены не стал, но трижды объявлял голодовку. В этом случае прокурор должен прийти через три дня. Ко мне в первый раз пришли через пять дней, второй через двенадцать. Взяли жалобу на расследование уголовного дела, переслали в прокуратуру Пролетарского района Ростова-на-Дону и тишина, никакого ответа. Во время голодовки, которая длилась 40 дней, выяснилось, что ее даже нигде не зафиксировали.
В СИЗО Новочеркасска основным блюдом был бигос, разумеется, без мяса. За красивым названием стоит капуста, которой кормят целый день: на обед бигос, та же капуста с картошкой называется борщом. Селедку еще часто давали. Когда дают хорошую еду, может быть даже мясо положат, понимаешь: сегодня в изолятор комиссия приехала, прокуратура по надзору. Безошибочно определяли. Но прокуроров наши проблемы мало интересовали, они с сотрудниками в одной связке.
Среди арестантов оказался сотрудник ГИБДД, который рассказывал, как приехавшему сотруднику он во время работы с другими инспекторами резину на иномарку покупали. Это только один случай. Понятно, что защита прав и законности такому коррумпированному прокурору не нужна.
Один из корпусов СИЗО Новочеркасска
61.фсин.рф
37-й год
За проведенное в камерах время накопилась уйма вопросов к судебной системе, следственной, прокурорской. Когда на свободе читаешь новости или смотришь телевизор, думаешь – дыма без огня не бывает, если арестовали, значит что-то было. Смотрю дела сокамерников, свое дело и вижу грубейшие нарушения. Думаю, процентов 20-30% людей сидят вообще ни за что.
Полное ощущение 37-го года. К сожалению, борьба с коррупцией превращается в непонятные уголовные дела с подставами рядовых сотрудников, борьба с наркоманией в задержания рядовых наркозависимых, которых выдают за дилеров и так далее. Дошло до того, что в криминальном мире по-другому стали относиться к людям, попавшим за статьи о сексуальных преступлениях. Потому что понимают – часто это откровенные подставы. Например, в Новошахтинске и Шахтах так часто подставляют: девушка переспит с решившим отдохнуть парнем, а потом требует 1,5 млн рублей или пишет заявление в полицию. Такой бизнес на изнасилованиях процветает.
Или вот история: обычный мужик, дальнобойщик, оставшийся вдовцом с дочкой-подростком. Бабушка настроила ее против отца, уговорила написать заявление – мол, трогал за разные места. Мужика «закрыли». В суде девочка рассказывает, что ничего такого не было, она оговорила. Ее показания слушать не стали. Экспертиза написала нужное заключение, обвиняемого признали педофилом. Девочка попала в интернат, где за три месяца ее совратили, она начала резать вены, пишет отцу – папа, прости меня…
Евро-заключение
Этапируют в «столыпинах» – вагоны присоединяются к обычным пассажирским поездам, например, в Адлер или Москву. Привозят на станцию в Новочеркасске, вокруг рвутся с поводков собаки, конвойные с Калашниковыми. Тебя с обоих сторон приковывают к железному тросу наручниками, заставляют сидеть на присядках. Я с больными почками, пенсионеры, человек с аппаратом Илизарова в ноге вынуждены так сидеть, пока не разрешат грузиться в вагон.
Когда привозили обратно в СИЗО Новочеркасска, приходилось по несколько часов ждать в кузове машины. Летом жара под 40 градусов, все раскаленное. Один человек умер от инфаркта, но тогда автозак запустили внутрь и подставили дело так, что он умер уже внутри. Однажды даже начальник полиции приезжал ругаться, потому что сопровождавшие полицейские до глубокого вечера не могли уйти домой.
Поэтому оказавшись в помещении, функционирующим в режиме следственного изолятора (ПФРСИ) в Ростове, выдохнул – такой должна быть тюрьма. Новый корпус, камеры по евростандарту, телевидение с 20 каналами, белые стены, все как больничная палата. Контраст с СИЗО Новочеркасска разительный.
Коридор СИЗО Новочеркасска
61.фсин.рф
Библию проверили на экстремизм
Не хочу, чтобы расценили как попытку лести к кубанской системе ФСИН, здесь проблем тоже хватает, но удивила перемена в отношении сотрудников – как только «столыпин» приехал в Краснодарский край, сменился конвой, отношение стало более человечным, чем в Ростовской области. И воду нальют, и не грубят так.
За проведенное в камерах время понял, что система реабилитации осужденных в России практически не работает. Здесь, наверное, нужно применять опыт трудовых коммун 1920-х годов, опыт Макаренко, знаменитое «коллектив рождает личность». А так система воспитания полностью провалена. К сожалению, вынужден констатировать что и священники практически не работают внутри колоний.
Переосмыслил многое. Когда был в одиночке, перечитал классику, по-новому прочел Достоевского. На память о проведенном здесь времени останется Библия, которую мне передали. Священное Писание прошло цензуру, на нем красуется печать «проверена на экстремизм».