Церковь и коронавирус: взгляд из Беларуси

Сергей Мудров 
Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия? 
0
04.05.2020 358

Источник: Православие.Ru

Свято-Воскресенский собор, г. Брест Свято-Воскресенский собор, г. Брест

В конце апреля я в очередной раз ехал на скоростном поезде «Штадлер» из Барановичей в Брест. Известный еще как «швейцарская электричка», этот поезд идет быстро, в нем комфортно и удобно. Но чувство внутренней тревоги не оставляло меня ни на вокзалах, ни в самом поезде. И не только потому, что на станциях сейчас гораздо меньше людей, нет привычных рейсов в Варшаву, Прагу и Москву, а в вагонах силами «Беларускай чыгункi» введена специальная «антивирусная» рассадка пассажиров. Нет, причина была не только в этом.

Наверное, печаль и тревога навевались чем-то иным, вобравшим в себя впечатления от поездок и новостей последних месяцев. За март-апрель я побывал на службах в нескольких белорусских и украинских храмах, совершил вынужденное (и непростое) путешествие из Киева в Брест, больше недели проболел то ли простудой, то ли вирусом – с неприятными, но, к счастью, не очень тяжелыми симптомами. Но то, как ответила родная мне Беларусь на коронавирусный вызов, оставило чувство разочарования, которое переросло в тревогу и, наверное, в некоторый внутренний страх.

За несколько дней до возвращения в родные края я причащался в Покровской церкви киевской Оболони – района на севере украинской столицы. На Украине карантин был в самом разгаре, и санитарные меры в храме предпринимались достаточно строгие. Причащали из индивидуальной лжицы, уста после Причастия вытирали индивидуальной салфеткой, запивку давали в разовых стаканчиках. В общем, всё совершалось в соответствии с инструкцией, утвержденной Синодом РПЦ еще в середине марта. Более того, выполняя решение киевских властей, настоятели храмов сделали специальную разметку для соблюдения безопасной дистанции во время богослужения.

Но, приехав в Беларусь, я словно попал на другую планету. В то время как на Украине был остановлен междугородний пассажирский транспорт и метро, закрыты школы, детские сады, торговые центры и отменены массовые мероприятия, в Беларуси царствовал официально-государственный оптимизм: «Нас это не касается». Президент предлагал лечиться от вируса водкой, сауной и трактором, дети ходили в школы и детские сады, университеты собирали студентов на лекции и семинары. Мне, правда, после пересечения границы предписали двухнедельную самоизоляцию, но ее соблюдение никак не контролировалось: за 14 дней мне никто ни разу не позвонил, не говоря уже о какой-то личной проверке.

Впрочем, у власть имущих хватило мудрости продлить школьные каникулы, однако в конце апреля занятия были всё-таки возобновлены, невзирая на глухой ропот родителей и массовую неявку школьников. Высшая школа смогла принять более взвешенное решение: многие вузы стараниями своей администрации стали вводить дистанционное обучение, хотя организовать его на практике оказалось весьма непросто.

10 апреля Синод Белорусской Православной Церкви, собравшись в Минске на очередное заседание, принял специальное обращение «В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции», подчеркнув, что духовенству следует «строго руководствоваться» мартовской инструкцией Синода РПЦ. При этом Белорусский Синод разрешил архиереям на местах применять более строгие санитарные меры, если того требует эпидемиологическая ситуация. Действительно, коронавирус наступает на Беларусь неравномерно: в Витебской области число зараженных почти в шесть раз больше, чем в Брестской, хотя Брестчина более населенный регион.

Но как же ответили на призывы Синода на местах? Похоже, каждый по-своему. У меня порой возникает ощущение, что Синод, архиереи и приходское духовенство живут в неких параллельных измерениях. Да, во всех храмах, которые я посещал, была введена обработка икон дезинфицирующими растворами и (в основном) прекращена практика целования креста. Но, к примеру, в некоторых храмах Брестской области, где я молился на Литургии, Причастие преподавалось обычным образом, даже без индивидуальных стаканчиков для запивки.

Увы, Причастие преподавалось обычным образом, даже без индивидуальных стаканчиков для запивки

Впрочем, в одной из церквей Бреста прихожан заранее попросили не причащаться на Пасхальной Литургии. Духовенство честно объяснило, что не сможет при большом количестве причастников обеспечить соблюдение санитарных норм и закупку одноразовых стаканчиков. В некоторых церквях запивку и вовсе отменили, предлагая только антидор. В одном из храмов Витебской области, который мне известен по моей университетской работе, правила причащения не изменились, но появились одноразовые стаканчики.

В отличие от России, власти Беларуси никак не ограничивали посещение богослужений; все указания носили рекомендательный характер. Но людей на службах стало намного меньше, а сами богослужения (в особенности на Страстной седмице) были сокращены. В брестской церкви Рождества Христова, куда я ходил с супругой на пасхальную службу, молящихся было, наверное, раза в два меньше, чем год назад. Кстати, это был один из храмов, где на ночной Литургии строго соблюдались санитарные нормы, в том числе правила причащения (лжица протиралась после каждого причастника). Правда, число молящихся не позволяло соблюдать социальную дистанцию, но всем прихожанам у входа раздали медицинские маски. Мера, конечно, строгая и в чем-то необычная (если сопоставить со всеми прошлыми годами), но, думаю, вполне оправданная.

К сожалению, эпидемиологическая ситуация в Беларуси продолжает ухудшаться: решение властей отказаться от всеобщего карантина всё-таки дает о себе знать, число заболевших стремительно растет. Закрыты на карантин некоторые известные монастыри (например, Жировичский в Гродненской области), а также духовные школы – Жировичская (Минская) семинария и Минская духовная академия. Среди моих знакомых – верующих людей – тяжело заболели несколько человек, попав в больницы с воспалением легких. Но тесты на COVID-19 делают далеко не всем, поэтому реальные масштабы эпидемии остаются неизвестными.

Отрадно, конечно, что в этой непростой обстановке у жителей Беларуси, в отличие от многих россиян, осталась возможность бывать в храмах, молиться и причащаться. Отрадно, что опасность вируса понимают многие члены Синода БПЦ, призывая ко вполне адекватным и необходимым мерам при совершении богослужений, Таинств и обрядов.

Но печалит другое: парадоксальные, не всегда внятно объяснимые шаги светской власти и нежелание Синода публично сказать свое слово по этому вопросу. Печалит некоторое непонимание в регионах, на местах, да и в самой столице. Не окажемся ли мы, проигнорировав здравые меры соседних стран, в одном шаге от разрастания эпидемии до масштабов общебелорусской трагедии?

Источник: Православие.Ru

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Мудров
Все статьи Сергей Мудров
Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?
«Ситуация стабилизировалась, и нет давления на верующих»
О Пасхе в условиях пандемии и окончании паники, охватившей властные круги после появления коронавируса
04.05.2021
О христианском смысле ковида
Отношение к коронавирусу является маркером того, как человек ведёт себя в жизни, помнит ли о Заповедях Христа и следует ли Им
04.05.2021
Воистину Воскресе Христос!
С Пасхой Господней, дорогие читатели!
02.05.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от С. Шараков
06.05.2021 12:02
Посредник и координатор, а не единоличный распорядитель
Новый комментарий от Валерий Новоскольцев
06.05.2021 12:01
Кто готовит революцию в Церкви
Новый комментарий от Сант
06.05.2021 11:26
Очередной раздрай среди монархистов
Новый комментарий от В.Р.
06.05.2021 11:24
Олег Погудин: «Песня — очень личностное высказывание»
Новый комментарий от Советский недобиток
06.05.2021 11:09
Холодная война
Новый комментарий от Алексей Строев
06.05.2021 10:53
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от В.Р.
06.05.2021 10:33