Священник Франсиско Сальвадор: «Каждую неделю левые грозятся меня убить»

О Чили, православной миссии и миссионерской общине в Сантьяго

0
331
Время на чтение 10 минут

Священник Франциско Сальвадор с прихожанамиИсточник: Православие.ру

Священник Франциско Сальвадор с прихожанами

Священник Франциско Сальвадор, узнав о моём намерении посетить Чили, ответил очень благожелательно: «Приезжайте, пожалуйста. Если нужна помощь с нашей стороны, обязательно поможем». Не менее благожелательно он отреагировал и на мою просьбу об интервью, предложив, в свою очередь, выступить с лекцией в Институте православного богословия в Сантьяго. На лекции я рассказал слушателям о Православии в Европе (на основании своих многочисленных интервью из европейского региона). Моё общение с отцом Франциско состоялось уже после выступления. Батюшка любезно угощал меня кофе и бутербродами, сожалея, что не может сопроводить на обед – как раз в этот день было назначено отпевание одного из прихожан.

В Чили я пробыл совсем немного, два дня – мне удалось приехать в это южноамериканское государство на побережье Тихого океана из Буэнос-Айреса (Аргентина), где я находился на научной конференции. Сантьяго произвёл впечатление немного хаотичного мегаполиса, но само расположение города у подножия Анд добавляло ему несомненный колорит – которого, увы, лишены белорусские города, из-за доминирования в Беларуси равнинной местности. Православная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Антиохийского Патриархата), настоятелем которой является священник Франциско Сальвадор, расположена на улице Педро де Вальдивия (район Провиденсия), в северо-восточной части чилийской столицы. Расположение храма, как отдельно стоящего здания, делает его хорошо заметным со стороны.

Отец Франциско, родившийся в православной семье, был крещён в католицизме – не по желанию родителей, но по стечению обстоятельств. Понятно, что потом он посещал православный храм. Желание служить у престола Божия появилось у Франциско во время поездки в Россию, в начале 1990-х годов.

Священник Франциско Сальвадор демонстрирует деревянный ящик своего деда с палестинской землей. Фото: Томас Мунита

Священник Франциско Сальвадор демонстрирует деревянный ящик своего деда с палестинской землей. Фото: Томас Мунита

– Мои далёкие предки прибыли в Чили из Палестины, больше 100 лет назад, спасаясь от преследований христиан в Османской Империи, – рассказал отец Франциско. – Они принимали участие в строительстве православного собора Св. Георгия в Сантьяго (1917 год) – это был первый православный храм в Чили. Мой отец, преуспевающий бизнесмен, переживал за судьбы Православия, поскольку в соборе Св. Георгия почти всё было на арабском языке: доминировала диаспоровая ментальность. Поэтому отец и его брат вложили свои деньги в покупку здания в Провиденсии (в 1977-м году), которое потом и стало православной церковью, где я служу.

 

– Сам я родился очень ослабленным и в возрасте 40 дней находился на грани жизни и смерти. Врачи говорили, что я умру. Как раз в это время больницу посещал католический священник, и моя мама попросила, чтобы он меня крестил. Другой возможности не было. Сама она молилась Богу, просила, чтобы я выжил, если есть на то воля Божия и если моя жизнь будет иметь значение, добрый, содержательный смысл. Думаю, моё священство как раз и оказалось той достойной причиной, тем смыслом, ради которого Бог сохранил в младенчестве мою жизнь. Я регулярно посещал православный храм, а после школы поступил учиться на юриста.

– Но в юриспруденции вы так и не поработали?

– Нет, моя жизнь кардинально изменилась в 1992-м году, когда я с группой чилийцев по приглашению Патриарха Алексия посетил Россию. И в Петербурге, у мощей св. Иоанна Кронштадтского, я начал плакать. Я никогда раньше не плакал, но здесь, у гробницы святого, я не мог остановить свой плач. В сердце были такое счастье и радость, что всё это переменило моё мировоззрение, содержание моей жизни. Я увидел в России мощи мучеников, я понял, что моя светская карьера, даже если я стану богатым и известным, не имеет никакого значения. Вернувшись в Чили, я прервал свою учёбу в области юриспруденции, а затем, уже после женитьбы, поехал учиться в Свято-Владимирскую семинарию в Нью-Йорке.

Служение на приходе

После получения духовного образования в США Франциско вернулся в Чили и в 2000-м году был рукоположен в священный сан. С того времени, уже больше 23 лет, он служит в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Сантьяго. По словам батюшки, приход за это время кардинально изменился – во многом благодаря тому видению церковного служения, которое сформировалось у отца Франциско.

– Раньше здесь служили на арабском с вкраплениями греческого языка, – говорит отец Франциско. – Но мы решили сделать наш приход более открытым для местных жителей, чилийцев. Службы были переведены на испанский язык, и сейчас почти все богослужения у нас на испанском. Мы отказались от диаспорового подхода; мы стали говорить с людьми на языке, который им понятен, в рамках культурной традиции, сформировавшейся уже в Чили. Приход вырос, и сейчас 80% прихожан у нас – это чилийцы.

Как отметил отец Франциско, он не разделяет популярного в экуменических кругах тезиса, что у православных и католиков есть лишь «незначительные» различия.

– Зачем католику переходить в Православие, если его церковь от нашей отличает лишь «немногое»? – задаётся вопросом батюшка. – Но мы, наоборот, подчёркиваем, что Православная Церковь – это Церковь, идущая от апостолов, это единственная Церковь, сохранившая неповреждённость и полноту веры. И это приносит свои плоды. Люди приходят к нам, интересуются нашей верой, изучают её и нередко принимают Православие. Причём среди них есть известные, влиятельные чилийцы. Например, минувшим летом в Православие перешёл Иоганн Кайзер, известный в Чили политик, из крайне правых… Я не поддерживаю тех православных, которые пытаются установить в своих приходах католические традиции. Скажем, первое Причастие – в 12 лет, в торжественной обстановке. Зачем? Причащать нужно с младенчества, такова православная традиция. Или, например, зачем православным священникам одеваться по подобию римо-католиков, как это порой происходит, в том числе и в нашей епархии? Не вижу в этом никакого смысла, скорее, только вред.

– Тем более в ситуации, когда католики, видимо, теряют прихожан?

– Влияние Католической церкви в нашей стране подорвано по нескольким причинам. Сказывается воздействие секулярной идеологии, когда в целом снижается религиозность общества. Но есть и другие факторы, например, многочисленные случаи педофилии среди католических священников (и это ужасно!). Кроме этого, люди чувствуют оторванность католического духовенства от народа. Прихожане-католики говорят, что их священники даже проповедуют отстранённо, рассуждая о каких-то абстрактных богословских вопросах. Мы же стараемся говорить на злобу дня, о том, что волнует чилийцев, о том, что волнует наших прихожан – обычных людей.

Миссия прихода

Священник Франциско СальвадорСвященник Франциско СальвадорПо словам отца Франциско, в миссионерской деятельности прихода сплелись воедино несколько аспектов: работа Института православного богословия, расположение храма, а также активная деятельность в Интернете. Каждая из составляющих имеет своё значение, но в целом именно активность в сети позволила значительному числу чилийцев узнать о Православии.

– Храм хорошо заметен на нашей улице, поэтому люди сюда приходят каждый день, узнают о Православии, – говорит отец Франциско. – В Институте мы организуем курсы для тех, кто изучает православную веру. Много материалов выкладывается в сеть. Мы начали активную работу в Интернете в 2020-м году, когда разгорелась пандемия ковида. В этой сфере я работаю со своим старшим сыном Франциско.

Франциско, который тоже присутствует на моей беседе с батюшкой, включается в наш разговор:

– Сейчас мы – основной православный Интернет-канал на испанском языке, – подчёркивает Франциско. – Мы регулярно транслируем литургию: в храме установлено 8 камер для трансляции богослужения. Каждую неделю мы размещаем на нашем канале 4–5 новых видео. Размещаем, например, записи занятий, лекций, которые мы проводим. Всю работу мы ведём вдвоём с отцом Франциско. Я веду работу в социальных сетях. И мы действительно видим результаты своей работы – люди интересуются Православием, приходят к нам. Если суммировать все направления в сети, то у нас набирается около 20 тысяч подписчиков.

– Надо сказать, что мы кардинально поменяли работу с теми, кто хочет принять Православие, – говорит отец Франциско. – Раньше, если человек выражал такое желание, ему отвечали: «Хорошо, продолжай ходить к нам на службы, через год посмотрим». Сейчас мы говорим: необходимо приходить на литургию каждое воскресенье, ознакомиться с литературой (или видеозаписями), а также поработать во благо нуждающихся. Например, принять участие в приготовлении еды для бедных (у нас есть кухня, где мы готовим каждый день) или поучаствовать в другой работе для помощи нуждающимся. Хочу также отметить, что сейчас, благодаря нашей с сыном работе в Интернете, люди приходят к нам более подготовленными. Они знают о нас, знают о Православии. Да, случаются порой курьёзные ситуации, когда ко Причастию подходят католики или протестанты, – во многом это связано с тем, что в некоторых православных приходах причащают инославных. Но так быть не должно. Больно видеть, что некоторые православные почти не знают об Исповеди. Чтобы исправить положение, я два раза в неделю принимаю Исповедь – с утра до вечера, давая возможность людям исповедоваться так, как им удобно.

– Какие книги вы обычно рекомендуете чилийцам, интересующимся Православием?

– Прежде всего – «Православная вера» священника Фомы Хопко. Он, к слову, был моим духовником в Свято-Владимирской семинарии. Книга переведена на испанский. Мы также подготовили книгу о Православной Церкви – она небольшая по объёму, подходит для нашего прихода. Есть иные наши издания – переводы, компиляции. Мы разработали специальную систему для приёма новых людей – какие им рекомендовать книги, в какую социальную работу их вовлечь. К нам приходит так много желающих стать православными, что необходимость в подобном системном подходе стала само собой разумеющейся.

«Каждую неделю меня угрожают убить»

– Чилийское общество очень изменилось за последние 20 лет, – говорит отец Франциско. – Мы живём сейчас в стране, в которой почти нет Божьего благословения.

 

Различные левые движения, марксисты, анархисты чувствуют себя вольготно и делают то, что хотят. Например, в 2019-м году по всей стране прокатилась волна погромов – анархисты громили магазины, станции метро, офисы. Поджигали церкви. Полиция бездействовала. Мы организовали тогда в нашем храме круглосуточное дежурство, чтобы не допустить поджога. И мы стали единственным храмом в стране, прихожане которого встали на его защиту, невзирая на реальные угрозы быть покалеченными или убитыми. Нам разбили все стёкла, храм забрасывали камнями, дважды пытались поджечь, но мы не допустили того, чтобы он сгорел. Удивительное дело: десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа. Мне они так и говорили: «Батюшка, мы будем рады стать мучениками за Христа». Какой это был контраст с католиками, где священники церквей в Сантьяго, которые были сожжены, даже не осмелились выступить с критикой анархистов и коммунистов.

 

– Да, я говорю открыто о тех вещах в обществе, которые считаю неприемлемыми, – замечает отец Франциско. – Например, минувшим летом у нас за неделю были убиты трое полицейских. Невиданное дело! Раньше такого в стране никогда не происходило. Я подготовил специальное видеообращение, в котором подверг критике ситуацию в стране, действия властей. Я не боюсь говорить прямо и открыто. Многие инославные – католики и протестанты, – которые посмотрели моё видео, сказали, что им хотелось бы, чтобы и их священники могли бы выступить так же искренне и открыто… Если происходит что-то важное, мы записываем видео и размещаем в сети. Думаю, мы – единственная церковь в Чили, которая говорит о негативных событиях, касающихся многих, но которые, увы, часто обходят молчанием. Это тоже привлекает к нам людей, уставших от безразличия и замалчиваний.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в СантьягоХрам Рождества Пресвятой Богородицы в Сантьяго

По словам отца Франциско, ненависть к Церкви со стороны леворадикалов очень велика: вандалы бьют стёкла, пишут на стенах храма оскорбительные надписи, а сам батюшка регулярно получает угрозы убийства.

– Я не обращаю внимания на угрозы: в конце концов, никто не обещал нам безмятежной жизни, – замечает отец Франциско. – Более того, для нас это подтверждение, что мы делаем доброе дело. Если Церковь преследуют – значит, она хорошо выполняет свою миссию.

«В наших школах детей порой учат ужасным вещам»

В разговоре с настоятелем я не мог не затронуть тему образования – она мне интересна не только как доценту университета, но и как многодетному отцу. Сторонники псевдосвободы (а на деле – пагубной развращённости) стремятся проникнуть в школы и детские сады, чтобы заразить детей губительными представлениями о «гендере» и тому подобных вещах. К сожалению, «просвещение» в некоторых странах Европы приобрело содомо-гоморрский оттенок. Что же в этом плане предлагает далёкий от нас южноамериканский континент?

– В государственных школах и детских садах в Чили распространяется антицерковная идеология, – говорит отец Франциско. – Детям говорят о «нормальности» однополых отношений, о смене пола и т.д. Представьте себе, каково всё это слышать ребёнку 6–7 лет? Это разрушает душу. Одновременно запрещается всё христианское: не только в школах, но даже в офисах не разрешают ставить распятия, иконы. У нас идёт настоящая война, когда люди традиционных взглядов отстаивают своё право на религиозные символы на рабочих местах.

 

Но если система просвещения столь враждебна христианским ценностям, есть ли вообще возможность дать образование детям в христианском духе?

– Очень сложно. Конечно, в Чили имеются католические школы, но там учат детей быть католиками, не православными.

Основать православную школу, видимо, весьма непросто?

– Я бы так не сказал. У нас были возможности основать православную школу, но наш правящий архиерей, к сожалению, отказался от этого. Несколько лет назад в Чили пост министра образования занимал православный человек; он готов был нам помогать, но и в этом случае не встретил понимания со стороны архиерея. К сожалению, это всё отголоски диаспоровой ментальности. Печально, что эта ментальность отравляет нашу жизнь. Я – чилиец, и я люблю свою страну, но я только тогда могу быть настоящим православным, когда буду жить по Евангелию, а не тогда, когда начну говорить о своих палестинских корнях. Мы в первую очередь должны быть православными, а уже наша национальность, этническое происхождение – вторичны, и они, конечно, никак не должны препятствовать нашей миссии.

Со священником Франциско Сальвадором
беседовал Сергей Мудров

4 октября 2023 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Александрович Мудров
Все статьи Сергей Александрович Мудров
Последние комментарии
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.11.2024 11:12
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 10:59
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16