Пути сообщения и русская геополитика

До начала железнодорожной эры

Украинские националисты  Александр Сергеевич Пушкин 
0
598
Время на чтение 7 минут

Российская империяПути сообщения и русская геополитика" width="400" />Источник: Фонд Стратегической Культуры

Самое большое по территории государство на планете (Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация) создавалось, росло, оборонялось, выживало, опираясь на скелет дорог, речных магистралей и путей сообщения, столь же уникальных, как и страна, которую они связывают.

После эпохи Великого переселения народов (IV-VII вв.), когда наши предки укоренились на равнинах Восточной Европы, важнейшим условием формирования Древней Руси стала разветвлённая сеть водных путей, соединявшая Чёрное, Балтийское, Азовское, Белое и Каспийское моря. Кроме знаменитого пути «из варяг в греки» работал Великий волжский путь Балтика – Волга – Каспий, связывавший Русь с богатейшими тогда Персией и Индией.

Первые пути сообщения России (карта издательства «Феория»)

Первые пути сообщения России (карта издательства «Феория»)

А важнейшим фактором сплочения Древней Руси была устойчивая связь двух центров формирования государства – Новгорода и Киева. Реки Балтийского и Черноморско-Азовского бассейнов соединялись волоками, районы которых стали важными стратегическими пунктами, дав жизнь таким городам, как Волок Ламский (Волоколамск) и Вышний Волочёк. Участки водоразделов рек северных и южных бассейнов были невелики и проходили по относительно равнинным местам, что облегчало коммуникации.

Прокладка сухопутных дорог стала следующим шагом освоения территорий в Северной Евразии. Прорубались, корчевались леса, наводились мосты, прокладывались гати, настилы. Среди военных подвигов богатырей князя Владимира Красно Солнышка (сочетание эпически-былинных и исторически достоверных деяний) важной заслугой считалось «проложение прямоезжих дорог через Брянские и Муромские леса», связавших Русь Киевскую с новой точкой роста – Владимиро-Суздальской Русью...

Историческое возвышение Москвы в удельный период тоже было тесно связано с путями сообщения. Москва стала крупным торговым центром. И хотя Литовская Русь (Литва) получила гораздо большую часть наследия Киевской Руси, учитывая территории, население и главный из тогдашних путей сообщения Днепр, распорядилась своим наследием Литва скверно – попала в сферу влияния Польши. В результате – изменение торгового пути «из варяг в греки», его перенос с Днепра на Дон, упадок Киева. Другим историческим следствием стало исчезновение самого большого государства в Европе той поры, Литовской Руси; окончилось двухвековое соседство Руси Московской и Руси Литовской.

Новый Донской торговый маршрут был закреплён строительством генуэзского порта в Тане (устье Дона). Доходная торговля перешла в Москву, где в это время появились Сурожский и Кадинский итальянские торги, Суконный торг (здесь закрепились северо-немецкие купцы). За купцами пришли ремесленники. Церковь Николы Мокрого в Зарядье названа не по причине влажной местности, а потому, что святитель и чудотворец Николай – покровитель путешествующих по воде. В то время во Владимире, Ярославле, других русских городах ставятся на берегах, у пристаней храмы Николы Мокрого. В Москве мощно растущий торг перекинулся на другой берег реки, в Замоскворечье; от новой водной дороги потянулась и традиция «купеческого Замоскворечья»…

У наших южных и восточных степных соседей, а затем и соотечественников важную роль в становлении государств сыграл Великий шёлковый путь, связавший Восточную Азию, Ближний Восток и Европу. Превосходная организация дорожной службы в Джучиевом улусе Золотой Орды, система почтовых станций – ямов, где менялись лошади и ямщики, стала традиционной промысловой отраслью, а тюркское слово jam (татарское «дзям») породило одну из «самых русских» профессий – ямщик.

Ямская гоньба (государственная почтовая служба) включала сеть почтовых станций (ямов) и целое сословие ямщиков, получавших за службу государево жалованье, земельные наделы и создававших даже свои поселения – ямские слободы. С открытием в России железных дорог значение ямской службы резко упало, и ямщики по своему положению приблизились к государственным крестьянам.

Посол Священной Римской империи в России (в 1517 и 1526 гг.) Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московском государстве» восхищался ямской службой, позволявшей доехать из Новгорода до Москвы за 72 часа. Эта скорость вроде бы даже превосходила достижения на лучшей в Англии «Большой дороге» (примерно 22 километра за пять часов).

Однако важнейшим фактором нашей истории было знаменитое российское бездорожье. Оно тормозило хозяйственное развитие, но и сдерживало вражеские нашествия. Раскисавшие в три сезона из четырёх российские дороги становились средством обороны. А зимой, когда ямская гоньба на санях ставила рекорды скорости и русские дороги приходили в наилучший вид, роль природного военного помощника перенимал климат, «генерал Мороз». Не поэтому ли ещё во времена частых набегов и нашествий качество дорог не входило в число главных забот правительства?

Зависимость географии и состояния наших дорог от направлений возможных вторжений и набегов прекрасно иллюстрирует траектория Сибирского тракта, принявшего эстафету у Великого шёлкового пути и передавшего её Транссибу. В период до замирения народов Сибири и Средней Азии, то есть до приведения осколков монгольской империи под власть России, Сибирский тракт шёл порой на пятьсот верст севернее маршрутов Великого шёлкового пути: из Москвы через Пермь, Кунгур, Тюмень, Тобольск (первое время – ещё севернее, через знаменитую «златокипящую Мангазею», ныне Салехард), Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Якутск, Охотск. А к началу XIX века, когда проблемы безопасности России были решены, Сибирский тракт пошёл гораздо южнее: от Тюмени на Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска. Новый южный вариант Сибирского тракта и определил будущую трассу Транссиба…

Выбор русской железнодорожной колеи 1520 мм, несовместимой с европейской, кроме влияния привлечённых американских инженеров, отчасти вызван тем же набором военно-оборонительных соображений. Этот выбор оправдался в Первую мировую и особенно в Великую Отечественную войну.

Особую службу сослужили российские дороги (бездорожье) и во время вторжения Наполеона. Даже беглый взгляд на карты разгромов Наполеоном Австрии в 1804 и 1809 гг., Пруссии в 1806 году покажет разницу. Там корпуса наполеоновских маршалов наступают широким фронтом, разрезая, охватывая, отрезая и громя части противника. В России же 1812 года от Смоленска до Москвы (и обратно) они тянутся в одну ниточку, гуськом.

Наполеон на вопросы о столь необычном (и пагубном для него!) характере движения отвечал, что северней и южнее Смоленской дороги не было надёжных путей: «Я не отважился пустить корпуса по разным направлениям, так как ничто не доказывало существования удобопроходимых дорог»…

Однако российское общество посчитало, что «служба» дорог/бездорожья в 1812 году понадобилась стране в последний раз! (Энгельс писал, что Россия не просто разгромила наполеоновскую Великую армию, но еще и доказала свою принципиальную военную неуязвимость). После этого всеобщее отношение к состоянию российских дорог стало ироническим. Тогда и появился знаменитый апокриф спорного (1) авторства: «В России две беды – дураки и дороги».

Только после снятия угрозы набегов и вторжений со стороны Крымского ханства, Польши, Швеции, Наполеона отношение к состоянию дорог в России стало сугубо экономическим. Известный сибирский общественный деятель Н.М. Ядринцев писал в 1880-х годах: «Состояние дорог в Западной Сибири крайне неудовлетворительно. Местами дорога представляет вид… пашни, изрезанной продольными бороздами… Станцию верст в тридцать приходится ехать часов 7-8».

За 20-30 лет до появления первых железных дорог в Российской империи были проведены реформы, подчеркнувшие важнейшую роль путей сообщения для развития страны. Манифест императора Александра I от 20 ноября 1809 года гласил: «Распространение земледелия и промышленности, возрастающее население столицы и движение внутренней и внешней торговли превосходят уже меру прежних путей сообщения». В России тогда насчитывалось свыше 3200 почтовых станций, на которых содержалось около 38.000 лошадей. Летними гужевыми перевозками занимались около 800.000 человек, зимними – более 300.000. Извозчиков можно причислить к российским путейцам, хотя одновременно это был один из наиболее популярных крестьянских отхожих промыслов. К путейцам можно приписать и бурлаков, насчитывавших в первой половине XIX века до 100.000 человек. Бурлаки проводили по Тихвинскому пути (924 км) от Петербурга до Рыбинска (негласная «Бурлацкая столица»), по Мариинской системе (1143 км), Вышневолоцкой системе (1440 км), по Волге, Тверце, Мсте, Ильменю, Волхову, Ладоге, Неве до 6.000 барж и 5.000 плотов в год…

(Продолжение следует)

Заглавное фото, карта: q-map.ru

Примечание

(1) Фраза периодически приписывалась Карамзину, Пушкину, Гоголю.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Шумейко
Что там с победой в СВО
Нужно снова и снова проговаривать, почему действия России справедливы
14.12.2022
Украина. Краткая история проекта
Всё, что было в России антироссийского, при царях, генсеках, сливалось, канализировалось на южную окраину и там отвердевало
17.11.2022
Канонизируй это
Как президента одной державы объявили святым
26.03.2022
Все статьи Игорь Шумейко
Украинские националисты
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Александр Дугин назвал петицию против школы Ильина операцией западных спецслужб
19.04.2024
Так говорил Заратустра…
Киевской хунтой применяются нацистские практики принудительного оплодотворения украинок
19.04.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35