Сибирские дары в Библиотеке Администрации Президента

К 435-летию Тобольска

0
352
Время на чтение 13 минут
Фото: https://vk.com/@fondvozrozhdenietobolska

Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» совместно с библиотекой Администрации Президента представили на Старой площади выставку книг фонда. Акция была посвящена 435-летию Тобольска.

Три особые книги недавно встали на полки библиотеки, тоже особенной по статусу, уникальному собранию раритетов, образцов книжного искусства.

Единство места и действия

Представляя историю, культуру России разных эпох, эти книги объединены «единством места и действия». Место в широком смысле — Сибирь. В более узком — Тобольск, когда-то столица гигантской губернии от Урала до Аляски. Единство действия — задуманные, исполненные фондом «Возрождение Тобольска» они вышли на уровень шедевра искусства, оставаясь не украшениями, а — собственно книгами, объектами захватывающего чтения.

Уникальные по оформлению, качеству полиграфии, самой идее создания они — важная часть собрания библиотеки. Такие раритеты ещё и престиж, лицо государства. Их дарят, принимают в дар во время визитов, встреч на высших уровнях. Сотрудники библиотеки «по должности» — знатоки этого рода искусства, потому и пригласили к себе на Старую площадь творцов сибирского дара и специалистов: художников Василия Валериуса, Юрия Ноздрина, составителя Евгению Вишневскую, президента Ассоциации книгоиздателей Константина Чеченева и главу фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Елфимова.

Пройдя вместе с ними, послушав рассказы сотрудников, я подумал, сколь огромное число издательств хотело бы представить, водрузить свои книги на эти полки, и хорошо представил критерии строгого отбора. Итак, оглядим сибирские раритеты.

Евангелие Достоевского

Это факсимиле личного экземпляра Нового Завета и подробное описание отражений евангельского Слова в текстах Достоевского. Выполнено достоеведами с мировым именем В. Н. Захаровым, Б. Н. Тихомировым и главным хранителем, исследователем книжных сокровищ Российской государственной библиотеки В. Ф. Молчановым.

Трагедия, сравнимая со смертным приговором, отменённым за минуту до исполнения: лишение узника Достоевского возможности записать хоть что-то из громадного потока впечатлений, мыслей, обуревавших его четыре года. Ни карандаша, ни малейшего клочка бумаги! Его дневником, писательской записной книжкой стало Евангелие, подаренное в тобольском остроге жёнами ссыльных декабристов Натальей Фонвизиной и Прасковьей Анненковой. Четыре года он фиксировал мысли, образы, находя схожие в Евангелии, отмечая подчёркиванием ногтя, загибанием уголков страниц.

«В этой книге есть всё!» — выстраданное убеждение подтвердилось у Достоевского буквально. Наталья Фонвизина, жена каторжника, смогла припрятать в переплёте несколько денежных купюр. Так «вымоленное» у смотрителя тобольской тюрьмы свидание декабристок с петрашевцем и переданная книга повлияли на историю мировой литературы.

Богатейшие по чувствам, раздумьям годы создали Достоевского, что ныне известен всему миру. В «Дневнике писателя» он вспоминал: «Евангелие, единственная книга, позволенная в остроге, четыре года пролежала под моей подушкой в каторге. Иногда я читал её другим. По ней выучил читать одного каторжного». Строки из хранимой всю жизнь книги Анна Григорьевна читала Фёдору Михайловичу в последний день его жизни.

Вот на какую работу решился фонд «Возрождение Тобольска»: раскрыть миру тайный дневник. Воспроизвести, прокомментировать те отчерки ногтем, загибы, двойные загибы страниц. Их более 1 400!

Президент Международного общества Достоевского Владимир Захаров ещё в советские годы случайно обратил внимание на почти стёртые отметки. Результаты лазерной экспертизы вошли в научную монографию. Художник Василий Валериус придумал, как передать отметки аутентично, но отчётливей, удобней для читателей.

Три тома заключены в деревянный короб — «каторжный вагон», символизируя обстановку душевных страданий, житейской неустроенности писателя на каторге. Зарешёченные окна и щеколда вместо привычной застёжки.

А. П. Чехов. Остров Сахалин

Над «Островом Сахалин» Чехов трудился пять лет, правил газетные, затем книжные гранки. «Сколько было зачёркнуто, ушло в небытие слов, предложений, абзацев!» — на это восклицание литературоведов издание фонда даёт вполне конкретный, точный ответ: «10 процентов». Столько в итоге было вычеркнуто, сокращено автором не только «Сахалина», но и знаменитого афоризма «Краткость — сестра таланта!»

Составитель Евгения Вишневская во вступительной статье перечисляет: «авторские зачёркивания, пометы, угасший текст, следы бытования, последующие подчистки могут в значительной мере обогатить представления о творчестве писателя».

Но получается, это возвращено против авторской воли? Вопрос сложнейший. Недавно роман Набокова опубликован против его воли, да и «Лолиту» он велел было сжечь.

Тут кажется, ключевое слово «вечность», недаром упомянутое в титуле вводной статьи Молчанова «Путешествие, продолжающееся в вечность». Прикосновение к ней меняет многие жизненные обстоятельства, правила. И булгаковское «рукописи не горят» здесь продолжено «… и не вымарываются!»

Писатель тратит душевные силы (Чехов в этой экспедиции бесповоротно угробил и свои физические) ради результата, но издание тоболяков восстановило ещё и процесс. Просветив (в буквальном смысле новейшими оптико-электронными приборами) рукопись, автора текста превратили в персонаж «гипертекста».

Следующий их шаг: анализ известных и закадровых мотивов, бросивших Антона Павловича в эту физически пагубную экспедицию на раскисшую в семь тысяч вёрст дорогу со «смит-вессоном под кожаным пальто» и в вечно мокрых валенках. Чехов провёл на «острове-каторге» перепись населения, составил десять тысяч статистических карточек, собрал море документального материала о труде, быте сахалинских каторжников, чиновниках. Состояние тюрем, туалетов, карцеров, кухонь, кандальных, практика телесных наказаний, уровень сахалинского сельского хозяйства, угледобыч, рыбных ловель, экономика, санитария и антисанитария и самое главное — душевный мир людей, всё исследовано с высшей научной и гражданской добросовестностью.

Поездка буквально разорила Чехова, вновь поставив его перед необходимостью тяжёлой литературной подёнщины: «Я истратил на поездку и работу столько денег и времени, сколько не получу назад и в десять лет».

Но… популярное определение: «На Сахалин отправился Антоша Чехонте, а вернулся писатель Антон Чехов». До сахалинской поездки Чехов — автор преимущественно юмористических рассказов, долго и бесплодно мучился над «романом в 1 500 строк», о провале которого писал Суворину: «Кроме изобилия материала и таланта, нужно ещё кое-что, нужно чувство собственной свободы». Чехов после Сахалина — автор «Дуэли», Три сестры», «Вишнёвый сад».

Хотя ни в одном из произведений нового, обретённого уровня нет и следа сахалинской фактуры, каторжников, надсмотрщиков. Не с «острова-тюрьмы» стремятся «в Москву, в Москву!» три сестры… Погружение вглубь народной жизни, страдания — вот что дало Чехову новый импульс душевной работы, вдохновение и свободу. «Какой кислятиной я был бы теперь, если бы сидел дома. До поездки «Крейцерова соната» была для меня событием, а теперь она мне смешна и кажется бестолковой» (из письма Чехова)… Впрочем, к тому периоду и сам Лев Николаевич публично на весь мир аттестовал свою «Крейцерову сонату», а заодно «Войну и мир», «Анну Каренину» если не «бестолковыми» — то потому, что подыскал собственные, гораздо более уничижительные эпитеты… Наши великие словно вглядывались «сквозь магический кристалл» в трагедии предстоящего ХХ века, и вся либеральная болтовня про «ужасы царизма» вызывала их горькую усмешку.

«Остров Сахалин» немало поспособствовал развитию общественной и государственной жизни на острове. Министерство юстиции командировало на Сахалин своих чиновников. Сахалинский врач Н. С. Лобас: «С лёгкой руки Чехова Сахалин стали посещать русские, иностранные исследователи». Многие журналисты, поехав на Сахалин, выпустили книги: А. Панов („Сахалин как колония“), Влас Дорошевич („Как я попал на Сахалин“), отметился даже француз П. Лаббе ("Остров Сахалин: Путевые впечатления"). И все начинали работы с признания, что это Чехов пробудил интерес к каторжному острову.

Дорожный чемодан прошлого века, в который уложены два тома «Острова Сахалина», для тобольского издания придумал художник Василий Валериус.

Он, ещё и известный в России театральный художник оформлявший спектакли во МХАТе, Театре имени Маяковского, Новосибирском театре оперы и балета, а ныне - главный художник Театрального центра «Вишневый сад». Отмечая успех его спектаклей рецензенты называли его: «архитектор театрального пространства, строитель новых сценических форм». Возможно в этом секрет их многолетнего взаимопонимания с Аркадием Елфимовым: ведь глава фонда «Возрождение Тобольска» - ранее строитель в самом буквальном смысле, создатель жилых кварталов, важнейших зданий современного Тобольска.

«Хорографическая книга Сибири» Семёна Ремезова

…оказалась в Библиотеке Администрации Президента (АП) на самом удивительном вираже истории. Рассказ о сибирском гении Ремизове, в честь которого в 2021 году назвали аэропорт Тобольска, начать следует с одной известной цитаты из Салтыкова-Щедрина:

— Почему всё ж не русские изобрели порох?

— Так-ить, приказа не было!

В этой усмешке Щедрина, радостно подхваченной фольклором, сидит пружинка: «Но если прикажут, у нас…» Так вот Семён Ульянович Ремезов (1642 — около 1720) из числа получивших приказ. И если просуммировать все отданные (и успешно исполненные) приказы, получится: ему было велено стать просто — русским Леонардо да Винчи, гением десятка направлений. Причём приказывал самый известный наш монарх, держатель мощного средства воздействия (см. «петровская дубинка»).

Википедия, справочники, перечисляя: русский энциклопедист, картограф, архитектор, строитель, историк, художник, писатель, доходят едва до середины его «резюме». Ведь ещё Ремезов — артиллерийский конструктор, налоговый чиновник, геолог, дипломат, военачальник (правда, небольшого ранга). В истории более известен как картограф, составитель уникальных атласов, самых ценных памятников русской картографии: «Чертёжная книга Сибири», «Служебная книга Сибири», «Хорографическая книга Сибири». «Хорография» — греческий термин, означающий описание отдельной страны, местности. Ближайший аналог — страноведение.

Семён Ремезов, сын стрелецкого сотника, начал службу в 1668-м казаком в Ишимском острожке. За усердие в 1682-м получает звание «сына боярского», переводится в Тобольск. Участвовал в отражении набегов «немирных» племён, собирал ясак, основывал новые сёла, переписывал население, в общем, «осваивал Сибирь». Подошло время правильного, каменного строительства — он находит известь, глину, налаживает первое в Сибири кирпичное производство, составляет чертежи каменных укреплений, зданий города, стоящих и поныне: Тобольский кремль, Приказная палата, Гостиный двор, Петропавловская церковь. Перестали быть терпимы вечные городские пожары, и Ремезов разрабатывает типовой образцовый проект каменного дома для частной застройки. Приказано ставить казённый Каменский завод, и он составляет полный его проект, от плотин с водяными колёсами, доменного горна до конструкций(!) производимых на нём артиллерийских орудий и ядер. Отыскивает «селитряные земли» (геолог!), ставит пороховой завод.

А ещё и при участии в военных походах, успешных дипломатических переговорах с тайшами (сибирскими вождями, князьями) Семён Ремезов сам себя считал (ну точно — Леонардо!) — изографом, сиречь иконописцем, художником. Жалованье Ремезова, не считая вознаграждений «за особые службы», семь (к 1697 году поднялось до одиннадцати) рублей, семь четей ржи, семь четей овса и два пуда соли — в год.

Но в этой апологии «Леонардо по приказу» Ремезов имел широкие научные интересы. Наезжая в Москву со своим отцом Ульяном, Ремезов вёл сложные диспуты с Яковом Брюсом, наверно, в знаменитой Сухаревой башне. Запись в «Служебной книге»: «Иаков-звездочет англичанин, что под тою вершиною света собрание вод, островов и земель вкупе, яко, по его слову, опрокинути земля ниц». Речь идёт о важнейшей проблеме астрономии, географии той эпохи, что равномерность вращения Земли, «не опрокидывание» — обеспечено тем, что масса суши Северного полушарии уравновешена такой же неизвестной пока сушей Южного полушария…

Шедевр картографического искусства, «Хорографическая книга Сибири», составлена Семёном Ремезовым в 1697 году, содержит бесценные сведения по этнографии, истории, экономике Сибири. Упорно пополнялась им с сыновьями Леонтием, Семёном, Иваном до 1711-го… Из предисловия: «сия херогравская чертежная книга сочинена царским повелением недалече от свободных наук». Одним из первых Ремезов ввёл унифицированные условные обозначения на легендах карт.

Царь Пётр заказал полный Атлас России всё-таки европейским картографам, но ремезовский чертёж любил, можно сказать, эстетически. Камчатная (тканная) копия нескольких ремезовских чертежей была у него под подушкой в буквальном смысле. В метаниях от Лондона, Парижа до Персии он не успел заглянуть в Сибирь, но пиетет пред провинцией — бездонной кладовой, финансировавшей все «петровские реформы», выражал в долгом разглядывании ремезовского чертежа. С «чертежа» снимали копии, в том числе для академика Миллера, всегда подчёркивавшего ценность работ Ремезова. В начале XX века «Хорографическая книга» — в коллекции графа Воронцова-Дашкова, с ней работал историк Л. С. Багров. В Гражданскую войну она исчезла. Постоянная историко-археографическая комиссия АН СССР вела интенсивные поиски. А в 1958 году «Хорографическая книга» вдруг издаётся в Амстердаме. Скорее всего, эмигрируя, её прихватил Багров. Несмотря на низкое полиграфическое качество, часть амстердамского тиража куплена СССР и стала важнейшим источником по истории Сибири, российской картографии.

Фонд «Возрождение Тобольска» счёл делом чести издание на русском языке книги знаменитого земляка. Оригинал, как выяснили, с 1956 года хранится в Гуфтоновской библиотеке (Houghton Library) Гарвардского университета. Двенадцать лет переговоров с Гарвардом. Не помогли ни значительные (для тоболяков) собранные денежные средства, ни ходатайства известного земляка, президента РАН Юрия Осипова. Но случай… Молодой американский историк приехал работать в Тобольский архив и, оценив добрую сибирскую открытость, помощь в работе, вернувшись в США, развил бурную деятельность, познакомил Елфимова с нужными людьми, и сделка, наконец, состоялась. За сумму в эквиваленте более полумиллиона рублей гарвардцы отреставрировали книгу и передали фонду её цифровые копии.

Началась работа учёных Государственного исторического музея, и в 2011-м «Хорографическая книга» была издана, а в 2020 году вместе с «Евангелием Достоевского», «Островом Сахалин» подарена Библиотеке АП.

Руководитель фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов:

книга на Руси пользовалась величайшим уважением, её хранили как величайшую ценность, берегли, как самое дорогое, от войн, разорений, пожаров, наводнений, её передавали из поколения в поколение, и точно так же было в Советском Союзе, который, напомню, был самой читающей страной в мире.

Посещение библиотеки

Создатели, навестив свои тобольские шедевры и пользуясь редким случаем, осмотрели ещё и «романовский (царский)» и «советский» залы библиотеки.

В экспозиции к грядущему столетию СССР — экземпляр Проекта Конституции СССР, который выдавали делегатам съезда. Напечатан на языках народов СССР, поля на половину страницы для поправок и дополнений… Первое Собрание сочинений Ленина, ещё с псевдонимом «Н. Ленин». Первое и единственное Собрание сочинений Сталина, оборвавшееся на 13-м томе. Рядом тома 14-й и 15-й — внешне неотличимы, но на титульной обложке наклейка: «Не выдавать. Макет». Их готовили уже после кончины Иосифа Виссарионовича, но… Хрущёв, доклад «О культе личности и его последствиях»… понятно.

В стаканчике настольного письменного прибора синий и красный карандаши Сталина, знаменитые по многим историческим резолюциям, пометкам на углах документов. Подтверждая их аутентичность — рядом книга Каменева «Две партии» 1924 года с замечанием, написанным этим карандашом. Четыре строки узнаваемого почерка, подпись «И.Ст.».

Много брошюр внутреннего пользования. «Список старых большевиков» — как раз по ходу его составления в сей важнейший реестр был включён Микоян. Альбомы «Москва на реконструкции» Родченко, рядом стол с табличкой «тов. Суслов М. А.». Зал великолепно передаёт строгую, «мобилизационную» эстетику периода СССР, а его соседство с комнатой, где расставлены тобольские издания, представляющие царскую, императорскую Россию, — рождают чувство единой и великой истории.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Шумейко
Тобольский кудесник
На 30-летие Фонда «Возрождение Тобольска»
28.05.2024
Что там с победой в СВО
Нужно снова и снова проговаривать, почему действия России справедливы
14.12.2022
Украина. Краткая история проекта
Всё, что было в России антироссийского, при царях, генсеках, сливалось, канализировалось на южную окраину и там отвердевало
17.11.2022
Канонизируй это
Как президента одной державы объявили святым
26.03.2022
Все статьи Игорь Шумейко
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.12.2024 18:42
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
27.12.2024 18:37
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Рабочий
27.12.2024 18:22
Важные решения Священного Синода
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.12.2024 18:22
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
27.12.2024 16:45
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.12.2024 16:07