30 июня скончался Борис Алексеевич Лёвин, известный, признанный российский ученый, путеец, с 1997 по 2018 год – ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа). Доктор технических наук, профессор, Лауреат премий Правительства РФ в области науки и техники (2003) и в области образования (2010).
Многолетние успешные труды Бориса Алексеевича отмечены Орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, Орденами Почёта и Александра Невского и другими российскими и зарубежными наградами. Его научные труды внесли огромный вклад в управление транспортом и совершенствование транспортного образования России. Несмотря на тяжёлую болезнь, он продолжал работу в качестве президента Российского Университета транспорта (МИИТ) и главы Ассоциации вузов транспорта.
Потомственный железнодорожник, Борис Лёвин родился в подмосковном городе Железнодорожный. Его предок Алексей Арсентьев работал на строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва подрядчиком на участке Тверь – Бологое. Его отец, фронтовик Алексей Петрович Лёвин после войны работал машинистом, в числе первых осваивал первые советские электровозы. И юный Борис мечтал стать машинистом. К тому же и день его рождения, 11 августа практически совпадал с Днем железнодорожника – важным Праздником, объединившим поколения российских, советских путейцев: 10 июля (н.ст.) приказ министра путей сообщения Российской империи князя Хилкова сделал Днём российских, а встреча И.В. Сталина с делегацией железнодорожников советских в итоге утвердила днем Праздника – первое воскресенье августа. В этом году Борис Алексеевич до своего профессионального и семейного Праздника не дожил месяц.
Ещё студенческие годы Лёвина связали его, МИИТ, комсомол с БАМом, последним как оказалось, Великим проектом СССР. На его строительстве комсомольские стройотряды МИИТа были важной «ударной силой», они начали работу в 1972-м, за 2 года, до того, как БАМ стал известной Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Строители-путейцы со времен Транссиба: особая «каста». Надёжность железных дорог, мостов, туннелей – важнейшая опора российской, советской цивилизации. И комсомольцы, руководимые Б.А. Лёвиным, «Строили коммунизм – а построили Россию». Первая правительственная награда Лёвина, орден «Знак Почета» (1976), – из этого периода.
В 1973 году Борис Лёвин окончил МИИТ (специальность «Автоматика и телемеханика»), с 1977 года заведующий аспирантурой МИИТа, с 1991 года – ректор Всесоюзного института повышения квалификации руководителей и специалистов железнодорожного транспорта, позже преобразованную в Российскую академию путей сообщения (РАПС).
В 1990-е новосоздаваемый социально-экономический уклад принес немало испытаний вузам страны. В МИИТе 28% площадей учебных корпусов и 43% общежитий были сданы в аренду, ветшание делало или опасными для занятий, внешний долг университета превысил 25 млрд рублей. Преподаватели подрабатывали на стороне, недостаточный приток молодых учёных угрожал сохранению научных школ. Выживание вуза требовало не просто кадровых изменений – прихода новой команды с новой программой.
Понятно, «второго МИИТа» не было в Москве и шире – в стране, но зримые успехи РАПС дали его команде и главе, Борису Алексеевичу Лёвину шанс возродить родной ВУЗ.
18-й со дня основания глава исторического Императорского Московского Инженерного Училища – МИИТа – Российского Университета Транспорта воссоздал всё нормативно-методическое, кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение, заработавшее, как это называли, «в условиях рынка» (в т.ч. и самого «дикого рынка» 1990-х). Был установлен баланс интересов института и каждого организатора обучения, новый тип кафедры – объединения научно-педагогических работников.
Б.А.Лёвин, перестав быть распределителем средств, стал своего рода «хранителем конституции ВУЗа», согласно которой, постоянно растущие средства и распределялись. Сама эта «Конституция», прописанные отношения «зарабатывающих» и расходующих подразделений и служб – стала понятна, устойчива и… справедлива.
Свобода от «руления денежными потоками» обеспечила более широкий горизонт планирования, и ректор Лёвин стал не только президентом Ассоциации транспортных ВУЗов России, но в определенной степени лидером и защитником российского отраслевого образования вообще. Ведь с начала XXI-го века МИИТ стал неким центром «паломничества» руководителей не только транспортных ВУЗов: модель его выхода из кризиса и успешного развития стала популярной в России. Здесь побывали Президенты, премьер-министры Д.А.Медведев, В.В.Путин, практически все руководители, связанные с инфраструктурой страны.
Знаменитая уже оценка В.В.Путина: «В 1990-х – начале 2000-х годов на инфраструктурных компаниях держалась вся экономика страны. Именно они тогда спасли страну, не дали рухнуть экономике. По-настоящему это еще не оценено» – связана с объектами путей сообщения крупнейшей страны мира, но и с ВУЗами, давшими им достойное кадровое обеспечение.
История ещё «оценит по-настоящему» усилия МИИТ-овцев той эпохи, как сами они приучали студентов ценить все достижения, героев эпох предыдущих.
Памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому напротив Первого корпуса МИИТа не случайно уцелел в годы, когда свержение подобных монументов считалось признаком «прогресса». Очередная комиссия пришла с требованием убрать памятник, но профессор Лёвин возразил, опираясь на историю: «Кроме неоспоримых заслуг в восстановления железных дорог Феликса Эдмундовича с ВУЗом связывал "личный момент". В период крайнего голода МИИТовцы обратились к Наркому за помощью и в течение недели на подъездные пути Рижского вокзала в адрес института пришли два вагона с хлебом. Это стало жизненно важной помощью».
Велика заслуга Бориса Алексеевича Лёвина в превращении памяти о выдающемся МИИТовце 1940-х годов Константине Владимировиче Нечаеве, впоследствии Митрополите Питириме – в живительный духовный источник.
Во многом усилиями ректора Лёвина восстановлен первоначальный облик Зала торжеств с университетским храмом Св. Николая Чудотворца, вновь освященным в 2001 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
На фасаде главного корпуса – барельеф в память миитовиев, погибших в годы Отечественной войны, а рядом на скамейке восседает бронзовый студент ИМИУ в форме 1896 года. Фонд «Наследие Митрополита Питирима», Председателем правления которого был профессор Лёвин, не только выпускает книги, фильмы, проводит акции всероссийского уровня, но и вернул к жизни такую действенную форму обучения и воспитания, как стройотряды. Первым после долгого перерыва 1990-х стал отряд студентов, будущих строителей железных дорог, мостов, добровольно восстанавливавших Иосифо-Волоцкий монастырь, где служил Митрополит Питирим.
Плодотворное единство научных, организационных, воспитательных трудов профессора Б.А. Лёвина, взрастивших уже не одно поколение студентов, позволило назвать одну из статей о нём: «Alma-Pater российских путейцев». Современное лидирующее положение РУТ (МИИТа), крупнейшего технического вуза страны, заставляет преемников, сослуживцев, сотоварищей Бориса Алексеевича Лёвина хранить благодарную память о нём.
Шумейко Игорь Николаевич, член Союза писателей России