Источник: Фонд Стратегической Культуры
Американские службы, разыгравшие политический спектакль с неудавшимся президентом Гуайдо, не отказываются от того, чтобы установить в Венесуэле «новый американский порядок». И вряд ли будут стесняться в средствах.
В конце февраля президент Венесуэлы Николас Мадуро объявил о создании Специального национального корпуса по борьбе с терроризмом. Многие силовые структуры, действующие в стране, ориентированы на выявление и пресечение террористических акций. Однако создание нового специализированного подразделения прямо указывает на обеспокоенность боливарианского руководства резко возросшей активностью террористических групп и организаций – как по периметру венесуэльской границы, так и внутри страны.
Ставка Вашингтона на использование силовых методов воздействия и террора, конечно, не афишируется. Однако «энергичная» лексика, которую использовал президент Трамп во время ежегодного обращения к конгрессу, не оставляет сомнений в том, какой вариант развития событий он считает единственно возможным: «Соединённые Штаты возглавляют дипломатическую коалицию из пятидесяти девяти стран против социалистического диктатора Венесуэлы Николаса Мадуро. Мадуро – незаконный правитель, тиран, который жестоко обращается со своим народом. Но власть тирании Мадуро будет сокрушена и сломлена». Проблем с поиском предлога для завершения борьбы с «тиранией» у Вашингтона не будет и никаких свежих ходов не предвидится.
Подписывая распоряжение о Специальном корпусе и контртеррористическом плане на 2020-2022 годы, Мадуро откровенно признал, что рассматривает США и Колумбию как враждебные для Венесуэлы страны. Причин для этого более чем достаточно. Весь период правления предшественника Мадуро Уго Чавеса был отмечен комплексными подрывными операциями спецслужб США против Венесуэлы, в том числе с привлечением боевиков «радикальной» оппозиции и «парамилитарес» (полувоенных отрядов), засылаемых с территории Колумбии. Чавес успешно противостоял непрекращающимся нападкам США, разоблачал их политику с самых высоких трибун, включая ООН; возможно, это и стало причиной его физического устранения в расцвете сил. Правление Николаса Мадуро наталкивается на не менее сложные проблемы в плане поддержания в стране порядка и стабильности.
Если рассмотреть политику Вашингтона в отношении Мадуро с момента его прихода к власти в 2013 году, очевидно одно: США считали его «лёгкой добычей», поэтому не особенно напрягались в выборе средств его свержения. Перебои с электричеством, создание искусственного продовольственного кризиса, провоцирование уличных беспорядков с помощью «неправительственных организаций», несколько «сакральных жертв», несколько антимадуровских заявлений перебежчиков из «лагеря чавистов» в лагерь «демократических борцов за свободу» – вот, собственно, и всё.
Казалось бы, в любой другой стране третьего мира этого хватило бы, чтобы покончить с неугодным для США лидером. Однако «тиран» Мадуро в условиях жесточайшего прессинга со стороны Трампа и подотчётных ему латиноамериканских правителей продолжает сопротивляться. Армия сохраняет верность правительству, несмотря на десяток-другой инцидентов с дезертирами, переметнувшимися на сторону оппозиции (вернее, под крыло ЦРУ). Проваливаются покушения, как то недавнее, во время парада, в котором были использованы дроны с динамитными зарядами. Многие радикальные оппозиционеры, виновные в смертях сотрудников сил правопорядка, бежали за границу – в Колумбию, Перу, Эквадор, Панаму, Доминиканскую Республику. База уличных беспорядков сократилась, поскольку обитатели богатых кварталов «устали» протестовать и предпочли покинуть Венесуэлу. Причина поддержки режима населением проста: Мадуро продолжает, как может, линию социальной политики Чавеса, во время правления которого большинство венесуэльцев вышли из-за черты запредельной бедности; с 1980-х годов осуществляются социальные программы, направленные на улучшение условий жизни населения.
Джеймс Стори
Кто же координирует «завершающую» операцию США по сокрушению Венесуэлы, о которой заявил Трамп? Эту работу ведёт специально созданный Отдел по делам Венесуэлы в посольстве США в Колумбии. Туда, в Боготу, после разрыва дипломатических отношений перебралось большинство ведущих сотрудников посольства США в Каракасе, включая всю резидентуру ЦРУ, военной разведки (РУМО) и Управления по борьбе с наркотиками (ДЕА). Возглавляет эту команду Джеймс Стори. Симпатяга Джимми специализируется на латиноамериканских делах: руководил в прошлом политическим (разведывательным) отделом в Сан-Пауло (Бразилия), в Гвадалахаре (Мексика), служил в миссии США при ООН. Изредка Стори переключался на работу по линии ДЕА: ЦРУ, как обычно, использует наркотики и для компрометации противника, и для пополнения бюджета Управления.
Колумбия – неплохая площадка для карьеры Стори, учитывая выданный Трампом карт-бланш на сокрушение «тирании» в Венесуэле. Впрочем, у Стори есть серьёзный конкурент в охоте на Мадуро: нынешний посол США в Колумбии Филип Гольдберг, который возглавлял миссию в Боливии и был выслан Эво Моралесом из страны за подрывную деятельность.
И Гольдберг, и Стори регулярно комментируют события в Венесуэле, подчёркивая в унисон, что США выступают против любой иностранной военной интервенции в эту страну и не хотели бы, чтобы политический кризис к этому привёл. Дескать, заявил Стори, власти США желают мирного, политического и демократического разрешения кризиса в Венесуэле. И тут же развёл руками: «Однако на территории страны находятся российские, китайские и кубинские военные. Они хотят, чтобы Мадуро оставался у власти».
Независимые эксперты в Латинской Америке считают, что Пентагон отрабатывает силовые варианты «решения проблемы» через морскую блокаду Венесуэлы и использование сети американских баз в Колумбии. Показательная расправа давно бы состоялась, если бы не боливарианская армия, обладающая современным оружием и способная оказать ожесточённое сопротивление в силу её «многолетней идеологической обработки в духе Боливара и кубинских советников». Сдерживающим фактором является также приказ Николаса Мадуро о включении народного ополчения (примерно двух миллионов бойцов) в состав Национальных вооружённых сил. На своей странице в Twitter президент написал: «Если мы хотим мира, давайте готовиться защищать его. Главная задача ополчения – не дать североамериканской империи прикоснуться хотя бы к пяди территории родины».
В этих условиях «фактор Хуана Гуайдо» (ставшего «и. о. президента» по просьбе ЦРУ) как раз и может быть использован для обострения кризиса в Венесуэле. Раз он не сумел перебороть Мадуро при поддержке США и «прогрессивной общественности», напрашивается другой вариант. Всё чаще в оборот запускаются слухи о готовящемся сторонниками Мадуро покушении на Гуайдо.
Падение популярности несостоявшегося президента в среде оппозиции не предвещает ему ничего хорошего. Вдобавок в СМИ попали несколько эпизодов коррупции в его близком окружении. Стало также известно о сотрудничестве некоторых депутатов его партии с «режимом».
Хуана Гуайдо освистали
Гуайдо превращается для США в расходный материал. Не потому ли так настойчиво звучат предупреждения в адрес боливарианского руководства: «Только попробуйте тронуть Гуайдо; вы очень пожалеете, если с ним что-то случится». Скорее всего, судьба Гуайдо определена и сценарий для него заготовлен – со зловещими последствиями для Венесуэлы…