itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Борьба за Венесуэлу в Совете Безопасности ООН

Генассамблея ООН по Украине 
0
480
Время на чтение 5 минут

Борьба за Венесуэлу в Совете Безопасности ООН

Экономическая и идеологическая агрессия против Венесуэлы налицо

Новейший этап кризиса современного капитализма связан не только с достижением предела в расширении рынков, но и с ростом сопротивления режимов, осуществляющих те или иные варианты некапиталистического развития. В этом ключе можно рассматривать разрушение Югославии и Ливии, военную агрессию против Афганистана и Ирака, давление США на Иран и КНДР, блокаду Кубы, наконец, беспрецедентную по наглости атаку США на Венесуэлу.

28 февраля в Совете Безопасности ООН прошло заседание по ситуации в Венесуэле. На рассмотрение СБ были представлены два проекта резолюции, подготовленные соответственно Соединёнными Штатами и Россией.

За последний месяц американский проект подвергся серьёзным корректировкам. Усилиями новых непостоянных членов Совета Безопасности, прежде всего Южной Африки, удалось добиться замены квалификации ситуации в Венесуэле как «угрозы международному миру и безопасности» по статье 39 Устава ООН, входящей в главу VII Устава, которая предполагает применение Советом Безопасности силы. На применение военной силы и ориентируются США.

В американский проект были трижды добавлены ссылки на мирный характер «необходимости восстановления демократии и торжества закона» в Венесуэле, но в контексте необходимости смены власти в стране. Удалось исключить упоминания «коррупционной политики» и «коррумпированных чиновников правительства», но остались пассажи о признании «правительства Гуаидо», признании неких «конституционных полномочий» венесуэльского парламента и необходимости проведения новых выборов.

Проект США поддержали девять западных членов СБ и их союзники (Германия, Бельгия, Польша, Доминиканская Республика, Перу и Кувейт). Против проголосовали Россия, Китай и Южная Африка. Воздержались Экваториальная Гвинея, Кот-д'Ивуар и Индонезия. Южная Африка при голосовании выразила общую позицию Сообщества развития Юга Африки (САДК), сделавшего несколько дней назад официальное заявление в поддержку законного правительства Николаса Мадуро.

После того как на американский проект наложили вето, на голосование был поставлен проект, представленный Российской Федерацией, предусматривающий принципиально иной подход. Во-первых, проект содержал выражение озабоченности по поводу угроз применения силы в нарушение территориальной неприкосновенности и политической независимости Венесуэлы. Во-вторых, осуждались попытки вмешательства во внутренние дела Боливарианской республики.

Главным положением российского проекта был призыв к урегулированию ситуации в Венесуэле мирными средствами в рамках Конституции, при полном уважении суверенитета, территориальной целостности страны и права её народа на самоопределение. Проект выражал поддержку Монтевидейскому механизму и подтверждал главную роль правительства Венесуэлы в деле организации, координации и осуществления гуманитарной помощи. Проект напоминал, что принципы оказания такой помощи давно утверждены Генеральной Ассамблеей ООН и должны применяться в равной мере ко всем государствам.

За российский проект проголосовали четыре делегации - РФ, Китай, Южная Африка и Экваториальная Гвинея, семь делегаций проголосовали против. Отметим, что голоса «за» и «против» не распределились зеркально, как это бывает чаще всего. Против российского проекта проголосовало на два государства меньше, чем голосовали за американский проект: поддержавшие американцев при голосовании за их резолюцию Кувейт, Индонезия и Доминиканская Республика воздержались.

Столкновение двух проектов на заседании Совбеза 28 февраля носило концептуальный характер и определилось в СБ ООН уже в конце января, когда положение в Боливарианской республике стало рассматриваться как новый пункт повестки дня - «Ситуация в Венесуэле». Российская Федерация предлагала рассматривать данную ситуацию в рамках имеющегося пункта повестки дня Совета Безопасности - «Угрозы международному миру и безопасности». Такой подход поддержали Китай, Южная Африка и Экваториальная Гвинея. Однако девять западных стран-членов СБ и их союзники настояли на выделении Венесуэлы из данного пункта повестки. Если США и те, кто их поддержали, хотят рассматривать положение в Венесуэле как изолированную ситуацию, то Россия и поддержавшие её члены СБ - как часть западной политики агрессий.

Атака на Венесуэлу беспрецедентна и в правовом аспекте. Достаточно указать на обращение в Международный уголовный суд (МУС) глав шести государств и правительств американского континента с требованием возбудить дело против Мадуро и его кабинета. Осенью 2018 года президенты Аргентины, Колумбии, Чили, Парагвая, Перу и премьер-министр Канады направили главному прокурору МУС Ф. Бенсуде письмо, в котором «передали» ситуацию в Венесуэле для рассмотрения на предмет выявления «преступлений против человечности». Такого ещё никогда не было. Особенно гротескно выглядят личные подписи глав государств под документом, который по общим правилам подписывается на уровне министров иностранных дел или юстиции. Просматривается желание обострить ситуацию до предела.

Итак, ряд стран Латинской Америки стали соучастниками многоплановой агрессии против Венесуэлы. В современном международном праве термин «агрессия» понимается исключительно в военном смысле (см. Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г.). Однако стоит вспомнить, что при разработке проекта данной резолюции Советский Союз предложил более широкое определение агрессии, в которое включались три составляющие: военная агрессия, экономическая агрессия и идеологическая агрессия. Советское предложение тогда не было принято, но оно, несомненно, отражает суть агрессии намного более полно. Экономическая и идеологическая агрессия против Венесуэлы налицо.

В банках США заморожены счета венесуэльских государственных предприятий на 11 млрд долларов; заморожены активы венесуэльской нефтяной компании PDVSA на 7 млрд долларов; Лондоном отказано в выдаче венесуэльского золота на 1,2 млрд долларов, хранящегося в Британии...

Широким фронтом проводится идеологическая агрессия. Страны-члены Организации американских государств (ОАГ) оказали давление на правительство Мадуро, доведя дело до выхода Венесуэлы из ОАГ. Однако в противовес провокационной политике Лимской группы (Grupo de Lima), созданной в 2017 году под эгидой США «в целях разрешения политического кризиса в Венесуэле», создан альтернативный Монтевидейский процесс, предусматривающий мирный правовой механизм урегулирования кризиса (ведущая роль в этом процессе принадлежит Мексике и Уругваю).

Качество идеологической войны, которую ведёт Лимская группа, невысоко. Невысоко настолько, что МИД Канады, где проводилось последнее заседание группы, отказал в аккредитации корреспондентам российских информационных агентств «РИА Новости» и «Спутник».

Идеологическая агрессия важна сама по себе, она может быть эффективнее агрессии военной, но часто она служит подготовкой ещё одного вида агрессии - правовой. Главным орудием правовой агрессии выступает сегодня Международный уголовный суд. И как ни прискорбно, вовлечение МУС в ситуацию в Венесуэле с высокой степенью вероятности повлечёт новые вспышки насилия и жертвы. Такова логика действий наднациональной юстиции.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Мезяев
О новом антироссийском проекте в ГА ООН
Идея чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по Украине иссякла
25.02.2023
Россия – Южная Африка в контексте мировой политики
Год под знаком российско-африканских отношений
26.01.2023
О цене «русского вопроса» в Южной Африке
Энергетический кризис на юге Африки – это ещё и результат отмены соглашения, подписанного прежним президентом Дж. Зумой с Россией
14.07.2022
Новый состав Совета Безопасности ООН
Интрига с переизбранием директора ВОЗ
18.06.2022
Новое направление санкционной политики Запада
Сенат США принял законопроект «О противодействии злонамеренной деятельности России в Африке»
25.05.2022
Все статьи Александр Мезяев
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30