Настоящие украинцы едут в Гуляйполе? Это же надо!
В последние дни марта пресс-служба украинского МИД, а затем агентство «Укринформ» сообщили, что в Германии вышла книга о Несторе Махно. Сообщили триумфально: мол, история Украины становится интересна не только украинцам, но Европе. Махно в этих сообщениях именовался «легендарной фигурой».
Книгу «Помните обо мне: Нестор Махно. Портрет украинского анархиста», вышедшую в Германии, написал не немец, а некто Марк Зак, родившийся во Львове, выросший в Одессе, потом уехавший с семьёй из СССР и оказавшийся в Кёльне.
Сочинение Зака о Махно заметили, и в одной из рецензий на книгу можно даже прочитать, что своими успехами анархистский вожак был обязан... немецким технологиям. Под «немецкими технологиями» имеются в виду тачанки, которые Махно, как пишет Зак, позаимствовал у немцев-колонистов.
Теперь власти Гуляйпольского района Запорожской области вынашивают планы переноса останков похороненного во Франции Махно на родину. Когда, мол, в Гуляйполе появится могила Махно, в город толпами повалят туристы.
Вообще, насаждение культа Махно на Украине со времени превращения её в «незалежную» - явление интересное. В 1990-х годах рассуждали о том, что в Махно ожил «дух запорожских казаков», что он создал новую степную вольницу. Однако по-настоящему этого бандита-перебежчика стали использовать после «оранжевой революции». Несколько лет подряд в Гуляйполе устраивали фестиваль «День независимости с Махно». Дирижировал фестивалем некий Олесь Доний, ещё в годы горбачёвской «перестройки» руководивший вылазками студентов-националистов, когда те захватывали главный корпус Киевского университета, устраивали «революцию на граните» и т. п.
Олесь Доний в центре Киева зазывает на «Махнофест». Фото photo.i.ua
«День независимости с Махно» проводился под лозунгом «Чинуши празднуют в Киеве, а настоящие украинцы едут в Гуляйполе». Вот так! Фестиваль состоял из концерта рок-групп и «махновских чтений» - выступлений всех желающих в антураже тачанок, пулемётов и пьянства. Была «махновская свадьба», была лекция «Является ли украинский анархонационализм угрозой для русской имперской идеи»...
Крохотный городок Гуляйполе находится в центре четырёхугольника, образуемого городами Донецк - Мариуполь - Запорожье - Днепропетровск. Так что «Махнофест» глубоко вклинивался в недружественную «оранжевому» режиму территорию, имея мишенью русское и русскоязычное население юго-востока Украины.
Поставили в Гуляйполе и памятник Нестору Махно - стараниями художественного объединения «Последняя баррикада» всё того же Дония, а также Юрия Луценко, тогда министра внутренних дел Украины.
Памятник Махно и Юрий Луценко. Фото tsn.ua
В 2010-м президентом стал Янукович, и фестивали в Гуляйполе прекратились. Однако после свержения Януковича в 2014 году всё возобновилось с новой силой. Махно включили в пантеон борцов за независимость Украины от «москалей». В последние годы тенденция укрепилась. Радио «Свобода»** записало Махно в освободители Крыма от армии Врангеля, а анархисты, входившие в махновские отряды, были объявлены предтечами тех, кто совершил «революцию достоинства».
Махновскую папаху водрузил на себя Илья Кива, один из создателей добробатов в первые месяцы АТО, затем советник министра внутренних дела Авакова. В 2017 году Кива сыграл роль Махно в фильме «Посттравматическая рапсодия» и рассказывал, что в ленте воссозданы «события украинской истории» - «борьба с красными».
Илья Кива в образе Нестора Махно
В ноябре 2018 года по случаю 130-летия со дня рождения Махно в Гуляйполе устроили большое театральное представление. В те же дни в днепропетровском историческом музее открыли выставку, где посетителям сообщали, что знаменитый анархист был ещё и экстрасенсом. Школьники, которых приводили в музей на экскурсию, после лекции о Махно принимались играть в «украинскую революцию» - настольную игру, выпущенную Украинским институтом национальной памяти. А в начале апреля в краеведческом музее Мелитополя собрали студентов, которым поведали об «антибольшевистском движении» в этих краях, и в центре рассказов снова был Махно.
Между тем настоящий Махно менял свою ориентацию даже не два, а несколько раз. В годы Гражданской войны в России воевал как за красных (летом 1918 года он встречался в Москве с Лениным), так и против красных. С одной стороны на другую «батька Махно» переходил неоднократно, проблем с этим у него не было. Интересно вот что: киевский режим в исступлении декоммунизации выжигает всё, связанное с историей большевизма, но Махно, «революционер, который пострашнее Ленина и Сталина, вместе взятых» (А. Колпакиди), остаётся в украинской идеологии неприкасаемой «легендарной фигурой».
Почему? Не будем спешить с разгадкой. Наверное, отчасти дело в том, что последние пять лет на Украине по отношению к периоду Гражданской войны насаждается культ Петлюры и его соратников - Коновальца, Болбочана, но все они хронические неудачники, терпевшие поражение за поражением. Махно тоже в победители не запишешь, но к нему, в отличие от петлюровцев, пристала «народная легенда»; этого перебежчика из одного лагеря в другой легче изобразить фигурой привлекательной. Так что «анархист-коммунист» Махно послужит власти декоммунизаторов, если эта власть ещё сколько-то просуществует.
А что касается «народной легенды», она вся умещается в немудрёные рифмы, сложенные стихотворцем-любителем:
Был такой бандит Махно
Пил и грабил заодно
Жег деревни, убивал,
Обещал и предавал.
Был в конце концов бандит
Красной армией разбит.
И бежал он сквозь метель
Аж за тридевять земель.
Был такой бандит Махно.
Был да сплыл давным-давно.