О культурном насилии

Закон о семейно бытовом насилии  Александр Сергеевич Пушкин 
1 Александр Федоров 
900
Время на чтение 11 минут

Источник: Портал Культура

Фото: Bildagentur MГјhlanger/Imago/TASSНаконец-то закон о профилактике семейно-бытового насилия выставлен для публичного обсуждения. Адвокаты видят в нем акт о поражении в правах, поскольку для получения женой (и наоборот) «охранного ордена», лишающего мужа права приближения, общения, права собственности, достаточно заявления. Общественность  уверена: это начало законодательного пути в сторону уничтожения семьи через ворота Стамбульской конвенции, в которой «предусмотрено» 58 полов (этого нормальному человеку не понять) и прочие «стандарты» от «мирового сообщества». Мой взгляд гуманитария — другой.

Закон что дышло

Пословицы и поговорки зафиксировали отношение русского народа к закону — отношение, вобравшее в себя многовековой опыт. Отношение, в котором не было ни малейшего куража (мол, что хотим, то воротим), но и ни малейшей уверенности в том, что законом ВСЁ можно решить и все проблемы разрешить.

Закон не кол — не обтешешь. Не всякий прут по закону гнут. Закон — не игрушка. Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло (старинная). Закон что конь, куда хочешь, туда и воротишь (старинная). На то и закон, чтоб его обойти. Законы хороши на бумаге. Законов много, толку мало. Пока до нас дойдет закон, переврут со всех сторон. Закон не глядит на поклон. Закон что паутина; муха увязнет, а шмель проскочит. Законы — миротворцы, да законники — крючкотворцы. Законы пошли огненны, а люди стали каменны. Где закон, там и страх. Где закон, тут и обид много. То-то и закон, как судья знаком. Строгий закон виноватых творит.

Комментарии, как говорится, совершенно не нужны: повертев «закон» и так и сяк, проверив его жизнью, наш народ дал довольно просторную характеристику того, какие опасности ждут человека, уповающего только на закон: от уверенности в том, что «строгий закон виноватых творит», до оценки — «законы пошли огненны, а люди стали каменны»! В русской культуре до недавних времен не принято было настаивать на том, что «закон» и «жизнь» находятся в строгой взаимной зависимости (детерминированы). Скорее, напротив, видели между ними такие существенные зазоры, которые позволяли сохранять здравомыслие одним или пользоваться корыстно этими «пустотами» — другим.

Наше и западное отношение к Закону — всегда было существенно различно.

Да, в Европе закон соблюдается всегда: не там припаркованную машину всегда оштрафуют. В то время как всякий наш водитель знал: у нас могли простить и пожалеть (отпустить без штрафа, выслушав) суровые сотрудники ГИБДД. Для западного человека, латинянина по существу, законничество в крови — это своего рода религия, которая позволяет создавать иллюзию абсолюта. Абсолюта безгрешности главы Римской церкви. Иллюзию абсолютного равенства: перед законом все равны. Закон и справедливость в культурном сознании европейца счастливо совпадают. Так проще. Так легче. Функции, так сказать, твоего личного выбора делегируются закону, и ты в его рамках можешь не напрягаться.

У нас не так. Не о пресловутой русской удали и широте, которую «надо бы сузить», сейчас речь. Подчинение «неведомой силе» нового закона о семейно-бытовом насилии потому и вызвало такое неприятие, что заработали отеческие «культурные механизмы» в нашем человеке, которые (если слушать наши СМИ и читать социологические опросы) вообще в нем вроде как давно и не работают.

У нас по-другому: если человек (любой) полагается только на закон, то это значит, что он освободил себя от работы собственно человечески-личностной, от нравственной ответственности, которую никакой закон вместить не может по определению!

Смотрите: несколько дней назад мне показали видео спектакля «Розовые и голубые» «Активистского театра-балагана «Мерак». Этот детский театр в Комсомольске-на-Амуре входит в некую культурную структуру (надо полагать, НКО). Недавно руководительница «Мерака», фемини-активистка, оказалась под домашним арестом, и, как я понимаю, ей предъявлено обвинение (по другому делу). «Мерак» — это звезда в Большой Медведице, но это же слово с арабского переводится как «пах» (двусмысленная игра слов вообще свойственна феминистским культпродуктам).

В спектакле нет порнографии как таковой. Но... я своими глазами видела детей (от, наверное, лет 5–7 до 14), одетых в одежду без признаков пола; но никто меня не убедит в том, что ЛГБТ-тематика тут ни при чем (очень даже «при чем» — «розовый» и «голубой» — цвета-маркеры). Режиссер, поставившая спектакль, направленный против якобы любого запрета-насилия ради «идеи личности» (все детки хотят «свое дело» или «свой бизнес», а некие старшие им не дают этого сделать по признакам пола или иным «стариковским убеждениям»; все детки хотят развлечений, что демонстрируют танцы, вводящие их чуть ли не в транс, а некие «иные» им мешают), на самом-то деле забыла, что «стать личностью» — это несколько больше, чем иметь свою парикмахерскую. Что между желанием «всего хотеть» и «запретом» хотеть того, что ты не можешь сделать в 6 или 14 лет, существенная разница. Сам по себе факт, что в спектакле заняты дети разных возрастов, без учета их способности к пониманию происходящего с ними в спектакле, — сам этот факт о многом говорит. Спектакль закладывает в них проблему насилия, понимаемую как любой, в том числе и разумный, запрет: что-то идет не по моему хотенью — значит, это насилие! А тут и закон о семейно-бытовом насилии подоспеет, и эти «просвещенные» уже и подготовленные детки, как только их научат им пользоваться, непременно воспользуются. (А кто и где будет учить, какие НКО, психологи и агентства, никакому «государству» не уследить!). А уж если снимут все возрастные ограничения (оставят только «18+»), как того требует законопроект «Об отмене возрастной маркировки», то уже такие вот спектакли из детей о «розовом и голубом», формально не имеющие состава порнографического преступления, вообще станут поветрием.

Режиссер спектакля «Розовые и голубые» недавно участвовала с ним (представив видео) на феминистском фестивале «Ребра Евы» в Петербурге (надеюсь, не в рамках Культурного форума!). Если у нее не было (как уверяют защитники) никаких иных, кроме простых целей (разбудить, мол, в ребенке личность, хотя методы этой побудки тоже вызывают вопросы), то зачем она повезла видео спектакля как свой «творческий отчет» в Петербург к активистам-феминистам и прочим «истам»?!

Сегодня ни высокая культура, ни массовая совсем не отражают реальность, как было принято в «век классиков», и не преображают ее эстетически (как было принято тогда же). Сегодня культурная реальность создается как проектная с помощью новых гуманитарных технологий: «трихины времени» всё и всех заражают.

Классика — место опасное

Борьба с классиками некоторых наших режиссеров-современников всем известна (православная общественность иногда вмешивается и доводит результаты этой режиссерской борьбы до широкой публики). Я много раз говорила о том, что связано с культурным насилием, — все это давно мной написано.

Если у нас так активно внедряется закон о семейно-бытовом насилии, то я категорически призываю его разработчиков включить в этот закон пункты или написать новый закон о культурном насилии! Ведь в законе уже идет речь о физическом, экономическом и психологическом насилии.

Если насилие есть некоторое действие, предпринимаемое в отношении человека или общества против их воли (так в проекте закона), то у нас есть все основания предполагать, что культурное насилие у нас тоже есть и тогда стоит как-то и его не обносить законом! Что ж так обижать деятелей культуры! В семье жене будут выдавать «охранные ордера» (чтобы муж не приближался на 50 метров, чтобы год не появлялся на глаза, чтобы и не жил на одной площади и пр.). Вот и зрителям, пострадавшим от культурного насилия режиссера Богомолова или Серебренникова (или еще кого-то), тоже выдавать «охранные ордера». А «меры пресечения» могут быть и такими: вернуть деньги за билеты и еще возместить моральный ущерб. (Билет на богомоловские премьерные спектакли стоил и 5 тысяч рублей, и более; а в антракте — я свидетель — зрители в ужасе бежали, оскорбленные, например, антизамыслом «Князя», то есть «Идиота» по Достоевскому и по-нашему). В нем  Настасья Филипповна — это девочка лет семи, которую все мужчины, окружающие ее, все время «трахают» (по словам самой «Настеньки», плохо выговаривающей в означенном слове букву «р»).

Да, речь идет о насилии над классикой.

В спектакле А. Жолдака «По ту сторону занавеса» («Три сестры» А.П. Чехова) задолго до проекта нового закона режиссер уже внушал публике евромысль о семейном насилии: учитель Кулыгин все время насилует свою жену Машу (крупный план обеспечивают камеры, выводящие сцену на экран). Маша — воплощение истерической суггестии; она уже в детстве была развращена сексуальным сожительством с отцом (модная западная тема абьюза); а теперь и с подполковником Вершининым у нее тоже плотская связь (а не высокоромантическая любовь). Дуэль между Соленым и Тузенбахом оправдывается режиссером через гомосексуальную ревность.

Какое все это имеет отношение к Чехову? Разве это не навязывание классику новейших тем и смыслов? Странно, что еще харассмента не было!

И не надо больше говорить, что такой театр не формирует проблемную реальность! Мужчин в женских платьях я видела кучами на сценах самых разных театров, вплоть до ТЮЗов. Голых некрасивых тел и имитаций половых актов — не счесть; текстов типа «лесбиянка меня баюкала / на своих волосатых руках» — тоже. Ну и, конечно, «низкие», шокирующие приемы — главное «оружие насилия» в арсенале современного театра: у Богомолова это «оральный секс с фаллоимитирующими пистолетами и швабрами»; в «Борисе Годунове», его же, «эротично подергивается на крупном экранном плане заколотый царевич и весьма сексуально вылизывает кровь из его раны вампироподобный Гришка Отрепьев»; «послание считывается полностью уже к третьей сцене первого акта: Россией правят уголовники, в ней никогда ничего не меняется»... Ну еще бы, ведь, как заявил один модный провинциальный режиссер (руководимый «узкокорпоративной» тусовкой столицы) перед постановкой «Евгения Онегина»: «Я работаю только для молодежи. У нее нет авторитетов. Им в принципе все равно, великое произведение «Евгений Онегин» или нет, можно над ним надругаться или нет. Их не будет задевать половой акт на сцене — у них нет комплексов». А потому спектакль и начинается с полового акта... Лукавит, конечно. Если бы спектакль смотрела только молодежь, и только такая, которой все все равно, то и не было бы нужного скандального «эффекта» от такой дефектной постановки. Классика — это серьезный канал коммуникации. Классика — это кровеносная система культуры, через которую насильственная «интерпретация» проникает в нас. Классика — это код доступа к глубинному в зрителе.

Вот только не надо рассуждать о моем «мракобесии». Мракобесы — это они. Именно они подставляют ВСЕ театральное сообщество под закон о культурном насилии (а оно ведь и психологическое одновременно)! И если будет принят закон о семейно-бытовом насилии (а эти трудные вопросы УЖЕ регулируются и административным, и уголовным правом), то не избежать нашему самому свободолюбивому сообществу и такого закона! Имеющий уши да услышит.

И еще: все мелкие пакостники любят подводить историю под свои «экскременты-эксперименты» (как неприятно близки слова!). Мол, ведь у классиков у самих столько насилия. У Достоевского в «Преступлении и наказании» — и семейное, и сексуальное, и уголовное. Не надо опошлять. А если вы не видите ничего в Достоевском, кроме того, что это роман о «преступнике» и «проститутке», помочь ничем не могу. Значит, вам действительно нужен закон о культурном насилии и вы культурно-опасны для общества.

За пределами закона

Нет никакого сомнения в том, что закон о профилактике семейно-бытового насилия ничего принципиально не решит. Никому не поможет. Ничто не улучшит. А я, как всем ясно, категорически против того, чтобы мужчины, женщины и дети страдали физически и морально друг от друга.

Можем ли мы опустить культурный занавес?

Нет.

Можем ли мы иначе ставить нашу (и не нашу) классику?

Можем. Ставят.

Вот только о творческом пути тех, которые живут по принципу «Не навреди», — о них страна знает ничтожно мало.

В поле зрения другие — борющиеся с классиками означенными выше методами. Подлыми.

Следовательно, весь вопрос заключен внутри самого человека — маленького и взрослого. Если в его внутреннем опыте нет чувства любви к брату и сестре, матери и отцу; нет представлений о неизбежном для всякого личном выборе добра или зла, нет сострадания к ближним (его оберегают от вида старости, болезни и некрасивой немощи); нет радости от чтения Пушкина, не воспевшего ни одного гнилого и пакостного чувства; нет восхищения талантом Толстого, написавшего «Войну и мир» с «мыслью семейной»; нет христианского научения прощать сорок раз по сорок раз; нет понимания того, что быть личностью — это все время «работать над собой» («душа обязана трудиться и день и ночь»); если нет понимания, что быть абстрактной «личностью вообще» (без национальности и Отечества, без привязанностей и обязанностей) нельзя, — если нет всего этого, то, конечно, вы будете нуждаться в законе, чтобы чужие дяди за вас решали и вас наказывали.

Как это, кажется, просто: взять и свою внутреннюю работу, христианскую и традиционную культуру прощения, понимания и примирения (мужа, жены, отца, матери, сына; или художника и народа) переложить на правоохранителей и судебную систему!

Не самим долго и трудно выходить из кризиса ради высшей цели (сохранения семьи, честной жизни в искусстве), но подать в суд, полагая быстро решить все проблемы. Понимаю, что бывают и будут суды и разводы, несчастья и беды. Но ведь культура как институция тоже может многому научить человека — глубокое эстетическое впечатление может «душу перевернуть». Ну а суд? Для него все равно нужно иметь нервы диаметром с корабельный канат. И перспективу могу нарисовать: человек вообще в будущем может быть исключен из процесса судебного спора и состязания. Думаете, нельзя создать программу, которая будет автоматически считать вас виновными по набору слов, сказанных сгоряча?! Можно.

Семья даже со всеми ее трудностями  — это живое место роста самостоянья человека, его личностного достоинства. Семья и высокая культура — это области и для идеализма в мире. Мире, все более цинично-практичном. Не будет семьи — законодатель (а за ним всегда если не стоит народная потребность, то стоят интересы лоббистов с мировыми интересами) вообще не будет знать удержу. Рухнет семья — рухнет суверенное государство.

Пока наша русская культура все еще жива тем (как и во времена митрополита Илариона), что источник жизни личности, укорененной в народе, и самого народа находится все же не в законе, а в Благодати. Последним пределом насилия является полное исчезновение способности к воспроизведению культурной традиции у ее носителей (на это указал Е.К. Быстрицкий в статье «Конфликт культур и философия толерантности»). И как бы ни третировали люди искусства традицию, не стоит доводить нашего человека до предела. До требования закона о культурном насилии.

Досье «Культуры»

Капитолина КОКШЕНЕВА

Литературный и театральный критик, историк литературы, культуролог и публицист. Кандидат искусствоведения, доктор филологических наук. Член Союза писателей России. Постоянный эксперт Всемирного русского народного собора (ВРНС). Руководитель Центра наследования русской культуры Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева

Фото на анонсе: Dominic Lipinsk/FA Bobo/Pixsell/PA Images/TASS

Источник: Портал Культура

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Капитолина Антоновна Кокшенева
Все статьи Капитолина Антоновна Кокшенева
Закон о семейно бытовом насилии
Выдавливать из себя по капле Запад
Размышления по поводу одного законопроекта и информационной политики государственных СМИ
13.12.2024
Беда дочерей о. Даниила Сысоева
Девочки обвиняют отчима в многолетнем сексуальном насилии
08.04.2024
«Насилие насилию рознь»
Проблему ювенальной юстиции нужно решать, исходя из необходимости по возможности сохранить семью
06.02.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Незнакомая знакомая русская литература 15.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
21.12.2024
Событие культуры на берегах Невы
В Санкт-Петербурге в библиотеке Академии наук состоялось дарение уникальных книг, изданных Благотворительным фондом «Возрождение Тобольска»
19.12.2024
«В диалоге о вечных вопросах»
В Москве фонд «Возрождение Тобольска» преподнёс в дар культурным центрам столицы книжные шедевры – издания сочинений А.С. Пушкина
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.12.2024 02:20
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21