О борьбе с коррупцией, итогах экспертиз царских останков и ответственности врачей

Екатеринбургские останки  Новости Москвы  100-летие революции

Изучение останков в отделе медико-биологических исследований УОЭКД ГУК Почему Следственный комитет России уверен в подлинности царских останков, на какой стадии находится расследование трагедии в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» и как следователям СКР удалось вернуть потерпевшим по разным делам почти 46 млрд рублей. В канун Дня сотрудника органов следствия глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин ответил в интервью «Известиям» на эти и другие вопросы.

- В этом году исполнилось 100 лет со дня расстрела царской семьи. Следственный комитет недавно сообщил о результатах новых экспертиз, которые подтвердили подлинность царских останков. Чем отличались проведенные исследования от того, что было в 1990-е годы?

- Следственный комитет заново исследовал все имеющие значение обстоятельства. Благодаря именно этому делу генетическая экспертиза в России серьезно продвинулась вперед. И если в 1990-е годы прошлого века молекулярно-генетические исследования проводились только по митохондриальной ДНК, то есть по материнской линии, то современная генетика позволяет проводить анализ по Y-хромосоме, устанавливая биологическое родство по мужской линии нескольких поколений людей.

Таким образом комплексные комиссионные молекулярно-генетические экспертизы подтвердили принадлежность обнаруженных останков бывшему императору Николаю II, членам его семьи и лицам из их окружения. При этом 7 из 11 обнаруженных останков соответствуют семейной группе - мать, отец, четыре дочери и сын.

- Какие конкретно генетические образцы сравнивались в ходе экспертиз?

- Были проведены все возможные сопоставления, причем для объективности экспертизы проводились в различных, независимых друг от друга лабораториях. Молекулярно-генетическая экспертиза по установлению биологического родства императора Александра III, ранее эксгумированного в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, и погибшего человека, идентифицированного как бывший император Николай II, подтвердила, что они являются родственниками на уровне отец - сын. «Екатеринбургские останки», обнаруженные в 1991 году, сравнивались с ДНК-профилем Николая II, выделенного из следов его крови, оставшихся на рубашке, после совершенного на него нападения в Японии. Также генетические профили костных останков сопоставлены с образцами от живущих в настоящее время родственников семьи Романовых как по отцовской, так и по материнской линиям. Поэтому никаких сомнений в принадлежности останков членам царской семьи быть не может.

Помимо этого, ранее в обществе высказывалась версия о возможном отравлении императора Александра III. Мы решили проверить этот довод, назначив в рамках этого уголовного дела химическую экспертизу по нескольким его волосам, изъятым в ходе эксгумации. Современные технологии позволяют посмертно выявить по анализу волос наличие ядов или иных вредных веществ в организме человека даже спустя столетие. И результаты этой экспертизы полностью опровергли версию об отравлении императора.

- Что еще предстоит сделать следствию?

- Итоговое процессуальное решение можно будет принять после того, как будут завершены две повторные комиссионные медицинские (антропологические), автороведческая и историко-архивная судебные экспертизы. В рамках этих экспертиз ученые изучают и систематизируют порядка 2 тыс. документальных первоисточников, в том числе обнаруженных в 2017-2018 годах в зарубежных архивах и музеях и никем не исследованных. В экспертных советах собраны исследователи разных возрастов и школ, среди них и те, которые уже в 1990-х годах участвовали в исследовании останков, а также те, которые впервые прикоснулись к этой теме.

- Для чего это нужно?

- Ранее в публичном пространстве были озвучены разные доводы, связанные с событиями 1918 года. Поэтому в рамках уголовного дела мы проверяем все возможные версии, в том числе о полном уничтожении тел; о том, что под Екатеринбургом были захоронены другие лица, не имеющие отношения к семье Романовых и их окружению; о спасении членов царской семьи; о другом времени захоронения и иные версии. Результаты этих экспертиз наряду с другими доказательствами по уголовному делу позволят ответить на эти и другие вопросы.

Уже проведен следственный эксперимент, в рамках которого следователи воспроизвели обстановку и иные обстоятельства расстрела царской семьи и лиц из их окружения в помещении, имитирующем расстрельную комнату дома Ипатьевых. Характеристики этой комнаты были описаны в протоколе осмотра места происшествия, проведенного в августе 1918 года. Результаты эксперимента полностью опровергают доводы некоторых исследователей о том, что в такой маленькой по размерам комнате не могли бы разместиться 11 потерпевших и участники расстрела.

Впервые исследованы фрагменты ювелирных изделий, обнаруженных в 1998 году в районе Ганиной Ямы, где еще в 1918-1919 годах проводились поисковые работы, направленные на обнаружение останков царской семьи и доказательств ее гибели. Заключением физико-химической экспертизы установлено, что содержание золота во всех трех фрагментах не соответствует регламентированным в настоящее время пробам. Это говорит о том, что украшения были сделаны в Российской империи задолго до того, как была принята современная метрическая система проб. В рамках этой же экспертизы исследованы девять бусин, обнаруженных вместе с фрагментами золотых изделий. Они совпадают по внешнему виду и размерам с бусинами на фотографиях из дела следователя Николая Соколова и бусиной, находящейся в храме-памятнике Иова Многострадального в Брюсселе. Эту бусину обнаружили в числе других в ходе поисковых работ в 1918-1919 годах и позднее ее передала в этот храм сестра Николая II Ксения Александровна.

Таким образом, эти и другие данные опровергают иные версии, представленные различными исследователями, и дополнительно подтверждают версию о расстреле царской семьи в доме Ипатьева и захоронении останков погибших под Екатеринбургом.

- Перейдем к другим проблемам, которые беспокоят граждан. С наступлением летних каникул особенно важна безопасность детей. Как этого можно достичь?

- Фундаментальные основы безопасности нашей страны - это семья, это воспитание будущего поколения. Правоохранительные органы, другие государственные и общественные институты не должны допускать ситуаций, когда дети систематически предоставлены сами себе: по данным Следственного комитета, только за прошлый год пострадало более 600 детей, находившихся без присмотра родителей. Они, к сожалению, гибнут, купаясь в неприспособленных для этого водоемах, играя на строительных объектах, вдоль дорог и в других опасных местах, становятся жертвами преступников.

Значительной доли таких происшествий можно было бы избежать, если бы отдых детей был бы организованным. Ранее существовавшая система детских лагерей позволяла предоставить его лишь четверти подростков. Следственный комитет выступил одним из инициаторов того, чтобы создать условия для организованного отдыха как можно большего числа несовершеннолетних. И в рамках соответствующих межведомственных совещаний этот вопрос был решен положительно.

- Но даже организованный детский отдых может стать опасным, и таких примеров немало.

- Следователи незамедлительно реагируют на все факты, когда он организован с грубыми нарушениями, а на первом месте стоит извлечение прибыли, а не безопасность детей. Конечно же, все помнят трагическую историю на Сямозере в Республике Карелия, где при походе в акваторию озера на лодках, погибли 14 детей. В ходе расследования проведен колоссальный объем работы, это десятки экспертиз, в том числе танатологических, молекулярно-генетических, химико-токсикологических, психолого-психиатрических, комиссионной водно-транспортной и других. Проанализированы сотни нормативных правовых актов, законов и международных актов, которые позволили дать юридическую оценку произошедшему. На сегодняшний день мы привлекли к уголовной ответственности директора и ряд сотрудников детского лагеря, руководителя управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, а также двух столичных чиновников, которые в Москве занимались организацией поездки. Сейчас это уголовное дело рассматривается в суде.

- В рамках расследования уголовного дела следователи анализировали все предпосылки трагедии, которой, очевидно можно было избежать. Этот вопрос также неоднократно поднимали родители, обращаясь к вам, в том числе, лично. К каким выводам пришло следствие?

- Да, действительно, я лично общался с родителями погибших и пострадавших детей, рассказывал им о ходе расследования, выслушивал их мнение. И разбираясь в обстоятельствах, которые способствовали трагедии, следствие выяснило, что в республике фактически не работала система связи с населением для оказания экстренной помощи. Требовалось более минуты, чтобы связаться с диспетчером по номеру «112», а для человека в критической ситуации это может стоить жизни. В итоге совместно со специалистами МЧС региона выработана эффективная система действий диспетчерской службы, которая мгновенно позволяет принимать звонки и реагировать на них. Недавно я получил письмо, в котором потерпевшие поблагодарили нас не только за проведенные следственные действия, но и за то, что мы добились изменения этой системы на региональном уровне.

Кроме того, по инициативе СКР разработаны межведомственные методические рекомендации «Алгоритм взаимодействия государственных органов, волонтерских организаций и добровольцев при организации и осуществлении розыска без вести пропавших граждан, в том числе несовершеннолетних». В нем четко прописан порядок действий при поступлении сообщения о безвестном исчезновении гражданина, начиная с оператора системы - «112» и заканчивая действиями руководителя оперативного штаба, координирующего все действия правоохранительных органов и добровольческих поисковых групп.

- Прошло четыре месяца с момента трагедии в Кемерове. Как продвигается расследование? Кто понесет ответственность за произошедшее?

- В первую очередь хотел бы еще раз выразить соболезнования потерпевшим, потерявшим близких в этой трагедии. И мы очень благодарны этим людям за то, что они нашли время и возможность помочь нашим следователям, дать показания по обстоятельствам произошедшего и даже высказать компетентное мнение по ряду вопросов. Что касается нашей работы, то расследованием занимается большая группа опытных следователей и криминалистов центрального аппарата Следственного комитета. Убежден, что следственная группа сможет досконально разобраться во всех деталях. По мере расследования мы собираем доказательства, позволяющие принимать процессуальные решения, в том числе касающиеся того, кто причастен к гибели людей. На сегодняшний день в числе фигурантов уголовного дела 11 человек. Это бывший начальник ГУ МЧС России по Кемеровской области Александр Мамонтов, его подчиненный Григорий Терентьев, начальник службы пожаротушения Андрей Бурсин, начальник инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области Танзилия Комкова; лица, имевшие непосредственное отношение к работе торгового центра: Георгий Соболев, Надежда Судденок, Юлия Богданова и другие. Продолжаем анализировать роль в этой трагедии и иных лиц, в том числе чиновников. Мы комплексно исследуем все аспекты, связанные с функционированием торгового центра.

- Как скоро можно ожидать завершения расследования?

- В ближайшее время все потерпевшие приступят к процедуре ознакомления с материалами уголовного дела. В отношении семи фигурантов - Георгия Соболева, Надежды Судденок, Юлии Богдановой, Игоря Полозиненко, Александра Никитина, Сергея Антюшина, Сергея Генина - материалы уголовного дела будут выделены в отдельное производство, им будет предъявлено обвинение в окончательной редакции. При этом сам процесс расследования всех обстоятельств трагедии будет продолжаться до тех пор, пока самые мельчайшие подробности не станут доподлинно очевидными, а каждый причастный к гибели людей не ответит по закону. Еще одна важная задача - не допустить подобного вновь. Следственный комитет сделает объективные выводы и внесет в соответствующие структуры представления об устранении причин и условий, способствовавших преступлению. Это позволит усилить профилактическую составляющую и повысить безопасность граждан, посещающих места массового досуга.

- Вы возглавляете Следственный комитет уже более 10 лет. Какие изменения в работе за это время считаете самими важными?

Напомню, что после реформы следственных органов, которая прошла в два этапа: в 2007 и 2011 годах, следствие вышло из состава прокуратуры, а Следственный комитет стал федеральным государственным органом. Мы приняли системные меры, для того чтобы организовать работу новой структуры. Как известно, к нам перешли многие опытные сотрудники из прокуратуры, МВД и других ведомств. Их опыт пригодился для того, чтобы создать сбалансированную структуру ведомства, разработать внутренние нормативные правовые акты, наладить взаимодействие с другими правоохранительными органами. Основная задача Следственного комитета - расследование особо опасных для общества преступлений. И я убежден, что для ее реализации мне и моим заместителям необходимо принимать личное участие в координации этого процесса, регулярно общаться со следователями и гражданами. Считаю, что всем руководителям следует лично выезжать на место, где произошло происшествие, вникать в детали и обстоятельства события, жестко контролировать ход расследования.

Помимо этого кардинально пересмотрены принципы общения с гражданами, которые обращаются за помощью. Каждый человек должен быть выслушан, а доводы его тщательно проверены. А ситуация, при которой чиновники прячутся за заборами от людей и проявляют безразличие, - это пережиток прошлого, от которого нужно избавляться. И сейчас мы продолжаем развивать все возможные современные способы обратной связи с гражданами.

Эти и другие принципы, на которых мы строим работу ведомства, позволяют добиваться нужных результатов. Например, раскрываемость тяжких преступлений против личности, относящихся к нашей подследственности, уже несколько лет держится на высоком уровне. В 2017 году раскрываемость убийств составила 91,7%, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом - 95,3%, изнасилований - 97,8%. В I квартале 2018 года мы добились еще более высоких показателей раскрываемости: по убийствам - 96,4%, по изнасилованиям - 99,3%, по умышленному причинению тяжкому вреда, повлекшему смерть потерпевшего - 98,3%.

Важнейшим показателем, подтверждающим эффективность работы следствия, является возмещение ущерба, причиненного преступлениями.

В 2017 году следователи Следственного комитета добились возмещения потерпевшим почти 46 млрд рублей, что составляет 35,8% от общей суммы причиненного преступлениями ущерба. А если говорить о мерах по возмещению ущерба, то наши следователи наложили арест на имущество подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, стоимостью свыше 29,5 млрд рублей. Таким образом, в совокупности удельный вес обеспечительных мер по возмещению ущерба составил более 70%. А только за три месяца текущего года возмещено ущерба на 28 млрд рублей и наложен арест на имущество на сумму более 10 млрд рублей.

- В ходе реформы 2007 года СКР принял от органов прокуратуры более 200 тыс. нераскрытых уголовных дел. Они так и остались висяками?

- На этом направлении мы избавились от устаревших стереотипов. Раньше многие считали, что раскрытие преступлений было прерогативой лишь органов дознания. Мы же изменили это, и сейчас наши следователи-криминалисты также раскрывают преступления прошлых лет и совершенные в условиях неочевидности.

Мы постоянно двигаемся вперед и постоянно ищем возможности для оптимального использования человеческого и технического потенциала. Проведены мероприятия по усилению судебно-экспертной деятельности Следственного комитета, расширению перечня видов судебных экспертиз и исследований, выполняемых в нашем ведомстве своими силами. Создан криминалистический центр, который позволил повысить оперативность выезда на места происшествий, а также в целом улучшить качество криминалистического сопровождения следствия.

В итоге за 10 лет сотрудники СК России раскрыли свыше 70 тыс. преступлений прошлых лет, в текущем году - более 2 тыс. Это неплохие результаты, ведь большая часть раскрытых - это тяжкие и особо тяжкие преступления. В целом многие преступления удалось раскрыть после тщательной проверки уже известных сведений и закрепления полученных данных следственным путем. Причем значительная часть тяжких и особо тяжких преступлений против личности раскрыта и доказана при помощи молекулярно-генетических экспертиз, выполненных нашими экспертами.

К примеру, раскрыта серия убийств и изнасилований женщин, совершенных в Севастополе в 2009-2015 годах Павлом Бондаренко, который в декабре 2017 года осужден к пожизненному лишению свободы. Серия изнасилований и насильственных действий сексуального характера, совершённых в период с 1992 по 2014 год в Екатеринбурге. Раскрыты 17 эпизодов убийств и покушений на убийство граждан СНГ в Забайкальском крае.

Расследуя дело об убийстве главы Сергиева Посада Евгения Душко, следователи вышли на след банды Константина Пискарева, и к настоящему моменту установлено более 20 убийств, к совершению которых причастны ее участники. Фигуранты взяты под стражу. В настоящее время следственные действия по делу завершены, обвиняемые и их защитники знакомятся с его материалами.

В 2007 году в Калининграде было совершено убийство предпринимателя Андрея Жигаря, которое до недавнего времени также оставалось нераскрытым. Затем это дело передали в Главное управление по расследованию особо важных дел одному из опытных следователей. В ходе следствия проведен колоссальный объем работы по сбору и закреплению доказательственной базы. Тактически грамотно спланированный процесс получения доказательств, в том числе психологический контакт со свидетелями, привели к установлению всех обстоятельств произошедшего и последующему задержанию всех причастных к убийству. И всё это удалось установить исключительно следственным путем. Один из фигурантов заключил со следствием досудебное соглашение и уже приговорен к 6 годам лишения свободы.

- В обществе активно продолжает обсуждаться тема, связанная с усилением уголовной ответственности для медицинских работников. Как идет эта работа?

- Вопросы оказания качественной медицинской помощи - это непростая тема, обусловленная спецификой врачебной деятельности, затрагивающей, с одной стороны, права граждан, обратившихся за медицинской помощью, а с другой - права и обязанности медиков, работающих зачастую в весьма непростых условиях. Жалобы граждан по этой категории дел в большинстве своем поступают как на волокиту при проведении следствия, так и на неполноту проведенных судебно-медицинских экспертиз.

Поэтому наша задача заключается, во-первых, в немедленном реагировании на такие сигналы, во-вторых, в качественном расследовании, и в третьих, что является не менее важным, в полном информировании органов здравоохранения и общественности о причинах и условиях совершения ятрогенных преступлений в целях их исключения в медицинской практики.

Статистика говорит и том, что число обращений в связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи растет ежегодно: в 2016 году их поступило 4947, а в 2017-м - уже 6050, в I квартале 2018 года - 1630. При этом надо констатировать, что далеко не в каждом случае речь идет о преступных действиях, мы тщательно разбираемся и принимаем решения. Например, в 2017 году, несмотря на большое количество сообщений о преступлениях, в суд было направлено лишь 175 уголовных дел, а за три месяца этого года 47 дел. Но согласитесь, если по халатности врача наступили тяжкие последствия, он должен нести ответственность. Сейчас мы также констатируем значительное число ошибок правоприменения при оценке различных медицинских происшествий. Это связано как со спецификой и разнообразием дефектов оказания медицинской помощи, так и с отсутствием необходимых разъяснений Верховного суда РФ.

В связи с этим я регулярно провожу личные приемы, выслушиваю людей, которые очень часто жалуются на некачественное расследование уголовных дел этой категории. И недавно мы провели такой прием совместно с президентом Союза медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» Леонидом Рошалем и членами этой организации. Убежден, что с их помощью мы сможем серьезно повысить качество расследования таких дел и в каждом конкретном случае тщательнейшим образом разбираться в обстоятельствах произошедшего. Тем самым мы стараемся обеспечить взвешенный подход при принятии процессуальных решений, направленных, в том числе на защиту прав медицинских работников от необоснованного уголовного преследования.

Кроме того, с целью совершенствования уголовного законодательства в этой сфере по моему поручению разработан проект изменений в УК РФ - это введение новой статьи 124.1 «Ненадлежащее оказание медицинской помощи (медицинской услуги)», статьи 124.2 «Cокрытие нарушения оказания медицинской помощи», а также новая редакция статьи 235 УК РФ «Yезаконное осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности. Предлагаемые изменения содержат указание на специальный субъект преступления - медицинского работника, конкретизацию вида помощи - медицинской (как оказание, так и неоказание), в том числе в виде медицинских услуг, и учитывают различные последствия.

Изменение закона позволит более четко квалифицировать содеянное, исключить возможные ошибки правоприменения, защитить, с одной стороны, медицинских работников от необоснованного уголовного преследования, а с другой - права пациентов.

- Сложно ли поддерживать на высоком уровне работу по противодействию коррупции?

СКР с первых же дней своего образования принимает самые активные меры по противодействию коррупции, это одно из главных направлений работы ведомства. Как показывают данные социологического опроса, проведенного Санкт-Петербургским государственным университетом, 40% респондентов считают, что именно с задачей противодействия коррупции СК России справляется наиболее эффективно.

Только в прошлом году возбуждено свыше 17,6 тыс. уголовных дел о коррупционных преступлениях и более 8 тыс. дел направлено в суды. В I квартале 2018 года возбуждено 5 тыс. дел, 2 тыс. направлено в суды. По оконченным уголовным делам о коррупционных преступлениях и материалам доследственных проверок в 2017 году государству возвращено свыше 2 млрд рублей, наложен арест на имущество обвиняемых на сумму еще более 8 млрд рублей. В текущем году сумма возмещения составляет более 500 млн рублей, арестовано имущество на 2,8 млрд рублей.

По всем коррупционным преступлениям скрупулезно ведется расследование в целях выявления коррумпированных связей системного характера. В отношении организованных групп, совершивших коррупционные преступления, в суд направлено 79 уголовных дел по обвинению 237 человек и 3 дела в отношении преступных сообществ по обвинению 21 человека.

- Много ли высокопоставленных должностных лиц среди фигурантов уголовных дел, которые расследовал Следственный комитет?

- Только в 2017 году к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности привлечено 581 лицо, обладающее особым правовым статусом. Также привлечен к уголовной ответственности ряд губернаторов. Слушается в суде дело бывшего главы Республики Коми Вячеслава Гайзера и его соучастников, при этом одному из фигурантов, заключившему досудебное соглашение о сотрудничестве, уже вынесен приговор. Среди уже осужденных к реальному лишению свободы - экс-губернаторы Кировской и Сахалинской областей, бывший министр экономического развития страны. Состоялся приговор в отношении теперь уже бывшего члена Совета Федерации Цыбко, осужденного за получение взяток на общую сумму более 21 млн рублей. Это первый случай в современной следственной практике России, когда к уголовной ответственности привлекался действовавший на тот момент сенатор. Завершено расследование уголовного дела в отношении судьи Арбитражного суда города Москвы Игоря Корогодова и московского адвоката Александра Мосина, обвиняемых в посредничестве во взяточничестве и покушении на мошенничество.

- Общество видит реакцию правоохранительных органов на так называемую бытовую коррупцию. Выявляются ли такие преступления в каких-то иных, специфических сферах?

- Мы противодействуем коррупционным проявлениям в самых различных сферах экономики. Например, сейчас расследуется уголовное дело о хищении более 150 млн рублей, выделенных из средств федерального бюджета в рамках госконтракта между Федеральным космическим агентством (ныне - ГК «Роскосмос») и ЗАО «Центр перспективных технологий и аппаратуры».

Предметом этого договора было выполнение опытно-конструкторской работы для государственных нужд. В 2015 году генеральный директор «Центра перспективных технологий и аппаратуры» Райгедас Поцюс, его первый заместитель Олег Архипенков, главный конструктор - начальник конструкторского бюро Семен Шишкин, коммерческий директор Александр Софинский предоставили государственному заказчику фальсифицированные первичные бухгалтерские документы и ложные сведения исполнения технического задания по разработке технологии изготовления химических источников тока и создания опытных образцов батарей. Как установили следователи, фактически ничего из этого выполнено не было, однако работы были оплачены исполнителю в полном объеме. Следственные действия по этому уголовному делу завершены, обвиняемые и их защитники знакомятся с его материалами. Действиям сотрудников «Роскосмоса» будет дополнительно дана правовая оценка.

Мы также продолжаем работу по выявлению нарушений, связанных со строительством космодрома Восточный. Расследуется уголовное дело в отношении бывшего начальника ФГУП «Спецстройтехнологии» при Федеральном агентстве специального строительства Александра Никитина. По данным следствия, Никитин незаконно, без обязательных банковских гарантий, выплатил коммерческой организации в виде аванса денежные средства, полученные из федерального бюджета по государственному контракту на строительство объектов космодрома «Восточный», в сумме более 774 млн рублей. При этом коммерческая организация подрядные работы, предусмотренные договорами субподряда, не выполнила в полном объеме, полученные деньги не вернула, использовав их на другие цели. В результате злоупотребления Никитиным должностными полномочиями не был обеспечен возврат денежных средств на сумму 665 млн рублей.

- В СМИ продолжает обсуждаться возможная реформа органов следствия, расширение полномочий прокуратуры. Как вы к этому относитесь?

- Я уже неоднократно говорил, что считаю существующую на данный момент систему эффективной и сбалансированной. Функции следствия и надзора сейчас четко разделены, что способствует большей объективности работы сотрудников каждого ведомства. Реализация предложений о расширении полномочий прокурора за счет возможности возбуждать и расследовать уголовные дела создаст условия, при которых процессуальные действия будут производиться должностным лицом, одновременно обязанным надзирать за их законностью. Это негативно отразится на объективности и беспристрастности прокурорского надзора, так как при принятии какого-либо процессуального решения прокурор в дальнейшем будет связан своими убеждениями в его законности и обоснованности.

Оценивая существующую систему Следственного комитета важно учитывать в первую очередь мнение людей, для которых мы работаем. Причем, на мой взгляд, это мнение для нас должно быть приоритетным. Данные вышеназванного мной независимого социологического опроса показали: более 70% опрошенных считают, что Следственный комитет России справляется с поставленными задачами. Граждане нас поддерживают, а это самая объективная оценка.

Мы уже сейчас думаем о перспективах. Ведь система - это прежде всего люди, кадровый потенциал. Уже формируется новое поколение следователей - высоконравственных, квалифицированных, беспристрастных, патриотично настроенных, понимающих современные тенденции, технологии, социально-экономические условия, в которых мы работаем. Сегодня мы готовим сотрудников фактически уже с кадетской скамьи, потом они обучаются в наших ведомственных вузах. Недавно получили дипломы выпускники Московской академии Следственного комитета. Они и есть будущее следствия вне зависимости от того, в какой структуре они будут проходить службу. Придя на службу, все они должны помнить, что мы работаем на общий результат и вклад каждого сотрудника в этот результат крайне важен.

И, пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех сотрудников ведомства, а также ветеранов с Днем сотрудника органов следствия Российской Федерации, поблагодарить их за нелегкий труд и пожелать профессиональных успехов.

Источник