Поклонение некст. Каким святым молятся православные

Иван Грозный  Новости Москвы 
0
833
Время на чтение 23 минут

Правила канонизации святых в России прописаны четко. Однако тысячи людей, считающие себя православными, молятся не причисленным к лику святых, рассказывают о помощи и верят в чудо.

На панихиде по императору Павлу I в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга 24 марта - в день убийства Павла I

- Я вырезал портрет Павла I из книжки и наклеил в рамку образка, когда картонка с Николаем Чудотворцем слетела и потерялась,- рассказывает 41-летний Евгений Юркевич, старший научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, показывая самодельный образок.- И ношу с собой больше 20 лет. Я молюсь императору Павлу скрыто (келейно) ежедневно. Может быть, это дерзость. Но свято верю, что император Павел I будет канонизирован... К нему обращаюсь с просьбами о защите от бед и бесовских искушений. В Гатчине и Петербурге Павлу I келейно молятся многие. Сослуживице посоветовал помолиться у гроба императора Павла. Через несколько дней она сказала, что ее проблема разрешилась.

Император

Юркевич с благоговением демонстрирует «потайной образ» в узле галстука; на лацкане пиджака блестит булавка с портретом Павла I. Интерес к императору Павлу Петровичу у Евгения проснулся еще в школе, задолго до того, как он стал работать в Гатчинском дворце экскурсоводом. Хотя Евгений Юркевич и уверяет, что келейно молиться хорошо, он прекрасно знает: святого должна утвердить Церковь. Это не помешало Юркевичу написать житие Павла I, которое, по его словам, «гуляет в интернете» и отправлено «куда надо». Он говорит, что будет добиваться канонизации Павла I, но не смог уточнить, куда именно и кому отправил свой труд в Москву. Сам же Юркевич считает императора Павла глубоко православным человеком, который «боролся против масонов, за что они его в свои ряды и записали, чтобы опорочить». Петербургский историк Евгений Юркевич почитает императора Павла I давно - как «святого государя» - и молится ему ежедневно с просьбами о защите «от бед и бесовских искушений»

Петербургский историк Евгений Юркевич почитает императора Павла I давно - как «святого государя» - и молится ему ежедневно с просьбами о защите «от бед и бесовских искушений»

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

- Не очень я силен в церковной истории, но император Павел I и царь Иван Грозный заслуживают канонизации,- рассуждает Юркевич.- Уже в XVII веке в московских монастырях появились изображения Ивана Грозного с нимбом. Этого царя до сих пор в Москве воспринимают как местночтимого святого. От Грозного есть помощь по молитве!

Как объяснил Евгений, он интересуется историческими деятелями, «которых все обгаживают». Поэтому, с его точки зрения как историка, Павел I - святой государь, как и Иван Грозный. Впрочем, уточняет Юркевич, не все коллеги понимают его убеждения - сослуживица спросила прямо, все ли у него в порядке с головой: монархист и хвалит Сталина. А хвалит он, потому что считает: «путь Сталина - русский имперский», впрочем, канонизировать вождя Евгений все же не готов.

Однако даже среди монархистов не все разделяют взгляды господина Юркевича. Так, предприниматель Борис Туровский, начальник Санкт-Петербургского отдела Российского имперского союза-ордена и руководитель Юркевича по монархическому обществу, пыла соратника не одобряет.

Предприниматель Борис Туровский - заместитель начальника Российского имперского союза-ордена. К организации панихиды по Павлу I в Петропавловском соборе в день его смерти 24 марта РИС-О имеет непосредственное отношение, как и общество ревнителей Павла I. Господин Туровский, в отличие от своих соратников, против инициатив чьей-либо канонизации

Предприниматель Борис Туровский - заместитель начальника Российского имперского союза-ордена. К организации панихиды по Павлу I в Петропавловском соборе в день его смерти 24 марта РИС-О имеет непосредственное отношение, как и общество ревнителей Павла I. Господин Туровский, в отличие от своих соратников, против инициатив чьей-либо канонизации

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

- Годы воинствующего атеизма укрепили народ в мысли, что канонизация - это чуть ли не присвоение почетного звания,- возмущается Туровский.- И стремление людей кого-то непременно канонизировать - глупость. Канонизация - констатация церковью святости человека. Мы придерживаемся позиции Русской православной церкви и не занимаемся отсебятиной.

Впрочем, разговоры о канонизации императора Павла Петровича ходили задолго до атеистической эпохи.

- О почитании Павла I в народе можно говорить с начала XX века,- рассказывает заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов.- Во время Первой мировой протоиерей Александр Дернов, настоятель Петропавловского собора, заметил: люди приходят на могилу императора Павла не только в памятные даты. И стал опрашивать прихожан, заказывающих панихиду по Павлу I, завел книгу, в которую записывал ответы. Ему отвечали, что панихида по императору Павлу помогает, когда требуется заступничество перед начальством. Скажем, ты хочешь, чтобы сына не забрали в армию,- должен помолиться о Павле I. Не ему самому - чудеса не зафиксированы. В советское время поклонение императору Павлу сошло на нет (его нельзя считать праведником - начать с того, что у императора были любовницы).

Смены эпох тем не менее почитания Павла I не отменили - так, недавно было создано Национальное общество ревнителей светлой памяти императора Павла I (существует оно третий год, учета членов нет).

- Есть вещи, требующие отмщения! Как любая несправедливость, ложь. Нельзя хулить вождей своего народа! - негодует Павел Баринов, глава Общества ревнителей.

Основная цель ревнителей - восстановление исторической справедливости по отношению к Павлу I. По их мнению, во-первых, необходимо создание соответствующих учебников; во-вторых - канонизация. В-третьих, считают они, нужно сделать законотворческое наследие Павла I частью государственной политики. Людей надо просвещать, уверен Баринов. Сам он считает убитого императора «успешным менеджером», благополучным семьянином, настоящим христианином, прагматиком и педантом.

Глава Национального общества ревнителей светлой памяти императора Павла I Павел Баринов (в центре) с соратниками после панихиды по императору Павлу I в Петропавловском соборе

Глава Национального общества ревнителей светлой памяти императора Павла I Павел Баринов (в центре) с соратниками после панихиды по императору Павлу I в Петропавловском соборе

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Баринов - убежденный монархист. На вопрос, как быть с устоями, если они потеряны, отвечает: реставрировать, потому как историческую память стереть нельзя.

Поймать ревнителя оказалось затруднительно: он телеграфировал с крестного хода, потом погрузился в подготовку к панихиде по Павлу I. После панихиды огорчился до слез, что не смог поговорить с каждым пришедшим.

На панихиде по Павлу I 24 марта (к организации панихиды, которая проводится регулярно в Петропавловском соборе в день смерти императора, Общество ревнителей, как и Российский имперский союз-орден, имеет самое непосредственное отношение) было человек 200. На подобной панихиде по Александру II десятью днями раньше, надо сказать, было менее людно - человек 30 убежденных монархистов в возрасте. А вот почтить память Павла I собралась разная публика: от «Горьковской» к Петропавловке спешили пожилые женщины с цветами в длинных юбках, суровые бородатые мужчины, несколько - в подобии зипунов.

Во время крестного хода на Невском проспекте ревнители памяти Павла I прикладывались к его портрету, как к иконе. В народе говорят, что убитый император - святой заступник в тяготах, связанных с карьерой и чиновниками

Во время крестного хода на Невском проспекте ревнители памяти Павла I прикладывались к его портрету, как к иконе. В народе говорят, что убитый император - святой заступник в тяготах, связанных с карьерой и чиновниками

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Один из таких немолодых колоритных мужчин - ветеран монархического движения - представился поэтом Михаилом Устиновым «из дворян». Многие привели детей, была и молодежь. Импозантный мужчина лет пятидесяти шепнул, что приходит на панихиды по царской семье «замаливать общий грех», и пригласил 19 мая присоединиться к молебну у Спаса на Крови в честь дня рождения Николая II. В руках он держал, как икону, купленную на свечном лотке у входа открытку: семья императора Павла. Сказал, дома икона у него имеется.

Ветеран монархического движения поэт Михаил Устинов присутствовал и на панихиде по Павлу I

Ветеран монархического движения поэт Михаил Устинов присутствовал и на панихиде по Павлу I

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Павлу Баринову 47 лет, он женат, воспитывает сына, работает компьютерным мастером, инженером-механиком, печатает на принтере душеполезные книги. В 23 года окончил теологический факультет Международной академии современного знания в Обнинске, но разуверился в учении американских проповедников. Тогда же, по его словам, через «духовную терапию» православного психолога пришел к православию, произведя «ревизию взглядов». Понял, что для него ценны русская история, подвиги, «совершенные под благословением Русской церкви», после чего «наладил внутренний диалог с Богом».

Живет Баринов в Гатчине. В местном Павловском соборе работал секретарем благочинного (руководителя церковного округа) и создал миссионерский отдел. Историей места проникся.

- Увидев поминальную молитву Павлу Петровичу, узнав о чудесах, я попробовал помолиться ему сам,- вспоминает активист.- Стал читать книги и заметил: образ императора отличается от того, что пишут в учебниках. Обратился к историкам и понял: Павел I заслуживает канонизации как царь-мученик, не отрекшийся от власти. Павел Петрович принимал участие в лечении, устроении судеб и в частной жизни огромного количества людей. Он любил своих подданных!

Баринов обращался в отдел по канонизации Гатчинской епархии: работа, по его словам, ведется, хотя «епископ пока в раздумьях».

Активист «в диалоге с комиссией по канонизации Гатчинской епархии». Он собирается заснять свидетельства помощи императора Павла, чтобы предъявить в РПЦ повторно.

По словам господина Баринова, дело ревнителей поддерживают многие священники и почитают убитого императора келейно. Кто-то говорит об этом на «церковных мероприятиях». Сам Павел открыто называет себя царебожником на своей странице в соцсети, чтобы, как он объясняет, подтолкнуть людей задуматься.

- Нас называют еретиками, полагающими, будто Христос не искупил своей смертью спасение людей,- говорит Павел Баринов.- Мы считаем, царь Николай II пошел за Христом и повторил его подвиг, оставшись в России и претерпев страдания за русский народ. По его молитве Богородица явила Державную икону, приняв державу у императора. И если мы покаемся в том, что не смогли защитить государя, и будем достойны, то Богородица передаст ее новому монарху. Павла I можно причислить к мученикам и отчасти к страстотерпцам. Он сохранил честь и достоинство, не отказавшись от престола. Это часть подвига, которая также присутствует в подвиге Николая II - смерть за интересы Отечества и веру Христову.

Своими соратниками Баринов называет «Народный собор» (общероссийская организация, по своей структуре коалиция почти 100 разных движений, выступающих за близкие идеи - традиционные ценности, защиту чувств верующих, борьбу с ЛГБТ, абортами и т. д.), коалицию «Родительское стояние». По словам Павла Баринова, на работу общества было получено благословение схиигумена Сергия Романова (известен в народе в том числе и как духовник депутата Госдумы Натальи Поклонской). А передал благословение отца Сергия Игорь Смыков, которого Баринов отрекомендовал «хранителем иконы царя-страстотерпца Николая Александровича».

Старец

Игорь Смыков - начальник Войсковой православной миссии. Его имя известно среди ревнителей Николая II и Григория Распутина. В Петербурге помнят его внезапную инициативу украсить город, в котором жил и был убит «царский друг», памятником Распутину. В интернете господин Смыков чаще всего запечатлен с иконой Николая II и ревностной почитательницей последнего императора Натальей Поклонской. За трепетное отношение к памяти «старца Григория» Смыков наградил памятной медалью «Григорий Ефимович Распутин» избранных. Медалью за №1, как пишет «Русская народная линия», награжден митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин.

- По благословению афонских старцев,- рапортует он на видео,- была учреждена медаль к 100-летней мученической кончине старца Григория Ефимовича Распутина.

Имперский триколор, крест цвета крови, номерная медаль, которая носится слева. На обороте «Боже, храни своих!» (Видимо, тех, кто отделен от «церкви антихриста» и уже спасен.) Похоже на отсылку к 10-й главе Евангелия от Иоанна: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня».

- Лента медали особенно амбициозна,- рассказывает историк Михаил Медведев, член Геральдического совета при президенте РФ,- цвета государственного герба империи (начиная с белого, а не с черного, но так изредка делали и до 1917 года) дополнены красными полосками. Наверняка они должны символизировать кровь, но вышло так, будто из-за колодки выглядывает советский кумач. Никакого уважения к царским традициям тут нет. При императорской власти за самовольное учреждение медали, тем более с императорскими цветами, пришлось бы иметь дело с полицией.

На церемонии награждения господин Смыков говорил и о мироточении иконы Распутина, и о том, что «святые в бумажках не нуждаются», имея в виду канонизацию. Закончив награждение, резюмировал: «Россия на краю гибели, и только молитва святых царских мучеников и старца Григория может отвести от нас гнев Божий...»

В сети можно найти видео крестных ходов ревнителей «старца», а также его иконы. В Александровском парке Царского Села стоит деревянный крест, украшенный иконами и цветами. Возле креста растет верба - некоторые почитатели уверяют: она распускается 29-30 декабря (в ночь убийства Распутина), и потому ее нещадно обламывают съезжающиеся сюда паломники, в основном монархисты. По их мнению, здесь место временного упокоения Григория Ефимовича. Как известно, останки Распутина были сожжены. В музее-заповеднике «Царское Село» говорят, что «вопросом местонахождения временного захоронения Распутина в разные годы занимались несколько исследователей. Все они сходятся во мнении: подлинное место захоронения находилось вне сегодняшних границ музея-заповедника». То есть могила Распутина, пусть и временная, была не здесь. Но это не смущает ревнителей памяти «старца», о чудесах которого говорят не только паломники, но и священнослужители.

Протоиерей Аркадий Петровцев публично сообщил в квартире Григория Распутина на Гороховой, 64 о помощи «старца» в исцелении от беснования. Видео есть в сети.

По словам Петровцева, когда он попытался читать молитву, чтобы изгнать беса из одержимого, тот заявил, что молитва слабая. «Бесноватый» накануне пил самогон, через этот самогон «бес и вошел». Помог только акафист Распутину. Сын самого священника поступил в Духовную академию, потому что «молился Григорию Ефимовичу». Об этом отец Аркадий заявляет на той же видеозаписи.

Блекло-желтый доходный дом на Гороховой, 64 мало чем отличается множества подобных в Санкт-Петербурге. С улицы его и вовсе не рассмотреть за железными воротами, зажатыми в арке между магазинами и салоном красоты (когда-то снимать жилье во дворах было дешевле, чем в фасадном доме). Для людей знающих - место особое: в квартире №20 жил Григорий Распутин, это его последний адрес в Петербурге. Стершиеся ступени ведут на третий этаж. Площадку перед входной дверью в квартиру украшает фото вербы не случайно: распускающаяся верба по мысли его почитателей - символ святости Распутина. Повесил снимок предприниматель Дмитрий Филатов, один из владельцев этой квартиры - он покупал комнаты в бывшей коммуналке, чтобы сделать мемориальный музей.

В квартиру Распутина светские люди передают мебель и литературу на разных языках о «старце». Его почитатели книги тоже приносят - соответствующие

В квартиру Распутина светские люди передают мебель и литературу на разных языках о «старце». Его почитатели книги тоже приносят - соответствующие

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Вместе с единомышленниками Филатов воссоздает обстановку столетней давности, опираясь на мемуары. Иконостас с изображениями Распутина сделал художник Александр Думченко, второй владелец квартиры. Дмитрий говорит, в памятные даты приходит много почитателей Григория Ефимовича - как правило, монархисты. Иконы, мебель, книги дарят посетители. Случаются и конфузы: как-то истово благоговеющие пытались отодрать кусок старой газеты со стены, видимо, как артефакт «эпохи старца».

Предприниматель Дмитрий Филатов - один из владельцев квартиры на Гороховой, 64, в которй жил Григорий Распутин. Дмитрий называет себя человеком православным, потому считает своим долгом собрать и сохранить память о знаменитом хозяине квартиры

Предприниматель Дмитрий Филатов - один из владельцев квартиры на Гороховой, 64, в которй жил Григорий Распутин. Дмитрий называет себя человеком православным, потому считает своим долгом собрать и сохранить память о знаменитом хозяине квартиры

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Себя Дмитрий называет человеком православным, потому считает своим долгом собрать и сохранить память о знаменитом бывшем хозяине квартиры. Особо почитающие, говорит он, прикладываются к портрету Распутина в прихожей, передают записки, просят о мире в семье, о здоровье - о насущном. Письма Дмитрий складывает в копилку, стараясь не читать. Он называет Распутина провидцем и целителем, однако не претендует на право РПЦ решать вопрос о канонизации симпатичного ему «старца».

А вот почитатель Павла I Евгений Юркевич хоть и говорит о Распутине тепло, но твердо против его канонизации.

- Нет чудес на его могиле. Однако есть «ультраправославные люди», к которым я себя не причисляю, повернутые на нем и убежденные в святости старца. Григорий Ефимович не святой,- уверен он.

Другая позиция у Сергея Астахова - директора издательства «Царское дело». Он ответственный секретарь созданной год назад народной комиссии по общественной реабилитации Григория Ефимовича Распутина-Нового и сбору свидетельств о его благодатной помощи. Награжден, как и Дмитрий Филатов, памятной медалью Григория Распутина.

Художник Александр Думченко, второй владелец квартиры на Гророховой,- автор растиражированной в сети иконы Григория Распутина с царевичем Алексеем

Художник Александр Думченко, второй владелец квартиры на Гророховой,- автор растиражированной в сети иконы Григория Распутина с царевичем Алексеем

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

- Вопросы, связанные с канонизацией, мы тоже будем решать - собираем свидетельства святости,- уточняет Астахов.- Но главное - раскрыть общественности личность Григория Ефимовича - подвижника и мученика за Христа и царя. Официальное прославление в лике святых Русской православной церковью, безусловно, важно, но начинается все с народного почитания, с низов. Народное почитание - процесс необратимый. Однажды и я молитвенно к Григорию Ефимовичу обратился с просьбой открыть, что он за человек. И старец Григорий стал мне духовно близок. Теперь я обращаюсь к нему с просьбами о здоровье, о разрешении духовных вопросов. Думаю, он меня слышит: я не сразу получаю просимое, но связь с ним чувствую, особенно когда прошу о здоровье близких.

Иконы Распутина Сергей Астахов хранит дома. К мысли о святости старца пришел за те 24 года, что изучает его личность. Личность Распутина, поясняет Астахов, «открывается любому через осознание святости царской семьи, которая видела в нем молитвенника и духовного наставника».

- В Церкви количество почитателей Распутина ничтожно,- разъясняет протоиерей Георгий Митрофанов.- Речи о его канонизации никогда не шло, но его персоной комиссия по канонизации занималась, когда решался вопрос канонизации царской семьи. Человеком он был отнюдь не праведным. Александра Федоровна с немецкой последовательностью хотела познать церковную жизнь России и решила, что носителем веры в России является простой народ. Отсюда и интерес к странникам. Пришел покаявшийся грешник из народа: а если это «глас Божий», почему бы не прислушаться? Простой мужик превратился из грешника не то что в праведника - в чудотворца. Распутин цесаревича от болезни не излечил, но снимал болевые обострения. Разврат и пьянство - все это было, и императрица это знала, увидев досье Столыпина. Но у нас обычных людей не любят - жалуют раскаявшихся злодеев.

Простые люди и темные силы

- Мы люди простые,- отрекомендовался Станислав Воробьев, координатор Русского имперского движения в Петербурге.- Потому ориентируемся на авторитеты, например на старца отца Николая Гурьянова. (протоиерей Георгий Митрофанов отсыл к авторитету умершего о. Николая Гурьянова считает манипулированием больным стариком). По мнению Воробьева, один из претендентов на канонизацию - Григорий Распутин, другой - Павел I.

Станиславу Воробьеву 57 лет, возглавляет юридическую фирму и называет себя политиком. На рабочем столе «политика» - фото итальянского диктатора Бенито Муссолини и иконы. Из-под кипы бумаг выглядывает том Ницше.

К слову, сам Воробьев ни императору Павлу, ни Распутину не молится. На уточнение, указ ли «простым людям» РПЦ, ведь Распутин не канонизирован, а его почитают, отвечает:

- Я консерватор. А менее консервативные чувствуют в душе тягу - молятся конкретному персонажу. И помощь поступает. А это признак того, что надо канонизировать. Я молитвенно обращаюсь к Николаю II и считаю, в каждом приходе его икона должна быть в алтаре, потому что этот человек отвечает за Россию. Потенциально может быть канонизирован Иван Грозный. Самое главное качество монарха - искренняя вера. Мученическая кончина - уже основание для канонизации.

Координатор Русского имперского движения Станислав Воробьев ни Распутину, ни Павлу I не молится, но относится к ревнителям памяти этих людей сочувственно. Сам он молитвенно обращается к Николаю II и уверен: иконы последнего русского царя должны быть в каждом алтаре

Координатор Русского имперского движения Станислав Воробьев ни Распутину, ни Павлу I не молится, но относится к ревнителям памяти этих людей сочувственно. Сам он молитвенно обращается к Николаю II и уверен: иконы последнего русского царя должны быть в каждом алтаре

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Потому, поясняет монархист, Петр I не подходит по параметрам, как и Александр II, имевший «негатив в личной жизни»; у Павла I, убежден Станислав Воробьев, «любовниц не было», поскольку он был «фанатично религиозен» и «любил жену». От позиции историков и РПЦ господин Воробьев и в этом случае дистанцировался.

С Воробьевым солидарен руководитель движения «Святая Русь» москвич Иван Отраковский: «Иоанн Грозный был благочестив, любим народом и ненавидим боярами - олигархами-паразитами, на руках которых - море крови. Иоанн Грозный жестко и успешно с ними боролся, увеличивая население страны и расширяя границы государства, уничтожая при этом дотоле непобедимых противников. Божьим промыслом. Главное то, что и Грозный, и Распутин вели духовную жизнь. Потому были крайне преданны - один России, второй царской семье. И оба ненавидимы силами, стремящимися дестабилизировать ситуацию в стране».

Икон этих персон у Отраковского нет. А вот у Сергея Астахова, почитающего Грозного, его писаная икона имеется. Говорит, ее привезли в подарок из какого-то монастыря средней полосы. Господин Юркевич с единомышленниками молится о возрождении монархии в России и убежден: власть в стране должна быть жесткой, потому, скажем, Александра II недолюбливают за либерализм. На Youtube доступно видео молебнов правителю твердой руки - Ивану Грозному.

О причинах народного почитания и духовных поисков размышляет кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Борис Кнорре:

- Царь Иван Грозный - одна из таких фигур, которая позволяет переписать историю. Если брать эту персону как идеал, то, с одной стороны, это мистическая фигура, правитель сильной руки (а в России всегда к сильной руке была тяга), а с другой - архаика, на фоне возвращения фундаменталистского тренда к «более праведным формам православия» и попытки переосмыслить историю. Иван Грозный для почитателей олицетворяет могущество России, независимость от других стран. Царебожники не признают его вину в убийстве митрополита Филиппа, выстраивая параллельную трактовку истории в рамках культуры конспирологии, когда ревнители пытаются происходящее объяснить действием тайных сил. Параллельно идет поиск «своего национального Христа».

Нового Христа некоторые видят в Николае II, поскольку он позволил себя убить. Почитатели приписывают ему кротость, а то, что он был убит со всей семьей, делает его мучеником, пострадавшим за других. В этой парадигме Григорий Распутин выступает как Иоанн Креститель.

И если Николай II - идеал незлобивого царя, давшего себя убить, то Грозный - фигура силы, способная отомстить и победить.

Мимо канона

В интернете несложно купить икону Распутина: скажем, «Мученик за Христа и за Царя. Человек Божий Григорий» продается за 1790 рублей, под стеклом - дороже. Можно приобрести икону Ивана Грозного. Сайт представляет свою продукцию смело: «Икона царя Иоанна Грозного есть образ чаемого Богоданного Русского Царства». В онлайн-магазине «Чудотворные иконы» "Ъ" рассказали, что иконы Распутина и Грозного спрашивают нечасто, и подчеркнули: изображенные не причислены к лику святых.

Еще большая редкость - икона Александра Суворова. Вот и монархист Сергей Астахов сокрушается, что нет у него хорошего иконописного изображения «святого воина». Говорит, почитателей знаменитого полководца много среди военных.

При желании можно найти и иконы полководца Александра Суворова - как, например, в церкви Василия Великого в селе Кистыш

При желании можно найти и иконы полководца Александра Суворова - как, например, в церкви Василия Великого в селе Кистыш

Фото: РИА Новости

На запрос "Ъ" секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Владимир Воробьев сообщил, что в комиссию поступали письма с просьбой прославить в лике святых Ивана Грозного, Григория Распутина, Павла I и Александра Суворова.

Однако РПЦ не считает такое возможным и благословения на келейное почитание этих лиц не давала, назвав написание акафистов и икон подпольной деятельностью. В приложении №2 к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от 7 июня 2008 года об этом сказано подробно, подчеркнул Владимир Воробьев. Впрочем, официальная позиция РПЦ не очень смущает ревнителей неканонизированных святых.

Общество привыкло искать врагов и кумиров, запуская фильтры, отделяющие «своих» от «чужих». Тоскует по сильной руке сурового правителя, непримиримого к супостатам и милостивого к преданным. Надеется на чудо, посланное мистическим «старцем», который и сам вышел из народа. И кается «в коллективном грехе», надеясь получить нового царя, которому были бы присущи черты венценосных предшественников, например Ивана Грозного и Павла I. Почитание последнего - отголосок мечты об идеальном правителе: строгом, милостивом и высоконравственном.

«Наше общество постоянно порождает исторические мифы...»

Фото: Владимир Ходаков

Протоиерей Георгий Митрофанов, заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, профессор

- Я 20 лет проработал в комиссии по канонизации. Даже в те годы, когда членом Синодальной комиссии по канонизации был митрополит Санкт-Петербургский Иоанн Снычев, чья книга «Самодержавие духа», собственно, и вызвала движение за канонизацию Ивана Грозного в 1990-е, ни он, ни кто-либо другой в нашей комиссии не ставил вопрос о канонизации царя Ивана Грозного. В дальнейшем эта тема зазвучала, и нам пришлось провести серьезное исследование - был подготовлен документ, в котором доказывалось, почему подобная канонизация невозможна. Поэтому, с точки зрения Русской православной церкви, вопрос о канонизации Ивана Грозного в обозримом будущем поставлен быть не может.

Наше общество постоянно порождает исторические мифы: значительная часть граждан страдает историческим невежеством. С другой стороны, причина симпатии к Грозному - сформировавшееся в советское время убеждение, что история - не наука, призванная дать реальную картину прошлого, а вид пропаганды, обосновывающей те или иные идеологические постулаты. Комплекс крушения Советского Союза, потери великой страны вызывает потребность ощущать себя если не в великом настоящем, то в великом прошлом. В нашем сознании идея величия страны связывается с идеей величия государства. Эта тенденция сейчас очевидна: показать, что подлинный патриотизм заключается в возвеличивании собственного государства - не страны, не культуры. И личность Ивана Грозного уже пережила период возрождения в конце 1930-х - начале 1940-х, когда по указанию Сталина профессиональные историки, будучи заложниками идеологии, спасая свои жизни, писали о том, за что бы их учителя предали анафеме.

Немалую роль сыграл фильм Эйзенштейна «Иван Грозный». Это пропаганда: фильм, затем ангажированные монографии, призванные доказать наукообразными аргументами правильность идеи «великого и оболганного государя». Затем тема затихла, и в своих монографиях 1960-1970-х годов историки Руслан Скрынников и Даниил Альшиц писали здравые вещи о Грозном. Но это забылось в 1990-е.

Никогда в русской историографии Иван Грозный не рассматривался как положительный персонаж (не случайно его изображения нет на памятнике «Тысячелетие России»).

Не увидим мы и крупных историков, которые бы пытались исторически обосновать миф о Грозном. А его деятельность противоречива. Он начал многообещающе свое правление, потом случилось помешательство. Когда Иван Грозный вступил, вопреки канонам православной церкви, в четвертый брак, церковь брак признала, но наложила епитимью - отлучила царя на несколько лет от причастия. Однако, не дождавшись истечения срока епитимьи, он вступил в пятый брак, и в шестой, и в седьмой. И Ивана Грозного отлучили от причастия до конца дней. Тем не менее он принял схиму (правда, постригали его в бессознательном состоянии). Причастия не принял. Смерть Грозного - вызов всем церковным канонам. Иван Грозный не местночтимый московский святой. Однако есть некоторые изображения, на которых он по византийской традиции предстает с нимбом.

При канонизации всех святых, кроме мучеников, главным основанием должно быть наличие чудотворений и церковно-народное почитание. Если собран материал, позволяющий проводить канонизацию, то происходит на Церковном соборе совершение последней панихиды по этому человеку, потом зачитывается акт о его канонизации, выносится икона, специально написанная, и перед ней служится первый молебен. Это богослужебный алгоритм превращения христианина, который не нуждается в молитвах о нем, в святого, в котором нуждаемся мы. Пока этого не произошло, писать иконы, жития, служить молебны - церковное нарушение. Если епархиальная комиссия по канонизации святых посчитает возможным, она обращается в Синодальную комиссию и готовит проект жития, собирает информацию о чудотворениях. Если бы не священноначалие, у нас бы был «святой Сталин», «святой Жуков»...

«Почитание царских особ и их приближенных - социально-психологическое явление»

Фото: Из личного архива

Алексей Беглов, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН

- Почитание царской семьи и ее окружения стало действительно массовым явлением в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Оно развивалось в контексте растущих эсхатологических настроений. Сейчас сложно представить, насколько упал градус религиозности в России. Но в преддверии рубежного 2000 года ждали конца света. И такие действия власти, как введение паспортов нового образца и внедрение ИНН, что было опознано как «печать антихриста», подогревали эти настроения. В те годы так называемые царебожничество и борьба с кодами были взаимосвязаны и нерасчленимы. В 2007-м группа адептов этих взглядов под Пензой в ожидании конца света «ушла в затвор» в самодельной пещере, двое из них погибли. С тех пор эти настроения обособились друг от друга и стали меньше вторгаться в церковный дискурс. До этого было ощущение, что царебожники и борцы с кодами готовы взять власть в Церкви.

Можно спросить: как сформировались эти настроения? Есть параллели между современными царебожниками и народными религиозными движениями 1920-1930-х. Крестьяне часто воспринимали советскую власть как власть антихриста. А коль скоро антихрист пришел, за ним грядет и второе пришествие Христа, и избавление от окаянной власти. И вот в отдельных регионах появляются люди, воспринимаемые как «Спасители». Одна из групп считала таким «Христом» спасшегося, по их мнению, императора Николая II (возможно, им проповедовал человек, который выдавал себя и за императора, и за Христа-спасителя). В других местах такие харизматические лидеры выдавали себя за иных якобы спасшихся членов императорской фамилии. Но николаевцы (так они сами себя называли) 1920-1930-х годов были уничтожены, смогли ли они повлиять на современных царебожников, сказать трудно.

Почитание царских особ и их приближенных - социально-психологическое явление. У царебожников - своя богословская концепция, основанная на богоизбранности русского народа, заместившего иудейский. Соответственно, у русского народа разворачивается своя священная история, в которой есть свой мессия (убиенный император), его предтеча (Григорий Распутин) и пророки. Эти люди ждут царя-мессию, который придет не как правитель страдающий, а как царствующий. В его царство войдут только верные. Стремление канонизировать Ивана Грозного объясняется так: коль скоро борьба темных и светлых сил - основной сюжет мировой истории, то их «воплощения» должны быть обнаружены на каждом ее этапе. Кроме того, он - своего рода пророк, предвестник грядущего царя. Мало кто из специалистов возьмется утверждать, что последние книги, подписанные именем митрополита Иоанна (Снычева), написал именно он, в том числе и «Самодержавие духа», на которое ссылаются ревнители Грозного. Если раньше борьба шла против кодов, теперь - за общественную нравственность, активизм ревнителей согласуется с действиями некоторых политиков.

Стремление обращаться к Григорию Распутину или Павлу I с разными просьбами - адаптация общенародных представлений о том, что каждый святой имеет свою «специализацию». Это черта перенята у народного православия.

Ревнители императора Павла - явление новое. Видимо, стихийно формируется полноценный пантеон. Павел I - еще один пророк, прообраз царя-искупителя.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Башмакова
Вера спасает от наркотиков
Корреспонденты «НВ» побывали в православном реабилитационном центре для наркозависимых
21.04.2014
Все статьи Мария Башмакова
Иван Грозный
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Миронов
23.04.2024 23:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03