Как сообщал департамент информации Минобороны России, 12 января командующий Ливийской национальной армией маршал Халифа Белкасим Хафтар посетил российский авианосец «Адмирал Кузнецов», проходивший около берегов Киренаики (восточной Ливии). Хафтара приветствовали старший в походе вице-адмирал Виктор Соколов, командование и экипаж корабля, после чего состоялась видеоконференция ливийского военачальника с министром обороны Сергеем Шойгу, «в ходе которой были обсуждены актуальные вопросы борьбы с международными террористическими группировками на Ближнем Востоке». В завершение Хафтару была передана «партия медицинских препаратов первой необходимости для ливийских военнослужащих и мирного населения».
Информация о посещении 74-летним ливийским маршалом российского авианосца не осталась незамеченной на Западе. Так, министр иностранных дел Мальты Джордж Велла заявил, что поддержка Москвой Хафтара может быть «разрушительной» - спровоцировать гражданскую войну и поток беженцев в сторону Европы. Комментируя подобные заявления, необходимо подчеркнуть, что гражданская война в Ливии идёт шестой год. Всё, что можно там было разрушить, Запад, инспирировавший свержение Муаммара Каддафи, уже разрушил. Жертвами ливийской войны стали более 50 тысяч человек. Хаос и анархия в стране спровоцировали исход многих ливийцев. В одном Тунисе сейчас проживает более миллиона беженцев из Ливии. Ливийцы вообще очень патриотичные люди. В бедуинских традициях любить свой дом, поэтому появление большого количества эмигрантов из Ливии - показатель крайнего неблагополучия в стране. Те, кто могли и хотели покинуть Ливию, уже сделали это. Объединение же страны под властью сильного лидера привело бы не к дальнейшему исходу населения, а к возвращению тех, кто бежал от разбоя вооружённых группировок.
В 1981-1987 годах полковник Халифа Хафтар, получивший военное образование в СССР, командовал ливийским военным контингентом в Чаде. В 1987 году сдался в плен чадским и французским военным. Позднее попросил политического убежища в США. Так что для Запада этот человек не является неизвестным. В войне с правительством Каддафи в 2011 году участия не принимал и вернулся в Ливию после ее окончания.
Впервые имя Хафтара громко прозвучало в ливийской политике в апреле 2014 года. Это совпало с фактическим расколом страны. В Киренаике в это время утвердился новый законно избранный ливийский парламент - Палата представителей, заседающая в Тобруке. В то же время исламисты, захватившие контроль над страной после свержения Каддафи, отказались признавать результаты выборов и создали в Триполи при поддержке Катара альтернативный парламент и правительство - Всеобщий народный конгресс (ВНК). Затем при посредничестве ООН в апреле 2016 года в Триполи было сформировано Правительство национального единства (ПНЕ) во главе с бизнесменом Фаезом Сараджем, но оно никого не контролирует и не в силах справиться с террором джихадистских группировок в Триполитании (западной Ливии).
Халифа Хафтар, получивший в тобрукском правительстве пост министра обороны, создал Ливийскую национальную армию (ЛНА) и приступил к собиранию ливийских территорий. В 2015 году он успешно выбил радикальных исламистов из второго по величине города страны Бенгази, а в 2016 году продолжил победоносный марш на запад. 16 сентября прошлого года его войска освободили порты и терминалы «нефтяного полумесяца»: Рас Лануф, Сидру, Зуэйтину и Брегу. Эти порты долгое время находились под контролем «нефтяной гвардии» Ибрагима Джадрана, а доходы от нефти получало не ливийское государство, а племенные ополчения. 16 декабря 2016 года маршал заявил о том, что его войска обязаны занять Триполи для того, чтобы прекратить «издевательства над ливийцами и покушения на их жизнь и достоинство». Заявление было сделано после того, как была обнародована видеозапись изнасилования ливийской женщины боевиками-джихадистами в Триполи. В комментарии указывалось, что подобные бесчинства стали в ливийской столице массовым явлением.
В 2016 году маршал Хафтар дважды побывал в Москве; в июне он встречался с секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым и министром обороны Сергеем Шойгу, в ноябре - с Шойгу и министром иностранных дел Сергеем Лавровым. По сообщениям СМИ, в Москве Хафтар вёл переговоры о поставках вооружений правительству в Тобруке. Российская сторона пока не дала окончательного ответа, учитывая, в частности, что спецпредставитель ООН по ливийскому урегулированию М.Коблер крайне негативно реагирует на любые попытки признания правительства Халифы Хафтара и Акиллы Салеха (председателя парламента в Тобруке). М.Коблер делает ставку исключительно на ПНЕ Ф.Сараджа. Последнее, правда, неспособно навести порядок даже в столице. Об этом свидетельствуют как криминогенная обстановка в Триполи, так и волна боёв, прокатившихся в городе в первую половину декабря. В вооружённых стычках участвовали сторонники ПНЕ, боевики лидера ливийских «Братьев-мусульман» Халифы Гвейли и отряды бывшего лидера местной «Аль-Каиды» Абдельхакима Бельхаджа (Бельхадж - один из богатейших бизнесменов Ливии, прикарманивший крупнейший аэропорт и не собирающийся с ним расставаться).
Посещение маршалом Хафтаром российского авианосца стало для правительства в Тобруке важным положительным сигналом. Халифа Хафтар продемонстрировал своим противникам - исламистам из Всеобщего национального конгресса (ВНК) в Триполи и представителям могущественного клана Мисураты уровень своей международной поддержки. Москва же обозначила своё влияние на ситуацию в Ливии и свои приоритеты. Ни одна из стран НАТО, действующих в Ливии, таким влиянием не располагает. Французские и итальянские корабли, которые находятся у берегов Ливии, участвуя в операции по противодействию незаконной миграции, в ливийские территориальные воды входить не рискуют.
Объединительные усилия Х.Хафтара в Ливии поддерживает не только Россия. Серьёзную помощь маршалу оказывает соседний Египет, заинтересованный в обеспечении безопасности своих западных рубежей. Известно, например, что до недавнего времени самолёты ВВС Хафтара пилотировались египетскими лётчиками. Финансируют египетскую военную помощь правительству в Тобруке Объединенные Арабские Эмираты. Положительно к усилиям Халифы Хафтара относится в последнее время и Франция, обеспокоенная проникновением ливийских террористов и оружия из разграбленных арсеналов Каддафи в бывшие французские колонии в Западной Африке.
Гражданская война в Ливии обескровила эту в прошлом богатую страну. Ливийцы, когда-то гордившиеся своим патриотизмом и домоседством, стали народом диаспоры. Крайне негативно сказался ливийский конфликт и на соседних африканских странах. Достаточно вспомнить события 2012 года в Мали, связанные с мятежом туарегов, чем тотчас же воспользовались местные исламисты. Поэтому усилия по объединению страны можно только приветствовать, но одному, даже сильному лидеру, выполнить эту задачу не под силу, учитывая племенной характер ливийского общества. Для оздоровления обстановки в Ливии необходимо согласие основных племён и кланов, примирение бывших сторонников Каддафи и их противников. Некоторую надежду внушает освобождение в июле прошлого года из ливийской тюрьмы Сейф аль-Ислама Каддафи, рассматриваемое некоторыми знатоками ливийской жизни как возможность прорыва в межплеменном примирении.
Халифа Хафтар с офицерами своего штаба