Как Церковь пыталась остановить революцию

Сто лет назад в Москве состоялся Священный Собор

Новости Москвы 
0
614
Время на чтение 7 минут
Выборы после отречения


С 1700 года в Русской Церкви не было ни соборов, ни патриарха: всем управляло созданное при правительстве «духовное ведомство» - Синод. Это лишало Церковь самостоятельности, но обеспечивало политическое единство. Противником созыва Поместного Собора был даже император Николай II. «Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь великое дело, требующее спокойствия и обдуманности», - писал он в марте 1905 года.

Лишь после его отречения началась реальная подготовка к Собору. Летом 1917-го состоялись выборы от епархий. Были избраны 564 участника, из них более половины миряне: крестьяне, ремесленники, профессора. Это означало, что Церковь - не только духовенство, но и весь православный народ, который отныне будет активно участвовать в управлении церковными делами.

Первая сессия Собора продолжалась четыре месяца - до конца 1917 года. Главным на ней стал вопрос о новом патриархе.



Залпы по Кремлю

- Наша Церковь подобна зданию, его крыша - епископы, за ней - только Небесный Глава. Зачем же нам патриарх? К чему надстройка над крышей? - рассуждал в прениях протоиерей Николай Цветков.

Дискуссия длилась несколько недель. Всем запомнилась речь молодого профессора Московской духовной академии - будущего священномученика Илариона (Троицкого):

- Где в Москве бьётся русское сердце? Конечно, в Кремле! Там, на пустующем ныне патриаршем месте должно биться русское православное сердце. Орёл петровского самодержавия выклевал его. Собор Церкви Российской снова поставит московского патриарха. И когда под звон колоколов взойдёт он на своё священное место, будет великая радость на земле и на небе!

Через два дня в Петрограде большевики взяли власть. В Москве начались уличные перестрелки. Революционные солдаты применили артиллерию. Залпы по Кремлю были слышны в Лиховом переулке, где заседал Собор. Сомнения в необходимости церковного лидера отпали: большинство участников проголосовали за восстановление патриаршества.



Как избрали патриарха

Выборы Святейшего проходили под оружейный грохот. В Святую Русь палили, не жалея снарядов. 3 ноября будущий патриарх - митрополит Тихон - побывал в Кремле: кровь, растоптанные облачения, расстрелянные иконы (подробнее об этом - на стр. 11). На следующий день большевики закрыли Кремль. Избрание патриарха в Успенском соборе, назначенное на 5 ноября, оказалось под угрозой. Решили провести его в храме Христа Спасителя.

Голосованием определили трёх кандидатов. Окончательный выбор должен был решить жребий.

Три свитка с именами положили в ковчежец и поставили на амвоне рядом с Владимирской иконой Божией Матери. После литургии к святыне подвели старца, иеромонаха Алексия из Зосимовой пустыни. Он долго молился, а затем исполнил волю Божию: вынул один из свитков и передал почётному председателю Собора - будущему священномученику владыке Владимиру (Богоявленскому). Все затаили дыхание. Под сводами огромного храма прозвучало имя митрополита Московского Тихона. «Аксиос!» - возгласили тысячи верующих.



Скорбная речь

Избранный Предстоятель произнёс тогда необычную речь, пророческую. Многие ещё надеялись, что власть большевиков - лишь страшный эпизод, что после выборов в Учредительное собрание вернётся мирная жизнь и Церковь будет сотрудничать с государством. Но Патриарх Тихон видел иное будущее:

- Весть об избрании является для меня свитком, на котором написано: «Плач, стон и горе». Сколько мне придётся глотать слёз и испускать стонов в предстоящем служении!

Святитель умер весной 1925-го, в 60 лет, после травли, арестов, тюремного заключения, допросов, разбойных покушений. По официальной версии - от сердечной недостаточности.



Право на бесчестье

Поместный Собор не раз обращался к тем, кто пошёл за большевиками. «Довольно братской крови, довольно злобы и мести!» - говорилось в заявлении от 11 ноября. В ответ на это ленинский Совнарком создал революционные трибуналы. 13 ноября в Царском Селе расстреляли протоиерея Иоанна Кочурова - первого по времени российского новомученика (материал о нём читайте на стр. 6).

19 января 1918 года патриарх выступил со знаменитым посланием. В нём - анафема гонителям и участникам расправ (полный текст на стр. 7). Это была решительная попытка переломить ситуацию.

- Под угрозой церковного отлучения многие могли одуматься, - говорит известный историк протоиерей Георгий Митрофанов. - Но дальнейшие события показали, что для большинства русских людей право на бесчестье, которое им дали революционеры, в тот момент оказалось важнее, чем связь с Церковью.



Итог закрытого заседания

Открытие второй сессии Собора большевики встретили по-своему. В тот день, 20 января 1918 года, Ленин подписал декрет «О свободе совести». Церковь лишалась собственности: храмы, иконы, утварь, облачения объявлялись «народным достоянием».

В феврале расстрел крестных ходов в Воронеже, Туле, Шацке, Харькове. И ещё одна страшная новость: убит киевский митрополит Владимир (Богоявленский) - почётный глава Собора. Когда Патриарх Тихон сообщил об этом, все соборяне встали и осенили себя крестным знамением. Невольно возникла мысль: а что если убьют самого патриарха?

Чтобы не вызвать паники, провели закрытое заседание. Решили, что в экстренной ситуации Святейший может сам назначить себе преемников. А вся полнота патриарших прав до следующих выборов должна перейти к Местоблюстителю.



«Мы готовы всё претерпеть»

Некоторые участники Собора покинули его, спасая свою жизнь. Но большинство остались. Резко осудили ленинский декрет, упростивший расторжение брака до формальной процедуры. Приняли решения о церковном имуществе и хозяйстве, о монастырях, о более активном участии женщин в жизни Церкви.

Каждое утро газеты сообщали о новых жертвах среди духовенства. 13 апреля патриарх отслужил заупокойную литургию, на которой впервые прозвучало прошение Богу «о гонимых ныне за православную веру и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках». Участники собора молились, понимая, что их, возможно, ждёт та же участь.

В июне пришли известия: в Перми красноармейцы заживо закопали архиепископа Андроника (Никольского), в Тобольске утопили епископа Гермогена (Долганёва). А вскоре газеты сообщили о расстреле Николая II.

Симпатии к монарху приравнивались к контрреволюции. Но соборяне совершили панихиду по последнему царю. Патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей Церкви молиться о его упокоении. Убийство в Екатеринбурге святитель назвал «ужасным деянием, с которым не может примириться совесть». Это был открытый вызов властям. И патриарх понимал, на что идёт.

- Пусть нас заточат в тюрьму, пусть расстреливают, мы готовы всё претерпеть, - сказал он в проповеди.

Претерпеть... Было ясно, какое место из Евангелия это напоминает. «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми за имя Мое; и соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга... Претерпевший же до конца спасётся».



Три мифа о Соборе

Сейчас, спустя 100 лет, есть разные точки зрения на Собор. Бытует миф о его либерализме, чуть ли не «обновленчестве». Позволил женщинам быть псаломщиками, допустил в богослужении русский язык... На самом деле такие нововведения стали допускаться только с разрешения епископа, не как правило, а скорее как исключение. Никакого либерализма в решениях Собора быть не могло: после голосования документы поступали на утверждение совещания епископов, куда входили самые авторитетные архиереи. Если их что-то не устраивало, они возвращали определение на доработку.

Ещё один миф - о возможном патриаршестве Николая II. Даже если и были такие планы у императора, то до отречения. Возможно, монарх мечтал о времени, когда его сын подрастёт, царственная чета сможет принять монашество и царь станет во главе церковного управления. Об этом есть более поздние воспоминания современников, но ни в дневниках, ни в семейной переписке Николая Александровича нет даже намёка на такой вариант. И на Соборе об этом не говорилось.

И наконец, главный миф: решения вековой давности, увы, устарели.

- Опора на активные, самостоятельные приходы, открытость в хозяйстве, выборность - вряд ли эти темы ушли в прошлое, - говорит научный руководитель проекта по изданию документов Собора, кандидат исторических наук Александр Мраморнов. - Да, многие решения в советское время не могли реализоваться. Но сегодня мы можем изучать и использовать уникальный опыт людей, принявших мученический венец. Участники Собора работали для будущего, для нас.

Михаил УСТЮГОВ

Источник: Крестовский Мост

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Устюгов
Что читать, смотреть и слушать о церковной истории
Обзор самых интересных и содержательных книг, фильмов, лекций
19.12.2023
Евангелие в общих тетрадях
«Я переписал все четыре Евангелия в толстые общие тетради и храню их до сих пор»
20.05.2021
Что такое прелесть
Как уберечь себя от духовного самообмана
05.11.2020
Когда Ульяновск был церковным центром СССР
В 1941-м руководство РПЦ оказалось в городе без храмов
25.06.2019
Все статьи Михаил Устюгов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 00:29
Трагедия деревни
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 00:02
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 22:02
Имеет ли силу церковная анафема?
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 20:07
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21