Львовская жертва российской геополитики

Новости Москвы  Украинский кризис 
0
476
Время на чтение 5 минут

Сегодня Галичина является несомненным регионом-антигероем в представлении россиян и русской части населения Украины. Однако так было далеко не всегда. Сегодня забылась та роль, которую сыграли галичане в развитии русской культуры.

Сегодня Галичина является несомненным регионом-антигероем в представлении как россиян, так и русской части населения Украины. Именно из этого региона в XX веке вышли злые монстры украинского национализма, именно здесь, в русском представлении, сосредоточено все чуждое и враждебное русской культуре и Русскому миру как таковому.

Однако так было далеко не всегда. В условиях войны и взаимной ненависти уже забылась та роль, которую несколько столетий назад сыграли галичане в развитии русской культуры и науки.

Начать эту историю можно с 70-х годов XVI века. На фоне растущей в Европе контрреформации и, соответственно, усиления в Речи Посполитой давления со стороны католичества львовские зажиточные мещане и местная православная аристократия объединились в Успенское православное братство.

Эта организация быстро превратилась в опору православия посреди польского католического моря. В противовес распространению иезуитских коллегий, обучение в которых в итоге приводило местную православную знать к католичеству, львовское братство основывает ряд собственных учебных заведений.

Очень быстро братство получает от Константинопольского патриарха ставропигию, то есть независимость от местных православных иерархов. На тот момент епископат все больше начинает склоняться к уступкам католичеству, что и приведет их в конце концов к заключению Брестской унии - подчинению местных православных иерархов Риму.

В этих реалиях православное братство Львова не только не сдается, но и разворачивает широкую культурную деятельность.

Оно выкупает и возобновляет работу типографии, основанной первопечатником Иваном Федоровым, прибывшим во Львов из Москвы. Типография становится одним из главных православных культурных центров Восточной Европы, влияние ее распространяется не только на Речь Посполитую, но также на Молдавию и Русское царство.

Православные соседи оценили усилия братства, и львовской общине оказывается широкая материальная поддержка, в частности, на средства, полученные из Москвы и Молдавии, в конце XVI - начале XVII века строится грандиозная Успенская церковь.

Именно этот храм, и ныне являющийся одним из символов Львова, становится центром, вокруг которого сплачивается православная община Львова. Здесь работает типография, здесь зарождается православная школа, которая, как мы это увидим далее, станет своеобразным предком высшего образования во всей России.

Лишь название улицы Русская и церковь напоминают о существовании некогда могущественного русского культурного и политического центра во Львове(фото: Lestat (Jan Mehlich)/wikipedia.org)

Лишь название улицы - Русская - и церковь напоминают о существовании некогда могущественного русского культурного и политического центра во Львове (фото: Lestat (Jan Mehlich)/wikipedia.org)

Львовское братство не остается в пределах своего региона, и вскоре по его примеру создаются аналогичные братства на Волыни и, что самое главное, в Киеве.

В древней русской столице основывается Киевское Богоявленское братство, на базе которого создается будущая Киево-Могилянская академия, получившая имя в честь одного из самых знаменитых православных деятелей начала XVII века - митрополита Петра Могилы.

Одним из первых ректоров нового учебного заведения стал Мелетий Смотрицкий, автор «Грамматики» - книги, которая на следующие два века определила пути развития письменного русского языка.

Спустя несколько десятилетий именно из стен Киево-Могилянской академии выходит Симеон Полоцкий, основатель первого на территории современной Российской Федерации православного высшего учебного заведения - Славяно-греко-латинской академии в Москве.

Пожалуй, самым знаменитым выпускником этой академии стал впоследствии Михаил Ломоносов, который, в свою очередь, стал основателем Московского государственного университета. Показательно, что, придя в Москву за наукой, кроме двух рубах в котомке Михаил Васильевич также нес всего две книги, которые, по собственному признанию, во многом повлияли на его дальнейший жизненный путь.

Первая из книг - уже упомянутая «Грамматика» Смотрицкого, а другая - «Арифметика» Леонтия Магницкого, первое в России учебное пособие по математике. Магницкий, естественно, также был выпускником основанной «могилянцами» Славяно-греко-латинской академии.

Тем временем в самой Галичине православное братство постепенно приходит в упадок.

Полтора столетия оно оставалось по сути инструментом «мягкой силы», распространяющей русскую православную культуру в этом регионе, и само оказывало влияние на становление русской культуры в России.

Но, как это часто бывает, неприступный для Польши остров в самом сердце Речи Посполитой стал жертвой российской же геополитики.

Начинался XVIII век, а вместе с ним и Великая Северная война. Для России она на первых порах складывалась крайне неудачно. Уже в первые месяцы был выбит один из ключевых союзников - Дания. Рассчитывать в противостоянии со Швецией приходилось только на Речь Посполитую.

Сама Речь Посполитая то и дело переходила со стороны на сторону, являясь потенциальным союзником для каждого из враждующих лагерей. Поляки могли себе позволить выдвигать обеим сторонам удобные для себя условия.

И одним из таких условий стала ликвидация уже пришедшего на тот момент в упадок Львовского Успенского братства. В 1708 году Петр I настоятельно рекомендует «братчикам» уступить требованиям униатских епископов и принять унию.

Русским галичанам ничего не оставалось, как принять волю могущественного православного монарха. Да и если посмотреть, то может показаться, что и условия капитуляции были не такими уж тяжелыми: ведь православные обряды сохранялись в прежнем виде, а догматы и общая юрисдикция мало волновали широкие массы.

Интересно, что именно выходцы из Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович и Стефан Яворский, первый киевлянин, второй галичанин, становятся идеологами создания Российской империи при Петре.

Прокопович, по сути, вывел новую идею порядка передачи имперской власти из традиции Римской империи, что впоследствии дает право занять российский престол женщинам, которые и будут править в России большую часть XVIII века.

Основанный же с участием Прокоповича и Яворского Синод на месте Патриархии до самого его устранения в 1918 году будут возглавлять почти исключительно выходцы из Киево-Могилянской академии, ставшей кузницей высших церковных иерархов России.

Так закончилась история центра русского православия во Львове. С тех времен лишь название улицы Русской, возле которой находится церковь, и двуглавые орлы в ее интерьере напоминают о существовании некогда влиятельного русского культурного и политического очага в этом регионе. Самобытный русский «фонд Сороса» того времени исчезает навсегда.

Конечно, потребуются еще столетия, принесшие немало драматических событий, чтобы Галичина превратилась в конечном итоге в гнездо русофобии и украинского национализма. Гнездо, которое уже принесло и, вероятно, еще принесет русским много бед.

Так высшие сиюминутные интересы по поиску на западе союзников и партнеров перевесили силу культурного и религиозного единства. В конечном итоге это приводит к тяжелым геополитическим последствиям уже сегодня.

Трудно удержаться от того, чтобы провести некоторые, пусть и весьма отдаленные параллели.

Сегодня еще один центр русского самосознания - на Донбассе - стал заложником высших геополитических интересов, согласно которым Донбасс должен уступить и несмотря ни на что остаться в рамках желто-голубого государства.

При этом, как известно, едва ли не единственной целью этого государства является максимально возможная степень противостояния с Россией. И как знать, не станет ли Донбасс спустя какое-то время, подобно тому, как это случилось с Галичиной, авангардом в борьбе с Россией.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Селезнёв
Все статьи Денис Селезнёв
Новости Москвы
Все статьи темы
Украинский кризис
Сбылся ли прогноз?
15 лет назад экспертам было понятно, что Украину в её постсоветских границах не удержать
15.04.2024
Le Figaro: на Западе предупредили о скором поражении Украины
Война на истощение исчерпывает ресурсы Украины
13.04.2024
CNN: Европа боится победы Трампа из-за его планов по Украине и НАТО
Европейские дипломаты в США пытаются подобраться к союзникам Трампа за информацией
13.04.2024
России нужна «православная иранизация»
Метафизика многовекторного мира и шабаш пособников терроризма в Швейцарии
12.04.2024
В рамках «Большой игры» маленькие игры тоже следует учитывать
Зачем Эрдоган и Лукашенко постоянно выдвигают мирные инициативы
12.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15