Профессор Андрей Остапенко: Подростков не нужно «перекармливать» Православием

Бывший СССР 
0
1643
Время на чтение 5 минут

Интервью с профессором Кубанского государственного университета и Екатеринодарской духовной семинарии, автором более 700 публикаций по педагогике, психологии и антропологии Андреем Остапенко.

 - Андрей Александрович, в своих трудах вы говорите о том, что России необходимо идти собственным путем, не ориентируясь на Запад. Каким вы видите этот путь? 

-  Наша страна была интересна миру, когда предлагала ему альтернативные пути развития: в дореволюционное время, в советский период. Последние тридцать лет - это годы подражания: попытка «войти» в Запад, примерить на себя западные ценности (лояльность, толерантность, мультикультурализм). 

После событий 2014 года стало понятно, что Россия должна пойти по своему собственному пути. Мы уже не можем подражать ни Большому Западу - сытому, холеному, комфортному, ни Большому Востоку, стремительно развивающемуся за счет использования дешевой рабочей силы. 

Новый путь развития страны, видимо, будет предполагать синтез христианства с более справедливыми формами мироустройства. Совершенно согласен с Патриархом, который заявляет, что России необходимо брать лучшее из разных эпох: святость Древней Руси, соборность России Имперской, стремление к социальной справедливости Советской эпохи и стремление к свободе и достоинству человека постсоветского времени. 

- Вы говорили о том, что во многом наше государство подражает Европе. А систему образования мы тоже скопировали? Насколько успешно, на ваш взгляд?

 - Мы скопировали Болонскую систему, компетентностный подход и самое ужасное - это превращение образования в потребительскую услугу. Педагог предоставляет услугу, речь здесь уже не о воспитании и развитии учеников. Преподавание - часть сферы потребления. Об этом заявлял и экс-министр образования Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя». В советские годы ситуация была иной: мы создавали общество, где «раскрепощаются высшие творческие способности человека». Несмотря на декларативный атеизм, в СССР сохранились христианские ценности и традиционная этика.

 - Что вы можете сказать о реформах высшей школы?

 - Считаю, что в реформах высшей школы больше отрицательных перемен. Болонская система и новая форма аспирантуры превратила вузы в трёхслойную систему, состоящую из малосвязанных подсистем - бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Бакалавриат стал чем-то вроде «неполного высшего». Поскольку магистранты уже имеют диплом о высшем образовании, то в своём большинстве они уже трудоустроены и учёба в магистратуре становится для них тяжёлым дополнением к трудовой деятельности и говорить о её качестве не приходится.

 - Об этом говорит и тот факт, что поступить в магистратуру можно не по профилю бакалавриата.

 - Да, кстати такая система, похоже, только у нас. Студент может получить диплом теплотехника и затем идти в магистратуру по педагогике или психологии. Слава Богу, что медицинские вузы на эту систему не перешли.

 Вторая глупость, которая произошла с высшим образованием, - это почти полная утрата того, что называется классическим университетским образованием. Университет,«универсум», предполагает широкое образование. А теперь существуют специализированные университеты: педагогический, медицинский - это же оксюморон.

 -  Обучаясь в университете, студенты получают некоторые компетенции. Обязательными становятся не знания, а компетенции, которые практичны и подходят под понятие услуги: их можно и получить, и предоставить. Это следствие превращения образования в услугу?

 - Да, компетенции очень хорошо вписываются в парадигму нового образования подготовки потребителей. Попытка формализации учебной документации доходит до абсурда. Например, есть специальности, освоив которые надо согласно стандарту выпускнику обрести полсотни компетенций. Для оценки качества их освоения преподаватель должен расписать фонд оценочных средств при защите дипломных работ. Но как оценить полсотни компетенций за двадцать минут защиты? Вот это никого не интересует. Лишь бы были расписаны критерии.

Если образование - это услуга, то ее можно с одной стороны предоставить, а с другой стороны - потребить. Компетенции, знания, умения, допустим, можно предоставить или потребить. А как быть с любознательностью и трудолюбием? Такие качества к услуге несводимы, нельзя заплатить за них и получить желаемый результат. Тогда должен ли учитель прививать их детям?

 - Итак, западные ценности и эпоха постмодернизма повлекли за собой нездоровое реформаторство в образовании. А существует такой фактор, который усугубляет ситуацию? Например, устройство чиновничьей системы? 

- У Маркса есть понятие - «превращенная форма», когда один элемент сложной системы начинает паразитировать, развиваться за счет других, убивая систему. В медицине это называется онкологией. Сегодняшняя система чиновничества - это социальная «онкология», которая паразитирует на системе образования. Количество управленцев в образовании за последние 20 лет разы увеличилось в разы, а количество учителей резко «оптимизировано». И вся эта чиновничья рать выплёскивает на головы учителей тысячи приказов, циркуляров, распоряжений, инструкций и за всё требует отчёты.

 - Вы преподаете в семинарии. Там те же проблемы, что и в светских институтах?

 - Проблемы во многом те же. Но так как семинарии полузакрытые учреждения, здесь свои особенности. В духовном образовании большое значение уделяется нравственности: из института вас не отчислят за строптивость и отсутствие смирения или за несоответствие ваших религиозных взглядов, а из семинарии за это отчисляют.

К сожалению, конкурсы на поступление в семинарии резко упали: хорошо, если есть полтора человека на место. К четвертому же курсу студентов зачастую остается меньше половины от поступивших.

 - Андрей Александрович, как педагог посоветуйте православным родителям, как воспитывать ребенка, который не хочет ходить в храм?

 - В детстве-то он ходит в храм, причащается, все им умиляются, а к 12-13 годам в нем начинается протест. Чаще всего потому, что его «перекормили» Православием. Очень привычная картинка: идет Литургия, дети бегают, а родитель стоит, внимания на эту суету не обращает - он молитвенник же! Ребенок не может два часа стоять, для него это много, и это надо понимать.

У ребенка должна возникнуть внутренняя потребность службы, молитвы. Никто никого не должен заставлять ходить в храм. Есть такая категория прихожан, которые мнят себя православными и считают, что все вокруг них должны быть такими же. А нужно быть терпеливыми, понимающим, не перегибать.

 - А по работе с молодежью какие могут быть рекомендации? В частности, с молодежью невоцерковленной.

 - Слышал мнение, что молодежи надо привить моду к христианству, чтобы ребята увидели там что-то «свое». Дескать поначалу придет в церковь, потому что это модно, а там и втянется. Я считаю, что это неверный путь. Проведение массовых акций, фестивалей и православных шоу тоже малорезультативно. Здесь, мне кажется, необходимо в среду уже воцерковленной молодёжи постепенно вовлекать отдельных молодых людей со стороны, дабы они могли окунуться в новую для них незнакомую ранее систему отношений. И если эта нова среда для них окажется привлекательной и интересной, они в ней останутся. А путь шумных кампаний и православной рекламы ничего не даст.  

Беседовала Анна Звягина

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Александрович Остапенко
Рособрнадзор должен быть ликвидирован
В советской системе образования не было ничего подобного, а результат был…
08.05.2023
Время пришло
О началах и основаниях воспитания человека Русского міра
04.05.2023
Пора излечиться от политической неопределенности
Мировоззренческий и воспитательный векторы в образовании не могут быть столь долго неопределёнными
23.01.2023
Все статьи Андрей Александрович Остапенко
Бывший СССР
Труд должен быть внесён в Конституцию как высшая ценность
Трудами создаётся великая Россия с её мечтой об идеальном государстве, в котором живёт самый счастливый, просветлённый, добрый, трудолюбивый народ
19.12.2024
День памяти Святителя Николая Чудотворца
Также сегодня мы чтим память павших при обороне Киева от монголо-татарских полчищ
19.12.2024
День памяти русского первопечатника диакона Ивана Фёдорова
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Михаила Николаевича и героя-танкиста Дмитрия Лавриненко
18.12.2024
Со святыми упокой
3. Записки о поминовении старших братьев
17.12.2024
День памяти святителя Геннадия Новгородского
Сегодня мы также вспоминаем графа А.Р.Воронцова и графа С.Д.Шереметева
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Гражданская сознательность в условиях окончания СВО
Новый комментарий от Алексей Ощепков
19.12.2024 06:59
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от Русский танкист
19.12.2024 06:58
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
19.12.2024 06:15
«Мы бежим на геополитическое кладбище»
Новый комментарий от Ленчик
19.12.2024 05:15
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Апографъ
19.12.2024 04:47
Тверд ли «Орешек»?
Новый комментарий от Денис Никонов
19.12.2024 04:24
Признание Ватиканом «ПЦУ» не может не радовать
Новый комментарий от учитель
19.12.2024 04:12