itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русский поляк Саратовской губернии

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
929
Время на чтение 6 минут

На пересечении улиц Радищева и Рабочей (исторические названия Никольская и Аничковская) стоит дом, известный саратовским краеведам как «деникинский». Именно здесь в 1907-1910 годах снимал квартиру Антон Иванович Деникин, в ту пору полковник. 7 августа исполнится 70 лет со дня кончины этого выдающегося человека, ставшего одним из вождей тех, кто в страшную годину русской Смуты шел на страдания и смерть за веру и Отечество. Мы беседуем о нем с известным историком, заведующим отделом военно-исторического наследия Дома русского зарубежья имени А. Солженицына (Москва) А. С. Кручининым.

- Андрей Сергеевич, Деникин вспоминал, как в минуту смертельной опасности в 1917 году он «машинально» назвал себя уроженцем Саратовской губернии. Почему, если в Саратове он служил всего три года, и было немало других мест, где он проходил службу?

- Действительно, осенью 1917 года, уже после большевистского переворота, генерал Деникин пробирался на Дон, где начиналось формирование Добровольческой армии для противодействия охватывавшему Россию безумию. Ехать приходилось, изменив внешность, с подложными документами на имя помощника начальника перевязочного отряда, поляка, с попутчиком - поляком же, но уже настоящим. «Фамилия польская, разговариваю с Любоконским (попутчиком. - А. К.) по-польски, - вспоминал впоследствии Деникин, - а на вопрос товарища солдата: "Вы какой губернии будете?" - отвечаю машинально - Саратовской. Приходится давать потом сбивчивые пояснения, как поляк попал в Саратовскую губернию». К сожалению, в опубликованных воспоминаниях генерал не дал даже сбивчивых пояснений, почему же «саратовским» он, родившийся и годы детства и юности проведший в Привислинском крае (Царстве Польском), считал себя «машинально».

Саратовским крестьянином был отец Антона, Иван Ефимович, покинувший родные места в молодости (отдан на военную службу, будучи еще крепостным крестьянином), выслужившийся в офицеры и вышедший в отставку майором. Много лет он служил в пограничной страже в польских областях, там же женился на полячке Елизавете Федоровне Вржесинской, поэтому их сын знал польский язык, как родной, дружил со сверстниками-поляками, но всё же... числил себя по Саратовской губернии.

Быть может, причина в том, что в исторических польских областях русский по духу и воспитанию мальчик, обожавший отца - николаевского солдата, был уроженцем, но не чувствовал их для себя родными. Здесь же ему пришлось делать и первый выбор в жизни, также отделявший его от окружающей национальной и культурной обстановки, и выбор этот был религиозным. Антон ходил с отцом в православную церковь, а иногда и с матерью в католический костел, пока ксендз не потребовал от Елизаветы Федоровны, «чтобы впредь она воспитывала тайно своего сына в католичестве и польскости». «На меня эпизод этот произвел глубокое впечатление, - вспоминал генерал. - С этого дня я, по какому-то внутреннему побуждению, больше в костел не ходил». Вероятно, мальчик чувствовал себя, как и его отец, саратовским крестьянином, заброшенным в чуждую среду, да и индивидуальный «выбор веры» был сделан Деникиным-младшим еще до упомянутого инцидента, причем сделан инстинктивно: «Если в убогой полковой церковке нашей я чувствовал всё с в о е (разрядка первоисточника. - А. К.), родное, близкое, то торжественное богослужение в импозантном костеле воспринимал только как интересное зрелище». Православное, русское и солдатское (полковое, военное) с ранних лет были для Деникина неразрывно взаимосвязаны (а своих сверстников-русских, «ополячившихся» и стыдившихся среди поляков говорить по-русски, Антон мог и поколотить).

- Нам с Вами уже доводилось беседовать о белых как о защитниках веры и Церкви (см.: «Мы за Родину и Бога!»//Православие и современность. 2015. № 35 (51)). А что можно сказать о личной религиозности самого генерала?

- Деникин с детства был упорен в отстаивании правды, и когда преподаватель в реальном училище пояснял, что слова «Божье хотенье» в стихотворной цитате следует понимать как удачу, в сочинении Антона он получил в ответ: «Не "удача", как судят иные, а именно "Божье хотенье"» (за что мальчик и поплатился сниженной оценкой). Максималистские поиски истины провели его в юности и через «все стадии колебаний и сомнений» в бытии Божием, впрочем, разрешенные им, как рассказывал он много десятилетий спустя, «буквально в одну ночь»: «Человек - существо трех измерений - не в силах осознать высшие законы бытия и творения. Отметаю звериную психологию Ветхого Завета, но всецело приемлю христианство и православие. Словно гора свалилась с плеч! С этим жил, с этим и кончаю лета живота своего».

(Слова несколько соблазнительные, поскольку книги Ветхого Завета Церковь почитает как богодухновенные - и, конечно, Деникин, еще в детстве читавший на церковных службах «шестопсалмие и апостола», не мог относить великолепные псалмы царя Давида к проявлениям «звериной психологии». Вероятно, неосторожные слова были сказаны про жестокости ветхозаветных царей и пророков или максимы вроде «око за око, зуб за зуб»).

Уже повзрослевший, но оставшийся всё тем же беспокойным правдоискателем Деникин мог (в статье, опубликованной в 1907 году) проявить «строгость» даже к «таким столпам русского православия, как Сергий Радонежский, Гермоген, Дионисий, Авра[а]мий [Палицын] и прочие»: «При всей чистоте их религиозных убеждений они не могли отрешиться от субъективизма, заставлявшего их смотреть на явления общественной жизни сквозь призму национальных, патриотических интересов. Не могли и не должны были делать иначе, так как идея свободы и независимости, а вместе с тем и благосостояния России, нисколько не шла вразрез с идеей мира, а наоборот, культивировала ее в себе. Это отличительная черта войн народных - оборонительных». Пройдет всего десять лет, и генерал Деникин в годину новой Смуты будет подчеркивать необходимость благословения Церковью - как преподобным Сергием в 1380 году или священномучеником Ермогеном в 1612‑м - белых добровольцев, поднявших меч против большевистского богоборчества и поругания России.

Порой позицию Деникина в этом вопросе иллюстрируют некритически используемой мемуарной цитатой: «...По старому обычаю, говорилось: "За веру, царя и Отечество". Хотели [при обсуждении лозунгов Белого движения] включить первую формулу и теперь, но, рассказывает очевидец Кутепов, генерал Деникин как "честный солдат" запротестовал, заявив, что это было бы ложью, фальшивою пропагандой, на самом деле этого нет в движении». Однако недостоверному пересказу следует решительно предпочесть подлинные слова самого Антона Ивановича, документально зафиксированные: «Велико должно быть значение мудрого голоса Церкви и в настоящую, тяжелую для государства годину, когда во многих местах его под напором большевизма и низменных страстей рухнули основы религии, права и порядка, и русские люди, забыв стыд и долг свой, глумятся над растерзанной и истекающей кровью Родиной. В такое тяжелое время глубоко отрадно вновь услышать голос Православной Церкви, и я верю, что по молитвам ее Господь Бог укрепит нас в нашем трудном подвиге и Десницею Своею благословит наше правое дело на благо и величие горячо любимой Матери-России»; «возрождение России не может совершиться без благословения Божия» - и «в деле этом Православной Церкви принадлежит первенствующее положение, подобающее ей в полном соответствии с исконными заветами истории».

На смену эпохе вооруженной борьбы придут долгие годы томительного изгнания; и, вглядываясь издалека в происходящее на родине, Деникин с болью видел страдания гонимой в СССР Церкви. Гневно восставал он и против заявлений некоторых кругов о том, что «большевики убивали и заточали священно­служителей не за их церковную деятельность, а за противосоветскую работу. И что это, мол, были "паршивые овцы" духовного стада»: «Перед мысленным взором моим встают образы исповедников и мучеников: смиреннейшего и благостного Вениамина, митрополита Петроградского; крепкого ревнителя о вере, местоблюстителя престола патриаршего, митрополита Петра; соловецких иерархов-страстотерпцев; и тысяч, тысяч священнослужителей - убитых, уморенных и ныне томящихся в узах. Это они - "паршивые овцы"?! "Блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще - Мене ради"...».

Окончание следует

Коллаж Анны Тонких

[Беседовала Оксана Гаркавенко]

Источник: Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Оксана Гаркавенко
Все статьи Оксана Гаркавенко
Андрей Кручинин
Верою спасется Россия
О последнем военном ордене России, которую мы потеряли
22.05.2017
Истинно золотой поп
Фронтовое служение иеромонаха Амвросия (Матвеева) 1914-1915
14.12.2016
Святой пронзает гада
Образ святого великомученика Георгия Победоносца в русской культуре и истории
06.05.2016
Все статьи Андрей Кручинин
Бывший СССР
Европа - марионетки запада, Евросоюз
развалится как СССР
28.03.2024
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30