Нельзя оставаться в стороне

0
853
Время на чтение 6 минут

Книга известного русского философа Ивана Александровича Ильина «О сопротивлении злу силой» (1925) многократно переиздавалась. Она вновь — на прилавках магазинов православной литературы. Автор, вынужденный эмигрант (в 1922 году был выслан за границу), размышляет в своем труде о соотношении христианского миропонимания и применения насилия, неизбежного в грехопадшем мире.

Во вступлении Ильин писал: «Грозные и судьбоносные события, постигшие нашу чудесную и несчастную родину, проносятся опаляющим и очистительным огнем в наших душах. В этом огне горят все ложные основы, заблуждения и предрассудки, на которых строилась идеология прежней русской интеллигенции… В этом огне обновляется наше религиозное и государственное служение». О каких событиях идет речь, понятно: с 1914 года Россия проходила испытание Великой войной, которую называли также Второй Отечественной, а когда стала очевидной близкая победа Российской империи и ее союзников, на многострадальную Родину обрушились два государственных переворота, и в результате — новая война, уже Гражданская. Белым воинам и их вождям Ильин посвятил свой труд.

Главным объектом полемики в книге является учение Льва Толстого о непротивлении злу насилием. Толстой призывал отказываться от службы в армии и защиты Родины даже в случае нападения внешнего врага; от какого бы то ни было государственного «насилия», к которому он причислял всё что угодно, вплоть до деятельности судов и правоохранительных органов. На неизбежный вопрос: «А что же делать, если разбойник нападет на ребенка, — увещевать разбойника нравственными аргументами?» — Толстой отвечал с нескрываемым раздражением: «Фантастического разбойника никто не видел, а стонущий от насилия мир пред глазами всех». Хочется спросить: да почему же «никто не видел»? Разбойников, совершивших самые гнусные преступления, в том числе по отношению к детям, мы видим по телевизору гораздо чаще, чем нам всем хотелось бы (а во времена Толстого о том же самом можно было прочесть в газетах), и так было всегда. Религиозные взгляды Толстого, на которых основывалось его учение, известны: он не признавал догматов о Троице и Богочеловечестве Христа, отвергал Воскресение Христово и весь Символ веры, все христианские таинства, называя их колдовством и суеверием; Священное Писание Нового Завета переписал по своему усмотрению, удалив оттуда все, что его не устраивало, и снабдив комментариями, которые для христиан кощунственны; не признавал Церковь. Многие идеи толстовского вероучения широко распространились в среде либеральной интеллигенции.

Работа Ильина — полемика с «непротивленчеством». Он пишет о необходимости «отрешиться от той постановки вопроса, которую с такой слепой настойчивостью вдвигали и постепенно вдвинули в философски неискушенные души граф Л. Н. Толстой, его сподвижники и ученики… Проповедовался наивно-идиллический взгляд на человеческое существо, а черные бездны истории и души обходились и замалчивались3».

Всесторонне рассмотрев проблему, Ильин приходит к выводу: «Ответ, добытый нами, звучит несомнительно и определенно: физическое пресечение <зла> и понуждение могут быть прямой религиозной и патриотической обязанностью человека; и тогда он не вправе от них уклониться. Исполнение этой обязанности введет его в качестве участника в великий исторический бой между слугами Божиими и силами ада; и в этом бою ему придется не только обнажить меч, но и взять на себя бремя человекоубийства». Ильин сознает всю остроту такой постановки вопроса: «Убить человека… Но разве убивающий ближнего соблюдает свое “нравственное совершенство”?.. Вопрос ставится так, как если бы человек (может быть, сам вопрошающий) обладал уже личным нравственным совершенством… Во грехах зачатый, во грехах возросший и совершивший полжизни, окруженный такими же людьми и связанный с ними связью всеобщего взаимодействия во зле, человек вряд ли имеет основание ставить перед собою практические вопросы абсолютного измерения и задачу немедленной абсолютной чистоты… Человек не праведник; и борьбу со злом он ведет не в качестве праведника и не среди праведников… Ибо есть определенные жизненные положения, при которых заведомо следует искать не праведности и не святости, а наименьшего зла и наименьшей неправедности».

А как же заповедь о любви к врагам? Ильин отвечает и на этот вопрос: «Призывая любить врагов, Христос имел в виду личных врагов самого человека… которым обиженный, естественно, может простить и не простить. Христос никогда не призывал любить врагов Божиих, благословлять тех, кто ненавидит и попирает всё Божественное, содействовать кощунственным совратителям, любовно сочувствовать одержимым растлителям душ, умиляться на них и всячески заботиться о том, чтобы кто-нибудь не помешал, воспротивившись, их злодейству. Напротив, для таких людей, и даже несравненно менее виновных, Он имел и огненное слово обличения… и угрозу суровым возмездием… и изгоняющий бич… и грядущие вечные муки…». (На месте отточий в тексте Ильина — многочисленные ссылки на Евангелие, которые здесь невозможно привести за недостатком места). А слова об изгнании меновщиков из храма (см: Ин. 2, 15) стали эпиграфом к книге. Но при этом автор напоминает: даже прощая своих врагов, человек отнюдь не обретает права на «предательство родины, святыни и беззащитных». В другом месте он вновь называет, что именно нельзя отдавать и нужно отстаивать до конца: «если это “твое” есть больше, чем твое, если оно есть в то же время — Божие: святыня, Церковь, Родина или их вещественное воплощение».

Книга вызвала бурный резонанс, и это свидетельствовало о том, что философ попал в «болевые точки» либеральной русской интеллигенции. Пусть никто из оппонентов Ильина формально не числился «толстовцем» и «непротивленцем» — этими ядами данная часть интеллигенции была отравлена уже давно. Особенно яростно на Ильина обрушились философ Бердяев, поэтесса Зинаида Гиппиус, да и многие другие — те, кто в феврале 1917 года восторженно приветствовал крушение тысячелетнего Российского государства, а потом даже в эмиграции так ничего и не понял — ни своей доли вины в происшедшем, ни масштаба катастрофы. Бердяев написал статью «Кошмар злого добра», в которой грубо обвинил автора книги во всех грехах, вплоть до древних ересей, и объявил его попутно инквизитором и большевиком. Ильин ответил статьей «Кошмар Н. А. Бердяева: Необходимая оборона» и статьей «О сопротивлении злу: Открытое письмо В. Х. Даватцу» (Владимир Христианович Даватц — профессор математики, добровольцем ушел в Белую армию, друг и единомышленник Ильина). Ильин отметил, что «большевики завладели Россией именно потому, что русская интеллигенция была сплошь заражена сентиментально-анархическим неприятием государственности. И та “государственность”, которую принимали левые партии, была изнутри насквозь пропитана, искажена и отравлена стихией П. Кропоткина и Л. Толстого» (то есть анархизма и непротивленчества, по сути — неприятия нормального хода государственной жизни).

Актуальна ли книга Ильина в наши дни? Актуальна, потому и переиздают, и читают. Вот два примера: в «Письме Даватцу» Ильин предрек, что скрытые непротивленцы­февралисты, принципиальные противники русской государственности, когда­нибудь дорвутся до власти: они «достаточно “приемлют” государство, чтобы пролезть наверх; но… это приятие именно настолько неискренно и малодушно, чтобы предать то государственное дело, за которое они берутся». Ничего не напоминает из событий 30‑летней давности? Другой пример, из «Сопротивления злу силой»: Ильин размышляет о том, что «отколовшийся во зле» от общехристианских, общечеловеческих ценностей злодей «начинает утверждать свою злую свободу и, умалчивая о том, что он добивается именно свободы во зле, он взывает к свободе как таковой, до тех пор, пока простодушные и неумные люди… не начинают отстаивать свободу и для злодея». Тоже современно звучит, когда смотришь на нынешний мир с его отказом от Бога, морали и нравственности, сознательным разрушением самих основ человеческого бытия. В общем, очень актуальную книгу написал И. А. Ильин почти столетие назад…

Газета «Православная вера» № 02 (648)

Оксана Гаркавенко

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Цитата из высказываний Оксаны Гаркавенко:

Будем надеяться, что «Архипелаг» в школьной программе станет надежным заслоном на пути той ползучей сталинизации общества, которая наблюдается в последние годы. Создается новая мифология о светлом социалистическом вчера. Апологеты безбожного и бесчеловечного строя лгут о прошлом, крадя у страны будущее: ведь строить на лжи — все равно, что строить на песке. Замороченная молодежь уже не знает, кому и чему верить.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Оксана Гаркавенко
Все статьи Оксана Гаркавенко
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07