В среду в Пензе состоялся форум Народного фронта по теме «Качественное образование во имя страны» с участием учителей, родителей, представителей профильных ведомств, членов Общественной палаты. Пленарное заседание открыл вступительным словом Владимир Путин.
Вот тут-то президент, не забыв похвалить образовательное ведомство за «улучшение инфраструктуры», и вынужден был констатировать те объективные задачи, которые и должны стоять перед системой образования. Если суммировать, то таких стратегических задач президент выделил три:
Первая - фундаментальность и универсальность образования: «Постоянно появляются новые технологии и даже новые профессии. Главное, ожидания граждан очень большие, и поэтому следует приложить все усилия, чтобы качественно преподавать, соответствовать сегодняшнему времени, чтобы ответить на вызовы этого времени и готовить будущих граждан и специалистов для нашей страны так, как этого требует сегодняшний день».
Вторая - доступность и всеобщность образования: «Чтобы школьники, независимо от места проживания, социального статуса родителей, получали прочные знания, и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха и в жизни быть востребованными и полезными для своей страны».
Третья - воспитательная компонента образования: «...Школа должна давать не только знания. Нельзя забывать и о том, что преподавание в средней школе - это прежде всего воспитание. Так говорил наш замечательный гуманист академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. А учителя в России, по его же словам, всегда были «властителями дум молодёжи»... Очевидно, что миссия школы - задавать ориентиры, которые определяют поступки, решения, выбор целей. И учитель должен учить отличать правду от лжи, помогать вырабатывать жизненную позицию».
Вот ведь как оно. Кто бы мог подумать?
Дело вот в чём. Искоренение всего того, о необходимости чего сказал тов. Путин в Пензе, и есть выдающийся успех реформы образования, каковой неустанно много лет занималось профильное министерство под руководством Фурсенко и продолжает заниматься под руководством Ливанова.
Ровно в этом, собственно, и есть концепция и дух реформы: прагматизация, как и было сказано. Согласно этой концепции и этому духу рядовому гражданину не нужны знания, а нужны навыки, которые позволяют понимать и исполнять команды хозяина. А урождённого в кругу избранных, в свою очередь, будем учить распоряжаться - да и то не в этой стране, как правило, а по месту жительства более высокопоставленного хозяина, который настоящий.
То есть: в светлом мире свободного рынка и демократии как единственно верного учения надобно выращивать не гражданское общество, а персонал, не человека, а челядь. И к чему его воспитывать-то? - на это городовой есть.
В общем и целом задача решена. Успешно.
Этот успех ужасает.
О чём, собственно, и было напрямую сказано тов. Путину участниками пензенского форума. Что характерно: участники эти - собственно, гражданское общество и есть, и из него в наших широтах персонал не больно-то получается. Генетика, понимаете ли. Или историко-культурный код, что одно и то же. Поэтому учителя, родители, эксперты и иные активисты-общественники говорят (см. стенограмму) не столько об «улучшении инфраструктуры» и даже не о процедурных недоразумениях ЕГЭ - они говорят о вещах системных. О том же самом, то есть, что и было суммировано в выступлении президента.
Таким образом, и гражданское общество, и глава государства говорят не о пресловутом «качестве образовательных услуг» - сам по себе этот термин вообще тянет на статью. Гражданское общество и глава государства говорят о качестве гражданина - и, соответственно, об индустрии человекостроения.
Тут же всё просто.
«Постоянное появление новых технологий и даже новых профессий», о котором говорит тов. Путин, - это не особенность нашего времени. Это свойство человеческой цивилизации вообще - со времён палки-копалки. Следовательно, обучать подростка специальным «прагматизированным» навыкам, которые через 10-15 лет будут неактуальны, а актуальны будут какие-то другие, - пустая и преступная трата времени. Значит, человек должен обладать системными, фундаментальными знаниями об окружающем мире и закономерностях его существования - и тогда никакие трижды инновационные технологии и профессии хоть через 10 лет, хоть через 30 для него сюрпризом не будут. Он их просто сам и изобретёт.
К тому же у конкретной России есть историческая объективная особенность - нехватка населения при гигантских территориях и гигантских же задачах. Значит, все эти комплексные знания школа должна дать как можно большему количеству граждан. В пределе - всем. В обязательном порядке - независимо от того, хочет «потребитель» пользоваться «образовательной услугой» или не хочет. И без всяких сословных «специализаций». Ибо пользу своей стране - и, следовательно, себе - должен принести каждый.
Ну, и воспитание. Само по себе овладение системными и фундаментальными знаниями - это воспитание и есть. Потому что из этого получается самостоятельно мыслящий человек. А если в эти знания базово заложена гуманитарная составляющая - в первую очередь родной язык, родная культура и родная история, - то из этого получается вдобавок самостоятельно мыслящий, то есть качественный гражданин своего Отечества.
Это всё - объективные требования. И даже не «современные».
О чём это мы? Ах да - о принципах и методиках советской системы образования, о средней школе в первую очередь. Гляди-ка, предки не дурные были, и история России не 23 года назад, оказывается, началась... И те жёсткие вызовы, с которыми Россия столкнулась в этом году, сильно способствуют осознанию этой простой аксиомы.
И если сформулированные гражданским активом и главой государства задачи решать на самом деле, то следует ожидать в ближайшее время политических решений. И надо вот что понимать: если мы начнём всё это прямо сейчас, то как раз лет через двадцать получим результат. И эти двадцать лет надо ещё как-то прожить с тем, что есть.