itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Рельсовая война Вашингтона в Афганистане как способ изоляция Центральной Азии от России

Генассамблея ООН по Украине  Новости Москвы 
0
95
Время на чтение 5 минут

В новом ежеквартальном докладе для Конгресса CША, подготовленном аппаратом специального инспектора по проектам реконструкции в Афганистане, сообщается, что США оказывают содействие этой стране в создании железнодорожной сети, которая будет соединена с железными дорогами Центральной Азии.

В докладе говорится, что Афганистан до сих пор является белым пятном на железнодорожной карте Азии, а новые маршруты дадут возможность приграничным с Афганистаном республикам региона - Узбекистану, Таджикистану и Туркменистану - получить выход на мировые рынки через иранский порт Бендар-Аббас. Он также «создаст новый железнодорожный коридор для государств Центральной Азии, который будет свободен от влияния России и обеспечит им такой выход на мировые рынки, которого раньше никогда не было».

Согласно проекту Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (Central Asia Regional Economic Cooperation), в Афганистане должно быть построено порядка 2 тысяч километров железных дорог. За финансирование отвечают Азиатский банк развития, ООН, Всемирный банк и Международный валютный фонд. При этом деньги в другие железнодорожные проекты на территории Афганистана вкладывают и отдельные страны (например, Индия). Как сообщается, «Индия планирует построить то, что могло быть самой опасной железной дорогой в мире от богатого минералами центра Афганистана до иранского порта на Аравийском море в попытке открыть новый торговый маршрут и уменьшить зависимость Кабула от Пакистана». Согласно тем же сообщениям, «Вашингтон убедил Индию, Пакистан и Афганистан сотрудничать в создании нового Великого Шелкового пути». Индия заинтересована, прежде всего, в разработке месторождений афганских железных и медных руд; через эти месторождения, согласно проектам, и будут проходить маршруты, связывающие их с морскими портами Ирана.

А ещё в марте 2012 года на конференции в Душанбе, отмечает британская The Telegraph, лидеры Таджикистана, Афганистана и Ирана согласились в отношении необходимости сотрудничества с тем, чтобы «ускорить строительство железной дороги от Ирана до Таджикистана через Афганистан». В Вашингтоне одобрили и эту инициативу, так как она согласуется с американским проектом нового Великого Шелкового пути. Соединённым Штатам, пишет британская газета, нужен Северный маршрут поставок, так как их отношения с Пакистаном, который все больше отдаляется от курса внешней политики Вашингтона, основательно испорчены.

Вряд ли при этом США стремятся помочь Ирану развивать его морские порты. Задача состоит в другом: оторвать Центральную Азию от России в сфере транспортных коммуникаций. Для этого и создаётся железнодорожная сеть в Афганистане. Точно так же США не противодействуют Китаю в его намерениях построить железную дорогу через Киргизию в Узбекистан для транспортировки товаров на Ближний Восток.

«При кажущейся экономической выгоде такого проекта для республик Средней Азии, они, как и Россия, получат новые проблемы, - говорит Михаил Чернов, специальный представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в странах Средней Азии и Кавказа. - Новая структура переформатирует весь регион. Коммуникации обеспечат резкое увеличение наркопотока, а также новых каналов распространения радикальных исламских салафитских течений... Киргизия, Таджикистан и Узбекистан... не имеют иммунитета против этих угроз. В советское время границы были закрыты, авто- и железнодорожное сообщение практически отсутствовало. Сейчас ситуация объективно меняется. Регион открывается, процесс не остановить - и это хорошо. Просто он должен идти при участии России и будущего... Евразийского Союза Народов. И дело вовсе не в мифических имперских амбициях РФ, которых нет. Это вопрос выживания для России и для Средней Азии... России необходимо соединить свою железнодорожную сеть через Казахстан, Киргизстан, таджикский и афганский Бадахшан с железнодорожной сетью Пакистана, обеспечив выход в порт Гвадар».

Отношение руководителей центрально-азиатских государств к американским планам содействия созданию железнодорожной сети в Афганистане пока ещё определилось не вполне. В то же время ясно, что Таджикистан, например, заинтересован в устойчивой транспортной связи с Ираном как с одним из основных торговых партнеров и родственной по языку и культуре страной. Узбекистан также хотел бы получить выход на новые рынки и уже активно занимается строительством и эксплуатацией железных дорог в Афганистане: в 2010 году было закончено строительство ветки от узбекской границы до Мазар-и-Шарифа протяженностью 75 километров и стоимостью 165 миллионов долларов за счет средств Азиатского банка развития.

Больше всего споров новые железнодорожные проекты вызывают в Киргизии. К намерениям Китая построить железную дорогу через территорию республики, чтобы выйти к узбекскому городу Андижан, далее до Ташкента и Термеза, откуда уже идет ветка до афганского Мазар-и-Шарифа, вызывают тревогу у определенной части общества. Наряду с экономической выгодой от эксплуатации транзитной дороги есть большая вероятность, что Китай не ограничится только строительством «железки», ведь в качестве оплаты проекта, который оценивается примерно в 2 миллиарда долларов, Пекин просит отдать месторождения меди и других металлов.

Эксперт по вопросам безопасности Токтогул Какчекеев из Бишкека утверждает, что Китай и США уже нашли «точки соприкосновения» по вопросу строительства железной дороги через Киргизию. «Этот маршрут для Китая важен тем, что китайцы получают выход на рынки Европы и Азии, минуя Транссибирскую магистраль, а это выгодно и Соединённым Штатам. Вдобавок параллельно пойдут и маршруты трубопроводов, а в иранских и туркменских углеводородах заинтересованы Пакистан, Индия и, главное, Китай. Если говорить о США, то ни о каких товарах центрально-азиатских республик в крупных объемах здесь говорить не приходится... Для американцев железнодорожная сеть Афганистана - политический инструмент для изоляции Центральной Азии от России...»

«России, - продолжает эксперт, - нужна Центральная Азия так же, как и этому региону нужна Россия. Если говорить, например, о Киргизии, то без поддержки России наша республика очень скоро превратится в третьесортную страну. Экономически мы связаны, прежде всего, с Россией». Т.Какчекеев полагает, что Москва должна подключиться к железнодорожным проектам в Киргизии и в других республиках региона. Он, как и Михаил Чернов, считает, что процесс уже не остановить. «В свою очередь, лидерам стран региона, - говорит эксперт, - давно пора прекратить играть в многовекторную политику. Расчет на сотрудничество только с Западом не принес особых дивидендов. В то же время ориентация на Москву нынешнего Бишкека уже приносит видимые экономические и политические выгоды».

* * *

Дискуссии о том, как изменится геополитический ландшафт Евразии после создания в Афганистане железнодорожной сети, которая объединит все дороги Центральной и Южной Азии, Китая и Ближнего Востока, ещё будут продолжаться, но сам проект уже запущен. Рано или поздно, считают специалисты, всё будет построено. Вопрос лишь в том, кто возьмёт на себе основное бремя строительства и как распределятся выгоды и потери от переориентации больших товарных потоков на новые транспортные маршруты...

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Генассамблея ООН по Украине
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Как стало возможным обвинение России в геноциде
Власть не слушает сразу - вот и пожинаются «плоды»!
15.04.2022
Освободительный поход Русской армии на Украину
Хроника событий. День двадцать девятый
24.03.2022
Конец эпохи глобализации – назад пути нет
Новый мир, по сути, уже наступил
24.03.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Поможет ли нам «Генерал Мороз»?
Новый комментарий от учитель
25.09.2022 23:45
Стрелков сегодня
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.09.2022 21:38
Человеческое тело низводят до уровня «мусора, подлежащего утилизации»
Новый комментарий от Александр Миронов
25.09.2022 20:28
Сокрушить зубы нечестивых
Новый комментарий от Константин В.
25.09.2022 20:13
«Заморозка» конфликта и «рассерженные патриоты»
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.09.2022 20:06
Потому что «договаривался» Абрамович
Новый комментарий от Александр Миронов
25.09.2022 18:56