Уже несколько лет обсуждается идея установить памятник митрополиту Иоанну (Снычеву) в Самаре. При этом уже готов сам памятник, выполненный в свое время замечательным русским скульптором Вячеславом Клыковым незадолго до смерти. Однако в ноябре этого года, в противовес решению прежнего градоначальника В.А.Тархова, нынешний мэр Самары Дмитрий Азаров отменил постановление об установке памятника митрополиту Иоанну (Снычеву), что вызвало недоумение со стороны представителей православной общественности.
Позже Самарский губернский отдел Союза Русского Народа обратился к мэру города с требованием установить памятник митрополиту Иоанну. «Мы соратники Самарского губернского отдела Союза Русского Народа обращаемся к вам с предложением, еще раз подумать, взвесить все за и против и принять единственно верное решение об установке памятника Владыке Иоанну работы В.М.Клыкова в сквере на площади им. Куйбышева (Соборной) и выделить для этого недостающие средства», - сказано в обращении, которое подписал председатель СГО Союза Русского Народа Вадим Воробьёв.
Между тем, в Сети опубликовано открытое письмо так называемой группы представителей либеральной интеллигенции в адрес главы городского округа Самара Дмитрия Азарова, которое касается вопроса, связанного с установкой в городе памятника митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву). В этом послании говорится, что идея установки памятника ранее «к счастью, блокировалась».
«Что же произошло сейчас? Неужели бацилла националистических и
шовинистических взглядов в "религиозной" и "патриотической" оболочке,
которой сейчас активно насыщается воздух нашей страны, долетела и до
Вас? Мы так, конечно, не думаем. Мы думаем, что все дело в информации.
Вы спросили мнения только адептов митрополита Иоанна, не пригласив
никого из его оппонентов. Активная поддержка идеи этого памятника,
высказанная на встрече некоторыми самарскими историками и журналистами,
пусть остается на их совести. Конъюнктура и страх еще не то делают с
людьми», - заявляют авторы письма.
Они полагают, что «установка
памятника митрополиту Иоанну стала бы позорным несмываемым пятном на
всем облике нашего города», считая, что «Самара за последнее время
обрела целый ряд новых нетривиальных памятников персонажам кино и
литературы - Юрию Деточкину, товарищу Сухову, бравому солдату Швейку и
т.д.».
Далее подписанты, ссылаясь на книгу
митрополита Иоанна «Самодержавие Духа», повторяют традиционные для
либералов и русофобов обвинения в адрес владыки в монархизме, в
антидемократических взглядах, в «антисемитизме», «черносотенстве»,
«ксенофобии» и даже «сталинизме». «Последовательный антисемитизм был
не просто пунктиком "просветителя", но его базовой идеологией,
теоретической и практической программой действий, основанной на дремучем
невежестве и некритически усвоенной традиции антисемитских фальшивок
типа "Протоколов сионских мудрецов"», - возмущаются авторы обращения.
«И
вот теперь Самара хочет поставить памятник "просветителю". Да еще на
совещании, посвященном установке памятника, упоминали еврейского царя
Соломона и его знаменитое решение. И смех, и грех. Соломоново решение
могло бы состоять в том, чтобы те, кто разделяет взгляды митрополита
Иоанна, а такие, увы, есть, и переубеждать их, как показывает опыт,
почти бессмысленно, поставили бы этот памятник, коль скоро он уже отлит,
на собственной частной территории. Этого человеку запретить нельзя.
Такое решение было принято недавно в Якутии в связи с памятником
Сталину, там тоже была своя «инициативная группа». Еще раз хотим
высказать свое однозначное неприятие установке памятника митрополиту
Иоанну на общегородской территории Самары. С нашей точки зрения, Самара
достойна совсем других памятников», - негодуют подписанты письма.
А
теперь о подписантах, чье негодование вызвала идея установить памятник
русскому святителю в русском городе Самара. Среди них - Виталий Лехциер,
профессор Самарского государственного университета (Самара); Ольга
Крокинская, д.с.н. профессор РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург.
(Самара - Санкт-Петербург); Андрей Олейников, к.ф.н, доцент РГГУ
(Москва); Сергей Лейбград, поэт, культуролог, член Союза журналистов РФ
(Самара); Анна Ямпольская, к.ф.н, ведущий научный сотрудник философского
факультета РГГУ (Москва); Анна Готлиб, профессор Самарского
государственного университета (Самара); Ольга Идельсон, театральный
критик, член союза театральных деятелей (Самара); Михаил Бахрах,
издатель, директор Издательского Дома «Бахрах-М» (Самара); Елизавета
Тарнаруцкая, главный хранитель фондов Самарского литературного музея
(Самара); Аркадий Гринштейн, профессор Самарской государственной
областной академии им.Наяновой (Самара); Дмитрий Лобойко, директор ИА
Засекин (Самара); Ирина Тартаковская, старший научный сотрудник
Института социологии РАН, живет в Самаре и Москве; Илья Поляков,
журналист, сценарист, художник (Самара); Александр Лашманкин, главный
редактор Самарского правозащитного информационного агентства «Свобода»
(Самара); Наталья Седенкова, преподаватель СГАУ, редактор альманаха
«Хайкумена» (Самара) и др.
Экспертные оценки:
Александр Проханов
В Самаре русские люди хотят воздвигнуть памятник великому
человеку, владыке Иоанну, митрополиту Санкт-Петербуржскому и
Ладожскому. Памятник уже отлит и стоит в мастерской Вячеслава
Михайловича Клыкова, изумительного мастера, певца русской святости и
русского величия.
Владыка Иоанн - уникальный человек. Он явился в нашем обществе (я не
говорю о православной среде, а именно об обществе) в самый трагический
момент после 1991 года, когда рухнула держава и разверзлась самая
страшная чёрная пропасть. В этой пропасти начинали клубиться остатки
прежних верований прежних социальных систем. Готовы были сразиться в
рукопашную белые и красные, когда над ними как вороньё кружили,
победившие нас, либералы. И вот владыка явился в это тёмное облако своим
светоносным словом.
Я помню как он, обличённый своим высоким саном, явился в редакцию
«Советской России» к редактору Чикину и ко мне, грешному, который в это
время тоже там находился. Он переступил порог красного издательства и
благословил меня и Валентина Васильевича Чикина на русское народное
дело. Сказал, что в этой страшной године исчезли понятия красного и
белого, а во весь рост встала огромная и грозная проблема русского
народа. И мы, русские должны соединиться для того, чтобы не пропасть,
для того, чтобы русская история продолжалась. Это было великим словом
пастыря. Владыка Иоанн рисковал своей репутацией, но не оглядывался на
своих робких собратьев. Он явил это великое русское слово, которое и по
сей день продолжало жить в наших рядах.
И этому человеку в Самаре - городе, в котором владыка возглавлял
епархию, сейчас решено поставить бронзовый памятник. Это не просто
форма благодарности владыке, но и дань памяти Вячеславу Михайловичу
Клыкову. В последние годы жизни Клыков работал день и ночь, уже
чувствуя, что недомогает, что его "съедает" болезнь. Он ставил
памятники в самых ключевых местах русских равнин и холмов, на перепутье
русских дорог, в великих русских городах, в монастырях. Это памятники
святым, витязям, подвижникам. Герои Прохоровского поля, княгиня
Ольге, преподобный Сергий Радонежский. Среди них существует и этот
изумительный памятник владыке Иоанну.
Как всегда, когда начинает возникать или светиться русская идея - в
ответ появляются нетопыри, шевелятся короеды, долгоносики, странные
рептилии, которые завелись в нашей стране. Конечно, они с удовольствием
на этом месте поставили памятник каким-нибудь "Пусси Райот» или
«мученикам» олигархических судебных процессов. Мы, русские люди,
привыкли, что постоянно идёт диффамация великих русских имён. Скончался
Калашников и поползли разговоры, что автомат Калашникова - не его
изобретение, а сам Михаил Тимофеевич - не более чем ничтожный
подмастерье. А совсем недавно оскверняли Гагарина, говоря, что он
никакой не герой, а просто пьяница и бузотёр. До этого наводили скверну
на Шолохова, говоря, что «Тихий Дон» - это плагиат. То же самое говорят
о любом великом русском писателе и человеке: о Бунине, о Королёве.
Из русской истории пытаются вырвать все святые имена. Мы не позволим
этого сделать. Памятник в Самаре будет поставлен, также как в другом
волжском городе воссияет имя великого русского генералиссимуса.
Владимир Крупин
Это письмо - позорнейшее пятно на совести тех, кто его сочинял
и подписывал. Это чудовищное и мракобесное письмо, похожее на дыхание
ада. Как можно такими эпитетами «награждать» великого святителя нашего
времени? Неужели подписанты думают, что православный иерарх может быть
приверженцем демократии? Нам ещё святой Иоанн Кронштадтский сказал, что
"демократия в аду". Демократия в России неприемлема. И боролся с этим
митрополит Иоанн (Снычев) совершенно справедливо.
Никаким антисемитом он не был. Это был мудрейший, очень спокойный и
рассуждающий архипастырь. Россия ему была дорога до боли. Это величайшая
радость, что Россию осветило его присутствие в те времена. И, конечно,
памятник нужен обязательно. И другим нашим святым нужны памятники.
До чего мы дожили? Улицы, станции метро называются именами убийц,
прыщами торчат памятники врагам России - Марксу и Энгельсу, и к этому мы
привыкли! А когда речь идет о памятнике великому подвижнику Земли
Русской, то сразу начинается вытьё шакалье.
Мне стыдно за этих людей. Ведь взрослые люди, а не детсадовцы, но
зубами держатся за то, что внедряли всякие чубайсы и бурбулисы.
Осчастливили их чикагские мальчики своей демократией. Да, они ввергли
Россию в омут тяжелейших испытаний, из которого мы только сейчас
начинаем выкарабкиваться. Президент в Валдайской речи верно сказал, что
Запад уже заменил Господа сатаной. Так оно и есть. Вот и у нас эти слуги
преисподней время от времени показывают своё истинное лицо. Это лицо
мелькнуло сейчас в Самаре.
Я много раз бывал в Самаре, удивительный, хороший город! Дай Бог
самарским людям выдержать и пережить это очередное нападение. Дай Бог
нам жить дальше!
Константин Душенов
Я думаю, что дело не только в самом памятнике и не только в
самом митрополите. А в том, что сейчас очевиден поворот государственной
политики в том самом направлении, которое предсказывал ещё двадцать лет
назад митрополит Иоанн в своих трудах. Когда я слышу последние
выступления президента Путина или патриарха Кирилла, у меня такое
ощущение, что они перед тем, как выйти на трибуну, перечитывают
конспекты статей митрополита Иоанна. Встречаются просто дословные
совпадения важнейших тезисов, связанных с необходимостью защиты наших
традиционных духовных ценностей, с необходимостью защиты русского народа
от разного рода посягательств, о возрождении России в качестве империи
русского народа. Это, конечно, не может не тревожить всех тех, кто
яростно травил митрополита ещё при его жизни.
Они, наверное, считали, что идея поставить памятнику митрополиту
как-то потихоньку умерла естественно смертью. А сейчас публичное
обсуждение возникшей проблемы поставило на повестку дня вопрос о русском
будущем. Идея установки памятника подняла со дна всю муть, всю эту
русофобскую мерзость, всех этих местечковых христоненавистников.
Клыков - скульптор с мировым именем. Просто неприлично, что
памятник двадцать лет пылится где-то в запасниках. Не будем забывать,
что это последняя работа мастера, своего рода завещание Вячеслава
Клыкова. И сам по себе памятник был бы признанием того факта, что
именно церковная православная проповедь, которая была произнесена устами
митрополита Иоанна, легла в основу русского возрождения в России.
Именно она лежит в основе борьбы со всеми посягательствами на нашу
государственность. Именно она является средоточием нашего тысячелетнего
национального, духовного, политического, державного опыта.
Без опоры на русское православие невозможно возрождение страны. Как
известно, главная печаль нашей либеральной общественности - возрождение
России, возрождение самосознания русского народа. Вот они, бедные, и
беснуются. Нет в этом ничего удивительного и не стоит слишком много
внимания на них обращать. С другой стороны, всем попыткам либеральной
швали диктовать свою волю огромному большинству русского народа нужно
давать достойный отпор.