Таджикистан продолжает торговлю с Россией относительно ратификации соглашения о пребывании на его территории 201-й российской военной базы, хотя данная база Душанбе нужна как минимум не меньше, чем Москве.
Новые требования Душанбе
Соглашение о продлении на 30 лет пребывания 201-й военной базы РФ (крупнейшая российская сухопутная база за пределами России насчитывает около 7 тысяч военнослужащих. Образована в 2004 году на базе 201-й мотострелковой дивизии, дислоцируется в трех гарнизонах в городах Душанбе: Курган-Тюбе и Кулябе) подписано в октябре 2012 года, в ходе визита в Душанбе президента РФ, Владимира Путина. Однако Таджикистан не торопится с ратификацией соответствующего документа, несмотря на то, что Россия уже сделала ряд дружественных шагов навстречу. В частности, в феврале были оформлены в виде двусторонних соглашений и подписаны главами соответствующих министерств два меморандума - "О сотрудничестве в сфере поставок нефтепродуктов в республику Таджикистан" и "О порядке пребывания граждан Таджикистана на территории РФ". Сейчас, по информации прессы, Душанбе выдвинул Москве два дополнительных условия для ратификации, потребовав оформить в виде официальных двусторонних соглашений достигнутые ранее устные договоренности о выделении Россией средств на модернизацию вооруженных сил Таджикистана (причем больше ранее обещанных $200 млн., поскольку Киргизии РФ обещала на аналогичные цели около $1 млрд) и денег на развитие таджикской гидроэнергетики.
Вместе с тем, высокопоставленный чиновник таджикского правительства, участвующий в переговорном процессе, заявляет, что речь идет о «просьбе». По его словам, Таджикистан действительно обратился к России с просьбой увеличить объемы обещанной помощи в модернизации вооруженных сил страны:
-- Но это вовсе не условие и тем более не требование для ратификации соглашения по 201-й РВБ. До конца марта главам двух государств будут предоставлены графики предоставляемой военно-технической помощи. Все идет в режиме ранее достигнутых договоренностей. Обе стороны знают, что планы по военно-технической модернизации готовы и ждут утверждения глав государств.
Что же касается второго момента - участия России в строительстве ГЭС - то это, по словам чиновника, вопрос не двух-трех дней, но план совместной работы уже направлен в Москву.
Официально представители российской власти ход переговоров с Таджикистаном пока не комментировали, по неофициальной информации источников, позиция следующая: Москва готова «прорабатывать» таджикские пожелания, но на увязку этих требований с арендой базы точно не пойдет.
Визит начальника генштаба вооруженных сил России в Таджикистан
14-15 марта начальник генштаба вооруженных сил России, первый заместитель министра обороны, Валерий Герасимов, посетил Душанбе. В ходе визита он заявил, что Россия будет и дальше оказывать военно-техническую помощь вооруженным силам Таджикистана, выразив уверенность, что стороны найдут необходимое решение имеющихся проблем и будет выработана дальнейшая программа действий. Герасимов пообещал, что Россия вместе с Таджикистаном «будет делать все возможное для сохранения мира и стабильности в регионе Центральной Азии», отметив, что в отношениях сторон «нет проблем, которые нельзя было бы решить».
В свою очередь, начальник генерального штаба вооруженных сил Таджикистана, Рамиль Надыров, проинформировал, что стороны обсудили также вопросы в сфере подготовки военных кадров, обмена информацией и содействия в борьбе с международным терроризмом. Он добавил, что договоренности о статусе и условиях пребывания 201-й РВБ будут реализовываться «на рабочем уровне»:
-- Мы работаем не только на благо безопасности двух стран, но и региональной безопасности. Нет никаких сомнений, что сроки, данные на реализацию договоренностей, в том числе, по статусу российской военной базы, будут выполнены.
О каких сроках может идти речь? По неофициальной информации, первоначально поездка Герасимова была запланирована на середину февраля и должна была носить просто рабочий характер (вопросы военно-технического сотрудничества, регулярная инспекция военных объектов и проч.). Сейчас же ключевой темой переговоров был именно вопрос о задержке с ратификацией таджикской стороной соглашения об условиях пребывания на территории страны 201-й российской военной базы. В частности, Герасимов в разговорах со своими таджикскими коллегами четко дал понять: Москва "настаивает на скорейшей ратификации соглашения" и рассчитывает, что Душанбе уложится за месяц.
Эксперт российского Института стратегических исследований, Аждар Куртов, комментируя ход переговоров по данному вопросу, отмечает, что Душанбе постоянно пытается «поиметь что-то от России, не имея для этого веских оснований»:
-- Таджикистан - это единственная республика, которая пережила полноценную гражданскую войну. Если бы не помощь России, вероятно, к власти в Душанбе давно бы пришли исламисты, и ни о какой самостоятельности не шло бы и речи. Но все хорошее быстро забывается и они стали рассматривать Россию в качестве золотого мешка.
Он подчеркнул, что Таджикистан располагается в невыгодной зоне и граничит с проблемными регионами:
-- База нужна, прежде всего, самому Таджикистану. Присутствие российских военных сдерживает внешнюю агрессию.
В свою очередь, киргизский политолог, Марс Сариев, в комментарии «Однако» заявил, что Таджикистан не сможет выстоять после вывода войск НАТО из Афганистана, если ОДКБ не будет контролировать границу. По его мнению, ресурс времени для того, чтобы укрепить границы - максимум год, но есть вероятность, что уже этой весной в регионе начнется дестабилизация. При этом, в зону риска в связи с напряженностью в Таджикистане попадают и южные территории Киргизии - поскольку именно через них удобно проникать в Таджикистан боевикам.