Подобный вопрос кажется неуместным, но только на первый взгляд. Одним из основных принципов миграционной политики, провозглашенный в «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2026 - 2030 годы» (пункт 26 «а»), является приоритет интересов России и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории. Необходимость трудоустройства российских граждан в приоритетном порядке, также закреплена в пункте 5 статьи 18.1. федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, при установлении допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами.
С 1 января 2026 года вступило в силу разработанное Минтрудом России и утвержденное в Правительстве России постановление от 5 декабря 2025 г. № 1995, в котором при установлении допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в сфере строительства (раздел F) на 2026 год приоритет российских граждан учтен фактически лишь в двух субъектах России: в Республике Дагестан допустимая доля иностранных работников 30% (российских соответственно 70%) и в Липецкой области допустимая доля иностранных работников 45% (российских соответственно 55%).
В шести других российских субъектах допустимая доля иностранных работников уже намного выше: в Астраханской и Магаданской областях - по 70% в каждой (российских соответственно по 30%), в Омской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе и Камчатском крае по 80% в каждом (российских соответственно по 20%).
Но особо выделяются тринадцать субъектов Российской Федерации, в которых ограничения отсутствуют совсем и допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в сфере строительства, может достигать 100% в каждом (российских соответственно по 0%). Среди них выделяются освобожденные и приграничные субъекты: Запорожская и Херсонская области, Донецкая и Луганская народные республики, Белгородская, Курская и Брянская области, а также г. Москва и Московская область, г. С. Петербург и Ленинградская область, Амурская область и Республика Бурятия. В этих субъектах мест для трудоустройства российских граждан практически может и не остаться. Что часто и происходит, особенно на начальном этапе строительства объекта, когда иностранные работники зачастую меняются там каждые три месяца.
В остальных же субъектах Российской Федерации (которых абсолютное большинство), приоритетности в трудоустройстве российских граждан также не наблюдается: допустимая доля иностранных работников по 50% в каждом (российских соответственно тоже по 50%). О какой приоритетности граждан России, постоянно проживающих на ее территории, провозглашенной в Концепции и закрепленной федеральным законом, вообще может идти речь в таких условиях? Точнее было бы назвать это «приоритетностью иностранных работников» над российскими, что является нарушением права на труд российских граждан, предусмотренного статьей 37 Конституции Российской Федерации.
Почему такое происходит? Возможно для того, чтобы занять, хоть чем-то, находящихся в стране не менее двадцати миллионов (в пиковые периоды года) иностранных мигрантов, в том числе и нелегальных, численность которых уже приближается к одному миллиону и это только тех, кто включен в Реестр контролируемых лиц. Сколько незаконных мигрантов находится в стране и сколько из них работает в строительной отрасли, на самом деле – не знает никто. По оценке Банка России, в структуре подозрительных операций, среди основных отраслей экономики, порождающих наивысший спрос на теневые финансовые услуги, строительная отрасль уже не первый год является лидером – 34% в 2024 году За ней идут торговля – 26% и сфера услуг – 23%. Это как раз те отрасли, в которых преимущественно и работают иностранные работники.
Проблема усугубляется еще и тем, что вводимые ограничения численности распространяется далеко не на всех иностранцев. Не распространяются они на три основные категории иностранных работников: на иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание (РВП) и вид на жительство (ВНЖ), а также на граждан стран-участниц ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия), которые вместе составляют более трети всех иностранных работников. В данной ситуации уже можно ставить вопрос о дискриминации российских граждан, постоянно проживающих на территории России, а не об их приоритетности в трудоустройстве.
Для того, чтобы коренным образом поправить положение необходимо:
1. Ввести в Трудовой кодекс Российской Федерации норму о приоритетном трудоустройстве граждан Российской Федерации, разработать и внедрить механизм реализации этой нормы.
2. Установить допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами (с учетом фактической приоритетности), не превышающую 45% (российских соответственно 55%), распространяющуюся на все, без исключения субъекты Российской Федерации и независимо от миграционного статуса иностранного гражданина и его гражданской принадлежности.
3. Установить постепенно единственный способ трудоустройства иностранных граждан на территории России – целевой организованный набор, главным принципом которого должна быть возвратность работника в страну постоянного проживания по истечению годового трудового договора.
4. Создать государственную систему организованного набора внутренних трудовых мигрантов (граждан России) на объекты строительства, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, финансируемые из федерального или регионального бюджета.
Виктор Владимирович Себелев, эксперт в области миграции населения

