Историческая, общественная и личная сущность государства Россия. Почему будущая Россия – общественное государство? Что значит «общественное» применительно к государству? Это не просто социальное государство, согласно нашей Конституции, и гораздо больше, чем социальное государство. Но это и не социализм в прежнем понимании. Это общество-государство нового типа.
В истории России всегда была проблема отношения общества и государства, взаимное непонимание и отчуждение, которое пытались государственные и политические деятели, мыслители преодолеть разными способами. Это не просто и не только социальное государство. Теперь, при переходе к Пятой империи, эта проблема должна быть окончательно решена – в самой модели государства. Насколько это возможно – это идеал российского государства.
Одновременно преодолены и все разрывы русской истории: между современной Российской Федерацией и СССР, между Красной империей и Российской империей, между Российской империей Петербурга и Русским царством Москвы.
Россия – государство мировой оси. Она сама образует ось мира. Пока она держится, «мир не съехал с катушек». Ось является образом мирового порядка, созданного Богом.
Осевое государство Россия – синтез Православия, социализма, развития и личной инициативы.
Российское государство – стержень мира, общества, граждан. Продолжение и дополнение их собственного стержня. Если у человека нет своего стержня, государство не даст ему опуститься, если есть, то придаст ему скорость.
Почему осевое? Это государство динамического консерватизма. Россия как ось – это консерватизм, а её вращение вокруг оси и движение всей системы вперёд, – это динамика, революционность управляемых перемен.
Государство оси мира не стремится к бесконечному прогрессу, и не стремится к реакции. Это государство динамичного развития.
Западное общество прогресса лишилось оси: ему кажется, что оно движется бесконечно вперёд, а оно бесконечно катится по наклонной вниз.
Государство, общество, личность – это всё Россия. В чём прочность и сила Пятой империи России? В чём наша философия общественного социального государства?
«Государство есть народно-культурная личность» (Л.П. Карсавин). Как коллективная Личность, Россия реализует образ Бога, образ Церкви на земле, по мысли Карсавина и других русских религиозных философов. Поэтому «Россия – Собор, Храм на холме», говорит А.А. Проханов.
Россия – собор, собрание и сбор свободных. Русский язык и славянские языки в словах с корнями «свой-собирать» подсказывают нам общественную сущность нашего государства, об этом писал славист О.Н. Трубачёв.
Из понимания государства как Личности, следует коллективный общественный персонализм российского государства: баланс личности и коллектива, прав и свобод и обязанностей перед обществом.
Государство любит и уважает людей в первую очередь как личностей, а не просто потребляющих индивидов. Но предъявляет к ним требования, как к личностям.
Государство – корпорация – большая семья – артель – община, вот схема в которой будет выражаться общественное государство.
Общественное государство Россия – коллективная хорошо организованная личность, живой духовный организм. А не машина, и не сеть компьютеров, не власть машины.
«Государство – это Я», – сможет сказать каждый гражданин России.
Государство – это воля. Государство Россия как коллективная сверхличность обладает собственной волей, и даже – «сверх-волей» (возможность творить новое из ничего), на которую не могут влиять внешние силы, пытающиеся нами управлять.
Способность к порождению нового к динамике, а не копированию и выполнению внешних приказов от глобальной западной элиты.
Способность творить мир – неотъемлемое достояние российского государства, вытекающее из его осевой и общественной природы. Из него вытекает огромная власть над пространством, ресурсами России, новой техникой, временем, историей.
Правящий слой. Государство как Личность использует машину власти (аппарат организаторов) для управления, но само не есть машина власти.
Общественное государство – это работа меньшинства с большинством в интересах будущего. Лучшие (меритократия – власть заслуженных) правят в интересах всех.
Капиталистическое западное олигархическое государство в его современной финансовой форме («финансиализм») – это государство меньшинства для меньшинств и против большинства. Худшие в интересах худших.
Идеал России – государство для общества, вместе с обществом, развивающее общество. Общество – не конечный идеал – идол, а движение, процесс, динамическая осевая система. Им должны управлять соответствующие «водители», пилоты, которые видят дорогу и созданы для этого.
Оно отличается от государств финансовой олигархии, бюрократии, верхушки гражданского общества, играющего в демократию, которые правят на Западе.
Правящим слоем (меньшинством) является меритократия – сообщество показавших себя заслуженных профессионалов, в который входит и бюрократия, и капиталисты, и силовики, и специалисты, и творческие профессии, руководители и лидеры в своих сферах.
Основа правящего слоя – люди практической идеи, программы, стратегии, умеющие организовывать её реализацию.
Организация правящего слоя меритократии – система деловых соборов и собраний, советов разных уровней.
Кое-что меритократия берёт от советской партийно-хозяйственной элиты, опиравшейся на идею, и обходившейся без олигархии.
Правящий слой меритократии открыт, это не закрытый клуб миллиардеров, а верхушка профессионалов из профессиональных корпораций.
Общественное государство открыто для общества внутри и закрыто снаружи. Общественное государство самодостаточно извне и открыто внутри.
Государство – семья. Семья – малый образ России. Семья – это трудовой принцип организации общественного государства. Россия строится по образу большой семьи, государство-семья. Эта идея, возможно, пришла из конфуцианства. Однако она органична большинству народов мира. Семья священна для российского государства.
Поэтому оно поддерживает семьи, сохраняет и воспроизводит роды людей и народов, рождение и воспитание детей. В семье все известны друг другу (и государству) и обязаны трудиться.
Не должно быть лишних «бесхозных» людей, которые чувствуют себя заброшенными и лишёнными доступа на социальную лестницу.
Каждый человек найдёт своё место – каждый человек будет подтягиваться государством через электронный профиль, систему образования, консультаций и трудоустройства, но без принуждения. Не будет лишних людей, брошенных, лишённых социальной лестницы.
«Задача государства …чтобы поставить каждого гражданина в подходящие условия, при которых он сумеет показать, на что способен», писал философ, богослов, учёный о. Павел Флоренский в свой последней работе-завещании «Предполагаемое государственное устройство в будущем».
Однако главная опора общественного государства и меритократии – творческие и активные личности, которые создадут его техническую и экономическую мощь, а не получатели пособий и социальной помощи от него.
«Творческая личность – явление редкое, своего рода радий человечества, и выискивать ее надо по крупицам. Государственная власть должна выработать аппарат для вылавливания таких крупинок из общей массы населения (о. Павел Флоренский, «Предполагаемое государственное устройство в будущем»).
Государство – общий путь вверх. Социальное государство – не собес, не жизнь на пособие («вэлфер»), не кладовая потребления, а плавная социальная лестница с перилами и инклюзивными приспособлениями для тех, кто не может сам идти вверх.
Нет, не социальные лифты для избранных счастливчиков, но удобные и просторные социальные лестницы с перилами, – для каждого.
Суть русского общественного социального государства – «Иди вверх, но своими ногами! Не можешь – поддержим, под руки поведём. На ступеньку. А дальше – сам!».
Россия – государство тружеников и странников, но не иждивенцев.
Россия – государство коллективной сбывающейся мечты о лучшей справедливой жизни, и его правящего слоя «Мечтократии» – разновидности меритократии, мечтателей-практиков (Идеология Победы, «Вероучение Русской Мечты» Изборского клуба).
Не государство-пирамида, а государство – Сеть, сеть сетей, объединяющая все формальные и неформальные сети общества, а не подменяющее их.
Россия как образ независимого развития для развивающихся стран. Сущность изменения Российского государства в начале 2020-х, особенно, с 2022 года, – в переходе к государству-Собору, общественному государству, государству сборки, государству в интересах развития большинства, он и есть переход к Пятой империи, которую Россия ждёт, беременная ею.
Россия – государство-цивилизация, страна-цивилизация, центр крупного цивилизационного ареала, который соответствует определённому типу человека и общества и сформировано ими. Россия выражает сущность и интересы своего цивилизационного типа, в котором и специфические и универсальные черты, сочетающие индивидуальность и соборность, творческую рациональность, технологичность и сверхрациональную духовность (веру, любовь, волю, интуицию). Это осевой тип человека.
Переход России к общественной соборной модели государства и общества – возвращение на свой цивилизационный путь, который предполагает наличие и особой общемировой повестки, построенное с позиций людей осевого типа, наиболее ярко выраженного в восточно-христианском варианте.
Россия – государство-материк, образующий осевую зону мира, как в пространстве геополитики и геоэкономики, так и в истории.
Россия не экзотический остров в бушующем море, захлёстываемый штормами, это огромный Материк-Ковчег, образ мировой суши.
Россия – это Ковчег спасения для нормальных людей, состоящий из людей, из личностей и их образов, а не из железа или из дерева. Она символ Ковчега, как он должен быть устроен.
Поэтому она самостоятельна по определению, по своей территории и своей сути. Россия – общество энергии и пространства. Главное – рост энергии, а не её распределение. Поэтому она самодостаточна.
Россия объединяет, Запад – разделяет. Россия как государство живёт по принципу сбора, соборности в Собор, мировой храм.
Россия: «каждому – наше общее», Запад – «каждому – своё отдельное».
Россия не разделяет, а объединяет в единое общество: слои, народности, регионы, культуры, страны, общества, индивидов по принципу «каждому – общее».
Если Россия изменяет принципу «соборности – сбора», то она изменяет своей сути и начинает играть в чужую игру и, как следствие, проигрывать.
Поэтому Россия – это образ объединённого мира самостоятельных народов и государств. Русский мир – это мир, отсутствие вражды народов.
Кто враг нашего государства? – те, кого воспитал Запад для нас в духе разъединения, вывоза капитала, чужебесия.
Справедливое государство – то, которое действует в интересах развития всех групп общества.
Россия – страна умных, а не дураков, в которых на пытались превратить разными способами, включая так называемую Болонскую систему, всевозможные рейтинги, где нам достаются последние места.
Рейтинги и рейтинговые агентства созданы, чтобы поставить нас на последние места.
Цель русского Просвещения: Человек, его дух и культура, а не техника и не человек-машина.
Поднять средних до уровня лучших, а худших до уровня средних, а не опустить средних до уровня худших.
Россия как сильное государство. В чём сила России? Сила государства состоит в коллективной правде общества. «Одно государство, один народ, одна судьбы, одна Победа!»
Россия – государство воинов-бойцов, но не завоевателей. Россия – самодостаточное государство-крепость.
Россия – один народ. «Мы один народ», написал В.В. Путин в статье «Об историческом единстве русских украинцев». Концепция единого народа – основа нашего мировоззрения и государства, которую нужно проводить последовательно везде.
Сила России – в единстве народа. Россия не государство внешней управляющей группы, как государства Запада. Это государство народа в целом, но не его какой-то группы.
Общественное государство – это единое общество-личность (сверхличность), единый народ с единой волей и руководством, а не механическая сумма людей и обществ, и их воль в результате их внутренней борьбы друг с другом, лоббизма, конкуренции, коррупции.
Единое общество-личность (сверхличность) реализуется в особой форме правления и политических институтов. Россия является квазимонархией, концентрирующей полноту политической власти в руках Президента и правящей группы, при этом опирающаяся на республиканские механизмы представительства, референдумов и права.
Россия не может позволить себе хрестоматийной западной модели устройства государства на основе внутренней борьбы групп интересов и индивидов. Ей нужно строить модель единства и сотрудничества.
Эта наша цивилизационная модель устройства России, проявляющаяся во всём: от высшей власти, – до устройства микрорайонов без гетто и анклавов, в отличие от западных государств и их крупных городов.
Россия образ государства будущего, поскольку только такое государство способно выжить и победить в ходе антропологического перехода XXI века.
Антропологический переход – переход к более совершенному и разумному человеку, чем это было в предыдущие эпохи.
Сила государства не в концентрации власти над людьми, а в овладении природными энергиями вещества и пространства в интересах общества.
Сила России – в космосе, в космизме, в мире.
Россия – мировой источник энергии. Россия – ответственный и бережный распаковщик энергии и ресурсов мира.
Россия – это общественная сеть тружеников в твёрдых руках государства.
Мир с Россией: многополярное мироустройство будущего и отказ от несправедливого миропорядка прошлого как условие развития российской государственности. Общественное государство – Россия будущего, – возможна только в новом мироустройстве, – либо старый миропорядок «сожрёт» её или лишит будущего. Будет «Мир без России», без настоящей России будущего.
Новое мироустройство – сообщество внутренне самодостаточных и стремящихся к самодостаточности государств и их союзов с разной степенью мощи и влияния, но с единым видением мира.
Россия как государство по своей материковой и осевой природе стремится к самодостаточности, однако в локализированном мире она вынуждена менять мироустройство «под себя» и своих партнёров в направлении единого видения мира и его судьбы («одного пути», как говорит Китай).
Сейчас, в десятилетии 2025-2035 годов происходит ликвидация старого миропорядка и формирование принципиально нового мироустройства.
В феврале 2022 года Россия сделала решительный шаг в направлении нового мироустройства, начав спецоперацию и одновременно – отвязку экономику от зависимых от Запада схем обмена.
Старый миропорядок, устроенный на принципе одного хозяина, должен уйти. И коллективный хозяин прошлого миропорядка должен уйти из глобальной сферы в региональную.
Вместо единого миропорядка, основанного на власти одной группы, будет мироустройство многих хозяев – многополярный мир разных цивилизаций, их геоэкономических и геополитических блоков. Несколько согласованных в один вариантов миропорядка создадут это мироустройство без диктата.
Конкретно перемены мироустройства выражаются в создании на территории Старого Света Русского и шире Евразийского Креста: Запад-Восток (Европа – Россия – Китай, и Север-Юг (Россия, Иран, Индия, Индокитай), который поставит крест на гегемонии Запада в экономике и обмене и в целом в мире. Мир будет другим.
России, российскому государству отведена роль оси этого проекта, хотя решать будет не одна Россия, и не преимущественно Россия.
Либо переход к справедливому мироустройству произойдёт сейчас, за эти 10 лет (2025-2035), либо – не понятно когда. И произойдёт ли?
Если миропорядок не будет демонтирован усилием ряда геополитических центров, то он реализует в десятилетии 2026-2036 годах в отношении всего человечества проект Сингулярности, тотального глобального контроля и внедрения нового трансчеловека (трансгуманистический проект «обнуления»).
Путь к новому мироустройству тесно связан с антропологическим переходом, изменением суммарного типа человека и общества в разных цивилизациях.
Государство будущего. Россия, полный вперёд! У народа России оптимистически взгляд на будущее мира – несмотря ни на что. Оптимизм, вероучение Мечты – наша вера!
– Россия – инкубатор цивилизации будущего. – Россия – государство развития. – Россия – государство-победитель. – Россия «оседлает» большой антропологический переход человечества в развитое «осознанное» состояние из детского состояния.
Новый «уклад укладов»: корпоративизм, солидаризм, и платформизация всей страны, Большое Развитие. Россия долго «запрягала» – теперь пора быстро ехать!
В истории России наступил «быстрый этап», когда в паре «динамический консерватизм» будет преобладать слово «динамика».
Общественное государство России возможно лишь при новом прогрессивном социальном-экономическом укладе, сочетающем капитализм и социализм, но который выше обоих.
И глобальный капитализм, и старый социализм, – «оба хуже!» (чем надо).
России предстоит создать под себя новый ведущий социально-экономический уклад, перерастающий в особый социальный строй с принципиально новой могущественной материально-технической базой.
Переход от модернизации и развития отраслей к Большому Развитию.
Солидаризм и солидарность общества – Будущее России – новый осевой социально-экономический, технологический и международно-хозяйственный уклад.
Россия пока между тремя стульями. Россия в 2022 году вышла из западного колониального монетарно-капиталистического мирохозяйственного уклада, но и не создала свой уклад, и не вошла в азиатский уклад развития.
Совершив скачок, экономике России нужно долететь до следующего края пропасти.
России предстоит создать уклад контролируемого государством развития общества для стран севера с ограниченными ресурсами эксплуатации рабочей силы (со сравнительно низкой рождаемостью), но с бесконечными возможностями энергии и пространства, в конечном счёте, времени, – осевой уклад.
Будущий уклад России в таком сценарии отличается как от стагнирующего неоколониального финансово-капиталистического уклада Запада, так и от растущего уклада Востока с большими резервами рабсилы (Китая и Индии, хотя Китай кое-что взял и у нас – у СССР). У России нет столько дешёвой рабсилы, чтобы «сжигать» её на строительстве нового уклада.
Не создав свой уклад внутри, мы не «вернёмся» на Запад в новом качестве равного игрока и не впишемся на Востоке, просто «зависнем» над пропастью истории.
Суть этого уклада в динамичности, сбалансированности и беспредельности роста технических и производительных возможностей, вовлечении огромных ресурсов в переработку и экспорт.
И капитализм, в том числе, госкапитализм, и социализм в осевом укладе играют подчинённую роль, как уже опробованные варианты социального строя. Главное – интересы государства развития: его общественной силы и личностей граждан.
Социально-экономический строй строится на новой цифровой технико-управленческой основе, которая, в конечном счёте, определит отношения собственности и обмена:
Отлаженный синтез государственной, частной и корпоративной собственности через цифровые механизмы организации централизованной экономики под государственно-частным и общественным контролем и управляемую финансовую накачку производства;
Полностью цифровизрованное собственное машиностроение и станкостроение – за несколько лет (десятилетие?);
Платформизация всех отраслей экономики страны – план «ГОЭЛРО XXI века» (доклад В.Ю. Румянцева Сретенскому клубу). ЦК КПК объявил о создании новой социально-экономической формации на базе платформизации всех отраслевых трансакций юридических лиц. Формация – громко сказано, но вполне себе новый социально-экономический уклад с новой коллективно-частной системой собственности, и хозяйственным механизмом, которые могут стать её основой в глобальном масштабе и завоевать мир благодаря гигантскому превосходству в скорости производства и обращения;
Полностью платформизированное цифровое «быстрое» автоматизированное управление экономикой, учёт и контроль, правовое регулирование при свободном доступе в платформы для экономических субъектов;
Россия – космическая империя, овладевшая энергиями «космоса», прежде всего своего космоса (земли России);
Будущее – это справедливость, энергия плюс цифровизация всей страны
Принцип распределения прибавочного продукта под контролем общественного государства России. Доступ к среднему минимуму немонетизируемой социальной ренты, - для всех граждан России, к дополнительной монетизируемой ренте – по труду (по его результатам).
Капитализм – подсобный инструмент развития России. «Капитализм – явление, ведущее в конечном счете к смерти, но талантливые капиталисты – естественное богатство страны, которое могло бы быть использовано в нужную сторону, если бы их энергией привести в действие силы, для которых у большинства других людей нет соответственных способностей» (о. Павел Флоренский, «Предполагаемое государственное устройство в будущем»).
«Мудрость государственного управления – не в истреблении тех или других данностей и даже не в подавлении их, а в умелом направлении, так чтобы своеобразия и противоречия давали в целом государственной жизни [нужный] эффект» (о. Павел Флоренский, «Предполагаемое государственное устройство в будущем»).
Деньги – инструмент развития общества, техники и человека, а не обогащения отдельных лиц и групп. Если обогащение способствует развитию, оно допустимо.
За счёт науки и техники Россия уравновесит недостатки холодного климата и больших пространств, решит проблему «высоких издержек»: вместо вывоза капитала – инвестирование в страну; важна не собственность (в чьих она руках, форма собственности), а система управления и правила игры; общественное государство – это «быстрое» общество цифровых платформ, в котором общегосударственные процессы социальной организации происходят исторически почти мгновенно по сравнению с «медленными» обществами старого типа прошлых веков.
Осевой социально-экономический уклад объединяет все остальные уклады, все формы собственности на пользу обществу.
«К принципам солидарного общества… относятся: общее дело; общая собственность; контролируемая государством финансовая система; духовность, понимаемая не чисто конфессионально, а как признание всем народом, что Бог один у всех и, посредством совести, говорит с каждым человеком. Главным механизмом формирования солидарного общества является корпоратизация, призванная разрешить противоречия между частной и государственной собственностью – при сохранении многоукладности» (доклад Изборского клуба «Идеология Победы как национальный проект», 2021).
Пространственный уклад России. Один уровень развития регионов, территорий, поселений агломераций. Однородность социального уровня территорий и народов при их культурном своеобразии. «Всякий район должен творить свои ценности, нужные всему государству» (о. Павел Флоренский, «Предполагаемое государственное устройство в будущем).
Идеал – доступность всей территории Евразии за несколько часов. Исчезновение долгого времени ожидания. Быстрое, но управляемое и «длящееся время». Россия будущего – «агломерация мини-полисов» вместо Запада – «мегаполиса агломераций». Всё пространство должно быть заселено.
Внутриполитический механизм мобилизации. Плавный переход во внутренней политике России к вертикально-горизонтальному корпоративно-соборному представительству общества под контролем сильной президентской власти от «суверенной демократии».
«Уметь выслушивать всех, достойных быть [выслушанными], но поступать ответственно по собственному решению и нести на себе образ государственной ответственности за это решение – такова задача правителя государством» (о. Павел Флоренский, «Предполагаемое государственное устройство в будущем»).
Создание системы соответствующих рабочих совещательных институтов;
Нация – система горизонтальных связей по принципу языка и культуры, управляемой политической системой через механизм гражданской нации;
«Оппозиционные партии тормозят [деятельность] государства, партии же, изъявляющие особо нарочитую преданность, не только излишни, но и разлагают государственный строй… Разумной государственной власти не требуется преторианцев» (о. Павел Флоренский, «Предполагаемое государственное устройство в будущем»).
Реформа партийной и избирательной системы на внепартийной корпоративной, общественной основе.
«Организации не политические, а бытовые, религиозные, научные, культурно-просветительные разрешаются и в известной степени даже поощряются» (о. Павел Флоренский, «Предполагаемое государственное устройство в будущем»).
Вместо эпилога. Давайте помечтаем, чтобы задать масштаб будущего! Долгосрочный план России рассчитан на 100 лет. До 2125 года. Что это такое? Каждый человек – отдельная производственная, научная, учебное-воспитательная, творческая единица. Из Москвы во Владивосток за 1,5 часа. Энергии и любых веществ Россия может произвести столько, сколько нужно всех людям в мире. Россия создаёт свою копию в космосе – «Небесную Россию» – Россию Вечную.
Сергей Дмитриевич Баранов, философ и социолог, член Русского собрания

