Сегодня мы живём по двум календарям. Церковь живёт по юлианскому календарю, государство – по европейскому, григорианскому, который был введён декретом большевиков 1 февраля 1918 года, когда население России лишилось в одночасье 13 дней, ибо 1 февраля стало 14-м. Разница между календарями в XVIII веке была 11 дней, в XIX веке 12 дней, в ХХ и XXI веках разница составляет 13 дней. Из-за этого возникает много путаницы, в том числе и в праздновании юбилеев А.В. Суворова.
Александр Васильевич родился в день святителя и Отца Церкви, автора главного христианского богослужения Божественной Литургии и многих молитв Иоанна Златоуста 13 ноября по юлианскому календарю (в 1730 году по европейскому григорианскому календарю это было 24 ноября, в 20-м и 21-м веках – 26 ноября, в 22 веке с 2100 года будет 27 ноября). Суворов умер в день памяти пророка Иова Многострадального 6 мая по юлианскому календарю (в 1800 году это было 18 мая, сейчас 19 мая, с 2100 года – 20 мая).
Почему всё это важно? Почему это не пустые, случайные цифры? Рождение и смерть – тайна, даже таинство. Мы не вольны выбирать наш приход в этот мир и уход. В этом надо увидеть смысл, ибо смысл есть везде. Почему Суворов родился в день Иоанна Златоуста? Не с этим ли связано то, что он обратился в конце жизни в Канону Христу Спасителю? Почему он умер в день Иова Многострадального, в тот день, когда спустя 68 лет родится последний русский император Царь-Мученик Николай? Это ведь глубокие символы.
Проблема правильной датировки дня рождения и кончины Суворова отражает общую проблему с календарем, которая у нас сложилась после большевистской календарной реформы 1918 года. Эта проблема мешает нам увидеть многие важные смыслы русской истории, а порой и понять даже содержание исторических событий и процессов.
Напомню самые яркие события. Невская битва, в которой прославился благоверный князь Александр Невский, произошла 15 июля 1240 года в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя, который мы сегодня отмечаем как День Крещения Руси.
Ливонских рыцарей в Ледовом побоище в 1242 году русские войска под водительством того же князя Александра разгромили за 15 дней до Пасхи, т.е. в субботу Акафиста Пресвятой Богородицы.
Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года в двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы (не мог же Мамай заранее договориться с князем Дмитрием и привести войска именно в этот день!).
Казань русские войска под началом Царя Иоанна Грозного взяли 2 октября 1552 года, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы (на Покров молились, штурм не начинали).
26 октября 1582 года в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык – столицу Сибирского ханства.
Морское сражение при мысе Гангут, решившее исход Северной войны и приведшее к закату морской мощи Швеции, произошло в день памяти одного из самых почитаемых святых Великомученика и Целителя Пантелеимона 27 июля 1714 года. Почему первый морской храм Санкт-Петербурга был посвящен вмч. Пантелеимону (в перестроенном виде этот храм сохранился на улице Пантелеимоновской, ныне, увы, улица Пестеля), а он считался покровителем русского флота.
Великое Чесменское морское сражение (24-26 июня 1770 года) началось в день Рождества Иоанна Предтечи, а закончилось в память Тихвинской иконы Божией Матери.
Славная Кинбурнская победа Суворова произошла в праздник Покрова Божией Матери 1 октября 1787 года.
Взятие Очакова Г.А. Потёмкиным произошло 6 декабря 1788 года в день памяти Николая Чудотворца после литургии и общего причастия всех воинов.
Победа Суворова при Рымнике произошла 11 сентября 1789 года в день празднования Каплуновской иконе Божией Матери, перед которой молился царь Пётр в Полтавском сражении.
Изгнание французов из России в 1812 году произошло в праздник Рождества Христова 25 декабря 1812 года.
Но если мы будем считать даты по европейскому григорианскому календарю, мы не попадём на эти церковные праздники и будет утрачен смысл происходивших событий.
Наши предки устанавливали и особые церковные праздники в память о чудесной помощи Свыше русскому народу в годину испытаний. Самые известные примеры – праздники Сретения Владимирской иконы Божией Матери, установленные в память заступничества Божией Матери над русским народом. Их три. Первый – во время нашествия на Русь лютого полководца Тамерлана 26 августа 1395 года (кстати, именно в этот день спустя 417 лет 26 августа 1812 года (8 сентября по новому стилю) заступничеством Богородицы русская армия впервые остановила победоносное шествие войск доселе непобедимого Наполеона). Второй – 23 июня 1480 года (6 июля по новому стилю) – от нашествия хана Золотой Орды Ахмата, что вошло в историю как «Стояние на реке Угре», ознаменовавшее падения монголо-татарского ига. Третий – 21 мая (3 июня по новому стилю) – победа над Крымским ханом Мехмет-Гиреем в 1521 году.
А ещё и праздник Казанской иконы Божией Матери, ставший теперь государственным Днём народного единства, установленный в честь взятия Китай-города ополчением князя Димитрия Пожарского и Козьмы Минина 22 октября 1612 года (4 ноября по новому стилю). Не все помнят, что этот день знаменателен еще и тем, что 22 октября 1721 года царь Пётр был провозглашён императором, т.е. это ещё и День рождения Российской Империи.
Кстати, к заключению Ништадтского мирного договора, завершившего победоносную, но и тяжелейшую для России, Северную войну Петр I специально приурочил перенос в новую столицу страны Санкт-Петербург мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского. Причем, в этот день – 30 августа 1721 года, когда был подписан мир, ставший впоследствии днем кавалеров ордена Александра Невского, Церковь отмечала память еще одного великого русского святого преподобного Александра Свирского.
Мы можем понять логику действий накануне битвы под Полтавой Петра Великого, который, вооружившись недавно прославленной Каплуновской иконой Божией Матери, хотел дать решающий бой шведам в день памяти своего небесного покровителя – в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла. (Это кстати, важный штрих к портрету Петра Алексеевича – «безбожника на троне», нарисованный либеральной историографией.) Однако шведы подошли двумя днями раньше, и бой пришлось дать в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, и этот живший в конце V – начале VI века римлянин стал с тех пор, можно сказать, русским святым (Сампсониевские соборы в Санкт-Петербурге и на Полтавском поле битвы, Сампсониевский проспект в северной столице).
Мы можем понять и почему в Санкт-Петербурге так много Троицких храмов и соборов. Первый собор, уничтоженный ныне, недалеко от Петропавловской крепости был Троицким, главный собор Александро-Невской Лавры – Троицкий, Троицкий Измайловский собор, Троице-Сергиева пустынь под Петербургом, храм «Кулич и Пасха» Троицкий, храм при Александровской больнице и т.д. Не поймём, если не вспомним, что Санкт-Петербург был основан в 1703 году в праздник Святой Троицы – день рождения Церкви Христовой.
Февральская революция произошла во время Великого поста, времени особого покаяния для каждого православного христианина. В понедельник третьей седмицы поста толпа православного народа была не в храме, а штурмовала петроградскую тюрьму «Кресты». Это – знаменательный символ состояния народа. Измена и бунт против Помазанника Божия во время Великого поста – это приговор народу. Какие еще нужны объяснения кровавой гражданской войне?! Если мы не будем принимать во внимание этот факт, мы не поймем и действий Императора Николая II, человека верующего и нравственного, а потому вряд ли ожидавшего, что так могут поступить православные люди.
А в день отречения Государя была явлена Державная икона Божией Матери, Богородица взяла в Свои руки символы царской власти – скипетр и державу. Пасха 1917 года была настоящим революционным праздником, – в этом легко убедиться, если познакомиться с документами той эпохи… А потом наступило время гнева Господня на Руси.
А вот хронология событий 20 лет спустя. 22 июня 1941 года – день всех Святых в Земле Российской просиявших. Гитлер, сам того не подозревая, начал войну не против СССР и даже не против русского народа, он начал войну против Русского Небесного Воинства. Ну как ему было победить?! 12 июля 1943 года в праздник святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла происходит знаменитое Прохоровское танковое сражение, решившее исход Великой Отечественной войны. А 6 мая 1945 года Церковь торжествует по случаю великого праздника Воскресения Господня и одновременно дня Великомученика и Победоносца Георгия, а победоносная русская армия, предводимая маршалом Георгием Жуковым, берет штурмом столицу фашисткой Германии, и наши солдаты водружают знамя Победы над рейхстагом. Победа над смертью и победа над зримым воплощением смерти – фашизмом – происходят в один день. Празднование покровителю русского воинства Георгию Победоносцу, совпавшего с Пасхой было перенесено на среду. А это было 9 мая 1945 года. Опять совпадение, которое знаменует действие Промысла Божия в русской истории. А в праздник Святой Троицы 24 июня 1945 года в Москве проходит Парад Победы. Господь вновь помогает русскому народу!
Кстати, Пленум ЦК КПСС, изгнавший из власти гонителя Христа, намеревавшегося показать миру последнего попа, Никиту Хрущева, состоялся 14 (1 по юлианскому календарю) октября 1964 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Божия Матерь посрамила возгордившегося Хрущёва, простерла над Русью свой Покров.
Что мы теряем из-за календарной путаницы? Мы теряем главное – понимание того, что Русская история – это продолжение Священной библейской истории. Если мы будем изучать события русской истории путём наложения церковного календаря на исторические события, мы увидим, как Господь, Матерь Божия, святые Церкви помогали русским воинам на поле брани, русским правителям в принятии важнейших решений, определявших судьбу Отечества. Мы поймём порой духовную суть сложнейших событий, их первопричины.
Что же касается Александра Васильевича Суворова, то в его жизненном пути легко увидеть связь с судьбами великих святых – святителя Иоанна Златоуста, в день памяти которого он родился, и пророка Иова Многострадального, в день памяти которого он преставился. Вот почему так важно правильное понимание календарного вопроса.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

