В состоянии некоей прелестной эйфории бабёнка-невидимка на видео восторженно вопит: «Наконец-то Спасо-Преображенская церковь, которую построил ещё граф Воронцов, — наша, украинская!». И тут же сообщение, что храм в Мошнах захвачен группой мужчин «в балаклавах и желтых повязках на рукавах», приехавших за 20 километров во главе с «благочинным ПЦУ». То есть, не местных.
И напомнило это историю вековой давности.
Рифма эпох, так сказать!
В 1919 году в Мошны на огромном количестве телег приехали селяне из окрестных сёл для разграбления дворца светлейшего князя М.С.Воронцова, его наследников, разумеется. Дворец был огромен, в 80 комнат, много больше, чем в Алупке. На подводы «активисты 20-х» волокли мебель, посуду, тащили постельное бельё, бронзу, добрались до винных подвалов, хватили в меру здоровья и всё подпалили! Потом долго чёрные ветры и дожди облизывали тысячи обгоревших книг, разбросанных вокруг развалин пожарища.
Захваченная потомками тех «активистов» Свято-Преображенская церковь являлась в своё время как бы доминирующим «элементом» английского (пейзажного) парка, крупнейшего в Европе, созданного энергичной волей молодого Воронцова. Разумеется, главное назначение церкви – богослужебное, людям на радость и душам во спасение, для этого и возведена. Но и красота имеет значение. Воронцовский дворец и гостевые дворцы располагались поблизости, в Мошенских горах, образуя единое культурное пространство.
Пережил удивительный храм многое и многих. Тех же «активистов» 1920-х, которые, разграбив, пытались трактором и тросами разломать дом Божий. Был в храме и концлагерь при немцах, были и конюшни при ранних колхозах. Но возродился.
Теперь церковное здание вновь захвачено, украдено у верующих. Проведён в честь этого «молебен». Присутствовали две разбитные тётки в штанах и без косынок, дядька с державным прапором и в кепке, всего, вместе с «благочинным ПЦУ», 6 (шесть) человек. Что ж, не в первый раз украден.
Событие по новым временам рядовое. В соседних Черкассах, слышал, стало вновь как при большевиках: остался православным один храм. На днях забран предпоследний – церквица малая во славу иконы «Спас Чернобыльский».
Олег Семёнович Слепынин, писатель
Впервые опубликовано в Telegram-канале автора

