Путь трезвенника – сознательный выбор Креста

К 160-летию со дня рождения и 89-летию мученической кончины сщмч. Димитрия (Вологодского)

Русская Православная Церковь  Вечная память  Бывший СССР  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
26
Время на чтение 7 минут

Третьим в списке учредителей Красноярского Общества Трезвости значится Дмитрий Матвеевич Вологодский (1865-1937, священномученик). Сибиряк, родился в селе Рождественское Енисейского уезда Енисейской губернии. После обучения в Красноярском духовном училище, закончил в 1885 году Томскую Духовную семинарию, а в 1896 году – Санкт-Петербургскую духовную академию, со степенью кандидата богословия. В августе того же года о. Дмитрий назначен настоятелем Благовещенской церкви в Красноярске. В 1897 году, после смерти по старости бессменного настоятеля кафедрального собора протоирея Василия Дмитриевича Касьянова (1817-1897), председателя Духовной консистории, пожалуй, одного из самых мудрых и уважаемых епархиальных священников, прослужившего Церкви более 70 лет, указом Святейшего Синода Вологодского Д.М. назначают настоятелем Богородице-Рождественского кафедрального собора, где он будет служить до 1909 года. Его возводят в сан протоирея. С октября того же года он член Енисейской Духовной Консистории – совета по управлению делами епархии. Согласно статье 1 Устава 1843 года: «Духовная консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея производятся управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемом епархией».

Ответственно и почётно быть настоятелем самого крупного, расположенного в центре города, Богородице-Рождественского кафедрального собора! Храм был построен в 1861 году по решению съезда золотопромышленников, который проходил в Красноярске в 1843 году, аккурат в день появление на свет цесаревича – Николая Александровича Романова. Узнав сию благую весть, съезд торжественно постановил возвести собор в честь будущего Императора. Великий Князь Николай Александрович (1843-1865) родился 20 сентября 1843 года и был старшим сыном Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны. В 1936 году собор был взорван, наряду и почти одновременно с сотнями других православных храмов по всей стране. Известно, что разрушая Храм Христа Спасителя в Москве, построенного в память павших воинов на полях Отечественной войны 1812 года, Лазарь Каганович цинично угрожал неведомо кому: «Мы задерём подол матушке-России».

На фундаменте Богородице-Рождественского кафедрального собора в Красноярске поныне нагло и зловеще «красуется» мрачное здание краевой администрации – бывший Дом Советов. Заметим, что после уничтожения православного царства-государства подобным образом поступали повсеместно: то, на месте церквей наспех строили безликие строения с просторными квартирами для палачей, то торжественно возводили увеселительные заведения на погостах, где пели и плясали на костях, как это происходит до сих пор в красноярском БКЗ «на стрелке». То вот как здесь – символ торжества новой власти – безбожной, иудиной власти. Извергам недостаточно было сломить волю православного человека и убить его, им надо было уничтожить душу народа, вытравить Дух, стереть с лица земли храмы и вытравить из русской души ненавистный образ Святой Руси. Именно ещё и поэтому очень важно возвернуть, возвратить назад сакральные для русского сердца здания-символы: Богородице-Рождественский собор должен вернуться на прежнее место и стоять «на своих ногах»!

Крестный путь о. Дмитрия был суров, много лиха он хватил на своём веку. Но в начале служения всё складывалось более-менее удачно. В 1903 году его назначают членом правления Красноярской Духовной семинарии, тогда же он становится членом епархиального отдела Палестинского миссионерского общества. В 1909 году протоирея выбирают председателем ученого Совета Красноярского Духовного училища и председателем комитета епархиального свечного завода; тогда же он становится членом строительных комитетов по возведению нового здания семинарии, училища и архиерейского дома, назначается смотрителем Красноярского духовного училища. 30 октября 1914 года протоирей Дмитрий Вологодский постригается в монахи, с возведением в сан архимандрита. Его направляют служить в Пермскую и Соликамскую епархию, где отец архимандрит становится смотрителем Пермского духовного училища.

На новом месте он (совместно с ректором училища архимандритом Пименом (Пётр Захарович Белоликов, 1879-1918) и архиепископом Андроником (Владимир Александрович Никольский, 1870-1918) – оба в августе 2000 года причислены к лику святых РПЦ), руководит епархиальным трезвенническим движением. Надо полагать, что архимандрит Димитрий так же, как и его начальствующие особы, в это время уже был членом Союза Русского Народа. Так, архиепископ Андроник, будучи почётным председателем Пермского и Новгородского отделов СРН, в своей брошюре «Беседы о Союзе Русского Народа», разъяснял, что «Русский Народ, объединяющийся в Союз, и ставит своею целью сохранить то, что нам досталось от великих наших предков, передавших нам величайшую в мире страну и что за последние два века так существенно было затемнено ворвавшимся к нам европеизмом». Любопытно, что в 1916 году по инициативе архиепископа в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма…

Захватив власть, большевики повсюду насильственно упраздняли Церковь Христову, зачастую, предав мученической смерти её служителей. Не стала исключением и Пермская епархия, Глава которой был заживо засыпан антихристами землей в собственноручно вырытой им могиле...

В 1918 году о.Дмитрий, под прикрытием частей Белой армии вынужден был возвращаться на родину. В Красноярске, в октябре 1919 года, совет Духовной семинарии выбирает его ректором. Но после событий 1917 года: свержения Царя, а затем и Временного Правительства, развязывания гражданской войны, прежней жизни уже быть не могло. Вскоре город вновь захватили большевики, которые устроили «красный» террор. Следует отметить, что к тому времени епархиальная жизнь была полна нестроений, трещина неприятия друг друга прошла, как среди пастырей, так и пасомых. По разные стороны добра и зла оказались «красные» и «белые» попы, дети и родители; был свергнут не только Царь, разрушена не просто Империя – растоптана вера во Христа, низвергнута Любовь. Не было никакого уважения ни к сану, ни к званию, ни к прошлым заслугам, ни к возрасту, ни к полу – всё светлое, чистое, святое, доброе было превращено в навозную жижу. Испоганено было всё и вся.

Опасаясь ареста о. Дмитрий вновь вынужден был наспех бежать, теперь уже под Минусинск. Там в 1922 году более 20 православных общин юга Енисейской губернии и республики Тувы избирают его своим епископом. Пожалуй, в то время это был единственный из приенисейского священства, кто был так твёрд в вере, не колебался и не уклонился в ересь жыдовствующих, стоически держался спасительно курса православия. Впрочем, рядом с ним, плечом к плечу, вёл духовную брань настоятель Сретенского храма иеромонах Амфилохий (Скворцов Александр Яковлевич, 1885-1937). В 1981 году решением Архиерейского Собора РПЦ заграницей он канонизирован в лике исповедника со включением в Собор новомученников и исповедников Российских, а в августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе РПЦ МП для общецерковного почитания.

В марте 1925 года Патриарх Тихон совершил над иеромонахом Амфилохием хиротонию во епископа Красноярского и Енисейского. Теперь борьба против обновленчества в приенисейской Сибири шла уже в два фронта. Но вскоре, 13 июля 1926 года, красноярский Владыка был арестован…

Стихии мира подвергли тогда испытаниям многих церковных служителей, разметав кормчих по всему свету. Кто-то сбился с пути, кто-то оказался на необитаемом острове, кого-то буря унесла в чужие дали. Не прошла беда мимо Енисейской епархии, поражённой проказой обновленчества. Промыслом Божиим здесь единственным лекарем оказался архимандрит Димитрий, духовник Минусинского Серафимо-Покровского женского монастыря, в ком верующие увидели своего спасителя.

Скрытно новонаречённого епископа командировали в Москву к Патриарху Тихону на священное таинство хиротонии. Однако местоблюстителя безбожная власть держала в тюрьме, и сибирский странник отправился в селение Усть-Цильма Архангельской губернии, где пребывал в ссылке секретарь Патриарха – архиепископ Верейский Иларион (Троицкий Владимир Алексеевич, 1886-1929) – в 1981 году причислен к лику святых РПЦ заграницей, а в 1999 – РПЦ МП). Вместе с ним был епископ Ладожский Иннокентий (Тихонов Борис Дмитриевич, 1889-1937) – с 1993 года новомученник УПЦ). В мае 1923 года в церкви Архангельского женского монастыря иерархи совершили над прибывшим обряд посвящения во епископа Минусинского и Усинского.

По возращению на место служения, епископ Дмитрий вернул в каноническую юрисдикцию, через покаяние и публичное раскаяние священства, из обновленческого раскола 95 из 115 уклонившихся в ересь церквей, действовавших на территории епархии, включающей тогда территорию юга нынешнего Красноярского края и республику Хакассия. В дождь и холод, в стужу и жару, искусанный мошкой и комарами, по хлябям бездорожья и в лютые морозы обходил епископ свои владения, посещая каждый приход, беседуя с единоверцами о Боге и правильной вере. Его стараниями, к концу 20-х годов обновленцы полностью утратили своё влияние в Минусинске, а среди верующих укрепилась непримиримая сила к любому проявлению искажения канонических правил. В 1931 году был восстановлен епархиальный совет.

За свои труды Владыка Димитрий в 1935 году возводится в сан архиепископа. К тому времени он уже дважды назначался временным управляющим Красноярской епархией. Власть тоже оценила подвиг епископа Минусинского. В феврале 1933 году он был арестован вместе с членами епархиального совета и предан суду с формулировкой «активная контрреволюционная деятельность, руководитель контрреволюционной повстанческой церковно-монархической организации, внедрение религиозных предрассудков среди местного населения».

5 лет исправительно-трудовых лагерей были заменены поселением, ввиду болезни и преклонного возраста арестанта.

Повторное задержание последовало в апреле 1937 года, после которого архиепископа на свободу не выпустили. Существуют данные, что той же осенью – 23 октября Владыку расстреляли на горе Лысуха под Минусинском…

Так мученически закончилась прекрасная жизнь ещё одного учредителя Первого Красноярского Общества Трезвости.

Сергей Сергеевич Аникин, поэт, публицист, кандидат педагогических наук, инструктор трезвости по Красноярскому краю

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Сергеевич Аникин
Жизненный путь трезвенника – путь на Голгофу
О судьбе, принявшего мученическую кончину, священника Варсонофия Захарова
20.10.2025
Русофобия не прошла
Общественность отменила московский концерт Аллы Боссарт
11.01.2024
От русской цивилизации ко Святой Руси
Просветителю русского народа Олегу Платонову - слава!
12.01.2020
Нас уже миллионы
К 115-летию Фёдора Григорьевича Углова (22.09/5.10.1904 - 22.06.2008)
03.10.2019
Апостол Павел в юбке
Сергей Аникин о Наталье Поклонской
23.10.2017
Все статьи Сергей Сергеевич Аникин
Русская Православная Церковь
«Мы должны быть доступны людям»
Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом на пленарном заседании XII Общецерковного съезда по социальному служению
10.11.2025
«Ощущение духовной радости присутствует в каждом из нас»
В Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова состоялось отпевание отца Иоанна (Миронова)
10.11.2025
День памяти святителя Димитрия Ростовского
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля А.Ф.Трепова и поэта В.В.Капниста
10.11.2025
Он наш духовный корень
Проповедь в день памяти преподобного Нестора Летописца
09.11.2025
Все статьи темы
Вечная память
Свет благодатного старца
Слово на кончину иеросхимонаха Иоанна (Миронова)
07.11.2025
Мы все осиротели
На 99-ом году жизни отошёл ко Господу митрофорный протоиерей Иоанн Миронов
07.11.2025
«Владыка Григорий положил жизнь на благо служения Богу и народу»
В Александро-Невской лавре состоялся круглый стол, посвященный памяти митрополита Григория (Чукова)
06.11.2025
Вечная светлая память!
Памяти автора литературного журнала «Берега», кандидата геолого-минералогических наук Юрия Герасимовича Богомолова
06.11.2025
Все статьи темы
Бывший СССР
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко
В центре Калязина установлен Поклонный белокаменный Крест
10.11.2025
День памяти прп. Нестора Летописца
Сегодня мы также воспоминаем Великого Князя Иоанна III Васильевича, первого командующего Черноморским флотом Ф.А.Клокачева, идеолога русского национализма И.А.Баженова
09.11.2025
День взятия столицы Сибирского ханства русскими казаками
Сегодня мы вспоминаем также русских воинов, павших во время Варшавско-Ивангородской операции 1914 года, чтим память генерала В.А.Дедюлина, писателя И.А.Бунина и архитектора М.Ф.Казакова
08.11.2025
Между Четвёртым и Седьмым ноября
Поиски народного единства в осмыслении русской истории
07.11.2025
Коммунист-постмодернист Кончаловский
Впечатления от просмотра сериала «Хроники русской революции»
07.11.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Что нужно знать о политике Зеленского по уничтожению Православия?
Новый комментарий от Александр Волков
09.11.2025 16:50
Коммунист-постмодернист Кончаловский
Новый комментарий от Александр Волков
09.11.2025 16:31
История России могла закончиться в 1918 году
Новый комментарий от Владимир С.М.
09.11.2025 16:25
Мигранты – неудачный термин
Новый комментарий от Виктор Себелев
09.11.2025 12:20
Бодрящий пинок Путина
Новый комментарий от Алекс
09.11.2025 11:20
Могли бы мы продвигаться быстрее?
Новый комментарий от Владимир Николаев
09.11.2025 04:54