Третьим в списке учредителей Красноярского Общества Трезвости значится Дмитрий Матвеевич Вологодский (1865-1937, священномученик). Сибиряк, родился в селе Рождественское Енисейского уезда Енисейской губернии. После обучения в Красноярском духовном училище, закончил в 1885 году Томскую Духовную семинарию, а в 1896 году – Санкт-Петербургскую духовную академию, со степенью кандидата богословия. В августе того же года о. Дмитрий назначен настоятелем Благовещенской церкви в Красноярске. В 1897 году, после смерти по старости бессменного настоятеля кафедрального собора протоирея Василия Дмитриевича Касьянова (1817-1897), председателя Духовной консистории, пожалуй, одного из самых мудрых и уважаемых епархиальных священников, прослужившего Церкви более 70 лет, указом Святейшего Синода Вологодского Д.М. назначают настоятелем Богородице-Рождественского кафедрального собора, где он будет служить до 1909 года. Его возводят в сан протоирея. С октября того же года он член Енисейской Духовной Консистории – совета по управлению делами епархии. Согласно статье 1 Устава 1843 года: «Духовная консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея производятся управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемом епархией».
Ответственно и почётно быть настоятелем самого крупного, расположенного в центре города, Богородице-Рождественского кафедрального собора! Храм был построен в 1861 году по решению съезда золотопромышленников, который проходил в Красноярске в 1843 году, аккурат в день появление на свет цесаревича – Николая Александровича Романова. Узнав сию благую весть, съезд торжественно постановил возвести собор в честь будущего Императора. Великий Князь Николай Александрович (1843-1865) родился 20 сентября 1843 года и был старшим сыном Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны. В 1936 году собор был взорван, наряду и почти одновременно с сотнями других православных храмов по всей стране. Известно, что разрушая Храм Христа Спасителя в Москве, построенного в память павших воинов на полях Отечественной войны 1812 года, Лазарь Каганович цинично угрожал неведомо кому: «Мы задерём подол матушке-России».
На фундаменте Богородице-Рождественского кафедрального собора в Красноярске поныне нагло и зловеще «красуется» мрачное здание краевой администрации – бывший Дом Советов. Заметим, что после уничтожения православного царства-государства подобным образом поступали повсеместно: то, на месте церквей наспех строили безликие строения с просторными квартирами для палачей, то торжественно возводили увеселительные заведения на погостах, где пели и плясали на костях, как это происходит до сих пор в красноярском БКЗ «на стрелке». То вот как здесь – символ торжества новой власти – безбожной, иудиной власти. Извергам недостаточно было сломить волю православного человека и убить его, им надо было уничтожить душу народа, вытравить Дух, стереть с лица земли храмы и вытравить из русской души ненавистный образ Святой Руси. Именно ещё и поэтому очень важно возвернуть, возвратить назад сакральные для русского сердца здания-символы: Богородице-Рождественский собор должен вернуться на прежнее место и стоять «на своих ногах»!
Крестный путь о. Дмитрия был суров, много лиха он хватил на своём веку. Но в начале служения всё складывалось более-менее удачно. В 1903 году его назначают членом правления Красноярской Духовной семинарии, тогда же он становится членом епархиального отдела Палестинского миссионерского общества. В 1909 году протоирея выбирают председателем ученого Совета Красноярского Духовного училища и председателем комитета епархиального свечного завода; тогда же он становится членом строительных комитетов по возведению нового здания семинарии, училища и архиерейского дома, назначается смотрителем Красноярского духовного училища. 30 октября 1914 года протоирей Дмитрий Вологодский постригается в монахи, с возведением в сан архимандрита. Его направляют служить в Пермскую и Соликамскую епархию, где отец архимандрит становится смотрителем Пермского духовного училища.
На новом месте он (совместно с ректором училища архимандритом Пименом (Пётр Захарович Белоликов, 1879-1918) и архиепископом Андроником (Владимир Александрович Никольский, 1870-1918) – оба в августе 2000 года причислены к лику святых РПЦ), руководит епархиальным трезвенническим движением. Надо полагать, что архимандрит Димитрий так же, как и его начальствующие особы, в это время уже был членом Союза Русского Народа. Так, архиепископ Андроник, будучи почётным председателем Пермского и Новгородского отделов СРН, в своей брошюре «Беседы о Союзе Русского Народа», разъяснял, что «Русский Народ, объединяющийся в Союз, и ставит своею целью сохранить то, что нам досталось от великих наших предков, передавших нам величайшую в мире страну и что за последние два века так существенно было затемнено ворвавшимся к нам европеизмом». Любопытно, что в 1916 году по инициативе архиепископа в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма…
Захватив власть, большевики повсюду насильственно упраздняли Церковь Христову, зачастую, предав мученической смерти её служителей. Не стала исключением и Пермская епархия, Глава которой был заживо засыпан антихристами землей в собственноручно вырытой им могиле...
В 1918 году о.Дмитрий, под прикрытием частей Белой армии вынужден был возвращаться на родину. В Красноярске, в октябре 1919 года, совет Духовной семинарии выбирает его ректором. Но после событий 1917 года: свержения Царя, а затем и Временного Правительства, развязывания гражданской войны, прежней жизни уже быть не могло. Вскоре город вновь захватили большевики, которые устроили «красный» террор. Следует отметить, что к тому времени епархиальная жизнь была полна нестроений, трещина неприятия друг друга прошла, как среди пастырей, так и пасомых. По разные стороны добра и зла оказались «красные» и «белые» попы, дети и родители; был свергнут не только Царь, разрушена не просто Империя – растоптана вера во Христа, низвергнута Любовь. Не было никакого уважения ни к сану, ни к званию, ни к прошлым заслугам, ни к возрасту, ни к полу – всё светлое, чистое, святое, доброе было превращено в навозную жижу. Испоганено было всё и вся.
Опасаясь ареста о. Дмитрий вновь вынужден был наспех бежать, теперь уже под Минусинск. Там в 1922 году более 20 православных общин юга Енисейской губернии и республики Тувы избирают его своим епископом. Пожалуй, в то время это был единственный из приенисейского священства, кто был так твёрд в вере, не колебался и не уклонился в ересь жыдовствующих, стоически держался спасительно курса православия. Впрочем, рядом с ним, плечом к плечу, вёл духовную брань настоятель Сретенского храма иеромонах Амфилохий (Скворцов Александр Яковлевич, 1885-1937). В 1981 году решением Архиерейского Собора РПЦ заграницей он канонизирован в лике исповедника со включением в Собор новомученников и исповедников Российских, а в августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе РПЦ МП для общецерковного почитания.
В марте 1925 года Патриарх Тихон совершил над иеромонахом Амфилохием хиротонию во епископа Красноярского и Енисейского. Теперь борьба против обновленчества в приенисейской Сибири шла уже в два фронта. Но вскоре, 13 июля 1926 года, красноярский Владыка был арестован…
Стихии мира подвергли тогда испытаниям многих церковных служителей, разметав кормчих по всему свету. Кто-то сбился с пути, кто-то оказался на необитаемом острове, кого-то буря унесла в чужие дали. Не прошла беда мимо Енисейской епархии, поражённой проказой обновленчества. Промыслом Божиим здесь единственным лекарем оказался архимандрит Димитрий, духовник Минусинского Серафимо-Покровского женского монастыря, в ком верующие увидели своего спасителя.
Скрытно новонаречённого епископа командировали в Москву к Патриарху Тихону на священное таинство хиротонии. Однако местоблюстителя безбожная власть держала в тюрьме, и сибирский странник отправился в селение Усть-Цильма Архангельской губернии, где пребывал в ссылке секретарь Патриарха – архиепископ Верейский Иларион (Троицкий Владимир Алексеевич, 1886-1929) – в 1981 году причислен к лику святых РПЦ заграницей, а в 1999 – РПЦ МП). Вместе с ним был епископ Ладожский Иннокентий (Тихонов Борис Дмитриевич, 1889-1937) – с 1993 года новомученник УПЦ). В мае 1923 года в церкви Архангельского женского монастыря иерархи совершили над прибывшим обряд посвящения во епископа Минусинского и Усинского.
По возращению на место служения, епископ Дмитрий вернул в каноническую юрисдикцию, через покаяние и публичное раскаяние священства, из обновленческого раскола 95 из 115 уклонившихся в ересь церквей, действовавших на территории епархии, включающей тогда территорию юга нынешнего Красноярского края и республику Хакассия. В дождь и холод, в стужу и жару, искусанный мошкой и комарами, по хлябям бездорожья и в лютые морозы обходил епископ свои владения, посещая каждый приход, беседуя с единоверцами о Боге и правильной вере. Его стараниями, к концу 20-х годов обновленцы полностью утратили своё влияние в Минусинске, а среди верующих укрепилась непримиримая сила к любому проявлению искажения канонических правил. В 1931 году был восстановлен епархиальный совет.
За свои труды Владыка Димитрий в 1935 году возводится в сан архиепископа. К тому времени он уже дважды назначался временным управляющим Красноярской епархией. Власть тоже оценила подвиг епископа Минусинского. В феврале 1933 году он был арестован вместе с членами епархиального совета и предан суду с формулировкой «активная контрреволюционная деятельность, руководитель контрреволюционной повстанческой церковно-монархической организации, внедрение религиозных предрассудков среди местного населения».
5 лет исправительно-трудовых лагерей были заменены поселением, ввиду болезни и преклонного возраста арестанта.
Повторное задержание последовало в апреле 1937 года, после которого архиепископа на свободу не выпустили. Существуют данные, что той же осенью – 23 октября Владыку расстреляли на горе Лысуха под Минусинском…
Так мученически закончилась прекрасная жизнь ещё одного учредителя Первого Красноярского Общества Трезвости.
Сергей Сергеевич Аникин, поэт, публицист, кандидат педагогических наук, инструктор трезвости по Красноярскому краю

