«Он встал на пути страшной ереси "жидовствующих"»

Проповедь в День памяти преподобного Иосифа Волоцкого

Русская Православная Церковь  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
3
Время на чтение 4 минуты

Сегодня мы обращаем свой мысленный взор к суровым и прекрасным землям Северной Руси, к тем временам, когда рождалась наша национальная святость. Мы говорим о подвиге преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чья жизнь подобна мощной крепостной стене, возведенной не из камня, а из веры, воли и разума на защиту Православия.

Представьте себе осенний лес Подмосковья XV века. Золото берёз, багрянец кленов, тёмная зелень елей. Воздух прозрачен и холоден. Именно здесь, в вотчине князей Бориса Волоцкого, в 1439 году родился отрок Иоанн Санин. Он происходил из дворянской семьи. Его прадед – Александр Санин был православным выходцем из Литвы. В Великом княжестве Московском Санины владели селом Язвище. Земля эта, пропитанная молитвой и потом, видавшая и татарские набеги, и княжеские усобицы, взрастила воина духа, чьё служение изменило ход русской истории.

Время его взросления и духовного становления – это эпоха заката Византийской империи. В 1453 году, когда отроку Иоанну было всего 14 лет, пал под натиском турок Константинополь – Второй Рим, центр православного мира. Тень от этого падения легла и на всю Русь. Возник вопрос: где теперь оплот истинной веры? И многим казалось, что именно Москва, освободившаяся от ордынского ига, призвана стать Третьим Римом, удерживающим мир от сползания в бездну. Эта эсхатологическая тревога и эта великая надежда сформировали богословский и государственный горизонт, в котором жил и мыслил преподобный Иосиф.

Он принял постриг в обители Пафнутия Боровского – строгого подвижника, ученика самого Сергия Радонежского. Здесь, в суровой школе послушания и молитвы, закалился его дух. Но ум его, пытливый и книжный, искал не только личного спасения, но и способа устроить жизнь всей Церкви, всего народа по евангельскому закону.

И он уходит в леса Волоколамские, на тихое озеро, чтобы основать свою обитель. Устав Иосифова монастыря был явлением небывалым. Это была не просто школа молитвы, но и школа труда, просвещения и социального служения. Представьте: за высокими стенами кипит жизнь. В храме – стройное, «общее» пение (преподобный ввёл его одним из первых), иконописцы под руководством Дионисия, великого мастера, создают фрески, поражающие своей одухотворенностью. В скриптории – монахи переписывают книги, создавая одну из богатейших библиотек Руси. А на монастырской кухне в голодные годы кормят сотни страждущих.

Иосифов монастырь стал крепостью милосердия: во время страшного голода он кормил до 700 человек в день, принимая сирых и убогих. «Не вотще и не на сплю, но на брань, на прещение врагом, на утверждение православных», – говорил преподобный.

И эта брань, это духовное сражение, стало центральным в его жизни. Он встал на пути страшной ереси «жидовствующих», отрицавшей самые основы Православия – Святую Троицу, Божество Христа, почитание икон и святых. Это была не просто ошибка в богословии. Это был вызов духовной идентичности народа, только что осознавшего себя как Святая Русь. Иосиф Волоцкий понял эту опасность как никто другой. Его труды, его пламенные послания, его бесстрашная полемика с самим великим князем, склонявшимся какое-то время к еретикам, – всё это было подвигом защиты Истины.

Он сформулировал принцип, который звучит и сегодня с огненной силой: «Аще ли есть святой и праведен царь, он Богу и Божиим делам причастен. Аще ли зло творит и небрежет о Божиих заповедях, таковой не есть Божий слуга, но диавол, и не царь, но мучитель».

Эти слова – не призыв к бунту, а утверждение высшего суда – суда Совести и Истины, перед которым равны и князь, и смерд. В этом – краеугольный камень русской симфонии властей, где Церковь хранит нравственный закон, а государство служит ему.

Но, братья и сестры, не будем думать, что его образ суров и непреклонен, как гранит. Вслушайтесь в его молитвы, в его слова, дошедшие до нас сквозь толщу веков. Они полны ликования, света и неизреченной любви ко Христу. «Дай единожды, получи сторицею: тот, кто милует убогого, Богу взаймы даёт».

«Не всем даются одинаковые знамения, а каждому по мере старания и по мере изнеможения, ибо не равно все работают Господу и не одним путём идут, как несколько зажжённых свеч – одним огнём горят, а свет дают разный».

«Доныне спасаются бесчисленные множества людей благодаря Его милосердию и милости: одни – богоугодной и чистой жизнью, другие – покаянием и слезами, третьи – теплой, не сомневающейся верой, четвертые же после смерти получили милость благодаря молитвам, совершению Божественных Таинств и милостыни, подаваемой нищим».

Вот он, истинный Иосиф – не только грозный обличитель, но и ликующий свидетель Воскресения, видящий свет, наполняющий всю тварь. Чему же учит нас, этот святой старец с берегов Волоколамского озера?

Он говорит о том, что вера без дел мертва. Что нельзя спасать свою душу в одиночку, когда вокруг гибнут души братьев. Он учит нас, что милосердие и социальное служение – не «социальный проект», а продолжение Литургии за стенами храма.

Он напоминает, что Церковь призвана быть не только «терпимой», но и учительной, хранящей неповрежденное сокровище Истины в мире, где все истины считаются относительными.

Он вдохновляет нас на труд и просвещение. Его монастырь был интеллектуальным и культурным центром. Он показывает, что подлинная культура рождается не из самовыражения, а из служения Богу и людям.

И, наконец, он являет пример мужества. Мужества говорить правду власть имущим. Мужества стоять за Истину, даже если ты один. Мужества совести. С праздником вас, дорогие друзья.

Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Викторович Овчаренко
Наши «голгофы» могут стать местом встречи с Богом
Проповедь в день памяти мученика Лонгина сотника
29.10.2025
Поэт, чьи слова стали неотъемлемой частью нашего Богослужения
Проповедь в день памяти преподобного Космы Маюмского
25.10.2025
Бог нуждается в нас
Проповедь на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня!
27.09.2025
Этот день рождения стал началом спасения заблудшего человечества
Проповедь на праздник Рождества Пресвятой Богородицы
21.09.2025
Все статьи Роман Викторович Овчаренко
Русская Православная Церковь
Русская цивилизация
Созидание образа будущего мира на основе непреходящих нравственных ценностях
29.10.2025
«Такие игры очень опасны»
О Хеллоуине, «Велесовой ночи» и «Тыквенном спасе»
29.10.2025
Крест и власть русской судьбы
Удерживать человеческое, когда всё зовёт в бездну
29.10.2025
День памяти Патриарха Адриана
Сегодня мы вспоминаем поэта Ивана Никитина, художника Константина Васильева, композитора Василия Агапкина и летчика-аса Александра Карпова
29.10.2025
Три обязательных условия для тех, кто хочет быть христианином
Евангелие вторника (Лк, 44 зач., 9, 23—27)
28.10.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Хэллоуин в России: деструктивное влияние и вызов духовному суверенитету
О недопустимости легитимации чуждых традиций
30.10.2025
О фильме «Нефариус»
Нефариус повторяет излюбленный аргумент западных безбожников
28.10.2025
«Россия – это живое сердце мира, его метаисторический центр»
Русская история непрерывна, континуальна, и она ещё не закончена
23.10.2025
«Народному Собору» – жить и побеждать!
Одно из самых авторитетных общественных движений отмечает юбилей
22.10.2025
Лев Толстой о творческих силах истории
И нет величия там, где нет простоты, добра и правды
22.10.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
«О, какое счастье! О, какой ужас!»
Запоздалая реформа Союза писателей России есть прямой результат перемен, охвативших российское общество
30.10.2025
Феномен русской Победы и национальные драмы России в XX-XXI веках
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 3 (73) 2025
29.10.2025
«Такого объёма уникальнейших артефактов не собирали никогда»
В Москве состоялась пресс-конференция, посвящённая открытию выставки «Великая Победа. Россия – моя история»
29.10.2025
Кино привезли!
Детские воспоминания и взрослые размышления
29.10.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Зеленский лично курирует погром Православия на Украине»
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2025 12:58
Вопрос Андрею Кончаловскому: почему революция «русская»?
Новый комментарий от Апографъ
30.10.2025 12:50
Уберите, наконец, Набиуллину!!!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.10.2025 12:29
Кому нужна новая «Матильда» с рекламой революции?
Новый комментарий от С. Югов
30.10.2025 12:08
Изменится ли лицо нашей страны?
Новый комментарий от Александр Волков
30.10.2025 10:01
Русская цивилизация
Новый комментарий от РомКа
30.10.2025 09:28