В рамках миссионерского проекта «ПроСмыслы» в московском храме св. Флора и Лавра на Зацепе состоялась встреча с настоятельницей Переславского Никольского монастыря игуменией Евстолией. Тема духовной беседы: «Крест – дорога в будущее России». В форме живой беседы с ведущим вечера Виталием Заболотным и ответов на вопросы из зала были обсуждены многие важные духовные проблемы современности. Во встрече приняли участие клирик храма пророка Илии с. Ивановского Борисоглебского района, создатель и первый заместитель директора Ивановской школы на Лехте, секретарь Союза писателей России, поэт и «фронтовой батюшка» отец Владимир Мартышин, а также член СПР, православный журналист Андрей Самохин.
Что значит для нашей страны и всего православного мира Крест Христов и в особенности – Небоявленный Животворящий Крест Господень, именуемый Годеновским? Игумения Евстолия подробно рассказала об истории второго обретения в конце прошлого века величайшей святыни земли русской – Креста, в 1423 году чудесно перенесенного по воздуху из Ромейской империи на Сахотское болото в глухой уголок Ростовского княжества. Промысл Божий был явлен во втором обретении Креста сестрами Николького монастыря в вымирающем селе Годеново, в разрушающемся храме св. Иоанна Златоуста. Именно там, в Годеново, древний Крест Господень после его реставрации и восстановления храма начал обильно чудотворить. Что привело молитвами монахинь и усилиями посланных Богом благодетелей к созданию паломнического центра Святое Годеново – не только общероссийского, но и общеправославного мирового значения.
Уместно здесь напомнить, что в России существуют несколько великих святынь Креста Господня, обретённых чудесным образом. Перечислим их по хронологии.
Первый – Крест преподобного Авраамия Ростовского. По преданию святой Авраамий получил в ХI веке жезл с навершием в виде медного шестиконечного креста с рельефными изображениями от самого святого Иоанна Богослова, явившегося ему. С помощью этого жезла Авраамий сокрушил стоявшее в Ростове изваяние Велеса. Этим он не только физически устранил языческих идолов из города, но и обратил множество жителей ставших свидетелями чуда в христианство. В настоящее время крест преподобного Авраамия находится в Ростовском музее. А копия креста хранится на Святом Престоле в алтаре Никольского храма Ростовского Аврамиева монастыря.
Вторым стал чудотворный Дмитровский крест. Немногие уцелевшие летописи свидетельствуют о том, что чудесное обретение святыни произошло в 1291 году. Крест плыл против течения по реке Яхроме. Первой его заметила слепая девица, которая благодаря свету исходящему от креста прозрела. Внушительный (почти 3 метра в высоту) Крест достали и с песнопениями отнесли в находящийся рядом Никитский монастырь. Многие века он чудотворил и не раз спасал Дмитров. С 1930 года оригинальный отреставрированный Крест хранится в храме Св. Николая в Толмачах внутри Третьяковской галереи.
Третьим, чудесно обретённым Крестом, стал горельефный иконописный Годеновский Крест.
Четвертым – Арзамасский чудотворный кипарисовый четырёхконечный Крест. Его в 17 веке в разгар Раскола на лодке привез по Волге в Арзамас некий странный сопровождавший, отдав в руки местного блаженного купеческого сына. Теперь этот Чудотворный Крест пребывает в Воскресенском Соборе Арзамаса.
Пятый – Калужский чудотворный мироточивый Крест-Голгофа, обретенный в 90-е годы прошлого века в земле близ Преображенского храма в селе Спас-Заречье Калужской области. Святыню передали в Обнинск в просветительский центр «Веры, Надежды и Любови», где он с 1998 года обильно мироточит. Зафиксированы также многочисленные случаи исцеления от рака, молитвенно прикладывавшихся к Кресту пациентов близлежащего института Радиологии. Крест перенесли в возрождаемый древний Спасо-Георгиевский Мещевский монастырь в поселке Искра.
Интересна символика легендарного явления этих Крестов на Руси. Один – непосредственно от Апостола Христова, два – пришли по воде, один вышел из земли и, наконец, Годеновский Крест – явился прямо с неба. Причём это последнее чудесное явление ни в какой степени не поддаётся альтернативному рациональному объяснению. При этом Небоявленный Животворящий Крест, явившийся на Сахотском болоте в начале XV веке, как пояснила на встрече игумения Евстолия, стал по выражению покойного историка и философа Виктора Тростникова промыслительной «эстафетной палочкой» православного наследия – от Второго Рима – гибнущей Византии – Риму Третьему – Руси, обретающей в это время два крыла своего Орла: государственное единодержавие и церковную самостоятельность.
Именно эту миссионерскую, историософскую идею преемственности Хранительницы Православия воплощает ныне воздвижение в Годеново грандиозного храма Святой Софии-Премудрости Божией – уменьшенной реплики Константинопольской Айя-Софии.
На вопрос ведущего «как решились на такое», матушка Евстолия рассказала о нескольких благословениях старцев на эту стройку: недавно отошедшего ко Господу схиархимандрита Илия (Ноздрина), бывавшего в Годеново и молившегося у Небоявленного Креста, а также известного афонского старца Папы Яниса, полученного через клириков Переславского Никольского монастыря, побывавших на Святом Афоне. При этом афонский старец выразил уверенность в том, что величественный храм обязательно будет достроен. Свидетельствовали тому и несколько чудес, произошедших при закладке соборного храма, который ныне продолжает возводиться, в нижнем храме которого, освященного в честь Святых Царственных Страстотерпцев уже давно проходят службы. Поведала игумения Евстолия и о небесном видении образа Пресвятой Богородицы, который сфотографировали паломники на небе в Годеново после ночной Литургии, прошедшей в Софийском храме накануне празднования 600-летия явления Годеновского Креста 11 июня 2023 года. «Тогда мы поняли, кто на самом деле руководил масштабными торжествами в этот день, прошедшими в благодатном духе и без малейших накладок, при наших более чем скромных силах», – добавила матушка Евстолия.
Рассказала игумения Евстолия также о незабываемой встрече с архимандритом Ефремом Филофейским, Аризонским (Мораитисом) – учеником Иосифа Исихаста, чудесным образом создавшим цветущую обитель в безводной пустыне Аризоны. В связи с этой встречей, в беседе всплыл и был обсужден естественный вопрос о том, насколько важна для спасения правильная и частая (в идеале – постоянная) Иисусова молитва, делание которой старец считал основным условием стяжания бесстрастия и соединения со Христом в этой жизни и в вечности.
Виталий Заболотный поинтересовался, как и почему молодые девушки идут в монахини, связано ли это с неудачами в личной жизни? Отвечая на него, матушка Евстолия на своём личном примере пояснила, что монашеский выбор – это призвание от Господа, Его призыв, который приходит прямо в сердце как нахождение своего истинного места на Земле. К этому она добавила известное высказывание одного из оптинских старцев: «Если бы люди знали о тех скорбях, которые переносит монах, то никто бы не пошёл в монахи, но если бы они ведали о той награде, которая ждёт монашествующих на небесах, то пошли бы все».
Игумения напомнила, что в начале 1990-х, когда в России после советской богоборческой эпохи начали открываться и возрождаться монастыри – туда сотнями поступали молодые послушники и послушницы, желающие принять постриг. «Возникла массовая тяга к спасению души, и так была явлена Божья Воля к возрождению монашества в нашем Отечестве», – отметила она.
При этом, по её мнению, огромное значение в умножении монашествующих сыграли жившие тогда благодатные старцы: отец Иоанн (Крестьянкин), отец Николай Гурьянов, архимандриты Кирилл (Павлов), Павел (Груздев), Наум (Байбородин).
В рассказе о своём монашеском пути, игумения Евстолия вспомнила о роли своего первого лаврского духовника отца Наума, благодатных встречах со старцем-архимандритом Павлом (Груздевым), который часто приезжал в возрождаемый Толгский женский монастырь, где была пострижена и подвизалась несколько лет монахиня Евстолия.
«Он пел нам песни, читал свои стихи и с шутками всячески поддерживал молодых сестёр», – вспомнила она. Рассказала игуменья и про памятную благодатную встречу с блаженным старцем Алёшенькой Старооскольским – Алексем Федоровичем Астаниным – настоящим человеком Божиим.
Ведущий задал своей собеседнице «простой» вопрос: «А есть ли сегодня благодатные старцы ?» На него матушка Евстолия ответила так же просто: «Если мир стоит, то, стало быть, есть».
Тема Креста Господня не могла не включить в себя разговор о Крестных ходах. Как и почему они возникли, какое имеют значение для крестоходцев, оКРЕСТностей по которым идут, всей страны. Игумения Евстолия кратко напомнила об истории возникновения этого движения в Ромейской империи. Святитель Иоанн Златоуст в конце IV века в Константинополе учредил ночные шествия с крестами, свечами и псалмопением в противовес шествиям ариан. А в дальнейшем особые Крестные ходы совершались с молебнами Господу и Пресвятой Богородице в случае нападения врагов, моровых язв, землетрясений…
Особым непрекращающимся Крестным ходом считают в Никольском монастыре распространение больших и малых копий Годеновского Креста по России и всему миру, начавшимся в 2013 году с торжественного принесения полноразмерной копии Небоявленного Креста в Крым. Эту первую копию Животворящего Креста Христова пронесли крестным ходом по улицам Севастополя. Его заносили на военные корабли, перед ним освящали военные флаги, а моряки получали в благословение иконки с изображением святыни. Через год полуостров практически бескровно вернулся в родную русскую гавань.
Рассказала матушка и о беспрецедентном Общероссийском миссионерском Крестном ходе с копией Годеновского Креста, организованном в 2023 году вместе с Никольским монастырем Синодальным Миссионерским отделом МП во главе с епископом Луховицким Евфимием (Моисеевым) – ныне викарием Патриаршего экзархата Африки, директором телеканала «Спас» Борисом Корчевниковым и общественным движением «Россия Православная». Годеновским Крестом тогда «перекрестили» всю русскую землю – от Мурманска до Севастополя и от Бреста до Владивостока. Сотни тысяч верующих молитвенно приложились тогда ко Кресту в 27 городах. А до этого Годеновский Крест облетел всю нашу планету на борту МКС.
Отец Владимир Мартышин, взяв микрофон, рассказал о смысле и практике ежегодного трехдневного Иринарховского Крестного хода, в котором сам принимал участие уже более двух десятков раз. «Все крестоходцы во время пути молятся, а значит освящается вся земля, по которой они проходят», – отметил батюшка.
«Тяжело ли человеку нести свой крест?» – задал вопрос ведущий. «Крест становится легче, когда за него берёшься», – ответила матушка Евстолия с отсылкой к известному афоризму свт. Иоанна Златоуста: «Если несёшь свой крест с терпением, то крест сам тебя несёт, а если тяготишься им, тогда падаешь под тяжестью креста».
В этот вечер была поднята особая и «больная» тема – Святых Царственных Мучеников, которых особо чтут в Переславской Никольской обители, того Креста, на который взошел Государь мученик за всю Россию и русский народ. Увы, этот подвиг, несмотря на церковное прославление Царя Николая и его Августейшей семьи до сих пор не осознан полнотой нашего народа. Более того в последнее время, похоже умножились (или по крайней мере, громче и злее заговорили) хулители Государя.
«Чтобы у нашего Отечества было будущее, чтобы мы возродились как православная держава, как Третий Рим нам необходимо переосмыслить трагические события прошлого века, трагедию ритуального убийства Царской семьи, в лице которой хотели убить Россию, осознать значение личности последнего нашего православного императора», – уверена игумения Евстолия.
Один из слушателей попросил гостью высказать своё мнение о нынешних попытках определённых кругов возродить советско-коммунистическую идеологию, прославление деятелей коммунизма, о некой «заявке» на восстановление «СССР- 2.0».
На это матушка Евстолия осторожно ответила: «Да, сейчас поднимает голову эта коммунистическая история. Но надо помнить, что мы находимся в Церкви не торжествующей, а воинствующей. И главное оружие её – молитва. Думаю, что значительная часть нашего народа всё же идёт не в сторону идеологии, уже потерпевшей историческое фиаско, а в направлении традиционно-державного, православного возрождения Руси. Вот мы можем свидетельствовать, что Годеновский Крест "ожил" благодаря духовному движению к нему богомольцев со всей страны. Об этом движении свидетельствуют и недавние – 400 тысячный Крестный ход в Москве и 60-тысячный Крестный ход в Санкт-Петербурге, показавшие тягу нашего народа к Кресту Христову. И это вселяет надежду в будущее России».
Отец Владимир Мартышин, развивая тему, поделился впечатлениями о своих пастырских поездках на фронт. «По моим ощущениям, у нас сейчас заметны "духовные качели" людей между Богом и противоположным полюсом. И это видно по разным подразделениям, где я бывал и по отдельным людям. У многих в душе такая индивидуальная "качка" происходит ежедневно. На войне ведь всё особенно ярко проявляется. Даже такой духовный недуг как мат, на фронте повсеместный – где-то проявляется сильнее, а где-то гораздо слабее – с ощущением, что это плохо. Многие, уже не первый год воюющие бойцы, знают не понаслышке, что матерщинники в бою гибнут гораздо чаще…».
В свою очередь писатель и журналист Андрей Самохин напомнил слушателям знаковый исторический факт: весной 1917 года на волне эйфории от «свержения царизма» на фронте перед боем причащались единицы, храмы на Пасху семнадцатого были полупусты. А через год, познав «прелести» победившего большевизма, русские люди ринулись в церкви; молиться начали и те, кто считал себя неверующими – да только для страны в целом это было уже поздно.
«Вот и сейчас – народ наш, возможно, "окстится", когда подойдёт к самому краю, когда большая беда зримо встанет на пороге. Пока ещё, похоже, не встала...». Выступавший также отметил важное отличие в восприятии Креста Господня у католиков с протестантами и православных. Для первых он, прежде всего, символ страдания Христа, а для вторых – символ светозарной Победы над смертью и над «непреложностью» законов мира сего, воспринимаемых как бессмысленное круговращение рождений-умираний.
С огромным интересом посмотрели собравшиеся прекрасный фильм о строительстве соборного храма Святой Софии Премудрости Божией в Годеново, снятый в июне этого года оператором-режиссером Арсением Бычковым.
В завершение вечера, после традиционной молитвы, собравшиеся с благоговением прикладывались к живописной уменьшенной копии Годеновского креста, привезённого из Никольского монастыря. А также заинтересованно общались с матушкой Евстолией и отцом Владимиром, получая благословение. Массово брали авторские автографы на приобретённые книги о Годеновском Кресте и Никольском монастыре, написанные в сотворчестве игумении Евстолии, о. Владимира Мартышина и Андрея Самохина.
Светлое, благодатное чувство ещё долго витало в зале, свидетельствуя о духовной пользе подобных встреч миссионерского проекта «ПроСмыслы».
Прохор Андреев, публицист