В понедельник, 8 сентября, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон обратился с Посланием к православной пастве Крыма, сообщает пресс-служба Крымской митрополии.
«Дорогие о Господе Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры!
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
С чувством глубокой печали и скорби я обращаюсь к вам сегодня, - говорится в Послании Владыки. - Крымская епархия столкнулась с серьёзным испытанием. Вынужден сообщить о запрещении в священнослужении наместника монастыря вмч. Феодора Стратилата иеромонаха Даниила (Лаврова). Эта мера, сколь бы ни была она болезненна, необходима.
История Церкви знает немало примеров, когда монахи, лишившие себя опытного монастырского руководства с самого начала своего иноческого пути, самоуверенно полагались на собственные превратные толкования Священного Писания, на личные измышления в вопросах духовной жизни и этим наносили самый серьёзный вред как себе, так и своим доверчивым последователям.
К сожалению, наша епархия не стала исключением. Насаждение в Церковь Христову множества чуждых православию вероучительных домыслов, самочинные нововведения в богослужебную практику, недопустимое нарушение благословения моего предшественника по кафедре митрополита Лазаря – все это переросло у иеромонаха Даниила (Лаврова) в опасное сплетение ошибок в духовной и пастырской практике вплоть до еретических лжеучений. К сожалению, стали известны случаи, когда не только миряне, но и священники, с доверием отнесясь к распространяемым иеромонахом Даниилом самочинным измышлениям, распространяют душепагубную практику на вверенных им приходах.
Как правящий епископ, в силу моей архиерейской присяги и долга пастыря, я обязан, убедившись в достоверности фактов, предотвратить распространение подобных явлений, представляющих несомненную опасность для душ православных христиан.
Решение о запрете священнослужения было принято лишь после того, как многочисленные попытки донести до отца Даниила всю пагубность его заблуждений, угрожающих как ему самому, так и спасению вверенной ему паствы, оказались безрезультатными. Сам я не раз беседовал с о. Даниилом, предостерегая от самочиния в духовной жизни. В монастырь вмч. Феодора Стратилата была направлена специальная епархиальная комиссия для изучения сложившейся в нём ситуации. Беседа с иеромонахом Даниилом и его тремя послушниками, проведённая членами комиссии, вскрыла целый ряд серьёзнейших искажений православного вероучения, а также нестроения в духовной и богослужебной практике обители.
Наконец, было созвано внеочередное расширенное заседание Епархиального совета Симферопольской и Крымской епархии. На встречу с иеромонахом Даниилом и его послушниками были приглашены духовники: епископ Ялтинский Нестор, игумен Свято-Успенского мужского монастыря г. Бахчисарая архимандрит Силуан (Макей), настоятель Свято-Георгиевского Балаклавского мужского монастыря г. Севастополя игумен Матфей (Самохин), благочинный по делам монастырей и.о. наместника Свято-Климентовского Инкерманского монастыря иеромонах Кронид (Печевистый), протоиерей Иоанн Пристинский, протоиерей Сергий Халюта, протоиерей Петр Чайковский, протоиерей Богдан Северин, протоиерей Димитрий Гоцкалюк, протоиерей Андрей Кривонис, протоиерей Павел Морозенко, протоиерей Алексей Астапов, ректор Таврической духовной семинарии иеромонах Андрей (Коротков), проректор Таврической духовной семинарии архимандрит Силуан (Пасенко), протодиакон Василий Марущак.
К сожалению, эта долгая беседа, как и предыдущие, оказалась безрезультатной.
В силу того, что ложные учения иеромонаха Даниила распространились в книжных изданиях, в проповедях, в сети Интернет, я должен открыто изложить православный взгляд на каждый факт искажения церковного вероучения. Обязан я сказать и впавшим в соблазн чадам Церкви: пребывание в зловерии, навеянном в ваши души и умы антицерковными взглядами заблудившегося (очень надеюсь, что на время) пастыря, грозит самой серьёзной опасностью в главном деле вашей жизни – спасении».
Вот что послужило основанием для отстранения иеромонаха Даниила (Лаврова) от священнослужения:
Недостаточное знание и непонимание Священного Писания Нового Завета.
Подчеркнутый акцент на Ветхий Завет в проповедях, поучениях, в личной духовной жизни и в руководстве пасомыми. Пренебрежение Новым Заветом. Произвольное толкование Священного Писания.
Искажение учения Церкви о любви и смирении.
Ложное учение о «грехе рода».
Сознательное пренебрежение святоотеческим опытом духовного руководства иноков и мирян и замена его собственными измышлениями.
Кощунственное искажение учения Церкви о Божественной Евхаристии.
Более подробно об этом на сайте Крымской митрополии.
«Но кроме констатации беды, надо искать выход из неё, - отметил Владыка Тихон в конце Послания. - На Духовном соборе нашей епархии – Епархиальном совете – отцу Даниилу были предложены пути исправления сложившейся ситуации. Их смысл в первую очередь в плодах покаяния – решительного изменения несомненно невольных у него, но безусловно враждебных православию воззрений. Их причина – в отсутствии духовного образования, полученного в семинарии либо в процессе воспитания в общежительном монастыре.
Иеромонах Даниил не имеет духовного образования и за девятнадцать лет священства не попытался даже заочно получить его. Не прошел он, к сожалению, и монастырской школы. <...>
Мы соборно предложили о. Даниилу совместить заочный курс духовного образования и проживание в одном из монастырей. А его послушникам, у которых, Бог даст, еще все впереди, – пройти очный курс семинарии. По воскресным дням и праздникам им было благословлено участвовать в богослужениях в обители вмч. Феодора Стратилата.
Почему в другом монастыре? — спросят его чада. Потому что, несмотря на многие годы мужественной и подвижнической жизни в пустыне (а жить в таких условиях как в монастыре вмч. Феодора Стратилата, смогут немногие), опыта жизни в общежительной обители у о. Даниила, по сути, нет.
А такая школа для монаха, собирающегося удалиться в пустынное место, обязателен! Раннее удаление в пустыню, как это много лет назад случилось с недавно крестившемся и только что посвященным в монашество и священство иеромонахом Даниилом, по единодушному уверению святых отцов, неизбежно ведет к развитию прелести.
<...>
На епархиальном совете отец Даниил в ответ на наши предложения в конце концов произнес долгожданное для нас: "Как благословите, владыка".
Но на следующий день он отказался от своих слов.
О. Даниил попросился за штат. Проходить курс духовного образования отказался и не благословил на это своих послушников.
Все вышеизложенное и привело, повторюсь, - к тяжелому решению о запрещении в священнослужении иеромонаха Даниила (Лаврова).
Мы не оставляем попыток достучаться до сердца о. Даниила. В конце августа с ним беседовал епископ Нестор. Через несколько дней – игумен Матфей, наместник Фиолентовского монастыря.
Наконец, слава Богу, забрезжила надежда! Отец Даниил переехал в Фиолент. Епископ Нестор убедил о. Даниила написать покаянное письмо. Тот сделал это.
<...>
И мы, отцы, братья и сестры, ждем часа, когда сможем прославить Бога за нашего возлюбленного собрата иеромонаха Даниила и с чистой совестью провозгласить его пастырем православным, которому вновь можно будет вручить его паству с твердым упованием, что священник поведет ее не к себе, не куда-либо, а к Спасителю, Господу нашему Иисусу Христу, путями Святой Церкви.
Обращаюсь к священникам, монашествующим и мирянам с просьбой о молитвах за иеромонаха Даниила».