В стане врагов Русской Православной Церкви ликование: 27 августа 2025 года Государственная служба Украины по вопросам этнополитики и свободы совести (ГЭСС) приняла решение о признании Киевской митрополии Украинской Православной Церкви «аффилированной с иностранной религиозной организацией, деятельность которой запрещена в Украине», открыв тем самым путь к полному запрету УПЦ. Лоббист ПЦУ (так называемой «Православной церкви Украины», созданной в 2019 году Фанаром) и главный редактор сайта «Украина Православная» Ярослава Мищенко, она же Лана Самохвалова, по сообщению сайта Raskolamnet (по непонятной причине сайт загружается от случая к случаю), не могла сдержать эмоций, заявив, что без Украинской Православной Церкви мир «точно станет лучше и безопаснее».
Ещё один враг Русской Православной Церкви, известный ручной эксперт ГЭСС и лоббист ПЦУ Юрий Черноморец, определил этапы и сроки полного запрета УПЦ: «Сначала это будет центральное управление и все другие общины, которые под него подпадают. Составлен список по центральному управлению, и на местах составлены списки по тому, кто подчиняется епархиям. Все это в юридической плоскости может рассматриваться месяц. С момента, то есть с 25 августа, когда Государственная служба по этнополитике и свободе совести может подавать в суд первой инстанции, на рассмотрение дела по существу и вынесение решения отведено месяц. Если будет апелляция, то апелляционный суд тоже будет рассматривать дело месяц. То есть довольно быстро мы можем получить последствия этих решений. Если они решат оставаться верными РПЦ (МП), значит будут служить где-то по домам, подвалам, на улице». Лукавит Черноморец: бандеровские активисты, чаще всего, оперативно выявляют такие места сборов и всячески препятствуют проведению богослужений верующих, изгнанных из захваченных храмов.
Для Украинской Православной Церкви приближается венец в её исповедничестве. Как представляется, верно сравнивают нынешнее её положение в украинском обществе с ледяным озером. Но для тех, кто готов к отступничеству, готовят и жарко натопленную баню: поскольку желающих перейти в раскольническую ПЦУ находится довольно мало, Фанар, судя по всему, готов создать на Украине временный константинопольский экзархат, находясь в котором перебежчики будут подчиняться КП. Нетрудно заметить, что это идёт в разрез с политикой Фанара, не признающего рядом с собой «параллельной власти», даже и подобной ПЦУ. По этому поводу есть определённые мысли, но об этом чуть ниже.
Есть ли в УПЦ епископы, готовые предать Церковь? Да, такие есть, о них информированные источники (смотрите, например, сообщения блогера Льва Вершинина того времени) говорят еще с конца 2018 года, когда проводилась подготовка к «объединительному собору». Уже тогда утверждалось, что около 30 архиереев готовы «перейти в ПЦУ», но что-то их удержало от этого шага, кроме тех двух, что избрали путь Иуды Искариота. Вероятнее всего, чисто шкурный интерес: маловероятно или даже совсем невероятно, чтобы они тогда увлекли в раскол хотя бы незначительную часть своей паствы, понадеяться же на Сергея Думенко и его папашу — анафематствованного раскольника Михаила Денисенко, дерзко именующего себя «патриархом Филаретом», что они дадут на прокорм что-то стоящее, они тогда не решились.
С год назад эта группа засветилась в открытую: имеется в виду реакция на решение Священного Синода Русской Православной Церкви отправить на покой главу Донецкой епархии митрополита Илариона, когда свыше 30 архиереев УПЦ, явно по единой команде, опубликовали заявление с выражением резкого несогласия с этим решением. В какой-то степени от рокового шага этих епископов удерживает позиция Предстоятеля УПЦ митрополита Онуфрия, почему против него СБУ усилила давление и провела операцию с лишением его гражданства Украины. Однако после запрета УПЦ ситуация резко осложнится.
Учитывая то, что за время военных действий украинская пропаганда настроила множество колеблющихся среди православных УПЦ против Русской Православной Церкви, сегодня в раскол за «тридцаткой» может последовать какая-то довольно значительная их часть, в том числе и из числа священноначалия. Но идти в ПЦУ к Сергею Думенко желающих в любом случае найдётся немного, а поэтому варианту с созданием на Украине времянке – экзархата Константинопольского Патриархата – после запрета УПЦ Фанар может дать ход.
Но что они будут делать в таком случае с ПЦУ Сергея Думенко? – Это тогда для них, получается, как пятое колесо в телеге. Не исключено, что в связи с этим будет попытка, как об этом давно говорили некоторые эксперты, слить ПЦУ с УГКЦ (Украинской греко-католической церковью): к слову, руководители последней не перестают призывать к этому «объединению». И это вполне возможно в рамках сближения Фанара с Ватиканом: в знак, так сказать, «братской любви и примирения» запихнуть в Римскую церковь, структурой которой является УГКЦ, ставшую обузой «нечаянную автокефалию», чтобы освободить место для экзархата раскольникам. В таком случае загвоздка возможна только лишь с Сергеем Думенко, он же «митрополит Епифаний»: куда его пристроить с его амбциями? Правда, такого рода вопросы всегда довольно легко разрешались при помощи компромата (думается, там и искать не надо, всё на виду) или, в крайнем случае, с помощью рыцарей плаща и кинжала.
Что же касается тех из УПЦ, кто побежит в фанарский экзархат, буде он создан, то это не изменит отношения к ним нынешнего режима, бандеровцев и УГКЦ: они по-прежнему будут видеть в них «московских попов» и «клятых москалей», к тому же уже презренных из-за предательства. И давление с целью принудить перейти в «национальную церковь» продолжится, разве что на время несколько ослабнет.
Некоторые наблюдатели полагают, что на ПЦУ в Фанаре уже просто поставили крест. Однако превратить её в разменную монету, как видится, для Фанара всё же может оказаться предпочтительнее. Здесь, если это произойдёт, возникает и соблазн увидеть в этом что-то типа шага навстречу РПЦ со стороны Ватикана, хотя всё будет обстоять ровно противоположным образом, ибо ПЦУ – это, в первую очередь, проект УГКЦ, которая контролируется Ватиканом, а не Фанаром.
Между тем телеграм-канал Украина.ру на днях сообщил: «2 сентября душегубы из ТЦК похитили викария Новокаховской епархии епископа Нововоронцовского Серафима (Кадубянского). Вместе с ним также был задержан иеромонах Гавриил (Кинащук). Оба являются членами УПЦ. В тот же день они оказались на полигоне в Ровенской области. На сегодняшний день известно, что Серафима распределили во второй батальон воинской части в Ровенской области. Всего за два дня священнослужитель УПЦ был насильно мобилизован и зачислен в ряды ВСУ».
Согласно информации с сайта Московской Патриархии, епископ Серафим, как и митрополит Онуфрий, является уроженцем Черновицкой области Украины, и, по сути, выдвиженцем последнего: в 1997 году Онуфрий рукополагал его в иеромонаха. Естественно, что и в епископы Серафим выдвигался с подачи митрополита Онуфрия: «Решением Синода Украинской Православной Церкви от 23 октября 2024 г. избран епископом Нововоронцовским, викарием Новокаховской епархии. Хиротонию 30 октября 2024 г. в храме в честь Всех святых Пантелеимонова женского монастыря в Феофании г. Киева возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий», – это информация с сайта Московской Патриархии. Даже если епископ Серафим и не является родственником митрополита Онуфрия, что вовсе не исключено (места рождения находятся на расстоянии 50 километров одно от другого), иначе как давлением на Блаженнейшего это действо рассматривать невозможно.
Как представляется, Украину вплотную подводят к религиозной войне: представители УГКЦ во власти и в СМИ, бывшей ведущей силой майдана и оказывающей решающее влияние на политику нынешнего режима, в первую очередь в сфере религии, словно слетели с катушек, пытаясь прихватить всё, до чего у них дотягиваются руки, в том числе и посредством ПЦУ. Но на дворе не прошлые века, последствия гонений предвидеть несложно, а ждать у моря погоды, думается, многие в УПЦ не захотят, тем более если случится остановка боевых действий в результате мирных переговоров и значительная часть верующих УПЦ возвратится с фронта. Да и, самое главное, неистовство гонителей из УГКЦ и их орудий – бандеровских эскадронов смерти, созданных по латиноамериканскому образцу, – не оставляют пространства для договорённостей и поиска компромисса, ибо Украинской Православной Церкви по существу объявлена тотальная война на уничтожение.
Не вызывает удивления позиция большинства западных правозащитников, делающих круглые глаза и лицемерно вопрошающих: «Кровавые гонения по религиозному признаку? А где доказательства, статистика?». Лукавые деятели: где это видано, чтобы нацистские диктатуры выдавали доказательства и статистику по своим злодеяниям? Вы то почему не проявляете активности, находясь в безопасности? Совершенно очевидно, что за несколько дней перед захватом храмов, чтобы сломить сопротивление верующих, бандеровские отморозки жестоко избивают, а часто и убивают в домах, квартирах и на улицах наиболее активных членов прихода из числа мирян, готовых оказать сопротивление беззаконию. Ни одно украинское СМИ сегодня не будет проводить расследование такого рода случаев, да что там расследование: ни крупицы информации не даст по этому поводу.
Мы помним, как после вооруженного захвата власти в феврале 2014 года бандеровские эскадроны смерти в целях запугивания под телекамеры штурмовали здания некоторых независимых СМИ Украины, открыто угрожая физической расправой их руководителям и честным журналистам. Статистика по политическим заключенным, по жертвам террора целиком и полностью фальсифицирована нынешним украинским режимом. И западному так называемому «правозащитному сообществу» в подавляющем его большинстве глубоко плевать на это: в руководстве находятся люди, выдвинутые на свои должности по признаку преданности мировой глобалистской верхушке. Ничего нового в этом нет, известный западный принцип в отношении туземного населения: «Проблемы индейцев шерифа не волнуют». Разве что дело коснётся тех, кого они называют «наш сукин сын». Есть, конечно же, отдельные неравнодушные личности в западном правозащитном движении, которых, как правило, держат только лишь для того, чтобы за их счёт загримироваться под «божественных заступников», ибо сказано: «сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор. 11:14).
Вячеслав Степанович Макарцев, православный публицист
1.