В пятницу, 2 мая, Федеральное ведомство по охране Конституции ФРГ признало правую партию «Альтернатива для Германии» (АдГ) экстремистской на территории всей страны, говорится в заявлении контрразведки, сообщает РИА Новости.
«Ведомство по охране Конституции ФРГ признало "Альтернативу для Германии" (АдГ) чисто правоэкстремистским движением», — указано в релизе.
Депутат бундестага от этой партии Штеффен Котре, комментируя ситуацию, призвал упразднить контрразведку ФРГ. По его словам, превышающим полномочия вмешательством, она окончательно поставила себя вне игры.
В 2023 году ведомство признало правоэкстремистскими отделения АдГ в Саксонии, Тюрингии и Саксонии-Анхальт. Это решение позволило Берлину расширить арсенал средств слежки за организацией.
На федеральном уровне партию до недавних пор лишь подозревали в экстремизме, это считается более низкой угрозой. В июне 2023-го Институт прав человека ФРГ опубликовал доклад, согласно которому условия для запрета АдГ выполнены. Сама партия обвиняет немецкие власти в травле и подавлении инакомыслия.
На недавних выборах в бундестаг АдГ заняла второе место с рекордным для себя результатом в 20,8%. Рейтинги партии продолжили расти, сейчас впервые в истории опросы показывают, что «Альтернатива для Германии» с рейтингом 25-26% стала самой популярной в ФРГ.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин в Telegram-канале отреагировал на решение признать самую популярную партию ФРГ «Альтернатива для Германии» экстремистской:
«Как только лидер партии "Национальное объединение" Франции Марин Ле Пен стала самым популярным политиком, обогнав по рейтингам действующего президента Макрона, её поразили в избирательных правах на 5 лет и привлекли к уголовной ответственности.
В ноябре прошлого года в Румынии отменили результаты выборов, где победил представитель оппозиции Джорджеску. А к новым выборам его не допустили.
Популярную в Молдавии главу Гагаузской автономии Гуцул, которая не поддержала курс на евроинтеграцию, арестовали в преддверии переизбрания парламента.
Политическая система, основанная на демократических принципах: конкуренции и волеизъявлении граждан, а также правах и свободах, осталась в Европе в прошлом.
Сегодня самых популярных политиков в Германии, Франции, Румынии, Молдавии отдают под суд, а партии — запрещают.
Европейские государства превращаются в тоталитарные режимы во главе с непопулярными политиками и партиями».
Известный политолог, германист и обозреватель «Российской газеты» Тимофей Леонидович Борисов в Telegram-канале отреагировал на главную новость дня в Германии:
«Ну что? Вот мы и дождались ответа на вопрос, кто и как будет иметь отношения с АдГ.
Главная новость дня: ведомство по конституционной безопасности определило АдГ, как правоэкстремистскую и крайне опасную партию с точки зрения конституции ФРГ.
И это, прежде всего, ответ всем тем нашим высокомерным псевдоэкспертам по Германии, которые важно надували щёки и прогнозировали, что системные партии могут пойти на сотрудничество с АдГ.
Получили?
Предлагаю оценить всем моим подписчикам мои прогнозы по этому вопросу. Я рад, что в очередной раз оказался прав. Никакого сотрудничества с АдГ не будет. А вот будет ли запрет партии?»
По словам германиста, заявление Службы внутренней безопасности (Bundesamt für Verfassungsschutz, BfV) не означает запрета партии «Альтернатива для Германии».
«Запретить АдГ будет крайне сложно, - пояснил он. - Германия - юридически буквоедская страна. Кто не верит, прочитайте роман Франца Кафки "Der Prozess", и поймёте, насколько это юридически и бюрократически заординированное государство».
«Для чего же тогда было сегодня вынесено решение BfV о признании АдГ правоэкстремистской партией? – задается эксперт вопросом. – Мой ответ прост: для того, чтобы больше ни у кого в Бундестаге не возникало даже мысли о том, что с АдГ можно вступать в какие-то отношения или переговоры.
Я выше уже упоминал, что почти все наши эксперты-германисты склонялись к тому, что правительству Мерца и другим политическим силам придётся с АдГ искать общий язык и находить точки соприкосновения, ведь партия на прошедших выборах получила более 20 процентов, а на днях и вообще по опросам вышла по популярности на первое место с 26 процентами, обогнав на один процент ХДС.
Более того, Йенс Шпан, претендующий на пост главы фракции ХДС в Бундестаге, открыто говорил, что надо бы как-то привлекать АдГ к политическому процессу и взаимодействию.
Поэтому-то и понадобилось сегодняшнее заявление BfV, чтобы положить конец всем этим оппортунистическим соглашательским настроениям. Вот, мол, попробуйте теперь поработать с правыми экстремистами. С сегодняшнего дня АдГ – это официально признанная партия-изгой.
Впрочем, я уже много раз писал о том, что так оно и будет и никто с АдГ на одном гектаре не сядет».
«Второе, - продолжил Тимофей Борисов, - заявление BfV – очень громкое, символичное и значимое, которое будет иметь существенные последствия, прежде всего, для системы и системных партий в Германии. Оно означает первый шаг к началу процесса запрета партии.
И чем бы ни закончился этот скандал, все системные партии понесут имиджевые потери от этого скандала».
«Третье, - отметил эксперт. - Шанс запрета партии АдГ можно оценить сейчас, как 50 на 50. Но, прежде чем перейти к подробному юридическому и аналитическому разбору, я все же рискну сделать прогноз: АдГ запрещена не будет.
Хотя запрет, повторюсь, возможен. Но если АдГ будет запрещена, то это будет означать конец какой-либо законности в стране и переход к диктатуре, которую я бы окрестил, как либеральный тоталитаризм. Но пока до этого далеко, и я в такой расклад не верю».
Германист привёл цитату из решения: «С сегодняшнего дня Bundesamt für Verfassungsschutz, BfV классифицирует партию "Альтернатива для Германии" как устоявшуюся экстремистскую организацию… Партия характеризуется экстремистской направленностью и пренебрежением человеческим достоинством». Контрразведка полагает, что АдГ «угрожает демократии».
«Что дальше? А далее процедура запрета партии такова:
Заявление BfV означает – Verdachtsantrag. Это подозрение в неконституционности.
Оно позволяет другим партиям в Бундестаге поставить вопрос на голосование о Verbotsantrag, о запрете АдГ», - пояснил он.
«Я думаю, что такая процедура будет предпринята фракциями ХДС и СДПГ этим летом. И полагаю, что вопрос будет решено положительно. А уже после этого из Бундестага решение будет направлено в Карлсруе в Конституционный суд ФРГ, потому что только он может вынести решение о запрете партии.
Но до этого я уверен, что будет еще громкий процесс в Bundesverwaltungsgericht, в Федеральном суде, куда обратится АдГ, чтобы оспорить сегодняшнее заявление Ведомства по защите Конституционного строя BfV.
Я полагаю, что АдГ этот суд проиграет. По крайней мере, я не знаю случаев, когда кому-то удавалось отменить решение BfV. Но этот процесс позволит АдГ максимально затянуть процесс своего возможного запрета. А вот в Конституционном суде ФРГ партия АдГ просто обязана победить. Закон на её стороне», - заявил политолог.
Эксперт пояснил, что имел в виду: «В немецком праве есть понятия verfassugsfeindlich (не соответствующее Конституции) и verfassungswidrig (антиконституционное). Эти понятия различаются. Так вот, чтобы запретить партию надо признать, что её деятельность носит антиконституционный характер.
А для этого необходимы, как минимум, три условия.
Первое: партия должна быть носителем тоталитарной идеологии или расовой доктрины.
Второе: в партии должен быть культ фюрера. Не обязательно Гитлера, а просто вождя, то есть должно быть отсутствие внутренней партийной демократии.
Третье: деятельность партии должна быть нацелена на свержение действующего конституционного строя в стране.
По-немецки это юридически обязывающее определение звучит так: Конституционному суду надо будет доказать "Agressivkampferische Haltung zu freiheitliche demokratische Grundordnung".
Воспроизвожу это по памяти, но, по-моему, это звучит именно так и переводится примерно как – "агрессивно-воинственное отношение к свободному демократическому строю"».
«Всем, кто знаком с деятельностью АдГ, понятно, что к партии не применим ни один из этих трёх пунктов, - отметил Тимофей Борисов. – В партии постоянно идёт обновление кадров, она прекрасно себя чувствует в рамках действующей политической системы Германии, ходит на выборы, избирается, голосует, не призывает свергать строй. Тино Хрупалла был в Москве и возлагал венки к могиле Неизвестного солдата. Поэтому говорить о наличии в АдГ расовой доктрины тоже не приходится. Он делит с Алисой Вайдель пост сопредседателей партии, поэтому ни о каком вождизме или почитании Гитлера и речи быть не может».
«Сейчас АдГ – это по сути просто ярко выраженная пронемецкая партия. Она лишь немногим более правая, чем ХДС, недаром многие члены АдГ как раз и вышли из ХДС, будучи несогласными с ХДС всего лишь по одному вопросу: по вопросу отношения к нелегальным мигрантам. Но это уже, как говорится, привет горячий Ангеле Меркель с её политикой открытых дверей. Это изначально её вина в создании осколка ХДС в виде АдГ.
Так что АдГ – это вполне себе системная партия. И вовсе она не пророссийская.
Я бы даже сказал, что ХДС и СДПГ больше опасаются её проамериканского настроя. Недаром АдГ хвалил и Илон Маск, и другие политики США. А учитывая нынешнюю войну с Трампом – это больший грех в глазах немецкого дипстейта, нежели желание некоторых руководителей АдГ восстановить отношения с Россией», - заключил Тимофей Борисов.