Как важно быть бдительными

Проповедь в Великий Пяток. Слово у Плащаницы

Пастырская проповедь  Пасха 
0
322
Время на чтение 6 минут
Фото: из личного архива автора

Сегодня Святая Православная Церковь переживает страдания Господа нашего Иисуса Христа за грехи мира. Именно грех является причиной страшной человеческой злобы – злобы диавольской. Как говорится в богослужебных текстах, «столп злобы богопротивныя». Если Церковь – это столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15), то мир – «столп злобы богопротивныя». Против Спасителя выступает вся злоба мира. И Он обличает эту злобу. Ваш отец диавол, он был человекоубийца от начала и не устоял в истине… Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он есть лжец и отец лжи (Ин. 8:44). Так Он называет диавола, так это и есть. Поддавшись злобе, человек теряет разум. Так же как одержимый пьянством или другими пороками, он становится безумным. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив (Прем. 4:12). Эти слова мы слышали в паремиях, которые читались Великим постом на богослужениях.

Евангельское повествование о предательстве Иуды здравому человеческому разуму трудно понять. В богослужении есть такие слова: как же ты, Иуда, сделался предателем? Разве Господь отлучил тебя от апостольского лика? Разве лишил дарований? Или от трапезы отлучил? Или ноги не умыл вместе с остальными учениками (седален на утрени Великого Пятка, гл. 7-й)? Столько благодеяний Господа было на Иуде! Ведь он исцелял, как и все апостолы, ему тоже дана была такая власть. Больше того, на вечере Спаситель ноги умыл и Иуде. Господь явил Первообраз смирения. И, несмотря на это, не содрогнулось сердце предателя.

Как говорит святитель Николай Сербский, человек находится на распутье, где действует сотворенный природный дух и где сталкиваются два противоположных духа: Дух Божий и дух адский (свт. Николай Сербский (Велимирович), «Царев завет»). И выбор делает сам человек. А когда этот выбор сделан, тогда дух овладевает тем, кто его избрал. Прямо говорится: …и вечери бывшей, диаволу уже вложившу в сердце Иуде Симонову Искариотскому, да его предаст (Ин. 13:2). Сначала диавол вложил в сердце Иуды мысль о предательстве, а потом, сказано, «вошел в него сатана», и Иуда стал уже орудием диавола. Это страшная трагедия души, которая отпала от Бога и согласилась с диаволом. К тому же Иуда был пьян. В церковных песнопениях Великой Среды ясно об этом сказано: «…отонудуже и упився» (седален по кафизме на утрени Великой Среды, гл. 4-й).

Когда Господь сказал, что один из учеников предаст Его, сказано, что «апостолы весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?» Иуда тоже обратился прямо ко Господу: «Не я ли, Равви?» Богу ведомо было это предательство, Он знал, кто предаст. И ответил: «Ты сказал» (см.: Мф. 26:22–25). Но сказано это было так, чтобы никто не мог слышать. Господь сокрыл имя предателя от апостолов и только одному Иоанну Богослову сказал: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам» (Ин. 13:23–26). Как говорят святые отцы, если бы апостол Петр это услышал, он убил бы Иуду. Мы знаем, что в Гефсиманском саду он извлек меч и бросился защищать Христа. Вот свидетельство непостижимых путей Промысла Божия.

Этот пример дан нам на все времена, чтобы мы были бдительны. Ибо начиналось предательство незаметно, Иуда имел дело и с деньгами, был у него ковчежец, то есть ящик, куда жертвовали средства, а он ими распоряжался. Конечно, по указанию, но все-таки он все время был с этими деньгами. Видимо, Иуда был в ослеплении земного благополучия. А ослепление грехом помрачает рассудок, поскольку здесь уже действует нечистая сила. Иуда действовал, как тать в нощи. Вор предпочитает ночь, чтобы люди не видели его мерзкие дела.

Этот страшный пример предателя Иуды говорит нам о том, что мы просто обязаны быть другими. Мы должны быть именно такими, о которых сказал Христос: …вы есте свет мира (Мф. 5:14). Так говорит Господь апостолам и всем Своим последователям. Мы должны всячески избегать Иудина состояния, а точнее, просто не допускать того, чтобы впадать в него. Ведь то, что происходило в те времена, происходит и всегда. Суд совершается точно так же, как когда-то он был совершен над Спасителем. Когда в начале прошлого века безбожники устроили так называемое «изъятие церковных ценностей» и люди, отвратившись от Бога, стали грабить храмы, причиной этому были опять же деньги. И суд над митрополитом Вениамином Петроградским был просто спектаклем, а сущность его была проста. Митрополит Вениамин сказал: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре – жизнь или смерть, но что бы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все!» Он был расстрелян.

Все эти евангельские события, которые мы сегодня переживаем, учат нас тому, чего нужно опасаться и к чему стремиться. Наши духовные наставники говорили просто. Отец Сергий Орлов, наш батюшка, часто повторял: «От нас зло не должно исходить». А чтобы оно от нас не исходило, нужно, чтобы его в нас не было. Если ты начинаешь раздражаться и у тебя, не дай Бог, появляется какая-то злоба, ты должен всеми силами бороться с этим чувством, с этим состоянием, потому что дальше будешь делать все не то и не так.

Это наставление дается нам как раз перед окончанием поста. Остался только один день, Великая Суббота, а дальше будет Пасха Христова. И год пойдет опять своим чередом. Очень важно, чтобы то, что мы собрали за этот пост, послужило нам для укрепления в жизни – и в этой, и в будущей. Как говорил в свое время архимандрит Иоанн (Крестьянкин), нам надлежит малое доброделание. С малого все и начинается: не обратили внимания на какое-то свое немирное состояние, допустили одну мысль, другую, третью, а дальше покатился ком, наматывая на себя все больше и больше. Враг цепляется за мелочь незаметно, но всячески старается отвлечь, раздражить, сбить с пути.

Даже вот и сейчас: служба идет, в ней такое глубокое содержание. А у одного в голове одно, у другого другое. «Когда же служба кончится? Что ж так долго?» Этого полно. Не только сейчас, в любое время это в нас есть. На самом-то деле даже пребывание в храме – уже милость Божия. Некоторые очень редко ходят в храм. Но если уж пришел, то хоть сколько-то побудь. Как говорил наш отец Сергий, душу свою нужно перестраивать на евангельский строй. Шкала ценностей должна быть другая. Не временное, не преходящее должно у нас занимать первое место, а вечное.

Вот уже прошел этот пост, время незаметно летит. И жизнь проходит, но мы редко об этом задумываемся. Однако от поста к посту что-то все-таки остается. Милость Божия такова, что Господь как-то старается нас пробудить, что-то нам внушить и ждет терпеливо нашего исправления. Поэтому мы и поем: «Долготерпеливе Господи, слава Тебе!» А нам сказано: …темже приемлите друг друга, якоже и Христос прият вас во славу Божию (Рим. 15:7). Уж потерпеть-то друг друга сколько-то можно. Господь всех нас терпит, а мы друг друга не можем. Когда возникает какой-то спорный момент, что-то такое вспыхивает, то, если сразу хоть сколько-то себя сдержать, даже просто помедлить, то через некоторое время понимаешь, что не так уж это важно. А немного погодя и вообще про это забываешь.

Больше того, если что-то действительно начинает цеплять, то нужно постараться сходить и исповедоваться, спросить совета у своего духовного наставника. Это уже проверено. Пока дойдешь, иногда уже стыдно спрашивать, и получается, что спрашивать особо нечего. Конечно, можно грузить своими проблемами, но самому тоже нужно что-то делать. Как сказал отец Иоанн (Крестьянкин), за нас и без нас никто не совершит нашего спасения. Сколько – это другой вопрос, но каждый сам должен в деле своего спасения участвовать. Нужно трудиться над собой. Главное же – не раздражаться из-за мелочей. Ведь большая часть жизни – это преходящее и мелкое. Вот поэтому постараемся с Божией помощью хотя бы в чем-то малом – сдерживаться.

2015 г.

Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Серафим (Кречетов)
Делай правильный выбор – остальное управит Господь
Проповедь в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц
03.05.2025
Почему люди более возлюбили тьму, нежели свет?
Проповедь на Радоницу. Поминовение усопших
29.04.2025
Не нужно смущаться сомнениями
Проповедь на Антипасху. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
26.04.2025
Истина открывается в Таинствах Церкви
Проповедь в Светлый вторник
22.04.2025
На земле мы всё имеем по дару Божию
Проповедь в Светлый понедельник
21.04.2025
Все статьи Архимандрит Серафим (Кречетов)
Пастырская проповедь
«Почему именно наш народ смог победить самого
страшного врага в истории?»
09.05.2025
Священная война
К 80-летию Великой Победы
09.05.2025
Если бы дано нам было увидеть свою жизнь со стороны вечности
9 мая — день особого поминовения православных воинов, погибших в Великую Отечественную войну
08.05.2025
Все статьи темы
Пасха
Все статьи темы
Последние комментарии
«Еврокарфаген» должен быть разрушен!
Новый комментарий от В.Р.
09.05.2025 14:42
Есть ли в России социальная справедливость?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.05.2025 14:42
Сравним две войны
Новый комментарий от Человек
09.05.2025 13:35
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от Константин В.
09.05.2025 12:02
«Россия была и будет несокрушимой преградой для нацизма»
Новый комментарий от Владимир Николаев
09.05.2025 10:55
Оскорбляющее правосудие
Новый комментарий от Александр Т
09.05.2025 09:19
Конструкт национально-патриотической идеологии России
Новый комментарий от Александр Волков
09.05.2025 08:39