Как важно быть бдительными

Проповедь в Великий Пяток. Слово у Плащаницы

Пастырская проповедь  Пасха 
0
288
Время на чтение 6 минут
Фото: из личного архива автора

Сегодня Святая Православная Церковь переживает страдания Господа нашего Иисуса Христа за грехи мира. Именно грех является причиной страшной человеческой злобы – злобы диавольской. Как говорится в богослужебных текстах, «столп злобы богопротивныя». Если Церковь – это столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15), то мир – «столп злобы богопротивныя». Против Спасителя выступает вся злоба мира. И Он обличает эту злобу. Ваш отец диавол, он был человекоубийца от начала и не устоял в истине… Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он есть лжец и отец лжи (Ин. 8:44). Так Он называет диавола, так это и есть. Поддавшись злобе, человек теряет разум. Так же как одержимый пьянством или другими пороками, он становится безумным. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив (Прем. 4:12). Эти слова мы слышали в паремиях, которые читались Великим постом на богослужениях.

Евангельское повествование о предательстве Иуды здравому человеческому разуму трудно понять. В богослужении есть такие слова: как же ты, Иуда, сделался предателем? Разве Господь отлучил тебя от апостольского лика? Разве лишил дарований? Или от трапезы отлучил? Или ноги не умыл вместе с остальными учениками (седален на утрени Великого Пятка, гл. 7-й)? Столько благодеяний Господа было на Иуде! Ведь он исцелял, как и все апостолы, ему тоже дана была такая власть. Больше того, на вечере Спаситель ноги умыл и Иуде. Господь явил Первообраз смирения. И, несмотря на это, не содрогнулось сердце предателя.

Как говорит святитель Николай Сербский, человек находится на распутье, где действует сотворенный природный дух и где сталкиваются два противоположных духа: Дух Божий и дух адский (свт. Николай Сербский (Велимирович), «Царев завет»). И выбор делает сам человек. А когда этот выбор сделан, тогда дух овладевает тем, кто его избрал. Прямо говорится: …и вечери бывшей, диаволу уже вложившу в сердце Иуде Симонову Искариотскому, да его предаст (Ин. 13:2). Сначала диавол вложил в сердце Иуды мысль о предательстве, а потом, сказано, «вошел в него сатана», и Иуда стал уже орудием диавола. Это страшная трагедия души, которая отпала от Бога и согласилась с диаволом. К тому же Иуда был пьян. В церковных песнопениях Великой Среды ясно об этом сказано: «…отонудуже и упився» (седален по кафизме на утрени Великой Среды, гл. 4-й).

Когда Господь сказал, что один из учеников предаст Его, сказано, что «апостолы весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?» Иуда тоже обратился прямо ко Господу: «Не я ли, Равви?» Богу ведомо было это предательство, Он знал, кто предаст. И ответил: «Ты сказал» (см.: Мф. 26:22–25). Но сказано это было так, чтобы никто не мог слышать. Господь сокрыл имя предателя от апостолов и только одному Иоанну Богослову сказал: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам» (Ин. 13:23–26). Как говорят святые отцы, если бы апостол Петр это услышал, он убил бы Иуду. Мы знаем, что в Гефсиманском саду он извлек меч и бросился защищать Христа. Вот свидетельство непостижимых путей Промысла Божия.

Этот пример дан нам на все времена, чтобы мы были бдительны. Ибо начиналось предательство незаметно, Иуда имел дело и с деньгами, был у него ковчежец, то есть ящик, куда жертвовали средства, а он ими распоряжался. Конечно, по указанию, но все-таки он все время был с этими деньгами. Видимо, Иуда был в ослеплении земного благополучия. А ослепление грехом помрачает рассудок, поскольку здесь уже действует нечистая сила. Иуда действовал, как тать в нощи. Вор предпочитает ночь, чтобы люди не видели его мерзкие дела.

Этот страшный пример предателя Иуды говорит нам о том, что мы просто обязаны быть другими. Мы должны быть именно такими, о которых сказал Христос: …вы есте свет мира (Мф. 5:14). Так говорит Господь апостолам и всем Своим последователям. Мы должны всячески избегать Иудина состояния, а точнее, просто не допускать того, чтобы впадать в него. Ведь то, что происходило в те времена, происходит и всегда. Суд совершается точно так же, как когда-то он был совершен над Спасителем. Когда в начале прошлого века безбожники устроили так называемое «изъятие церковных ценностей» и люди, отвратившись от Бога, стали грабить храмы, причиной этому были опять же деньги. И суд над митрополитом Вениамином Петроградским был просто спектаклем, а сущность его была проста. Митрополит Вениамин сказал: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре – жизнь или смерть, но что бы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все!» Он был расстрелян.

Все эти евангельские события, которые мы сегодня переживаем, учат нас тому, чего нужно опасаться и к чему стремиться. Наши духовные наставники говорили просто. Отец Сергий Орлов, наш батюшка, часто повторял: «От нас зло не должно исходить». А чтобы оно от нас не исходило, нужно, чтобы его в нас не было. Если ты начинаешь раздражаться и у тебя, не дай Бог, появляется какая-то злоба, ты должен всеми силами бороться с этим чувством, с этим состоянием, потому что дальше будешь делать все не то и не так.

Это наставление дается нам как раз перед окончанием поста. Остался только один день, Великая Суббота, а дальше будет Пасха Христова. И год пойдет опять своим чередом. Очень важно, чтобы то, что мы собрали за этот пост, послужило нам для укрепления в жизни – и в этой, и в будущей. Как говорил в свое время архимандрит Иоанн (Крестьянкин), нам надлежит малое доброделание. С малого все и начинается: не обратили внимания на какое-то свое немирное состояние, допустили одну мысль, другую, третью, а дальше покатился ком, наматывая на себя все больше и больше. Враг цепляется за мелочь незаметно, но всячески старается отвлечь, раздражить, сбить с пути.

Даже вот и сейчас: служба идет, в ней такое глубокое содержание. А у одного в голове одно, у другого другое. «Когда же служба кончится? Что ж так долго?» Этого полно. Не только сейчас, в любое время это в нас есть. На самом-то деле даже пребывание в храме – уже милость Божия. Некоторые очень редко ходят в храм. Но если уж пришел, то хоть сколько-то побудь. Как говорил наш отец Сергий, душу свою нужно перестраивать на евангельский строй. Шкала ценностей должна быть другая. Не временное, не преходящее должно у нас занимать первое место, а вечное.

Вот уже прошел этот пост, время незаметно летит. И жизнь проходит, но мы редко об этом задумываемся. Однако от поста к посту что-то все-таки остается. Милость Божия такова, что Господь как-то старается нас пробудить, что-то нам внушить и ждет терпеливо нашего исправления. Поэтому мы и поем: «Долготерпеливе Господи, слава Тебе!» А нам сказано: …темже приемлите друг друга, якоже и Христос прият вас во славу Божию (Рим. 15:7). Уж потерпеть-то друг друга сколько-то можно. Господь всех нас терпит, а мы друг друга не можем. Когда возникает какой-то спорный момент, что-то такое вспыхивает, то, если сразу хоть сколько-то себя сдержать, даже просто помедлить, то через некоторое время понимаешь, что не так уж это важно. А немного погодя и вообще про это забываешь.

Больше того, если что-то действительно начинает цеплять, то нужно постараться сходить и исповедоваться, спросить совета у своего духовного наставника. Это уже проверено. Пока дойдешь, иногда уже стыдно спрашивать, и получается, что спрашивать особо нечего. Конечно, можно грузить своими проблемами, но самому тоже нужно что-то делать. Как сказал отец Иоанн (Крестьянкин), за нас и без нас никто не совершит нашего спасения. Сколько – это другой вопрос, но каждый сам должен в деле своего спасения участвовать. Нужно трудиться над собой. Главное же – не раздражаться из-за мелочей. Ведь большая часть жизни – это преходящее и мелкое. Вот поэтому постараемся с Божией помощью хотя бы в чем-то малом – сдерживаться.

2015 г.

Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Серафим (Кречетов)
Когда деньги дороже истины
Проповедь в Великую Субботу
19.04.2025
Почему отрёкся Петр?
Проповедь в Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери
17.04.2025
К принятию помилования надо приготовиться
Проповедь в Великий Вторник
15.04.2025
Не уклониться от истины
Проповедь в Великий Понедельник
14.04.2025
Все статьи Архимандрит Серафим (Кречетов)
Пастырская проповедь
«Зачем вы ищете Живаго с мертвыми»
Слово на Утрени Великой Субботы
19.04.2025
Мы дошли до этого часа
Слово после изнесения Святой Плащаницы
18.04.2025
Ныне прославился Сын Человеческий
Слово на Утрени Великий Пятницы
18.04.2025
Прочувствовать благодатную горечь страстей Христовых
Слово перед Плащаницей в Великий Пяток
17.04.2025
Тайная Вечеря
Слово в Великий Четверг
17.04.2025
Все статьи темы
Пасха
Все статьи темы
Последние комментарии
Помяни его, Господи, во Царствии Твоем
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
18.04.2025 08:37
Памяти историка и Друга
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2025 06:59
Не истребим чиновничий зуд!
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2025 16:25
«Проблема распада России всё ещё актуальна»
Новый комментарий от Прайс
17.04.2025 16:10
Антоновский: глупость или наглость от самоуверенности?
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2025 11:11
Верные Царю земному и Царю Небесному
Новый комментарий от Очевидец
17.04.2025 10:45
Верные Царю земному и Царю Небесному
Новый комментарий от Бузина Олесь
16.04.2025 18:50